Урок чтения в 1 классе.Тема: "Согласные буквы Ж ж, согласный звук [ ж]."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Важговская Оксана Владимировна

Урок разработан на основе ФГОС. В ходе урока дети познакомятся с согласными буквами Ж ж, с новым звуком , отработают навыки чтения с новыми буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

ТЕМА: Согласные буквы Ж ж, согласный звук  [ ж].

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- дети познакомятся с новым звуком [ ж] и его артикуляцией;

- научатся различать звуки [ ж] и [ ш], установят их сходство и различие;

- повторят всё о звонких и глухих согласных звуках, парных согласных, шипящих согласных;

- повторят правописание жи, ши;

- отработают навыки чтения с новыми буквами.

Ход урока

1.Актуализация знаний

2.Развитие речевого аппарата.

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Комар».

3.Артикуляционная разминка 

Упражнение «Пчела» : глубоко вдохнуть носом, а затем выдыхать, имитируя жужжание пчелы.

4.Постановка задач урока и определение темы урока.

-  Отгадайте загадки.

Я на ветке сижу,

Свою букву всё твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.(Жук)

Чёрен – да не ворон,

Рогат – да не бык,

Шесть ног – да без копыт.(Жук)

Произнесите первый звук в отгадках.(Ж)

Определите тему урока и  поставьте задачи .(дети выполняют задание)

5.Работа по теме урока

5.1.Знакомство со звуком [ ж]

- Как жужжит шмель?

- Какой звук производит пчела, когда летит?

- Назовите одинаковый звук в словах

Ужи        стрижи         ежи       снежинка

Жук        жаба             лыжи      жираф

Дайте характеристику звуку [ ж] .( согласный, шипящий, звонкий, твёрдый, парный).

- А сейчас я буду называть слова. Вставайте с места всякий раз, когда услышите звук [ ж].

Кошка,  чемодан, мыши,  ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, журавль, лиса.

5.2.Знакомство с буквами Ж,ж

- На что похожа буква Ж?

Это – Ж (же)

А это -  К(ка)

Целый жук и полжука.

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце её не растопит уже.

- Звук  [ ж] обозначается буквой Ж (же).

5.3. Различие звуков [ ж] и [ ш],сочетания жи - ши

Найдите новый звук в словах, назовите место, где слышится звук [ ж].

Жёлудь, ужи, уши, ежи, снежинка, жуки, камыши, лыжи, лыжник.

Послушайте загадку, назовите отгадку.

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он (жираф)

- Назовите первый слог. Как слышится в этом слоге звук [ ж]?

- Что слышится со звуком [ ж]? (звук [ ж] слышится твёрдо. Слышится за ним звук [ ы].Но в слоге - слиянии жи пишется буква и. Пользуемся правилом жи – ши пиши с буквой и.)

- Прочитайте слова :  шалашик-шалаш [ ш], ножик- нож [ ш]

- Какую букву нужно написать на конце слова?

- На какой звук очень похож звук [ ж ] на конце слов? (на звук [ ш ].Нужно изменить слово и услышать ясный звук.)

5.4.Работа в парах

Детям предлагается  отгадать загадки и сказать, что общего у всех отгадок?.

1.Летит – воет,

Сядет – землю роет.(жук)

2.В золотой клубочек

Спрятался дубочек .(жёлудь)

3.Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин .(журавли)

4.В синем небе голосок

Будто крохотный звонок(жаворонок)

5.5.Работа в группах

1 группа. Нарисуйте  три предмета, в названии которых есть звук [ ж ].

2 группа. Продолжите чистоговорку

Жа-жа-жа……………………………………..

Жи-жи-жи…………………………………….

Жу – жу-жу…………………………………….

3 группа. Сделайте  схемы к словам  жук, ежи, чижи.

5.6. Чтение текста с доски

Жучка

  У Жоры есть собака Жучка. У Жучки рыжая шерсть. Ушки и лапки беленькие.  

  Домик Жучки во дворе. Жучка лежит у конуры. Жора кормит Жучку. После уроков он прогуляет Жучку у реки.

- Поставьте вопросы к тексту.

- Почему некоторые слова в предложении написаны с заглавной буквы?

6.Рефлексия

- Пожалуйста, выскажите своё мнение об уроке.

- Что нового узнали? В чём сходство и различие звуков [ ж ] и [ ш ]?

-Какая орфограмма объединила эти два звука?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе. Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. ФГОС. УМК "Школа России" автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградская

Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся ссогласными звуками [т], [ т\'] , буквами Т,т, развития речи.Тип урока: решение учебной з...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: "Согласные звуки б,б. Буквы Б, б.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п....

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д".

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"....

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

Технологическая карта урока русского (3 класс). Тема: "Согласные звуки [д] и [т] в положении между звуками [з] и [н] или [с] и [н]". УМК «Перспектива»

Цель урока: формирование знаний о непроизносимых согласных [д] и [т] в положении между звуками [з] и [н] или [с] и [н] и умений определять и правильно писать непроизносимые согласные.Задачи урока...