Правописание твердых согласных в сочетаниях Жи-Ши
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Формирование навыков правописания \шипящих твердых согласных с гласными в сочетаниях ЖИ-ШИ.
Для обогащения словарного запаса детей и повторения правописания сочетаний ЖИ-ШИ была предложена пословица, где дети высказывали свое понимание пословицы, а также обращались к большому словарю толкования пословиц и поговорок.
Для пополнеиня знаний обучающихся была дана историческая справка в сказочной форме, из которой дети уяснили, что звуки (Ж,Ш) сегда твердые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_tverdyh_soglasnyh_v_sochetaniyah_zhi-shi1.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание твердых согласных в сочетаниях Жи-Ши.
Цель: Формирование навыков правописания шипящих твердых согласных с гласными в сочетаниях ЖИ-ШИ.
Задачи:1.Выработать навык правописания сочетаний ЖИ-ШИ в словах
2.Развивать орфографическую зоркость, внимание.
3. Воспитывать чувство товарищества, осторожности в опасных ситуациях.
Ход урока
- Организационный момент
Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.
- Чистописание
-Начнем работу с отгадывания загадки
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз. (Мороз)
- Посмотрите, какие узоры нанес мороз на нашей доске.
-Какие буквы вы здесь видите? (Ш,Ж)
-Какие они? (согласные, шипящие, твердые)
-Помогите морозу дорисовать эти буквы, пропишите их у себя в тетради.
- Пока вы писали в тетрадях, к нам в гости пришел дед Мороз, принес с собой елочку, но не успел ее нарядить. Помочь Деду Морозу мы с вами сможем, выполнив все задания на уроке правильно. Будьте внимательны и активны, тогда в конце урока вас ждет сюрприз.
3. Сообщение темы и цели урока.
-Итак, первое задание, на доске написана пословица, прочтите ее.
Жизнь дана на добрые дела.
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Вы были близки к ответу. Послушайте, как описывается пояснение в словаре пословиц и поговорок. (словарь)
- Посмотрите внимательно на пословицу и объясните какие орфограммы здесь видите. (за правильный ответ дети вешают игрушку на елку)
-Запишите красиво пословицу в тетрадь.
-Произнесите еще раз слово жизнь и скажите, какой гласный звук слышится в этом слове? (Ы)
-А почему написана И, что это ошибка? Как проверим написание ЖИ?
-Проверить мы не можем. После шипящих Ж и Ш слышим (Ы), а пишем мы (И), а вот почему вы сейчас узнаете, послушав сказку о буквах.
«Жили-были на свете шипящие Ж,Ш, а неподалеку жили гласные И, Ы.
Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, гласные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли гласную И. Вот только никак не могут найти гласную Ы. Искали-искали, с ног сбились,- до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходя мимо соседнего домика они увидели, что Ы, как ни в чем не бывало сидит, смеется, телевизор смотрит.
Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят шипящие Ж и Ш рядом с Ы. Именно с того самого момента шипящие Ш и Ж отвердели и стали дружить только с И.»
-Так как же пишутся сочетания ЖИ и ШИ?
-Сегодня на уроке мы с вами будем учится находить слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, правильно их писать.
ЖИ-ШИ
ПИШИ С БУКВОЙ
И
- Новый материал
А) – Сейчас мы разгадаем кроссворд. Отгадайте и запишите слово в кроссворд, подчеркните сочетание жи-ши:
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина)
***********
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши)
***********
Каждой весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые.
(шишки)
***********
Красива она и кружевна.
На руку ложится и тает она.
(снежинка)
***********
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын …(жираф)
***********
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются (кувшинки)
***********
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют! (лыжи)
-Какие орфограммы вам встретились в этих словах? (наряжаем елку)
ФИЗМИНУТКА
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках потянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок, скок, скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.
Б) – Следующие задание будет очень трудное. Из длинного слова надо найти и записать слова, с изучаемой орфограммой. Но помните, что последний слог предыдущего слова является началом второго слова.
СНЕЖИНКАРАННДАШИПОВНИК
(снежинка, карандаш, шиповник)
-Какое правило вам встретилось в этих словах? Почеркните его.
В) Работа в парах
- У каждого из вас на столе лежат конверты. Достаньте из них карточки, на которых записаны предложения и составьте из них рассказ.
- Прочитайте, что у вас получилось.
Наступила зима.
Выпал пушистый снег.
Дети пошли кататься на лыжах.
- Запишите предложение, в котором есть слово на изучаемое правило.
-Какое предложение вы записали?
Выпал пушистый снег.
- В каком слове изучаемая орфограмма?
- Как пишутся сочетания ЖИ-ШИ?
Г) Проверочная работа- взаимопроверка
- Возьмите елочную игрушку, которая лежит у вас на столе. Сверните ее пополам, а затем еще раз пополам. Теперь разверните, у вас получилось 4 окошечка. Я буду диктовать слова, на изученное правило, а вы должны записать их в два столбика. Подумайте, на какие группы разделим эти слова?
ШИЛО,УЖИ,ЛЫЖИ,ШИШКА
- Прочитайте слова первого столбика. Второго столбика.
-Проверьте написание слов с записанными на доске. ШИЛО УЖИ
ШИШКА ЛЫЖИ
- Мы справились и с этим заданием и на елочку повесили еще одну игрушку. Таким образом, наша елочка стала очень нарядная и красивая.
5. Итог урока
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
-Какие шипящие согласные всегда твердые?
- Что мы знаем о их написании?
6. Домашнее задание
7. Рефлексия
-Елка наряжена и очень красива. Она нам напоминает, что скоро будет новый год. Вы должны соблюдать правила безопасного обращения с гирляндами, бенгальскими огнями, петардами. Дед Мороз поздравляет вас с этим праздником и на память за хорошую работу дарит небольшие сувениры.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки на правописание орфоргамм: 1.Правописание жи-щи в существительных; 2. Правописание мягкого знака в конце слов; 3. Правописание мягкого знака в разных частях речи; 4. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
карточки помогут детям закрепить правописание изученных орфограмм...
Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"
Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...
Правописание слов с буквосочетаниями (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, чт, щн,нч). Согласные звуки и буквы для их обозначения.
Урок по русскому языку УМК "Школа России"...
Твердые и мягкие согласные звуки. Сочетани жи-ши.
Цель: дифференциация по звуков по звонкости – глухости; учить уметь выделять на слух слова с сочетаниями жи-ши в словах, находить их в тексте....
Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).
Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.
Литературное чтение (обучение грамоте)Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.( Урок №32, букварный период)...
Урок по теме: «Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение твердости и мягкости согласных звуков» 2 класс УМК «Перспектива»
Цель:Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.Работать над каллиграфией.Развивать умения работать в парах.Создавать ус...