Русский язык. 3 класс. Части речи.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок обощение полученных знаний о частях речи и их синтаксической роли в предложении. Работая на уроке в группе, ученики обмениваются мнениями, сотрудничают, учатся быть внимательными к своей работе и работе товарищей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema2.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Части речи (3 класс)
Цель: обобщить знания учащихся о частях речи русского языка.
I.Организационный момент.
- Слово учителя. Перед вами карта, на ней вы видите страну Лингвинию (на доске). /Лингвистика – наука о языке/.
Наш корабль причалит к берегу большого острова морфология. Сосчитайте, сколько городов на этом острове. (14 частей речи)
Многие города вам еще неизвестны, знакомство с ними впереди. Сегодня мы посетим совершенно особенные города: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Глагол.
Ну что, маршрут принят? Тогда вперед!
- На доске: прилагательное
приставка
существительное
- Какое из слов лишнее? Почему?
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О частях речи)
II. Разминка.
Задание:
Каждая команда получает карточку-таблицу. Ее нужно заполнить, распределив слова в таблице
правильно. (Слова в таблице закрепить с помощью клея).
Части речи | Члены предложения | Части слова |
имя существительное
подлежащее
сказуемое
корень
приставка
суффикс
окончание
имя прилагательное
глагол
предлог
определение
дополнение
Проверка.
III. Словарная работа.
- Составьте словарный диктант. Включите в него 10 слов: 4 названия действий, 3 названия признаков, 3 названия предметов. ( Первые пять человек получат оценки.)
IV. Повторение. Мозговой штурм.
Команда (ряд) за 1 минуту должна правильно ответить на возможно большее количество вопросов. Другие команды прошу следить за ответами и временем.
Вопросы первой команде:
- Часть речи, обозначающая предметы, явления природы, состояние человека, отвечающая на вопросы кто? что? /Имя существительное/
- Слова противоположные по значению. / Антонимы/
- Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы сто делать? что сделать? /Глагол/
- Часть слова служит для связи слов в предложении. /Окончание/
- Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? /Неодушевленные/
- Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов? /Суффикс/
- После приставки, оканчивающейся на согласную букву и перед корнем, начинающимся на гласные е,ё,ю,я пишется… /Разделительный твердый знак/
- Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «он,мой»? /Мужского рода/
- Окончание, не обозначенное звуком… /Нулевое окончание/
- Слова, у которых 2 корня называются… /сложными/
Вопросы второй команде:
- Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог – это… /Части речи/
- Общая часть родственных слов, в которых заключено их лексическое значение. /Корень/
- Слова, близкие по значению … /Синонимы/
- Подлежащее, сказуемое … /Главные члены предложения/
- Бывает ли слово без суффикса? /Да/
- Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? /Одушевленные/
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении и образования форм слова? /Окончание/
- Неизменяемая часть речи./ Наречие/
- Нельзя задать вопрос к этой части речи. /Предлог/
- Вся часть слова без окончания… /Основа слова/
Вопросы третьей команде:
- Часть слова, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? /Имя прилагательное/
- Указывает на предмет, но его не называет… /Местоимение/
- Буквы, расположенные в определенном порядке… /Алфавит/
- Бывает ли слово без корня? /Нет/
- Какие существительные пишутся с большой буквы? /Имена собственные/
- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? /Приставка/
- Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «она, моя»? /Среднего рода/
- Слово или несколько слов, выражающих законченную мысль называется … /предложением/
- Часть речи, обозначающее количество или порядок предметов при счете… /Числительное/
- Чтобы в слове выделить окончание, надо … /изменить слово/
V. Физкультминутка
- Я скажу существительное – стоим, глагол – идем на месте, прилагательное – наклоны влево, вправо.
Дождевой, проснулся, тюль, встал, хлебный, предложение, улыбался, спектакль, тетрадный,
классный, остановка.
- Как вы определяли части речи?
VI. Синтаксический разбор предложений
- Елка ветки свои опустила.
Белый иней осыпал ее.
(Г.Галина)
2) На горе высокой дуб растет могучий.
VII. Проверка – самооценка.
У каждого на парте лежит лист. Впишите фамилию.
На полоске пять чисел. Я прочитаю пять предложений. Не согласны с утверждением – зачеркните число, согласны – число пропустите .
Фамилия………………………………………………….. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- Имена прилагательные в предложении являются главным членом предложения и отвечают на вопрос кто? что?
- Имена существительные имеют постоянные признаки: род, одушевленность и неодушевленность.
- Род имени прилагательного зависит от глагола.
- Имя существительное – служебная часть речи.
- Глагол обозначает признак предмета.
Ответ: (зачитать утверждение и выслушать комментарии учеников).
Самопроверка.
Самооценка.
VIII. Обобщение материала.
Заполним таблицу, работая коллективно.
Часть речи | Что обозначает | вопросы | Роль в предложении |
Имя существительное | предмет | кто? что? | подлежащее |
Имя существительное | предмет | вопросы косвенных падежей | дополнение |
Имя прилагательное | признак предмета | какой? чей? | определение |
Могут быть другие вопросы, зависит от существительного. | |||
глагол | действие | что делать? что сделать? | сказуемое |
I Х. Самостоятельная работа.
Проверим на практике, насколько хорошо усвоили материал. Работа по карточкам.
- Выберите себе ту карточку, которая вам по силам.
Разноуровневые задания.
А |
|
В |
… играли во дворе. |
С |
Стайка птиц помчалась за лес. |
Х. Домашнее задание.
- Выбираете то задание, которое вам интересно и не вызывает затруднений.
1) Придумать 3 красивых предложения и выполнить их разбор.
2) Подобрать из книг 3 простых предложения и выполнить разбор.
3) Записать слова разных частей речи, но не менее 15 слов.
Х I. Итог урока.
- Что запомнилось из урока ?
- Что удалось?
- Что не понравилось?
- А мне, ребята, понравились ваши ответы, ваше отношение к русскому языку. Вы говорили
уверенно, грамотно, и мне не удалось вас запутать. Вы были очень внимательными на уроке.
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова
Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Тест по русскому языку. Тема " Части речи" 3 класс
Тест по русскому языку. Тема " Части речи" 3 класс...
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.
Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.
ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...
Урок русского языка. Система частей речи. Изменение глаголов по лицам в 4 классе.
Урок-путешествие со сказочным героем Стариком Хоттабычем по частям речи для систематизации изученного материала и детального рассмотрения темы изменения глаголов по лицам....