КВН по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Дети в игровой форме повторяют пройденный материал по теме "Части речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КВН по русскому языку | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КВН по русскому языку в 4 классе.
( класс разделён на 3 команды)
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по пройденному материалу. Продолжить работу над грамотностью уч -ся, развивать речь, мышление, смекалку. Воспитывать аккуратность, прилежание, прививать интерес к Русскому языку, развивать творческие и познавательные способности детей, чувство дружбы, взаимовыручки.
Оборудование: эмблемы, карточки с заданиями, дерево с яблочками.
Ход.
Учитель: Ребята, освоить родной язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наш КВН поможет вам в достижении того Чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». Русский язык - необыкновенный. В этом мы сегодня убедимся, (дети команд выстраиваются и хором говорят):
1- я команда:
Мы – весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
2-я команда:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
3-я команда:
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наше знание.
1 конкурс «Представление команд». (1 балл)
- я команда:
Капитан: Наше имя…
Команда: Союзики.
Капитан: Наш девиз:
Команда:
Мы – дружные союзики,
На месте не сидим,
За каждым предложением
Внимательно следим.
2-я команда:
Капитан: Наше имя:…
Команда: Существительное.
Капитан: Наш девиз:
Команда:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
3-я команда:
Капитан: Наше имя:…
Команда: Прилагательное.
Капитан: Наш девиз:
Команда:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
2. Конкурс «Разминка». ( 2 балла)
«Закончи пословицу»:
* Волков бояться -…….( в лес не ходить)
* Соловья баснями не ……(кормят)
* Куй железо … (пока горячо)
* Любишь кататься - ….(люби и саночки возить)
* Без труда не вытащишь и….(рыбку из пруда)
* Дарёному коню в зубы….(не смотрят)
* Десять раз отмерь -….(один раз отрежь)
* Не имей сто рублей,…..( а имей сто друзей)
* За двумя зайцами погонишься -….(ни одного не поймаешь)
* Скучен день до вечера ,….(коли делать нечего)
* Родина - мать, ……(умей за неё постоять)
* После драки …(кулаками не машут)
* По одёжке встречают,…. (а по уму провожают)
* Поспешишь…(людей насмешишь)
*Нет друга, так ищи, а нашёл,…(так береги)
* Труд человека кормит, а…(лень портит)
* Кашу маслом….(не испортишь)
* Новых друзей наживай, а ….(старых не теряй)
3 конкурс «Угадай слово» ( 1 балл)
- команда: корень в слове писать, приставка в слове рассказывать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода ( расписка )
2 команда: корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс - в слове лесник, окончание в слове ученики (подснежники)
3 команда: корень в слове ставить, приставка в слове приехал, суффикс - в слове дочка, окончание в слове ложка (приставка)
Подведение итогов конкурсов жюри.
4 конкурс «Домашнее задание». (4 балла)
1 команда:
Союз – служебная часть речи, его главная задача – соединять однородные члены предложения или отдельные предложения.
Название СОЮЗ появилось в XVll веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:
Слово И – один из самых древних союзов русского языка
Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания
Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения
Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час
Порою я совсем не повторяюсь.
Порою повторяюсь много раз.
Однородные члены предложения могут соединяться при помощи союзов И,А,НО и без помощи союзов.
Между однородными членами перед союзами А и Но всегда ставится запятая: 0,а 0; 0, но 0
Если союз И одиночный запятая не ставится: 0 и 0; 0, 0 и 0.
Если союз И повторяющийся запятая ставится: и 0, и 0; 0, и 0, и 0.
- команда:
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? И называет людей, животных, растения, предметы, явления действительности.
Имена существительные бывают одушевлённые (кто?) и неодушевлённые (что?)
Имена существительные имеют род: мужской, женский и средний.
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат, стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу, - моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род – оно, моё:
Моё окно, село моё.
Имена существительные изменяются по числам и могут иметь формы единственного и множественного числа. Некоторые имена существительные могут иметь форму только единственного или только множественного числа.
Имена существительные изменяются по падежам.
1. У слова есть 6 падежей,
6 верных маленьких пажей.
Они приходят чередой,
За слово в бой готов любой.
Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою
И про своё призвание
На ушко им поют.
2. Я – Именительный падеж
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? И что?
Ни с чем не спутает никто.
3. А я, падеж Родительный,
Характер мой общительный.
Кого? Чего?- и вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
4. Я называюсь Дательным
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
5. А я, Винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю.
Для них пятёрки я ловлю.
Кого позвать? Во что играть? Готов ребятам подсказать.
6. А я, Творительный падеж. Исполнен всяческих надежд. Творите! Чем творите? С кем?
Я подскажу вам – нет проблем.
7. А я падеж Предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я расскажу?
3 команда:
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Уже в самом имени содержится намёк на то, что оно должно к чему – то «прилагаться». Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой?какая?какое?какие? и обозначает признаки предметов.
Они изменяются по родам, числам и падежам, согласуется с существительным. В предложении является второстепенным членом.
Имена прилагательные обладают большими способностями. Они могут изменять, кроме падежа и числа, ещё и род. Это необходимо для того, чтобы они могли ПРИЛАГАТЬСЯ к существительным любого рода.
Изменяться по родам – это, пожалуй, и есть самая главная отличительная особенность прилагательных.
Очень занимательное-
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шуить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
Красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные,
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
5 конкурс «Определите часть речи» (2 балла)
1 команда:
Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
2 команда:
Снежное покрывало, покрывало всё поле.
3 команда:
Со стекла, стекла вода.
6 конкурс «Конкурс капитанов» (2 балла)
1-й капитан.
Язык (до)Киева (до)ведёт.
2-й капитан.
Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.
3-й капитан.
(С)горы (с)бежал поток проворный.
Подведение итогов 4-6 конкурсов жюри.
Игра с командами «Загадки в стихах».
- На время что – то прекратив,
Мы объявляем ( перерыв)
- В борьбе, в труде устали слишком-
Дают уставшим (передышку)
- После урока непременно
Нужна ребятам (перемена)
7 конкурс «Крылатые выражения». ( 3 балла)
1 команда:
Рукой подать (близко)
В час по чайной ложке (медленно)
Зарубить на носу (запомнить)
2 команда:
Морочить голову (обманывать)
Во весь дух (быстро )
Перемывать косточки (сплетничать, злословить, судачить)
3 команда:
Прикусить язык (замолчать)
Ни пуха, ни пера ( пожелать удачи )
Сломя голову (быстро)
8 конкурс «Образуй сложные слова». ( 3 балла)
1 команда:
Паровой, ходить – ( пароход)
Звёзды, летать – (звездолёт)
Колоть, лёд – ( ледокол)
2 команда:
Падать, листья – (листопад)
Рубить, лес – ( лесоруб)
Ловить, рыба – (рыболов)
- команда:
Сосать, пыль –(пылесос)
Пешком, ходить –( пешеход)
Мясо, рубить – ( мясоруб)
9 конкурс « Подбери синонимы» ( За каждое слово 1 балл)
1 команда:
Смелый – ( отважный, храбрый, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, мужественный)
2 команда:
Большой – (гигантский, громадный, огромный)
- команда:
Грустный - (печальный,скучный,невесёлый)
10 конкурс « Найди третье лишнее». ( 2 балла)
1 команда:
Вода, водить, водный.
Море, морщины, морской.
2 команда:
Боль, большой, больница.
Горе, нагорный, горевать.
3 команда:
Пот, потолок, потливый.
Гореть, угорать, гора.
Подведение итогов.
1 чтец:
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
2 чтец:
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
3 чтец:
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
4 чтец:
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
5 чтец:
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Награждение участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....