4 класс.« Три типа склонения имен существительных в единственном числе».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Степанова Галина Владимировна

 

Дать понятие о трех типах склонения имен существительных, научить  распознавать тип склонения по окончанию (в начальной форме) и по роду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык.

4 класс. «Школа России».

Тема урока « Три типа склонения имен существительных в единственном  

                          числе».

Цели: 1. Дать понятие о трех типах склонения имен существительных, научить  

               распознавать тип склонения по окончанию (в начальной форме) и по роду.

           2. Развивать орфографическую зоркость учащихся.

           3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, расширять кругозор

               учащихся.

Оборудование: 1. Учебники «Русский язык» 4 класс Т.Г.Рамзаевой.

                            2. Таблица «Три типа склонения имен существительных».

                            3. Памятки: «Как определить склонение в И.п.»;

                                                «Как определить склонение в других падежах».

                            4. Веера (1, 2, 3 скл.)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме имя существительное, познакомимся с новым понятием. И к концу урока научимся делить имена существительные на группы, а по какому признаку будем делить, узнаем на уроке.

  1. Словарная работа.
  1. а) – Начнем наш урок со словарной работы.

         – Послушайте слова (слова записаны на доске с пропущенной  

        орфограммой) и определите признак, по  которому эти слова можно  

       распределить на 2 группы.

        (1 – по частям речи; 2 – по орфограммам)

Мя…кий, от ж…ры, ни…кий, за ч…рвями, чу…кий, на площ…ди.

      (Дети записывают слова по вариантам:

           1 вариант – безударный гласный, имена прилагательные;

           2 вариант – парный согласный, имена существительные).

     б) Проверка.

          – Какие слова записали ребята 1-го варианта (2-го варианта)?

          – Как проверить безударный гласный (парный согласный)?

             (Пропущенные буквы вставить в слова на доске)

         – Имена существительные в словарной работе употреблены с  

         предлогами. Как поставить имя существительное в начальную форму?

         – Назовите начальную форму этих имен существительных.

   в)  Работа над словом с непроверяемым написанием. (Газета)

         – Прочитайте слово, состоящее из букв, которые мы вставили на место

          пропущенных орфограмм.

         – Что такое газета? (Показать газету)

              ГАЗЕТА – это периодическое издание в виде больших листов, в  

                                 которое выходит несколько раз в неделю и отражает

                                 события в нашей стране и за рубежом.

           – Какие газеты знаете?

           – Какие газеты выходят в нашем городе?

           – Как понимаете словосочетание периодическое издание?

               (Это издание, которое выходит установленное количество раз за  

           определенное время. Например, 3 раза в неделю).

      – Как понимаете выражение «Он живая газета»?

          (Выражение означает, что человек знает последние новости и

                                предает  их другим).

                          – Составьте устно предложение со словом газета.

                     г)  – Выделите в этом слове орфограмму. (Один ученик записывает

                                слово на доске, выделяет орфограмму)

                                    Газета – (поставить ударение, выделить корень, безударный      

                                                     гласный) проверить нельзя, так как в этом слове

                                                     непроверяемый  безударный гласный, его нужно

                                                     запомнить.

                     д) Запись слова газета, деля на слоги и для переноса.

                     е) – Охарактеризуйте слово газета как часть речи.

                         – Это склоняемое или несклоняемое имя существительное?

                         – Что значит просклонять имя существительное?

  1. Работа над новым материалом.

1. Орфографическая задача для понимания практической значимости изучения типов склонения.

                – Прочитайте предложение (запись на доске)

                   Машина ехала по улице Пушкина и по площади Свободы.

                – Какой частью речи являются выделенные слова?

                – Определите падеж выделенных имен существительных.

                – Объясните, почему в этих слова разные окончания, если эти оба слова  

                   имена существительные и стоят они в одном падеже?

                – К решению этой задачи мы обратимся на уроке.

  1. Физминутка.

а) Снятие мышечного напряжения.

    Раз – прогнуться, подтянуться.

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

    На четыре – руки шире.

    Пять – руками помахать.

    Шесть – за парту тихо сесть.

б) Гимнастика для глаз.

     – быстро поморгали – 10 раз.

     – круговые движения – 6 раз.

     – зажмурить глаза.

  1. – Давайте частично просклоняем имена существительные по данным  падежам. (три человека работают у доски)

            1 скл.                              2 скл.                             3 скл.

И.п. – сестра                    И.п. – конь                      И.п. – степь

Р.п. – сестры                    Р.п. – коня                       Р.п. – степи

Д.п. – сестре                    Д.п. – коню                     Д.п. – степи

П.п. – о сестре                 П.п. – о коне                   П.п. – о степи

 1 ряд склоняет слова сестра.

      2 ряд склоняет слово конь.

      3 ряд склоняет слово степь.

 – Давайте посмотрим на окончания имен существительных в И.п. Они разные. В Р.п., Д.п., П.п. окончания тоже разные.

 – Чем отличаются имена существительные в И.п.? (родом и окончанием)

 – В русском языке так принято, что слова, которые склоняются как существительное сестра, называются словами 1-го склонения, как слово конь – 2-го склонения, как слово степь – 3-го склонения.

 – Слово склонение будем записывать так – скл.

 – А куда же отнести существительные среднего рода? Давайте посмотрим на  таблицу  в учебнике и сравним правильно ли мы определили склонение и что еще заметим.

 – Как вы думаете, почему существительные среднего рода решили отнести ко 2-му склонению?

 – Какие еще существительные относятся к 1 склонению?

  1. Обобщение о типах склонения.

 – По каким признакам мы разделили имена существительные на три склонения?

 – Какие имена существительные относятся к 1 (2, 3) склонению?

 – Наши выводы о склонении имен существительных можно увидеть в таблице. Она нам будет помогать в определении склонения имен существительных.

 – Так как определить склонение имен существительных в И.п.?

  1. Закрепление.

1.  – Давайте поупражняемся в определении склонения имен существительных, выполнив упр. 166 на стр. 88.

     – Послушайте образец определения склонения имени существительного:

        Зима –  сущ. ж.р., окончание -а, значит 1 склонение.

     

1 строка – с устным объяснением.

2 строка – работа с веерами.

3 строка – самостоятельно записать слова в три столбика по склонениям.

2. Проверка.

  1. – Давайте вернемся к предложению

        «Машина ехала по улице Пушкина и по площади Свободы».

     – Так почему разные окончания в выделенных словах?

     – А как определить склонение в падежах, кроме именительного?

       (Памятка)

  1. Обобщение.

1.  – Что такое склонение?

     – Какого склонения бывают имена существительные?

     – Какие существительные относятся к 1 (2, 3) склонению?

     – Как определить склонение в И.п.?

     – Как определить склонение в других падежах?

2. Выполнение упражнения на определение склонения.

      – Устраните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.

         (Слова записаны на доске).

весна   река   стекло   стрела

стена   сверло   озеро   гнездо

дверь   ночь   лагерь   мышь

  1. Итог урока.

           – Чему научились на уроке?

  1. Домашнее задание.

Стр. 88 правило, упр. 169.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Три склонения имен существительных в единственном числе

Дать понятие о трех типах склонения имен существительных и ознакомить с  распознаванием  типа склонения по  окончанию ( в начальной форме) и по роду...

Крнспект урока русского языка в 4 классе "Три типа склонения имен существительных."

Цель:- учащиеся применяют и используют ранее изученный теоретический материал об имени существительном;- учащиеся интерпретируют кластер, таблицы, отражающие морфологические признаки имени существител...

Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного"     (УМК "Школа России")...

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имён существительных в единственном числе"

Тема урока: "Склонение имён существительных в единственном числе"...

Урок русского языка в 4 классе "Три типа склонения имен существительных"

Урок в 4 классе о сущетсвительных и трех типах их склонения....