4 класс.« Три типа склонения имен существительных в единственном числе».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Дать понятие о трех типах склонения имен существительных, научить распознавать тип склонения по окончанию (в начальной форме) и по роду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык.
4 класс. «Школа России».
Тема урока « Три типа склонения имен существительных в единственном
числе».
Цели: 1. Дать понятие о трех типах склонения имен существительных, научить
распознавать тип склонения по окончанию (в начальной форме) и по роду.
2. Развивать орфографическую зоркость учащихся.
3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, расширять кругозор
учащихся.
Оборудование: 1. Учебники «Русский язык» 4 класс Т.Г.Рамзаевой.
2. Таблица «Три типа склонения имен существительных».
3. Памятки: «Как определить склонение в И.п.»;
«Как определить склонение в других падежах».
4. Веера (1, 2, 3 скл.)
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме имя существительное, познакомимся с новым понятием. И к концу урока научимся делить имена существительные на группы, а по какому признаку будем делить, узнаем на уроке.
- Словарная работа.
- а) – Начнем наш урок со словарной работы.
– Послушайте слова (слова записаны на доске с пропущенной
орфограммой) и определите признак, по которому эти слова можно
распределить на 2 группы.
(1 – по частям речи; 2 – по орфограммам)
Мя…кий, от ж…ры, ни…кий, за ч…рвями, чу…кий, на площ…ди.
(Дети записывают слова по вариантам:
1 вариант – безударный гласный, имена прилагательные;
2 вариант – парный согласный, имена существительные).
б) Проверка.
– Какие слова записали ребята 1-го варианта (2-го варианта)?
– Как проверить безударный гласный (парный согласный)?
(Пропущенные буквы вставить в слова на доске)
– Имена существительные в словарной работе употреблены с
предлогами. Как поставить имя существительное в начальную форму?
– Назовите начальную форму этих имен существительных.
в) Работа над словом с непроверяемым написанием. (Газета)
– Прочитайте слово, состоящее из букв, которые мы вставили на место
пропущенных орфограмм.
– Что такое газета? (Показать газету)
ГАЗЕТА – это периодическое издание в виде больших листов, в
которое выходит несколько раз в неделю и отражает
события в нашей стране и за рубежом.
– Какие газеты знаете?
– Какие газеты выходят в нашем городе?
– Как понимаете словосочетание периодическое издание?
(Это издание, которое выходит установленное количество раз за
определенное время. Например, 3 раза в неделю).
– Как понимаете выражение «Он живая газета»?
(Выражение означает, что человек знает последние новости и
предает их другим).
– Составьте устно предложение со словом газета.
г) – Выделите в этом слове орфограмму. (Один ученик записывает
слово на доске, выделяет орфограмму)
Газета – (поставить ударение, выделить корень, безударный
гласный) проверить нельзя, так как в этом слове
непроверяемый безударный гласный, его нужно
запомнить.
д) Запись слова газета, деля на слоги и для переноса.
е) – Охарактеризуйте слово газета как часть речи.
– Это склоняемое или несклоняемое имя существительное?
– Что значит просклонять имя существительное?
- Работа над новым материалом.
1. Орфографическая задача для понимания практической значимости изучения типов склонения.
– Прочитайте предложение (запись на доске)
Машина ехала по улице Пушкина и по площади Свободы.
– Какой частью речи являются выделенные слова?
– Определите падеж выделенных имен существительных.
– Объясните, почему в этих слова разные окончания, если эти оба слова
имена существительные и стоят они в одном падеже?
– К решению этой задачи мы обратимся на уроке.
- Физминутка.
а) Снятие мышечного напряжения.
Раз – прогнуться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
б) Гимнастика для глаз.
– быстро поморгали – 10 раз.
– круговые движения – 6 раз.
– зажмурить глаза.
- – Давайте частично просклоняем имена существительные по данным падежам. (три человека работают у доски)
1 скл. 2 скл. 3 скл.
И.п. – сестра И.п. – конь И.п. – степь
Р.п. – сестры Р.п. – коня Р.п. – степи
Д.п. – сестре Д.п. – коню Д.п. – степи
П.п. – о сестре П.п. – о коне П.п. – о степи
1 ряд склоняет слова сестра.
2 ряд склоняет слово конь.
3 ряд склоняет слово степь.
– Давайте посмотрим на окончания имен существительных в И.п. Они разные. В Р.п., Д.п., П.п. окончания тоже разные.
– Чем отличаются имена существительные в И.п.? (родом и окончанием)
– В русском языке так принято, что слова, которые склоняются как существительное сестра, называются словами 1-го склонения, как слово конь – 2-го склонения, как слово степь – 3-го склонения.
– Слово склонение будем записывать так – скл.
– А куда же отнести существительные среднего рода? Давайте посмотрим на таблицу в учебнике и сравним правильно ли мы определили склонение и что еще заметим.
– Как вы думаете, почему существительные среднего рода решили отнести ко 2-му склонению?
– Какие еще существительные относятся к 1 склонению?
- Обобщение о типах склонения.
– По каким признакам мы разделили имена существительные на три склонения?
– Какие имена существительные относятся к 1 (2, 3) склонению?
– Наши выводы о склонении имен существительных можно увидеть в таблице. Она нам будет помогать в определении склонения имен существительных.
– Так как определить склонение имен существительных в И.п.?
- Закрепление.
1. – Давайте поупражняемся в определении склонения имен существительных, выполнив упр. 166 на стр. 88.
– Послушайте образец определения склонения имени существительного:
Зима – сущ. ж.р., окончание -а, значит 1 склонение.
1 строка – с устным объяснением.
2 строка – работа с веерами.
3 строка – самостоятельно записать слова в три столбика по склонениям.
2. Проверка.
- – Давайте вернемся к предложению
«Машина ехала по улице Пушкина и по площади Свободы».
– Так почему разные окончания в выделенных словах?
– А как определить склонение в падежах, кроме именительного?
(Памятка)
- Обобщение.
1. – Что такое склонение?
– Какого склонения бывают имена существительные?
– Какие существительные относятся к 1 (2, 3) склонению?
– Как определить склонение в И.п.?
– Как определить склонение в других падежах?
2. Выполнение упражнения на определение склонения.
– Устраните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.
(Слова записаны на доске).
весна река стекло стрела
стена сверло озеро гнездо
дверь ночь лагерь мышь
- Итог урока.
– Чему научились на уроке?
- Домашнее задание.
Стр. 88 правило, упр. 169.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Три склонения имен существительных в единственном числе
Дать понятие о трех типах склонения имен существительных и ознакомить с распознаванием типа склонения по окончанию ( в начальной форме) и по роду...
Крнспект урока русского языка в 4 классе "Три типа склонения имен существительных."
Цель:- учащиеся применяют и используют ранее изученный теоретический материал об имени существительном;- учащиеся интерпретируют кластер, таблицы, отражающие морфологические признаки имени существител...
Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного.
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного" (УМК "Школа России")...
Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен сущес...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имён существительных в единственном числе"
Тема урока: "Склонение имён существительных в единственном числе"...
Урок русского языка в 4 классе "Три типа склонения имен существительных"
Урок в 4 классе о сущетсвительных и трех типах их склонения....