Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имён существительных в единственном числе"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кучерявая Наталья Владимировна

Тема урока: "Склонение имён существительных в единственном числе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка :Тема: «Склонение имён существительных в единственном  числе»

Учебно-методическое обеспечение: Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева «Русский язык 3 класс» в 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров», 2012 г.

Время реализации занятия: второе полугодие

Цель урока: на основании исследования собранной детьми «копилки» подвести обучающихся к правилу правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить  правило  проверки безударной гласной в корне слова;
  • учить детей различать и проверять безударные окончания существительных;
  • формировать навык правописания окончаний существительных.

Развивающие:

  • формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии и делать выводы в исследуемом материале;  
  • развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
  • расширять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость младших школьников.

Воспитательные

Воспитывать интерес к языку и бережное отношение к природе.

Ход урока:

I Орг. момент:

         Дети в путь собираются.

         Узнаем пути напркласс)авления

         В этом объявлении:

II. - Читая объявление, вы ничего не заметили?

орфографическая минутка в тетради, дети исправляют допущенные ошибки в объявлении )- Подберите еще два слова с этой же орфограммой и запишите в тетрадь (фронтальная проверка)

- Прочитайте, ваши примеры.

Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.

  • Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (сказуемое)
  • Главная неизменяемая часть слова? (корень)
  • Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
  • Изменяемая часть слова? (окончание)
  • Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные)
  • Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)
  • В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (в начальной форме)
  • Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)
  • Соединительная гласная в сложном слове вездеход? (е)

Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ.  

Запишите это слово красиво на следующей строке

  • Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)
  • Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)
  • Назовите их по порядку. (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
  • - Назовите по порядку падежи вместе с вопросами.
  • - Почему у нас 2 вида падежных вопросов? (падежные вопросы кто? кого? кому?... мы задаем к одушевленным существительным, а вопросы что? чего? ….. - к неодушевленным существительным)

Я вам предлагаю побывать исследователями. А исследовать мы сегодня будем нашу копилку слов, которую вы собрали и попытаемся найти ответ на вопрос: Для чего еще нам надо знать падежи?

Работа с копилкой ( в работе с копилкой дети выполняют ряд заданий, с помощью которых ненавязчиво детям предлагаются приемы исследования):

1.Задание

Игра «Да –нетка» (в этой игре дети учатся правильно задавать вопросы, и сужать поле поиска нужного слова. Примеры вопросов: «- Это слово с предлогом на?», «-В этом слове три слога?», «- Это слово женского рода?», и т.д.))

- Я загадала одно из слов копилки, задайте мне вопросы, на которые я могу ответить только словами «Да» или «Нет»

(учителем было загадано слово на осине)

2. Задание

Игра «Теремок»  в этой игре дети находят сходства остальных слов с тем, которое поместили в теремок. Ребенок берет карточку и говорит пустите меня в теремок, я слово «на листочке». Ведущий: «Почему я тебя должен пустить?» Ученик: «Потому что у меня тоже есть предлог на»)

- Я эту карточку                               помещаю в теремок.

Варианты детских предложений:

  1. У меня такой же род.
  2. У меня такой же предлог.
  3. У меня такое же окончание.
  4. У меня такое же количество слогов.
  5. У меня такой же падеж.
  6. У меня тоже безударное окончание.
  7. И т.д.

(когда одним из учеников выбирается первый вариант, учитель может предложить детям назвать из «копилки» слова с этим же признаком и группу слов записать в тетрадь и надписать названный учеником признак: род.  Аналогичная работа проводится с другими вариантами. Можно игру остановить после 3-4 вариантов)

VII. – Назовите, в каком случае все слова нашей копилки войдут в общую группу? ( Мое слово тоже с предлогом. У моего слова безударное окончание)

- Не забывайте, что мы с вами на уроке русского языка и должны писать грамотно. Какой же вариант выберем для исследования? (безударные окончания)

- Подумайте, на какие группы можно разбить все наши слова из «копилки»? ( по родам, три склонения)

VIII. Физминутка (подвижная)Мои друзья

-( Давайте повторим склонения существительных. Я буду называть слова, а вы выполнять движения. Если существительное 1-го склонения вы приседаете, если 2-ого – делаете наклон вперед, а если 3-его – потягиваетесь вверх приподнимаясь на носочки. )

Учитель называет слова: медведь, лошадь, поле, ветер, дорога, корзина, компас, река, площадь, плеть, ветка, сорока, корень, начало, куртка.    

IX. Молодцы, отдохнули продолжаем работать.

- Хорошо 1-й вариант записывает слова по родам, а 2-й – по склонениям. (два ученика работают у доски)

1-й вариант

            ж.р                    м.р.                       ср.р.

2-й вариант

1-е скл.                    

1-е скл.                                         2-е скл.                                  3-е скл.

- Надпишите над словами падежи.

- Как вы думаете, какой мы должны выбрать для исследования 1-й или 2-й вариант, чтобы вывести правило написания безударных окончаний имен существительных? (ответы детей)

- Давайте попробуем составить таблицу наших наблюдений, предлагаю вам обсудить этот вопрос в группах. (работа в группах на заготовленных заранее листах)

Каждая группа предлагает свой вариант таблицы

- Ребята, выберите все же более подходящий вариант.

- Что мы увидели в этой таблице? Попробуйте теперь сформулировать правило.

X. Вывод

- Вспомните начало урока, на какой вопрос мы должны были с вами ответить?

- Можете ли вы сейчас дать на него ответ? (ответы детей)

- А какое правило вы для себя открыли?

- Что для этого нужно уметь? (определить склонение и падеж)

XI. Закрепление. 

- Давайте проверим себя, как вы сможете применить полученные на уроке открытия в практике.

XII. Домашнее задание.

Упр. 448      Упр. 449 (по выбору)

XII. Рефлексия..

- Выскажите свое мнение, чьи рассуждения вам понравились.

- А кому-то может быть дадите совет.

- Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"

Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....

Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе"

Конспект урока с презентацией обобщения и систематизации знаний по теме, гда учащиеся сами  оценивают свой уровень усвоения темы....

Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на  конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...

Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс

Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...