Урок русского языка в 3 классе по теме "Склонение имён существительных в единственном числе"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема урока: "Склонение имён существительных в единственном числе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка :Тема: «Склонение имён существительных в единственном числе»
Учебно-методическое обеспечение: Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева «Русский язык 3 класс» в 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров», 2012 г.
Время реализации занятия: второе полугодие
Цель урока: на основании исследования собранной детьми «копилки» подвести обучающихся к правилу правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить правило проверки безударной гласной в корне слова;
- учить детей различать и проверять безударные окончания существительных;
- формировать навык правописания окончаний существительных.
Развивающие:
- формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии и делать выводы в исследуемом материале;
- развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
- расширять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость младших школьников.
Воспитательные
Воспитывать интерес к языку и бережное отношение к природе.
Ход урока:
I Орг. момент:
Дети в путь собираются.
Узнаем пути напркласс)авления
В этом объявлении:
II. - Читая объявление, вы ничего не заметили?
орфографическая минутка в тетради, дети исправляют допущенные ошибки в объявлении )- Подберите еще два слова с этой же орфограммой и запишите в тетрадь (фронтальная проверка)
- Прочитайте, ваши примеры.
Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.
- Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (сказуемое)
- Главная неизменяемая часть слова? (корень)
- Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
- Изменяемая часть слова? (окончание)
- Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные)
- Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)
- В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (в начальной форме)
- Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)
- Соединительная гласная в сложном слове вездеход? (е)
Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ.
Запишите это слово красиво на следующей строке
- Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)
- Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)
- Назовите их по порядку. (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)
- - Назовите по порядку падежи вместе с вопросами.
- - Почему у нас 2 вида падежных вопросов? (падежные вопросы кто? кого? кому?... мы задаем к одушевленным существительным, а вопросы что? чего? ….. - к неодушевленным существительным)
Я вам предлагаю побывать исследователями. А исследовать мы сегодня будем нашу копилку слов, которую вы собрали и попытаемся найти ответ на вопрос: Для чего еще нам надо знать падежи?
Работа с копилкой ( в работе с копилкой дети выполняют ряд заданий, с помощью которых ненавязчиво детям предлагаются приемы исследования):
1.Задание
Игра «Да –нетка» (в этой игре дети учатся правильно задавать вопросы, и сужать поле поиска нужного слова. Примеры вопросов: «- Это слово с предлогом на?», «-В этом слове три слога?», «- Это слово женского рода?», и т.д.))
- Я загадала одно из слов копилки, задайте мне вопросы, на которые я могу ответить только словами «Да» или «Нет»
(учителем было загадано слово на осине)
2. Задание
Игра «Теремок» в этой игре дети находят сходства остальных слов с тем, которое поместили в теремок. Ребенок берет карточку и говорит пустите меня в теремок, я слово «на листочке». Ведущий: «Почему я тебя должен пустить?» Ученик: «Потому что у меня тоже есть предлог на»)
- Я эту карточку помещаю в теремок.
Варианты детских предложений:
- У меня такой же род.
- У меня такой же предлог.
- У меня такое же окончание.
- У меня такое же количество слогов.
- У меня такой же падеж.
- У меня тоже безударное окончание.
- И т.д.
(когда одним из учеников выбирается первый вариант, учитель может предложить детям назвать из «копилки» слова с этим же признаком и группу слов записать в тетрадь и надписать названный учеником признак: род. Аналогичная работа проводится с другими вариантами. Можно игру остановить после 3-4 вариантов)
VII. – Назовите, в каком случае все слова нашей копилки войдут в общую группу? ( Мое слово тоже с предлогом. У моего слова безударное окончание)
- Не забывайте, что мы с вами на уроке русского языка и должны писать грамотно. Какой же вариант выберем для исследования? (безударные окончания)
- Подумайте, на какие группы можно разбить все наши слова из «копилки»? ( по родам, три склонения)
VIII. Физминутка (подвижная)Мои друзья
-( Давайте повторим склонения существительных. Я буду называть слова, а вы выполнять движения. Если существительное 1-го склонения вы приседаете, если 2-ого – делаете наклон вперед, а если 3-его – потягиваетесь вверх приподнимаясь на носочки. )
Учитель называет слова: медведь, лошадь, поле, ветер, дорога, корзина, компас, река, площадь, плеть, ветка, сорока, корень, начало, куртка.
IX. Молодцы, отдохнули продолжаем работать.
- Хорошо 1-й вариант записывает слова по родам, а 2-й – по склонениям. (два ученика работают у доски)
1-й вариант
ж.р м.р. ср.р.
2-й вариант
1-е скл.
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
- Надпишите над словами падежи.
- Как вы думаете, какой мы должны выбрать для исследования 1-й или 2-й вариант, чтобы вывести правило написания безударных окончаний имен существительных? (ответы детей)
- Давайте попробуем составить таблицу наших наблюдений, предлагаю вам обсудить этот вопрос в группах. (работа в группах на заготовленных заранее листах)
Каждая группа предлагает свой вариант таблицы
- Ребята, выберите все же более подходящий вариант.
- Что мы увидели в этой таблице? Попробуйте теперь сформулировать правило.
X. Вывод
- Вспомните начало урока, на какой вопрос мы должны были с вами ответить?
- Можете ли вы сейчас дать на него ответ? (ответы детей)
- А какое правило вы для себя открыли?
- Что для этого нужно уметь? (определить склонение и падеж)
XI. Закрепление.
- Давайте проверим себя, как вы сможете применить полученные на уроке открытия в практике.
XII. Домашнее задание.
Упр. 448 Упр. 449 (по выбору)
XII. Рефлексия..
- Выскажите свое мнение, чьи рассуждения вам понравились.
- А кому-то может быть дадите совет.
- Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"
Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.
Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....
Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе"
Конспект урока с презентацией обобщения и систематизации знаний по теме, гда учащиеся сами оценивают свой уровень усвоения темы....
Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.
Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...
Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс
Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос...
конспект урока по русскому языку 4 класс "Безударное окончание имен существительных в единственном числе"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"
Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...