урок обучение грамоте по теме: написание буквы Рр.
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме
конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. тема урока: Написание буквы Рр. Учебник: Русская азбука, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, стр. 68-69, Чудо-пропись, стр. 6.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_9.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте.
Тема: написание буквы Рр.
Учебник: Русская азбука, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, стр. 68-69, Чудо-пропись, стр. 6.
Буквы, которые уже изучены детьми: а, о, и, ы, у, с, н, к, т, л.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- учить детей писать строчную и заглавную букву Рр
- учить соединять эту букву с другими буквами
-развивать мелкую моторику рук
- развивать память, внимание, устную речь
- воспитывать аккуратность, усидчивость
Основные понятия: звук, буква, слово, слоги. Предложение, элементы букв, заглавная буква, строчная буква.
Оборудование: демонстрационная таблица, иллюстрации, элементы букв, азбука в картинках, схемы-модели для слого-звукового анализа.
Методы и приемы: словесный 9объяснение), наглядный (иллюстрации); методы обучения письма: копировальный (обводка по точкам, письмо по образцу с доски или прописи); приемы обучения письма: конструктивный (выяснение элементного состава буквы).
План урока:
1) орг.момент (1 мин).
2) формирование мотивации ( 1 мин).
3) изучение нового материала:
-переход от звука к букве (5мин)
-знакомство с образом строчной буквы (ознакомительный этап) (1 мин)
-элементы буквы (аналитический этап) (1 мин)
-написание буквы (5 мин)
-навык (автоматизация) (3 мин)
-буква в слове, разбор слова (1 мин)
-разбор предложения (3мин)
-физкультминутка (1 мин)
-знакомство с образом заглавной буквы (1 мин)
-элементы буквы (1 мин)
-написание заглавной буквы (5 мин)
-работа с предложениями (5 мин)
-работа с пословицей (3 мин)
4) итог
5) дом. Задание.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Здравствуйте, ребята! Начинаем урок письма. На этом уроке мы будем работать в прописи, разбирать слова и предложения. Для этого у каждого из вас должны лежать пропись, ручка, карандаш. Проверьте свою готовность к уроку. Начнем урок со скороговорки. Послушайте её. Ехал грека через реку, Видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку грека цап. Какой звук в этой скороговорке слышится чаще? Сравните этот звук в словах «грека», «рак». Всегда ли этот звук слышится одинаково? Подберите, пожалуйста слова, где звук [р] твердый. Назовите такие слова, где [р] мягкий. Молодцы! А теперь я вам предлагаю отгадать загадки: Крашеное коромысло Над рекой повисло. Правильно! В слове «радуга», где мы слышим звук [р]? Верно! мы слышим этот звук в начале слова. Серый, маленький, проворный, Я люблю жучков и зёрна. В теплый край я не лечу, Здесь под крышей жить хочу. Правильно! в слове «воробей», где слышится звук [р]? Стоит толстячок, Подбоченя бочок. Шипит, кипит, Всем чай пить велит. Верно! А в этом слове где слышится звук [р]? Итак, ребята, звук [р], который бывает твердым и мягким, на письме обозначается буквой Рр (эр). Ребята, а что нам напоминает буква Р прописная, на что она похожа? А теперь откройте Чудо-пропись на странице 6. Прочитайте первое слово, которое нам встречается. Слово «ракетка». Что оно обозначает? Да, это спортивный снаряд для удара по мячу или волану при игре в теннис, бадминтон. Разберем это слово по слогам. Работаем с карточками. Составьте у доски схему этого слова. Молодцы! Прежде чем начать писать эту букву, вспомним, как правильно нужно сидеть на уроке письма: спина прямая, ноги на полу, тетрадь лежит с наклоном. Также не забывайте, что элементы письма несколько раз обводить нельзя. Посмотрите из каких элементов состоит буква Рр: это прямая длинная наклонная линия (учитель показывает элемент на доске ). И дугой элемент – прямая короткая наклонная линия с закруглениями вверху и внизу (учитель показывает элемент на доске ). Ребята, внимательно слушаем и смотрим, как нужно писать строчную букву: начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем руку вниз, пишем прямую длинную наклонную линию, заканчиваем линию чуть ниже середины нерабочей строки и пишем прямую короткую наклонную линию с закруглениями вверху и внизу. (одновременно с объяснением учитель прописывает букву на доске). Теперь попробуйте написать эту букву в прописи сначала по штриховке, а потом без штриховки до конца строки. Закончили писать. Посмотрите на строчку и подчеркните простым карандашом самую красивую на ваш взгляд букву. Хорошо! Посмотрите на следующую строчку. На этой строчке сочетания букв и слоги: ра, рл, ри, ро. Видим, что буквы соединяются нижним соединением. Напишем по одному образцу к каждому сочетанию. Хорошо! Читаем слово на следующей строчке. Слово «рана». Разберите это слово по слогам. Обведем это слово по штриховке, а затем допишем строчку до конца. Работаем с предложением. Прочитайте предложение на следующей строчке: «Кто уколол руку?» Разберите это предложение. Это предложение вопросительное, значит прочитать его нужно с вопросительной интонацией. Прочитайте предложение правильно. Запишем предложение. А сейчас немножко отдохнем. Один из сказочных героев предлагает нам разминку. Повторяем движения за мной: Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Продолжаем работу. Теперь мы будем учиться писать заглавную букву Р. Из каких же элементов она состоит: это плавная линия (наклонная) с закруглением внизу и полуовал, который расположен горизонтально. Итак, объясняю, как нужно писать заглавную букву Р: начинаем писать чуть выше середины нерабочей строки, ведем руку вниз, пишем плавную линию с закруглением внизу и приписываем полуовал. (одновременно с объяснением учитель прописывает букву на доске). Прописываем заглавную букву по штриховке. Переходим на следующую строчку, обводим штриховку и дописываем букву без штриховки. Подчеркните самую красивую заглавную букву. Теперь пишем строчку заглавная и строчная буква Рр в соединении. Обводим штриховку и дописываем строчку без помощи штриховки. Работаем с предложениями. Читаем первое предложение: «Рита раскрасила лилии.» Разберите это предложение. Дружно хором прочитаем это предложение. Записываем предложение в пропись, печатные буквы заменяем письменными. Прочитайте второе предложение: «Лара раскрасила астры.» Разберите это предложение. Записываем предложение в пропись, заменяя печатные буквы на письменные. Ребята, скажите, какие слова мы пишем с заглавной буквы? Вот теперь на следующей строке пропишем имя Рита. Сначала обводим штриховку, затем пишем без помощи штриховки. Переворачиваем страницу. Причитайте пословицу: «Семь раз отмерь – один раз отрежь.» Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Это значит, что прежде чем что-то сделать нужно хорошенько подумать и не один раз. Приведите пример из жизни к этой пословице. Запишите пословицу. Подведем итог нашему уроку. Внимательно посмотрите, все ли у вас получилось? все ли вы выполнили без единой поправки? поднимите руку те дети, кто выполнил работу без ошибок? Выходите к доске. За чистую и аккуратную работу вы получаете «волшебные пятерки». | Проверка готовности к уроку. Слушание скороговорки. Чаще слышится звук [р]. Этот звук в этих словах бывает твердым и мягким. Ответы детей. Радуга В этом слове звук [р] слышится в начале слова. Воробей В слове этот звук в середине. Самовар В этом слове звук слышится в конце слова. Ответы детей. Ракетка – это то, чем играют в теннис или бадминтон. Это трехсложное слово, второй слог ударный, 7 звуков. Первый слог ра, гласный звук а, который находится в первом ряду ленты памяти указывает на твердость согласного, поэтому карточка сине-красная.звук ке, гласный е находится во втором ряду и указывает на мягкость согласного, значит карточка зелено-красная. Звук т находится вне слияния, поэтому он обозначается синим квадратом. И звук ка обозначается сине-красной карточкой. Восприятие объяснения учителя. Дети пишут в строчку строчную букву р. Оцениваю написанное, подчеркивают саму аккуратную и красивую букву. Дети прописываю сочетания букв. Слово рана. Это слово двусложное, первый слог ударный, 4 звука. В этом предложении 3 слова, предложение начинается с заглавной буквы, в конце предложения вопросительный знак, значит предложение вопросительное. Дети пишут предложение. Дети декламируют стихотворение, выполняя движение. Восприятие объяснения учителя. Учащиеся пишут букву по штриховке. В этом предложении 3 слова. Предложение начинается с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка, значит это предложение повествовательное. Дети записываю предложение в прописи. В этом предложении три слова. Предложение начинается с заглавной буквы. Имя девочки пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. Работа в прописи. Ответы детей. Ответы детей. |
Самоанализ.
Урок начинается с приветствия: дети молча приветствуют учителя. Учитель готов к уроку. Оборудование подготовлено: демонстрационная таблица, азбука в картинках, схемы модели для слого-звукового анализа. Для организации урока и порядка учитель проверяет готовность учеников , называет цели урока.
Данный урок имеет важное значение, так как на этом занятии дети учатся писать букву Рр, соединять ее с другими буквами, продолжают работать со звуками, словами, предложениями. Урок способствует развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, которая влияет на развитие речи. Урок связан с предшествующими занятиями письма, потому что дети учатся писать букву, которая состоит из уже известных элементов.
Главная цель этого урока: учить детей писать строчную и заглавную букву (Рр). На уроке обеспечивается комплекс образовательной (учить писать букву), развивающей (развивать внимание, память, мелкую моторику рук, устную речь), и воспитывающей цели (воспитание аккуратности, трудолюбия, усидчивости).
Учитель использует следующие методы обучения: словесный (объяснение), наглядный (иллюстрации, демонстрационные таблицы, схемы модели). При изучении нового материала был использован копировальный прием обучения письму (обводка буквы по точкам, письмо по образцу с доски или прописи).
Для включения учеников в работу учитель проговаривает скороговорку и просит назвать звук, который чаще слышится, таким образом, учитель подводит детей к теме урока. Также на этом уроке учитываются возрастные особенности детей: отгадывание загадок, работа с иллюстрациями, проведение разминки. Для лучшего освоения материала дети несколько раз прописывают букву и слова с этой буквой, выполняют аналитико-синтетичкские упражнения (выделяют звук из слов, разбирают слова по слогам, выполняют слого-звуковой анализ слова).
В ходе урока были опрошены некоторые ученики. Поэтому можно сказать, что дети умеют различную подготовку. Во время самостоятельной работы учитель наблюдал за деятельностью учеников.
В конце урока подводится итог: сначала дети сами оценивают свою работу, что способствует развитию объективной оценки своей деятельности. Затем учитель оценивает работы учеников и ставит «волшебные пятерки».
Вывод: тип урока изучение нового материала. Содержание урока соответствовало его теме. На уроках письма дети будут приобретать умение соотносить звуки и буквы, умение различать звуки и буквы. Умение переводить звуки в буквы. Цели урока реализованы.
Нижегородский педагогический университет
Контрольная работа по методике русского языка.
Конспект урока обучения грамоте.
Выполнила студентка 3 курса
(ППФ, специальность ПиМНО)
заочного отделения
Образумова С.Е.
Нижний Новгород
2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте по теме "Заглавная буква Д"
Этот урок проводится в 1 классе по УМК " Планета знаний"...
Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"
Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...
Методические рекомендации к проведению урока обучения грамоте по теме "Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу." (Школа 2100)
Данный урок составлен с учетом всех этапов, требуемых ФГОСом. В процессе урока использованы разные формы рефлексии, позволяющие определить настроение учеников, уровень усвоения нового материала,...
Презентация к уроку обучения грамоте на тему: "Строчная буква д".
Данная презентация составлена для работы с УМК "Перспектива". Она позволит обучающимся научиться планировать свою деятельность при знакомстве с написанием новой буквы....
Урок обучения грамоты на тему « Гласные буквы «Я», «я». Зарепление пройденного".
Урок обучения грамоты на тему « Гласные буквы «Я», «я»....
1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"
На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования навыков техники письма,- отработки навыков письма с изученными б...
Конспект урока обучения грамоте (письмо) Тема: «Написание строчной буквы н»
Конспект урока обучения грамоте (письмо)Тема: «Написание строчной буквы н»...