Урок обучения грамоты на тему « Гласные буквы «Я», «я». Зарепление пройденного".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА: « Гласные буквы «Я», «я».
Педагогическая цель: 1) создать условия для закрепления знаний учащихся о функции буквы Я в качестве показателя мягкости согласных звуков, а также добиваться чёткого усвоения того, в каких случаях буква «Я» обозначает 2 звука; 2) развивать фонематический слух, речь, память, внимание, мышление; 3) формировать навыки чтения, умение работать с текстом.
Тип урока: решение частной задачи.
Планируемые результаты (предметные): овладеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; определяют значение многозначных слов; работают со схемами слов; характеризуют звуки, обозначенные буквой Я.
Личностные результаты: проявляют интерес к изучению нового.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Основное содержание темы, понятия и термины: буква Я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов; предложение, рассказ, многозначные слова.
Образовательные ресурсы: «Лента букв», электронное приложение к учебнику «Азбука».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну букв, и вместе с нами будет наша новая знакомая буква «Я».
- Что мы узнали о букве «Я» на двух предыдущих уроках?
- Повторение.
- Сейчас мы с вами должны переплыть море, чтобы попасть в город Слов. Кто будет капитаном?
- чтение слогов:
- чтение слов:
- Составьте, пожалуйста, имена людей из данных слогов:
- Составление из букв – слов:
- Посмотрите, у вас на парте лежит конверт с буквами.
Составьте слова.
МАЯК
ЯМКА
ЯК
- Что такое маяк?
- Актуализация знаний.
-Сядьте красиво, кто хороший ученик?
-Прочитайте слова с доски:
ТАНЯ, МАЯК, ЯЗЫК, РЯД,
ЯНА, ЗМЕЯ, ВИТЯ, СТАЯ.
Подумайте:
-Что обозначает буква «я» в каждом слове?
- В домик слева или в домик справа?
- Физкультурная минутка. Пришла пора отправляться нам в город Предложений. Встаньте, пожалуйста:
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке,
Скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До полянки прибежим,
На полянке, на полянке,
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп.
Немножко отдохнём…
И в город Предложений пойдём!
- – Ребята, у вас на партах лежат листочки под № 2.
Переверните их. Шёпотом прочитайте предложение.
- Читаем «цепочкой».
- Какое предложение соответствует схеме
- Подчеркните слова этого предложения.
- Внимательно послушайте следующее задание:
1 вариант находит в тексте слова, в которых буква «я» смягчает согласный звук,
2 вариант находит слова, в которых буква «я» обозначает два звука.
-Слова обвести в прямоугольник. Приступим к работе.
- Проверка.
- – Послушайте загадку: Растёт в траве Алёнка,
В красной шапчонке.
Кто ни пройдёт –
Всяк поклон отдаёт.
(ЗЕМЛЯНИКА)
- Сейчас мы с вами откроем «Азбуку» на стр.118 и прочитаем текст про эту ягоду.
- Чтение по абзацам.
- Какой представляют дети землянику?
- Чтение по ролям.
- Чтение текста «Сад» «цепочкой», пересказ.
- Физкультурная минутка: Мы читали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали: «Раз, два, три».
Ножками потопали: «Раз, два, три».
Сели, встали, встали, сели,
И друг дружку не задели,
А сейчас мы отдохнём
И опять читать начнём.
- Значение слова «язык». Пословицы о языке.
- Послушайте загадку: Если б не было его,
Не сказал бы ничего….
- Язык есть у человека. С его помощью он общается с другими людьми.
- Какие ещё значения этого слова вы знаете?
- Язык есть у колокола, это металлический стержень, при помощи которого получается звон. Ещё есть языки пламени. Есть язычки и у обуви. Иностранные языки.
- Как называется слово, у которого несколько значений?
- Когда так говорят?
Учись держать язык за зубами (молчать).
Длинный язык у тебя (болтливый человек).
Что на уме, то и на языке (несдержанность).
Злые языки (недобрые сплетники).
- А теперь прочитаем текст о языках на стр.120.
- Письмо в рабочей тетради по строчке букв «Ии», «Ее», «Яя».
- Кто быстрее приготовится писать?
- Что общего у этих букв?
- Работа по «ленте букв».
- На какие две большие группы делятся все звуки?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Давайте хором пропоём все гласные звуки, которые мы изучили.
- Почему одни гласные живут на верхней строчке, а другие – на нижней?
- Почему буквы «Е» и «Я» - хитрые буквы?
- В каких случаях они обозначают два звука?
- Итоги. - Что нового узнали на уроке?
– Что запомнилось?
– Что вызвало затруднения?
- Спасибо за урок .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте по теме Гласный звук [у], буква У, у. Школа 2100.
Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен всоответствии с мегодическими рекомендациями для учителя О. В. Прониной, И. И. Кремлёвой...
комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."
Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ: "ГЛАСНАЯ БУКВА Э"
Тема: «Гласная буква Э»Задачи: познакомить учащихся с буквами Э,э; совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом; развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознатель...
Презентация к уроку обучения грамоте на тему "Гласные-ротораскрыватели. Зрительный диктант"
Презентация позволяет закрепить знания учащихся при изучении гласных букв...
Презентация к уроку обучения грамоте на тему "Гласная буква Я"
Презентация к уроку обучения грамоте на тему "Гласная буква Я"...
1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"
На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования навыков техники письма,- отработки навыков письма с изученными б...
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: "Гласный звук [и]. Буква И, и" (УМК: "Школа России" 1 класс)
Цель:формирование представления о гласном звуке [и] и букве И, и; развитие умения писать строчную букву «и», читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Пред...