Звуки [х],[х'], буквы Х, х.
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Шайхутова Сакина Мусовна

Урок по русскому языку в I классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulniy_list_razrabotok_2.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Звуки [х],[х'], буквы Х, х.

(Урок по русскому языку в I классе)

                             Из опыта работы учительницы

                             начальных классов

                             II квалификационной категории

                             МБОУ «Калмашская СОШ»

                             Тукаевского муниципального района

                             Шайхутовой Сакины Мусовны

                                   2009

Тема: Звуки [х], [х'], буквы Х, х.

Цель: изучить с детьми букву Х, х (её внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание её по прописям, способы соединения с другими буквами); формировать умение звукового анализа, развивать фонематический слух; воспитывать детей в духе уважения к труду хлебороба, бережного отношения к хлебу.

                                       

Ход урока.

  1. Мотивационный этап.

Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв.

Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно. Для этого давайте отгадаем загадку.

  1. Чтение загадки с доски

Что за будильник:

Живой -  с гребешком,

Крыльями машет,

А ходит пешком. (Петух)

- Какой звук мы слышим на конце отгадки?

( Звук [х])

- Какой это звук?

( Согласный, глухой)

- Попробуем подобрать к нему парный. (Дети пытаются произнести звук).

- Какой же вывод мы можем сделать о парности звука [х] по звонкости – глухости? (Непарный)

2. Звуко – буквенный анализ слова петух.

- Произносим слово отгадку. Сколько слогов в слове? (Пе – тух 2 слога).Составьте схему. (Дети составляют схему). Итак, какой же вывод мы можем сделать о качестве звука [х] по твердости – мягкости в этом слове? (Твердый, поэтому в схеме закрашиваем синим цветом).

Фонетический разбор слова: петух

([п'итух] – 5 букв, 5 звуков, 2 слога)

- А если петухов много, как мы их называем? (Петухи).

- Что можно сказать о новом звуке в словах петухи? (Согласный, мягкий [х'])

- А теперь сформулируйте тему урока. (Тема сегодняшнего урока «Звуки [х], [х'], буквы Х, х»).

Вывод.

- Значит, [х], [х'], которые мы сейчас выделили, могут быть мягкими, но непарными по звонкости – глухости (всегда глухие).

II.            Работа над буквами Х, х.

  1. Знакомство с буквами Х, х по азбуке.

- Мы познакомились со звуками [х], [х']. Эти звуки обозначаются буквами Х, х (ха).

- Как вы думаете, на что похожа буква Х? Послушайте стихи об этой букве.

     На что похожа буква Х?

     Х – забавная игрушка,

     Деревянная вертушка –

     Ветру вольному подружка.

                               (В. Степанов)

     Не рогаты мы, не злы,

     Ко'злы мы, а не козлы'.

     Держим мы в руках бревно,

     Чтоб не выпало оно.

                            (Е. Тарлапан)

Почему в азбуке даны две буквы Х, х? В каких случаях употребляется заглавная буква Х? (ответы детей)

  1. Чтение слов и текста на стр. 98.

  1. Отработка навыка письма букв Х, х.

«Письмо» в воздухе; «Письмо» пальцем на ладошке; «Письмо» по образцам; Письмо по прописям (стр. 3, Пропись №2)

  1. Письмо букв Х, х.
  2. Письмо узора и слов с буквами Х, х с соблюдением правил «верхнего» и «нижнего» соединения. (Хор, ухо, Хасан, Хафиз. У Хасана болит ухо. Ох- ох- ох!).
  3. Физкультминутка.

Хомя - хомя - хомячок

Полосатенький бачок …

   Если мы встретим предмет, в названии которого есть новый звук, будем радостно хлопать в ладоши и прыгать. Если этого звука нет, быстро убегаем (на месте) от предмета.

   (Называю слова: холод, каток, хоккей, хитрая, самолет, машина, мох, пар, запах, шипеть, хруст, бревна, выход, халат, черепаха, хмель, хлопок).

IV.         Работа по теме: «Труд кормит».

  1. Слово учителя.

  Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, используя рисунки из нашего учебника, мы поговорим о пути хлеба от поля до твоего стола.

  1. Беседа.
  1. Кто растит хлеб? Как называют крестьянина, который растит именно хлеб? (Хлебороб)

Профессия хлебороба очень нужная и почетная. Она никогда не  устареет.

  1. Что надо делать весной? (Весной важно пахать и сеять).
  2. А летом? (Летом надо ухаживать за посевами).
  3. Приближается осень. И что надо делать? (Надо собирать урожай).
  4. Что приходит на помощь? (Тракторы, комбайны, машины). Комбайн и жнет, и молотит, и веет. А машины убранное зерно увозят на элеватор. На элеваторе делают муку. И на хлебозаводе пекут хлеб, батоны, сладости. Потом их направляют в магазины. И мы покупаем хлеб. Вот только после такой долгой дорожки хлеб появляется у нас на столе!
  5. Слава хлебу на столе! В музее истории Ленинграда (Санкт- Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной в мизинец. Таков был паек в зимние месяцы в блокадном Ленинграде. Людям надо было выжить назло фашистам. Живой – значит, победа.

V.              Итог урока.

- С какими звуками и буквами мы познакомились? О каком продукте мы узнали? Расскажите дома своим родителям о хлебе и что вы узнали на уроке. Дома попробуйте раскрасить картинки с изображением хлеб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....