Звуки [х],[х'], буквы Х, х.
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Республика Татарстан
Звуки [х],[х'], буквы Х, х.
(Урок по русскому языку в I классе)
Из опыта работы учительницы
начальных классов
II квалификационной категории
МБОУ «Калмашская СОШ»
Тукаевского муниципального района
Шайхутовой Сакины Мусовны
2009
Тема: Звуки [х], [х'], буквы Х, х.
Цель: изучить с детьми букву Х, х (её внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание её по прописям, способы соединения с другими буквами); формировать умение звукового анализа, развивать фонематический слух; воспитывать детей в духе уважения к труду хлебороба, бережного отношения к хлебу.
Ход урока.
- Мотивационный этап.
Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв.
Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно. Для этого давайте отгадаем загадку.
- Чтение загадки с доски
Что за будильник:
Живой - с гребешком,
Крыльями машет,
А ходит пешком. (Петух)
- Какой звук мы слышим на конце отгадки?
( Звук [х])
- Какой это звук?
( Согласный, глухой)
- Попробуем подобрать к нему парный. (Дети пытаются произнести звук).
- Какой же вывод мы можем сделать о парности звука [х] по звонкости – глухости? (Непарный)
2. Звуко – буквенный анализ слова петух.
- Произносим слово отгадку. Сколько слогов в слове? (Пе – тух 2 слога).Составьте схему. (Дети составляют схему). Итак, какой же вывод мы можем сделать о качестве звука [х] по твердости – мягкости в этом слове? (Твердый, поэтому в схеме закрашиваем синим цветом).
Фонетический разбор слова: петух
([п'итух] – 5 букв, 5 звуков, 2 слога)
- А если петухов много, как мы их называем? (Петухи).
- Что можно сказать о новом звуке в словах петухи? (Согласный, мягкий [х'])
- А теперь сформулируйте тему урока. (Тема сегодняшнего урока «Звуки [х], [х'], буквы Х, х»).
Вывод.
- Значит, [х], [х'], которые мы сейчас выделили, могут быть мягкими, но непарными по звонкости – глухости (всегда глухие).
II. Работа над буквами Х, х.
- Знакомство с буквами Х, х по азбуке.
- Мы познакомились со звуками [х], [х']. Эти звуки обозначаются буквами Х, х (ха).
- Как вы думаете, на что похожа буква Х? Послушайте стихи об этой букве.
На что похожа буква Х?
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
(В. Степанов)
Не рогаты мы, не злы,
Ко'злы мы, а не козлы'.
Держим мы в руках бревно,
Чтоб не выпало оно.
(Е. Тарлапан)
Почему в азбуке даны две буквы Х, х? В каких случаях употребляется заглавная буква Х? (ответы детей)
- Чтение слов и текста на стр. 98.
- Отработка навыка письма букв Х, х.
«Письмо» в воздухе; «Письмо» пальцем на ладошке; «Письмо» по образцам; Письмо по прописям (стр. 3, Пропись №2)
- Письмо букв Х, х.
- Письмо узора и слов с буквами Х, х с соблюдением правил «верхнего» и «нижнего» соединения. (Хор, ухо, Хасан, Хафиз. У Хасана болит ухо. Ох- ох- ох!).
- Физкультминутка.
Хомя - хомя - хомячок
Полосатенький бачок …
Если мы встретим предмет, в названии которого есть новый звук, будем радостно хлопать в ладоши и прыгать. Если этого звука нет, быстро убегаем (на месте) от предмета.
(Называю слова: холод, каток, хоккей, хитрая, самолет, машина, мох, пар, запах, шипеть, хруст, бревна, выход, халат, черепаха, хмель, хлопок).
IV. Работа по теме: «Труд кормит».
- Слово учителя.
Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, используя рисунки из нашего учебника, мы поговорим о пути хлеба от поля до твоего стола.
- Беседа.
- Кто растит хлеб? Как называют крестьянина, который растит именно хлеб? (Хлебороб)
Профессия хлебороба очень нужная и почетная. Она никогда не устареет.
- Что надо делать весной? (Весной важно пахать и сеять).
- А летом? (Летом надо ухаживать за посевами).
- Приближается осень. И что надо делать? (Надо собирать урожай).
- Что приходит на помощь? (Тракторы, комбайны, машины). Комбайн и жнет, и молотит, и веет. А машины убранное зерно увозят на элеватор. На элеваторе делают муку. И на хлебозаводе пекут хлеб, батоны, сладости. Потом их направляют в магазины. И мы покупаем хлеб. Вот только после такой долгой дорожки хлеб появляется у нас на столе!
- Слава хлебу на столе! В музее истории Ленинграда (Санкт- Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной в мизинец. Таков был паек в зимние месяцы в блокадном Ленинграде. Людям надо было выжить назло фашистам. Живой – значит, победа.
V. Итог урока.
- С какими звуками и буквами мы познакомились? О каком продукте мы узнали? Расскажите дома своим родителям о хлебе и что вы узнали на уроке. Дома попробуйте раскрасить картинки с изображением хлеб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Учебно- методический комплект на тему:"«Звуки [м] [м’], буквы М, м. Буква и- как показатель мягкости предшествующих согласных звуков»" 1 класс.
конспект+презентация+ наглядности на доску...
Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .
Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе. Тема Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Конспект открытого урока в 1 классе по УМК "Планета Знаний"...