Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Русскому языку» для 4 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Общая характеристика
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения.
Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Курс русского языка для 4 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у обучающихся важнейших элементов учебной деятельности.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Задачи:
- нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение.
Ценностные ориентиры содержания:
Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Объем программы:
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования по русскому языку, Программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой (русский язык – автор С.В.Иванов), предусматривающей 170 часов.
Согласно Графику – календарю МБОУ «Николаевская СОШ» на 2012-2013 учебный год в 4 классе предусмотрено 35 учебных недель (5 часов в неделю), т.е. фактически должно быть проведено 175 часов.
В соответствии с выходными днями - 8 марта, 1 мая, 9 мая, рабочая программа по русскому языку для 4 класса на 2012-2013 учебный год рассчитана на 171 час.
Программа выполняется в полном объеме (171 ч– 170 ч; 1 час – «Занимательный русский язык»).
В учебнике по русскому языку для 4 класса представлено меньшее количество уроков. Оставшиеся уроки (резервные) (35 ч) учитель использует для проведения контрольных и проверочных работ, а также для отработки наиболее важных или трудных для учащихся тем.
Содержание курса
171 час (5 ч в неделю)
№ п\п | Содержательная линия | Кол-во часов 171 ч | Требования ФГОС | |
Знать | Уметь | |||
1 | Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова. | 2 | Звуки буквы, обозначение звуков, словообразование. | Анализировать, характеризовать звуки и буквы. Различать, сравнивать: - буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные , согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные; Проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу; |
2 | Состав слова Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа | 2 | Правила написания корня, приставки, суффикс, окончание; | Называть: - изученные части речи; - значимые части слова; Выполнять разбор слова по составу. |
3 | Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Словообразование глаголов от других частей речи. Наречие как часть речи. Имя числительное: общее значение. | 54 | Имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол; различать предлог и приставку; | Применять на практике изученные правила правописания числительных. |
4 | Синтаксис. Синтаксический анализ простого предложения Словосочетание Повторение изученного в 1-4 классах
| 25 | Различать слово, словосочетание, предложение. Знаки препинания в сложном предложении. Слово и предложение; Простое и сложное предложение; | Образовывать словосочетания в нужной форме. Создавать текст на заданную тему. Различать главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами; Приводить примеры: простого двусоставного предложения; |
5 | Правописание (формирование Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложения. Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах. | 57 | Знать правила правописания. Находить лексическое значение слова в толковом словаре; | Применять правила правописания: - писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания: - прописная буква в начале предложения, в именах собственных; - звонкие и глухие в корнях; - непроизносимые согласные; - сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, в сочетаниях чк, чн; - удвоенные согласные; - безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением; - разделительный твердый и мягкий знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа; - не с глаголами; - безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных; - правописание безударных личных окончаний глаголов; - словарные слова, определенные программой; - знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); запятая между однородными членами предложения. |
6 | Развитие речи Совершенствование речевых умений. Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения – повествования, сочинения- рассуждения, сочинения – описания. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи. | 32 | Текст и не текст; | Решать практические и учебные задачи: - отвечать на вопросы к тексту; - делить текст на смысловые части и составлять простой план. - исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей); - находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста. |
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса
Блок «Как устроен наш язык»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
- изученные части речи;
- значимые части слова;
различать, сравнивать:
- буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные , согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- предлог и приставку;
- корень, приставку, суффикс, окончание;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
кратко характеризовать:
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи:
- выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
- пользоваться словарями;
- использовать алфавит при работе со словарем.
Блок «Правописание»
Учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:
- писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- звонкие и глухие в корнях;
- непроизносимые согласные;
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, в сочетаниях чк, чн;
- удвоенные согласные;
- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
- разделительный твердый и мягкий знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа;
- не с глаголами;
- безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- словарные слова, определенные программой;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); запятая между однородными членами предложения.
Блок «Развитие речи»
Учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Учащиеся имеют возможность:
различать, сравнивать:
Блок «Как устроен наш язык»
- слово и предложение;
- многозначные слова, синонимы, антонимы;
- наречие, имя числительное;
- простое и сложное предложение;
Блок «Развитие речи»
- текст и не текст;
решать практические и учебные задачи:
Блок «Развитие речи»
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
- находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки);
- разбирать простое предложение по членам;
Блок «Правописание»
- суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
- наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные в конце наречий;
- запятая между частями сложного предложения ( простейший случай);
Блок «Развитие речи»
- выделять основную мысль текста;
- подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
- составлять план текста (при помощи учителя);
- находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
- писать изложения различных видов (обучающего характера).
Система оценки планируемых результатов.
Тестирование
На проведение теста отводится один урок.
Тест выполняется на отдельных бланках-карточках для каждого ученика.
За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл (ученик нашел и отметил все правильные ответы). Если ребенок отметил не все правильные ответы, то задание считается выполненным неправильно и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает 0 баллов, если, найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных.
Диктант
За диктант выставляется одна отметка:
- «5» - если в диктанте нет ошибок;
- «4» - если допущено не более двух ошибок;
- «3» - если допущено не более четырёх ошибок;
- «2» если допущено пять и более ошибок.
Учитывая допущенные в диктанте ошибки, учитель должен иметь в виду следующие моменты:
- повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, учение дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, т.е. словарные);
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Орфографическое задание оценивается так:
- «5» - за полностью выполненное задание без ошибок;
- «4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;
- «3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
- «2» - за невыполненное задание.
Отметка за диктант с исправленными ошибками не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы.
Списывание
Учитель записывает текст на доске или раздает текст, напечатанный на отдельных листах, каждому ученику. Дети читают текст самостоятельно и анализируют слова с трудными орфограммами. Затем списывают текст и сличают его с оригиналом.
Оценивание списывания:
- «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
- «4» - за работу, в которой 1-2 исправления или 1 ошибка;
- «3» - за работу, в которой 2-3 ошибки;
- «2» - за работу, в которой допущено 4 и более ошибок
.
Словарный диктант
В словарные диктанты включены слова с непроверяемыми написаниями. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографический словарик учебников.
Мы не указываем сроков словарных диктантов: удобное время их проведения определяет учитель.
Количество слов в словарном диктанте в 4-м классе не должно превышать 15 слов.
Оценивание словарного диктанта:
- «5» - за работу без ошибок;
- «4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка;
- «3» - за работу, в которой допущено 2 ошибки;
- «2» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
Изложение
Изложение оценивается одной отметкой – только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
В изложении оцениваются:
- полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
- построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
- построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).
Изложение оценивается по пятибальной системе.
Отметка «5»:
- правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
- нет фактических ошибок;
- правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
Отметка «4»:
- содержание передано правильно и достаточно точно;
- в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
- имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «3»:
- допущено существенное отклонение от авторского текста;
- допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
- есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «2»:
- допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть);
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении;
- допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 4 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Диагностический учащихся | Дата |
Повторение «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/1 | Повторение. Пишем письма. | 1 | Создать текст письма | Фронтальный опрос | |
Фонетика «Как устроен наш язык» (1 ч) | |||||
1/2 | Повторяем фонетику и словообразование. | 1 | Анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, парные и непарные, звонкие и глухие; делить слова на слоги, выделять ударный звук | Фронтальный опрос, взаимопроверка, | |
Повторение орфографии. Правописание «Состав слова» (3 ч) | |||||
1/3 | Вспоминаем изученные орфограммы. | 1 | Произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова; разными способами проверять правописание слов, соблюдать изученные нормы орфографии | Фронтальный опрос, | |
2/4 | Вспоминаем изученные орфограммы. | 1 | Произносить и обозначать на письме парные согласные в корне слова; соотносить звуки и буквы в словах с удвоенными и непроизносимыми согласными | Письмо с комментированием, самостоятельная работа | |
3/5 | Диагностическое | 1 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Рубежный | |
Повторение «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/6 | Повторение. Пишем | 1 | Создавать текст письма, анализировать ошибочные варианты текстов, исправлять ошибки | Самостоятельная работа | |
Морфология. Имя существительное «Как устроен наш язык» (1 ч) | |||||
1/7 | Повторяем признаки имени существительного | 1 | Различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3 – го склонений | Фронтальный, | |
Окончания имен существительных «Правописание» (3 ч) | |||||
1/8 | Повторяем правописание окончаний имен существительных 1- го склонения | 1 | Применять изученные правила написания окончаний имен существительных 1 склонения | Самостоятельная работа. | |
2/9 | Повторяем правописание окончаний имен существительных 2- го склонения | 1 | Применять изученные правила написания окончаний имен существительных 2 склонения | Самостоятельная работа | |
3/10 | Повторяем правописание окончаний имен существительных 3- го склонения | 1 | Применять изученные правила написания окончаний имен существительных 3 склонения | Фронтальный, | |
Письмо «Развитие речи» (2 ч) | |||||
1/11 | Письмо. Работа над | 1 | Составить текст письма | Самостоятельная работа. | |
2/12 | Письмо. Работа над | 1 | Записать текст письма | Самостоятельная работа | |
Морфология. Имя существительное «Как устроен наш язык» (2 ч) | |||||
1/13 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Характеризовать имя существительное | Фронтальный, | |
2/14 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные | Фронтальный, | |
Окончания имен существительных «Правописание» (1 ч) | |||||
1/15 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | Применять изученные правила написания имен | Комментированное письмо, объяснительный | |
Проверка «Правописание» (1 ч) | |||||
1/16 | Списывание | 1 | Без ошибок списать несложный текст | Текущий | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/17 | Текст. Совершенствование речевых умений. Рассуждение | 1 | Выделять в тексте тему, основную мысль, подбирать заголовки к текстам, находить признаки текста - рассуждения | Фронтальный | |
Морфология. Имя прилагательное «Как устроен наш язык» (1 ч) | |||||
1/18 | Повторяем признаки имени прилагательного | 1 | Определять род, число и падеж имен | Фронтальный, | |
Проверка «Правописание» (1 ч) | |||||
1/19 | Диктант по теме: «Повторение изученных во 2 классе орфограмм; орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных» | 1 | Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами, грамотно писать слова с суффиксами имен существительных и имен прилагательных | Рубежный | |
Окончание имен прилагательных «Правописание» (1 ч) | |||||
1/20 | Работа над ошибками. Орфограммы в окончаниях имен прилагательных. | 1 | Применять изученные правила написания | Текущий | |
Морфология. Имя прилагательное «Как устроен наш язык» (3 ч) | |||||
1/21 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Характеризовать имя прилагательное как признаки) | Фронтальный опрос | |
2/22 | Тест | 1 | Текущий | ||
3/23 | Контрольная работа (тест) по теме «Повторение фонетики, | 1 | Использовать приобретенные знания и | Рубежный | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/24 | Работа над ошибками. Текст. Типы текстов. | 1 | Различать текст, тип текста, выделять основную мысль текста, подбирать заголовки, составлять план | Фронтальный опрос | |
Орфограммы в словах «Правописание» (2 ч) | |||||
1/25 | Буквы о-ё после шипящих и ц. | 1 | Применять правила написания о-ё после шипящих и ц, графически выделять | Комментированное | |
2/26 | Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих» | 1 | Применять правило написания мягкого | Фронтальный опрос | |
Морфология. Местоимение «Как устроен наш язык» (1 ч) | |||||
1/27 | Повторяем местоимение. | 1 | Различать местоимение как часть речи, | Текущий | |
Приставка «Правописание» (1 ч) | |||||
1/28 | Орфограммы в приставках. Повторение изученных орфограмм в приставках. | 1 | Знать и применять правила написания приставок | Письмо с | |
Твердый и мягкий знаки «Правописание» (1 ч) | |||||
1/29 | Разделительный твердый и разделительный мягкий знаки. | 1 | Использовать правила написания разделительных мягкого и твердого знаков | Объяснительный диктант | |
Работа над изложением «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/30 | Обучающее (подробное) изложение | 1 | Подбирать заголовок к данному тексту, письменно пересказывать текст-повествование | Текущий | |
Синтаксис. Простое предложение «Как устроен наш язык» (3 ч) | |||||
1/31 | Разбор по членам предложения | 1 | Различать главные и второстепенные члены | Текущий | |
2/32 | Синтаксический анализ предложения | 1 | Характеризовать предложения по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения | Текущий | |
3/33 | Синтаксический анализ предложения. Словарный диктант. | 1 | Характеризовать предложения по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов предложения | Текущий | |
Предложения с однородными членами «Правописание» (3 ч) | |||||
1/34 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | Применять правила постановки запятой знаков препинания в предложениях с | Текущий | |
2/35 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | Применять правила постановки запятой знаков препинания в предложениях с | Текущий | |
3/36 | Контрольная работа по теме «Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; синтаксический разбор и анализ предложения» | 1 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Рубежный | |
Синтаксис. Простое предложение «Как устроен наш язык» (1 ч) | |||||
1/37 | Синтаксический анализ предложения. | 1 | Характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре | Фронтальный опрос, | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/38 | Деление текста на абзацы. | 1 | Выделять основную мысль текста, подбирать к нему заголовок, устранять | Самостоятельная | |
Морфология. Глагол «Как устроен наш язык» (3 ч) | |||||
1/39 | Глагол как часть речи. Значение глагола | 1 | Характеризовать глагол как часть речи, | Фронтальный опрос | |
2/40 | Глагол как часть речи. Значение глагола | 1 | Характеризовать глагол как часть речи, | Фронтальный опрос | |
3/41 | Диктант по теме «Повторение изученных орфограмм» | 1 | Проверить знания | Рубежный | |
Правописание глаголов «Правописание» (2 ч) | |||||
1/42 | Правописание приставок в глаголах | 1 | Применять правила написания приставок | Комментированное письмо | |
2/43 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | Применять правила написания не с | Фронтальный опрос | |
Работа над изложением «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/44 | Обучающее выборочное изложение | 1 | Подбирать заголовок к тексту, составлять план и письменно пересказывать текст | Текущий, | |
Морфология. Глагол «Как устроен наш язык» (4 ч) | |||||
1/45 | Вид глагола | 1 | Познакомить с понятием «вид» глагола. Определять вид глаголов, исправлять ошибки в классификации | Объяснительный диктант, текущий | |
2/46 | Начальная форма глагола | 1 | Познакомить с понятием «начальная форма» глагола, выделять основы глаголов | Фронтальный опрос | |
3/47 | Личные формы глагола. | 1 | Познакомить с понятием «личные формы» глагола. | Фронтальный опрос | |
4/48 | Лицо и число глаголов | 1 | Распределять глаголы по группам, соотносить глаголы с личными местоимениями | ||
Правописание глаголов «Правописание» (3 ч) | |||||
1/49 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 1 | Применять правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах и глагольных формах | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | |
2/50 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 1 | Применять правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах и глагольных формах | Текущий | |
3/51 | Контрольная работа по теме «Глагол» | 1 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Рубежный | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/52 | Сочинение – описание | 1 | Создавать текст - описание | Текущий | |
Правописание глаголов «Правописание» (4 ч) | |||||
1/53 | Правописание –ться и –тся в глаголах | 1 | Выяснить роль мягкого знака в глаголах | Текущий | |
2/54 | Правописание –ться и –тся в глаголах | 1 | Классифицировать, переводить транскрипцию в буквенную запись (слова | Текущий | |
3/55 | Правописание –ться и –тся в глаголах | 1 | Классифицировать, переводить транскрипцию в буквенную запись (слова | Текущий | |
4/56 | Диктант по теме «Мягкий | 1 | Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами | Текущий, | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/57 | Текст. Связь абзацев в тексте | 1 | Составлять план, озаглавливать и письменно пересказывать текст | Текущий | |
Морфология. Глагол «Как устроен наш язык» (3 ч) | |||||
1/58 | Спряжение глаголов | 1 | Познакомить с формой изменения глаголов «Спряжение» | Фронтальный | |
2/59 | Спряжение глаголов. | 1 | Распределять глаголы по спряжениям | Индивидуальный | |
3/60 | Спряжение глаголов. | 1 | Распределять глаголы по спряжениям | Текущий | |
Правописание глаголов «Правописание» (1 ч) | |||||
1/61 | Правописание глаголов | 1 | Применять правила написания глаголов начальной | Самостоятельная | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/62 | Прием противопоставления в тексте | 1 | Создавать небольшой текст по заданной тематике | Фронтальный опрос | |
Правописание глаголов «Правописание» (5 ч) | |||||
1/63 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | Применять правила написания безударных личных окончаний глаголов | Текущий | |
2/64 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | Определять спряжения глаголов с | Фронтальный | |
3/65 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | Определять спряжения глаголов с | Текущий | |
4/66 | Списывание | 1 | Без ошибок списать текст | Рубежный | |
5/67 | Правописание безударных окончаний глаголов. Словарный диктант | 1 | Применять правила написания безударных личных окончаний глаголов | Текущий | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/68 | Роль слов в тексте. Работа над точностью письменной речи | 1 | Находить языковые средства, делающие текст выразительным | Фронтальный опрос | |
Правописание глаголов «Правописание» (4 ч) | |||||
1/69 | Правописание личных окончаний глаголов | 1 | Определять спряжение, лицо, число глаголов | Текущий | |
2/70 | Контрольная работа по теме « Повторение изученного за I полугодие» | 1 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Рубежный | |
3/71 | Работа над ошибками. Правописание глаголов | 1 | Определять спряжение, лицо, число глаголов | Текущий | |
4/72 | Правописание глаголов | 1 | Определять спряжение, лицо, число глаголов | Фронтальный | |
Морфология. Глагол «Как устроен наш язык» (2 ч) | |||||
1/73 | Глагольное время. Настоящее время. | 1 | Изменять глаголы по временам, определять признаки глаголов | Текущий | |
2/74 | Диктант по теме «Орфограммы, изученные | 1 | Писать под диктовку текст в | Рубежный | |
Правописание глаголов «Правописание» (1 ч) | |||||
1/75 | Отработка правописания | 1 | Знать правила написания суффиксов глаголов | Фронтальный опрос | |
Морфология. Глагол «Как устроен наш язык» (2 ч) | |||||
1/76 | Прошедшее время глагола | 1 | Различать глаголы прошедшего времени, | Фронтальный опрос | |
2/77 | Прошедшее время глагола | 1 | Изменять глаголы по временам | Фронтальный опрос | |
Работа над изложением «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/78 | Обучающее изложение с | 1 | Письменно пересказывать текст, | Самостоятельная работа | |
Правописание глаголов «Правописание» (1 ч) | |||||
1/79 | Правописание суффиксов | 1 | Применять правила написания суффиксов в глаголах | Фронтальный | |
Морфология. Глагол «Как устроен наш язык » (1 ч) | |||||
1/80 | Будущее время глагола | 1 | Различать глаголы будущего времени, находить их в тексте | Текущий | |
Правописание глаголов «Правописание» (2 ч) | |||||
1/81 | Правописание суффиксов глаголов | 1 | Закрепить правописание суффиксов глаголов | Текущий | |
2/82 | Контрольная работа по теме « Время глагола» | 1 | Проверить полученные знания | Текущий | |
Морфология. Глагол «Как устроен наш язык» (1 ч) | |||||
1/83 | Изменение глаголов по временам | 1 | Различать время глагола; изменять глаголы по временам | Фронтальный | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/84 | Изложение с элементами | 1 | Письменно пересказывать текст с | Текущий | |
Морфология. Глагол «Как устроен наш язык» (2 ч) | |||||
1/85 | Изъявительное наклонение. | 1 | Познакомить с понятием «наклонение глагола». Определять форму изъявительного наклонения глагола | Текущий | |
2/86 | Условное наклонение | 1 | Познакомить с особенностями условного наклонения. Выбирать нужную форму наклонения для глаголов | Текущий | |
Правописание глаголов «Правописание» (2 ч) | |||||
1/87 | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | Применять правила написания окончаний глаголов в прошедшем времени, выделять окончания | Объяснительный диктант | |
2/88 | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | Применять правила написания окончаний глаголов в прошедшем времени, выделять окончания | Текущий | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/89 | Работа с текстом | 1 | Создавать текст-рассказ, составлять план | Самостоятельная | |
Морфология. Глагол «Как устроен наш язык» (3 ч) | |||||
1/90 | Повелительное наклонение | 1 | Выяснить особенности повелительного наклонения | Текущий | |
2/91 | Повелительное наклонение | 1 | Различать наклонения глагола, образовывать форму глаголов | Фронтальный | |
3/92 | Словообразование глаголов | 1 | Различать способы образования глаголов | Письмо с комментированием | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/93 | Работа с текстом | 1 | Создавать небольшой текст на заданную тему и записывать его | Самостоятельная работа | |
Морфология. Глагол «Как устроен наш язык» (2 ч) | |||||
1/94 | Глагол в предложении | 1 | Знать роль глаголов в предложении и | Текущий | |
2/95 | Глагол в предложении | 1 | Определять значение глагола в предложении | Фронтальный | |
Правописание глаголов «Правописание» (2 ч) | |||||
1/96 | Правописание глаголов | 1 | Знать изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов | Фронтальный | |
2/97 | Правописание глаголов | 1 | Формулировать и применять правила написания глаголов | Фронтальный | |
Текст «Развитие речи» (2 ч) | |||||
1/98 | Работа с текстом | 1 | Уметь практически владеть диалогической речью, исправлять ошибки в предложении | Самостоятельная | |
2/99 | Обобщение по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов» | 1 | Проверка полученных знаний | Текущий | |
Морфология. Глагол «Как устроен наш язык» (2 ч) | |||||
1/100 | Работа над ошибками. Морфологический разбор глагола. | 1 | Проанализировать ошибки. Обучить выполнять морфологический разбор глагола | Фронтальный | |
2/101 | Повторение (проверь себя) | 1 | Обобщить изученные знания | Текущий | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/102 | Учимся писать краткое изложение | 1 | Уметь практически владеть диалогической и монологической формами речи, выделять основной смысл текста | Самостоятельная работа | |
Морфология. Наречие «Как устроен наш язык» (2 ч) | |||||
1/103 | Наречие. | 1 | Различать наречие как часть речи | Текущий | |
2/104 | Значение наречий | 1 | Находить наречия в тексте | Текущий | |
Правописание наречий «Правописание» (2 ч) | |||||
1/105 | Правописание гласных на конце наречий | 1 | Применять правила написания гласных | Текущий | |
2/106 | Правописание гласных на конце наречий | 1 | Применять правила написания гласных | Текущий | |
Морфология. Наречие «Как устроен наш язык» (2 ч) | |||||
1/107 | Наречие. | 1 | Познакомить с новой частью речи | Текущий | |
2/108 | Наречие. Как образуются наречия | 1 | Характеризовать наречие как неизменяемую часть речи, различать | Фронтальный | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/109 | Обучающее сочинение - описание | 1 | Создавать текст на заданную тему, озаглавливать и записывать его | Текущий | |
Морфология. Наречие «Как устроен наш язык» (1 ч) | |||||
1/110 | Морфологический разбор наречий | 1 | Знать особенности морфологического разбора наречий. Характеризовать | Фронтальный | |
Мягкий знак после шипящих «Правописание» (3 ч) | |||||
1/111 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих | 1 | Применять правила написания мягкого | Объяснительный диктант | |
2/112 | Мягкий знак на конце | 1 | Применять правила написания мягкого | Фронтальный опрос | |
3/113 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих | 1 | Применять правила написания мягкого | Фронтальный опрос | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/114 | Учимся писать сочинения. | 1 | Создавать продолжение и окончание текста | Самостоятельная работа | |
Морфология. Имя числительное «Как устроен наш язык» (2 ч) | |||||
1/115 | Имя числительное | 1 | Различать имя числительное как часть речи | Текущий | |
2/116 | Имя числительное | 1 | Записывать числа словами | Текущий | |
Правописание числительных «Правописание» (2 ч) | |||||
1/117 | Слитное и раздельное | 1 | Называть и записывать числительные, Употреблять названия месяцев в сочетании с числительными в косвенных | Текущий | |
2/118 | Правописание мягкого знака в именах числительных | 1 | Применять правила слитного и раздельного написания числительных | Объяснительный диктант | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/119 | Работа с текстом | 1 | Использовать средства языка в речи в соответствии с условиями общения | Самостоятельная работа | |
Морфология. Имя числительное «Как устроен наш язык» (4 ч) | |||||
1/120 | Изменение имен числительных. | 1 | Изменять имена числительные по родам, | Текущий | |
2/121 | Изменение имен числительных. | 1 | Наблюдать над изменением сложных порядковых и количественных числительных | Текущий | |
3/122 | Диктант по теме «Окончание глаголов в прошедшем времени; суффиксы глаголов; безударные личные окончания глаголов». | 1 | Проверить полученные знания | Рубежный | |
4/123 | Работа над ошибками. | 1 | Проанализировать ошибки | Текущий | |
Правописание числительных «Правописание» (2 ч) | |||||
1/124 | Отработка правописания падежных окончаний количественных и | 1 | Применять правила написания падежных окончаний количественных и | Фронтальный | |
2/125 | Правописание | 1 | Применять правила написания падежных окончаний количественных и | Фронтальный | |
Письмо «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/126 | Учимся писать сочинение. | 1 | Обучать составлению связного текста | Самостоятельная | |
Морфология. Имя числительное «Как устроен наш язык» (1 ч) | |||||
1/127 | Имя числительное в предложении | 1 | Находить числительные в тексте, предложении, определять синтаксическую роль числительных | Текущий | |
Правописание числительных «Правописание» (2 ч) | |||||
1/128 | Контрольная работа по теме «Глагол, наречие, имя числительное» | 1 | Использовать приобретенные знания и | Рубежный | |
2/129 | Повторяем правила правописания мягкого знака в словах | 1 | Применять правила написания мягкого знака в словах разных частей речи, | Фронтальный | |
Синтаксис. Словосочетание «Как устроен наш язык» (3 ч) | |||||
1/130 | Работа над ошибками. Словосочетание. | 1 | Проанализировать ошибки Знать понятие словосочетание | Текущий | |
2/131 | Словосочетание. Словарный диктант | 1 | Находить и выписывать словосочетания из предложений, определять главное и зависимое слово | Текущий | |
3/132 | Слово. Словосочетание. Предложение. | 1 | Различать слово, словосочетание и | Текущий | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/133 | Учимся писать сочинение – рассуждение | 1 | Создавать текст – рассуждение на заданную тему | Текущий | |
Правописание словосочетаний «Правописание» (1 ч) | |||||
1/134 | Правописание слов в словосочетаниях | 1 | Применять правила написания словосочетаний, составлять словосочетания: числительное + существительное | Фронтальный опрос | |
Синтаксис. Словосочетание «Как устроен наш язык» (1 ч) | |||||
1/135 | Связь слов в словосочетании: согласование | 1 | Находить словосочетания с согласованием | Текущий | |
Правописание словосочетаний «Правописание» (1 ч) | |||||
1/136 | Правописание словосочетаний с типом связи согласование | 1 | Применять правила написания словосочетаний с типом связи согласование, составлять словосочетания прилагательное + существительное | Письмо с | |
Синтаксис. Словосочетание «Как устроен наш язык» (1 ч) | |||||
1/137 | Связь слов в словосочетании: управление | 1 | Находить словосочетания с управлением, определять главное и зависимое слово с | Текущий | |
Правописание словосочетаний «Правописание» (1 ч) | |||||
1/138 | Правописание слов в словосочетаниях | 1 | Закрепить правописание словосочетаний | Текущий | |
Текст «Развитие речи (1 ч) | |||||
1/139 | Учимся писать сочинение. Сочинение – повествование по теме «В нашем классе» | 1 | Создавать текст на заданную тему, | Фронтальный Самостоятельная | |
Синтаксис. Словосочетание «Как устроен наш язык» (1 ч) | |||||
1/140 | Связь слов в словосочетании: примыкание | 1 | Выяснить особенности правописания словосочетаний разных типов связи слов | Фронтальный | |
Правописание словосочетаний «Правописание» (2 ч) | |||||
1/141 | Правописание слов в словосочетаниях | 1 | Закрепить правописание словосочетаний | Текущий | |
2/142 | Списывание | 1 | Проверить навыки списывания | Рубежный | |
Синтаксис. Словосочетание «Как устроен наш язык» (2 ч) | |||||
1/143 | Словосочетание в предложении | 1 | Знать роль словосочетаний в предложении | Фронтальный | |
2/144 | Обобщение по теме «Словосочетание, слов, предложение, связь слов в словосочетании» | 1 | Использовать приобретенные знания в практической деятельности | Текущий | |
Текст «Развитие речи» (2 ч) | |||||
1/145 | Учимся писать текст – рассуждение | 1 | Создавать текст – рассуждение на заданную тему | Фронтальный | |
2/146 | Учимся писать текст – рассуждение | 1 | Составлять текст на заданную тему | Самостоятельная | |
Синтаксис. Сложное предложение «Как устроен наш язык» (2 ч) | |||||
1/147 | Сложное предложение | 1 | Выяснить отличие простого предложения от сложного | Текущий | |
2/148 | Как связаны части сложносочиненного предложения | 1 | Различать сложносочиненное предложение, овладеть алгоритмом | Текущий | |
Знаки препинания в сложном предложении «Правописание» (2 ч) | |||||
1/149 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении | Объяснительный диктант | |
2/150 | Учимся ставить запятые между частями сложного | 1 | Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении, | Объяснительный диктант | |
Текст «Развитие речи» (1 ч) | |||||
1/151 | Учимся писать сочинение | 1 | Создавать текст на заданную тему, | Самостоятельная работа | |
Синтаксис. Сложное предложение «Как устроен наш язык» (2 ч) | |||||
1/152 | Как связаны части сложноподчиненного предложения | 1 | Различать связь частей сложноподчиненного предложения | Письмо с комментированием | |
2/153 | Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение | 1 | Различать сложноподчиненное и сложноподчиненное предложения, | Письмо с комментированием, | |
Знаки препинания в сложном предложении «Правописание» (2 ч) | |||||
1/154 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения | Фронтальный опрос | |
2/155 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 1 | Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения | Объяснительный диктант | |
Текст «Развитие речи» (2 ч) | |||||
1/156 | Учимся писать сочинение. | 1 | Создавать начало и конец к заданной истории | Самостоятельная | |
2/157 | Учимся писать сочинение. «Мальчики» | 1 | Создавать начало и конец к заданной истории | Самостоятельная | |
Синтаксис. Сложное предложение «Как устроен наш язык» (3 ч) | |||||
1/158 | Сложное предложение. Словарный диктант | 1 | Различать сложное предложение | Текущий | |
2/159 | Итоговая контрольная работа за II полугодие | 1 | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Рубежный | |
3/160 | Работа над ошибками | 1 | Проанализировать ошибки | Текущий | |
Знаки препинания в сложном предложении «Правописание» (3 ч) | |||||
1/161 | Учимся ставить запятые | 1 | Применять правила расстановки запятых | Фронтальный | |
2/162 | Итоговый диктант за 4 класс | 1 | Писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами | Рубежный | |
3/163 | Работа над ошибками | 1 | Проанализировать ошибки | Индивидуальный | |
Текст «Развитие речи» (3 ч) | |||||
1/164 | Повторение. Текст. | 1 | Воспринимать и понимать звучащую логичность, правильность и точность | Фронтальный | |
2/165 | Итоговое изложение | 1 | Подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать; использовать приобретенные знания и | Самостоятельная работа, | |
3/166 | Итоговое изложение | 1 | Подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать; | Самостоятельная работа, | |
Повторение. Синтаксис. Знаки препинания в сложном предложении «Как устроен наш язык» (5 ч) | |||||
1/167 | Повторение. Знаки предложении | 1 | Использовать приобретенные знания и | Текущий | |
2/168 | Повторение. Знаки предложении | 1 | Использовать приобретенные знания и | Текущий | |
3/169 | Повторение. Знаки предложении | 1 | Использовать приобретенные знания и | Текущий | |
4/170 | Обобщающий урок по теме | 1 | -обобщить полученные знания | Текущий | |
5/171 | Занимательный русский язык | 1 |
Формы и средства контроля
№ п/п | Вид контроля | Тема | Дата |
1 | Диагностическое обследование | Проверка остаточных знаний | 7.09.2010 |
2 | Диктант (рубежный) | Повторение изученных во 2 классе орфограмм; орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных | 27.09.2012 |
3 | Контрольная работа (рубежный) | Повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного | 3.10.2012 |
4 | Контрольная работа (рубежный) | Морфологический разбор имени существительного и | 22.10.2012 |
5 | Диктант (рубежный) | Повторение изученных орфограмм | 29.10.2012 |
6 | Контрольная работа (рубежный) | Глагол | 19.11.2012 |
7 | Списывание (рубежный) | Списывание | 10.12.2012 |
8 | Контрольная работа (рубежная) | Повторение изученного за I полугодие | 14.12.2012 |
9 | Диктант (рубежный) | Орфограммы, изученные за первое полугодие | 20.12.2012 |
10 | Диктант (рубежный) | Окончание глаголов в прошедшем времени; суффиксы глаголов; безударные личные окончания глаголов | 13.03.2013 |
11 | Контрольная работа (рубежный) | Глагол, наречие, имя числительное | 21.03.2013 |
12 | Списывание (рубежный) | Списывание | 17.04.2013 |
13 | Контрольная работа (рубежный) | Итоговая контрольная работа за II полугодие | 15.05.2013 |
14 | Итоговый диктант (рубежный) | Итоговый диктант за 4 класс | 17.05.2013 |
Материально – техническое обеспечение учебного материала
Учебно – методический комплект для обучающихся:
- Программа начального общего образования по русскому языку. М.Просвещение, 2008
- Программа начальной школы по русскому языку. 4 класс. Автор С.В.Иванов. М., Вента –Граф, 2008
Учебник:
- Русский язык: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 - /авт.-сост. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова – М.: Вентана – Граф, 2005.-160 с.: - (Начальная школа XXI века).
- Русский язык: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 - /авт.-сост. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю.Романова – М.: Вентана – Граф, 2005.-160 с.: - (Начальная школа XXI века).
Рабочие тетради:
- «Пишем грамотно»: 4 класс: рабочая тетрадь № 1, № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. 3-е изд. испр., 64 с. ил: М.: Вентана – Граф, 2011.
Методические пособия:
- Беседы с учителем 4 класс. М: Вента-граф, 2008
- Романова В.Ю., Петленко, Оценка знаний. Контрольные работы, тесты, диктанты. М Вента-Граф, 2009
- Русский язык. Комментарии к урокам. М: Вента- Граф. 2008
Печатные пособия:
- Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
- Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска с программным обеспечением SMART.
- Проектор
- Компьютер.
Экранно - звуковые пособия:
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа ХХI века")
Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколения; авторских программ «Обучение грамоте» и «Русский язык» УМК «Начальная школа XXIвека» , руководитель проекта Виноградова Н.Ф; уч...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс " Начальная школа 21 века"
рабочая программа по русскому языку 3 класс Автор: Иванов С. В. по программе " Начальная школа 21 века"...
рабочая программа по русскому языку (2 класс) "Начальная школа 21 века"
тематическое планирование по русскому языку во 2 классе "начальная школа 21 века" с требованиями ФГОС....
рабочая программа по русскому языку 2 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программ курса разработана в соответствии с программой "Русский язык" - концепция "Начальная школа XXI века", руководитель проекта Н.Ф.Виноградова, авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, примерной...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс. Начальная школа XXI века
В состав данной програмы входят: комплект учебников, пояснительная запискаи рабочая программа....
Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Начальная школа 21 века"
Программа разработана с учетом УУД...
рабочая программа по русскому языку 4 класс "Начальная школа ХХI века"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Библиографический список программы Рабочая программа по русскому языку создана на основе федерального компонента Государственного ...