Рабочая программа по русскому языку 4 класс. Начальная школа XXI века
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
В состав данной програмы входят: комплект учебников, пояснительная запискаи рабочая программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принято» Руководитель МО Суслова Л.И. / / Протокол № от «___»__________2012г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ №74 Гурьева Е.А. / / «___»__________2012г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ СОШ №74 Гоголева Н.В. / / Приказ № от «___»__________2012г. |
Рабочая программа
Голубевой О.Л., высшая категория
по русскому языку, 4 класс.
Утверждено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от
« » 2012 г.
2012 – 2013 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык» 4 класс.
Всего 170 часов; 5 часов в неделю.
I четверть – 45 ч.
II четверть – 35 ч.
III четверть – 50 ч.
IV четверть – 40 ч.
Программно-методическое обеспечение:
- Русский язык: 4 кл.: Учебник в 2 частях.
Автор: С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Вентана-Граф. 2011г.
- М. И. Кузнецова. «Пишем грамотно»: 4 кл.: рабочая тетрадь №1,2 – 2-е изд. – М.: Вентана-Граф. 2010г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального образования, программы «Русский язык» 4 класс под редакцией С.В.Иванова, опубликованной в «Сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». - М.:Вентана-Граф.-2009.
Исходя из этого учебный материал с учетом резервных часов спланирован следующим образом:
Блок «Как устроен наш язык».
- Фонетика и словообразование (2 ч)
- Синтаксис (16 ч)
- Морфология (36 ч)
Блок «Правописание» (52 ч)
Блок «Развитие речи» (29 ч)
Программа курса реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
В программе курса «Русский язык» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание». «Развитие речи». Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
На уроке определенного блока реализуется одна цель: уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Такое структурирование курса позволяет:
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
- решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Расширение языковой эрудиции, активизация интереса к языку и речевому творчеству осуществляется на уроках всех трех блоков в значительной мере и как результат этих уроков.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Обще учебные умения и навыки(УУД):
Организационные умения:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Интеллектуальные умения:
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- систематизировать учебный материал;
- сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- владеть навыками рефлексивного анализа;
- уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались;
- уметь переводить устную речь в письменную.
Коммуникативные умения:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:
- отделять новое от известного;
- выделять главное;
- составлять план.
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
- темп письма 70-80 знаков в минуту.
Информационные:
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- пользоваться энциклопедическим справочным материалом;
- самостоятельно работать с учебником;
- целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях;
- систематизировать и классифицировать информацию;
- использовать различные виды моделирования.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:
Блок «Как устроен наш язык»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
- изученные части речи;
- значимые части слова;
различать, сравнивать:
- буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- предлог и приставку;
- корень, приставку, суффикс, окончание;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры:
- простого двусоставного предложения;
кратко характеризовать:
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи:
- выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
- пользоваться словарями;
- использовать алфавит при работе со словарём.
Блок «Правописание»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
- писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
-звонкие и глухие согласные в корнях;
-непроизносимые согласные;
-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;
-удвоенные согласные;
- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
- не с глаголами;
-безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- словарные слова, определенные программой;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
Общеучебные умения и навыки:
Организационные умения:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Интеллектуальные умения:
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,
- отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
- систематизировать учебный материал,
- сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний,
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Владеть навыками рефлексивного анализа,
- Уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались,
- Уметь переводить устную речь в письменную.
Коммуникативные умения:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,
- слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:
- отделять новое от известного;
- выделять главное;
- составлять план.
- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться,
- Темп письма 70-80 знаков в минуту.
Информационные:
- Отбирать необходимые знания из большого объёма информации,
- Пользоваться энциклопедическим справочным материалом,
- Самостоятельно работать с учебником,
- Целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях,
- Систематизировать и классифицировать информацию,
- Использовать различные виды моделирования.
Блок «Развитие речи»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность научиться:
различать, сравнивать:
Блок «Как устроен наш язык»
- слово и предложение;
- многозначные слова, синонимы, антонимы;
- наречие, имя числительное;
- простое и сложное предложения;
Блок «Развитие речи»
- текст и не текст;
решать практические и учебные задачи:
Блок «Как устроен наш язык»
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
- находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
- разбирать простое предложение по членам;
Блок «Правописание»
- суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
- наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);
Блок «Развитие речи»
- выделять основную мысль текста;
- подбирать заголовок данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
- исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);
- составлять план текста (при помощи учителя);
- находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
- писать изложения различных видов (обучающего характера).
I четверть -45 часов.
№п/п | Название раздела | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты и УУД | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Повторение. (Развитие речи). Фонетика и словообразование. (Как устроен наш язык). | Повторяем фонетику и словообразование. | 1 | Комбинированный Повторение | Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника). Коллективная беседа по вопросам рубрики «Вспомни ... »: повторение пройденного. Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов. | Уметь создавать текст письма. Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. Фронтальный опрос, взаимопро-верка, самостоятель-ная работа. | Учебник, стр.6 Упр. 3,4 | |
2 | Повторение орфографии. | Вспоминаем изученные орфограммы. | 1 | Повторение | Обсуждение вопросов рубрик «Вспомни ... » и «Обрати внимание»: орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. Классификация и выбор слов по видам орфограмм. | Уметь произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова; разными способами проверять правописание слов (изменяя нормы слова, подбирая однокоренные слова, используя орфографический словарь), соблюдать изученные нормы орфографии. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.8, упр. 2. | |
3 | Повторение орфографии. | Вспоминаем изученные орфограммы. | 1 | Повторение | Тренировочные упражнения, подготовка к словарному диктанту. | Уметь произносить и обозначать на письме парные согласные в корне слова; соотносить звуки и буквы в словах с двойными и непроизносимыми согласными. | Письмо с комменти-рованием, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.11, упр.5 | |
4 | Морфология. Имя существительное. (Как устроен наш язык). | Повторяем признаки имени существительного. | 1 | Повторение | Работа в парах: род имени существительного. Обсуждение материала рубрики «Путешествие в прошлое»: славянские имена, их значение. Повторение типов склонения имен существительных - работа с таблицей. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Упражнение по выбору. | Уметь различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3 склонения. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, взаимопро-верка, самостоятель-ная работа. | Учебник стр. 15, упр.5. | |
5 | Окончание имён существительных. | Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. | 1 | Повторение | Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни ... ». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных l-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова». | Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 1-го склонения. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.18, упр.3. | |
6 | Окончание имён существительных. | Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. | 1 | Повторение | Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 2-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова». | Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 2-го склонения. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа . | Учебник стр.20, упр.4. | |
7 | Окончание имён существительных. | Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. | 1 | Повторение | Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 3-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова». | Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 3-го склонения. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.21, упр.1. | |
8 | Морфология. Имя существительное | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Повторение признака oдyшевленности - неодушевленности имен существительных в рубрике «Вспомни ... », классификация слов по данному признаку. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: характеристика слова как части речи. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени существительного. Работа в парах: анализ и исправление ошибок в морфологическом разборе. Выполнение трудного задания. | Уметь характеризо-вать имя существи-тельное как часть речи (значение и морфологические признаки). Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа | Учебник стр.26,упр.4. | |
9 | Окончания имен существительных. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | Повторение | Фронтальная работа с таблицами в рубрике «Давай подумаем». Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний. Работа с рубрикой «Пиши правильно». | Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения. | Комментиро-ванное письмо, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.30, упр.1. | |
10 | Текст. | Текст. Проверочная работа. | 1 | Изучение нового материала | Текст. Главная мысль, заголовок. | Уметь выделять в тексте тему, основную мысль. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа. | Тетрадь стр.27, упр.47 | |
11 | Морфология. Имя прилагательное. | (Как устроен наш язык). Повторяем признаки имени прилагательного. | 1 | Повторение | Признаки прилагательного, как части речи. | Уметь определять род, число и падеж имен прилагательных. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр. 34, упр.3 | |
12 | Проверка. (Правописание). | Диктант по теме: «Повторение изученных во 2-м классе орфограмм; орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных». | 1 | Контрольный | Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами. | Диктант, самопроверка. | |||
13 | Окончание имен прилагательных. | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных | 1 | Комбинированный | Работа с рубрикой «Вспомни ... ». Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Работа в группах: подбор прилагательных к тексту. | Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имен прилагательных. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант, взаимопро-верка. | Учебник стр.38, упр.6. | |
14 | Морфология. Имя прилагательное. (Как устроен наш язык). | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Изучение нового материала | Подбор примеров для таблицы в рубрике «Вспомни ... ». Классификация слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Коллективное обсуждение порядка. морфологического разбора имени прилагательного. Работа в парах и по выбору | Уметь характеризовать имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки). | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа, взаимопро-верка. | Учебник стр.40, упр.3. | |
15 | Проверка. (Правописание). | Проверочная работа (тест). Тема: повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа, самопроверка. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Тест (3 варианта на выбор), самопроверка. | Тетрадь стр.13, упр. 1,5. | |
16 | Морфология. Имя прилагательное. (Как устроен наш язык). | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Изучение нового материала | Подбор примеров для таблицы в рубрике «Вспомни ... ». Классификация слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Коллективное обсуждение порядка. морфологического разбора имени прилагательного. Работа в парах и по выбору | Уметь характеризовать имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки). | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа, взаимопро-верка. | Учебник стр.37, упр.5. | |
17 | Текст. Текст. | 1 | Изучение нового материала | Работа в группах с текстом: подбор заголовка, составление плана, продолжение, узнавание типа текста, аргументация своего мнения. Исправление речевых ошибок в предложениях. | Уметь различать текст, тип текста, выделять основную мысль текста. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос. | Учебник стр.42, упр.2. | ||
18 | Орфограммы в словах. (Правописание). | Буквы о-ё после шипящих и ц. | 1 | Закрепление | Обсуждение проблемных вопросов в рубрике «Вспомни ... », анализ правила - работа с таблицей учебника. Упражнения на классификацию слов с буквами о - ё, графическое выделение изученной орфограммы. Рубрика «Обрати внимание»: слова с буквой о после шипящих. | Знать и применять правила правописания о-ё после шипящих и ц. | Комментиро-ванное письмо. | Учебник стр.43, упр.1. | |
19 | Орфограммы в словах. (Правописание). | Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих». | 1 | Повторение | Работа в парах с орфограммой «Мягкий знак в конце слов после шипящих», подготовка к словарному диктанту. | Знать и применять правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.45, упр.2. | |
20-21 | Морфология. Местоимение. (Как устроен наш язык). | Повторяем местоимение. | 2 | Повторение | Группировка слов: местоимения-существительные и местоимения-прилагательные (в рубрике «Вспомни ... »). Наблюдение за языковым материалом: личные местоимения, их признаки. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из латинского языка. | Уметь различать местоимение как часть речи. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.47, упр.3. | |
22 | Приставка. (Правописание). | Орфограммы приставок. | 1 | Закрепление | Определение принципа классификации слов. Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках, нахождение лишних слов в группах. Выделение группы слов с приставками пре- и при-. | Знать и уметь применять правила правописания приставок. | Письмо с комментирова-нием. | Учебник стр.49, упр.5. | |
23 | Твердый и мягкий знак. (Правописание). | Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки. | 1 | Закрепление | Подбор примеров слов с ъ и ь, соответствующих схемам. Обсуждение рубрики «Тайны языка»: разделительный ъ в сложных словах с первой частью двух-, трёх- и т. д. Наблюдение за языковым материалом. Повторение: правописание окончаний имен существительных и прилагательных. | Знать и применять правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков. | Объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.51, упр.3. | |
24 | Работа над изложением. (Развитие речи). | Изложение. | 1 | Изложение текста (повествование) | Работа с рубрикой «Вспомни … ». Коллективная работа с текстом, сопоставление текста с изложением ученицы, анализ и исправление ошибок. Самостоятельная передача текста по памяти. | Уметь анализировать, пересказывать текст. | Фронтальный опрос, коллективная работа. | ||
25 | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык). | Разбор по членам предложения. | 1 | Изучение нового материала | Работа с таблицей и обсуждение вопросов, связанных с членами предложения. Коллективная работа по усвоению алгоритма разбора простого предложения по членам. Наблюдение за материалом рубрики «Обрати внимание»: прилагательное в роли сказуемого. Выполнение упражнения по выбору. | Уметь различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения. | Фронтальный опрос, письмо с комменти-рованием. | Учебник стр.57, упр.3. | |
26-27 | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык). | Синтаксический анализ предложения. | 2 | Закрепление | Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов. | Фронтальный опрос, письмо с комменти-рованием. | Учебник стр.58, упр.5. | ||
28-29 | Предложение с однородными членами. (Правописание). | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 2 | Закрепление | Наблюдение за языковым материалом, повторение правила (рубрика «Вспомни ... »). Упражнения: нахождение однородных членов, постановка знаков препинания при них, доказательство. Подготовка к словарному диктанту. | Уметь применять правила постановки запятой между однородными членами предложения. | Фронтальный опрос, письмо с комменти-рованием. | Учебник стр.64, упр.3. | |
30 | Проверка. (Правописание). | Диктант | 1 | Контрольный | Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами. | Диктант, самопроверка. | |||
31 | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык). | Синтаксический анализ предложения. | 1 | Закрепление | Тренировочные упражнения. Работа с трудным заданием. | Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре. | Фронтальный опрос, письмо под диктовку. | Учебник стр.68, упр.3. | |
32 | Текст. | Деление текста на абзацы. | 1 | Комбинированный | Работа в группах по восстановлению последовательности абзацев, подбору заголовков, составлению плана текста. Сопоставление своего варианта с предложенным в учебнике. Анализ и устранение речевых ошибок в предложениях. | Уметь выделять основную мысль текста, подбирать к нему заголовок. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.70, упр.2. | |
33 | Списывание | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Контрольная работа | ||||
34-36 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Глагол. | 3 | Изучение нового материала | Обобщение известных сведений о глаголе в рубрике «Вспомни ... ». Наблюдение за языковым материалом в рубриках «Давай подумаем» и «Обрати внимание»: глагол может называть не только действия. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнение по выбору . | Уметь характеризовать глагол как часть речи. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.72, упр.2., Учебник стр.73, упр.4., Учебник стр.77, упр.4. | |
37 | Административный диктант | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Контрольный | ||||
38 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание приставок в глаголах. | 1 | Комбинированный | Сравнение слов с предлогами и слов с приставками. Отработка материала рубрики «Обрати внимание»: отсутствие у глаголов форм с предлогами. Повторение: разделительный твердый знак в глаголах. Составление слов с приставками. | Уметь различать приставки и предлоги. | Комментиро-ванное письмо. | Учебник стр.79, упр.5. | |
39-40 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание не с глаголами. | 2 | Комбинированный | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: выведение правила. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация. Подготовка к словарному диктанту. | Знать и применять правила правописания не с глаголами. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.83, упр.3. | |
41 | Работа над изложением. (Развитие речи). | Итоговое изложение. | 1 | Комбинированный | Коллективная подготовка к изложению: составление плана, языковой разбор текста. Запись по памяти части текста. | Уметь подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | ||
42-45 | Развитие речи | Повторение.Текст. | 4 | Закрепление | Творческие речевые игры. | Уметь подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | Тетрадь стр,37, упр.63, 64 | |
II четверть – 35 часов. | |||||||||
1-2 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Вид глагола. | 2 | Изучение нового материала | Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание»: вид глагола как постоянный признак. Упражнения: определение вида глаголов, исправление ошибок в классификации. Обсуждение рубрики «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из греческого языка. | Знать понятие вид глагола. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.88, упр.3. | |
3 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Начальная форма глагола. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за материалом рубрик «Вспомни ... » и «Обрати внимание»: формы глагола. Работа с рубрикой «Тайны языка». Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами -ть,-ти. | Знать понятие начальная форма глагола. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.89, упр.4. | |
4-6 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Личные формы глагола. | 3 | Комбинированный | Обсуждение рубрик «Вспомни ... », «Давай думаем», «0брати внимание». Распределение глаголов по группам (в начальной форме и в личной форме), соотнесение глаголов с личными местоимениями. Наблюдение за окончаниями глаголов в рубрике «Тайны языка». Работа в парах и по выбору. | Знать понятие личные формы глагола. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа, взаимопро-верка. | Учебник стр.90, упр.2., | |
7 | Правописание глаголов. (Правописание). | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Классификация глаголов с ь. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих» (изученные случаи). | Знать и применять правила право- писания мягкого знака после шипящих в глаголах. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа, работа в группах, взаимопро-верка. | Учебник стр.92, упр.3. | |
8 | Проверка. (Правописание). | Текущая контрольная работа. Тема: глагол. | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | Текущая контрольная работа (3 варианта), самопроверка. | |||
9 | Морфология. Глагол. | Лицо и число глагола. | 1 | Комбинированный | Коллективная работа с рубриками «Тайны языка», «Обрати внимание». Упражнения на классификацию глаголов по лицам и числам. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно». Работа с трудным заданием. | Знать морфологические признаки глаголов. | Фронтальный опрос, комментиро-ванное письмо. | Учебник стр.91, упр.5. | |
10 | Правописание глаголов. (Правописание). | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Классификация глаголов с ь. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих» (изученные случаи). | Знать и применять правила право- писания мягкого знака после шипящих в глаголах. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа, работа в группах, взаимопро-верка. | Учебник стр.92, упр.3. | |
11 | Текст. | Текст – описание.(Сочинение). | 1 | Комбинированный | Коллективное выведение правила (рубрика «Давай подумаем»). Работа со схемой (ь в существительных, прилагательных, глаголах), запись слов по группам, подбор примеров. Подготовка к письму под диктовку. | Уметь создавать текст-описание. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | ||
12-14 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание -ться и -тся в глаголах. | 3 | Комбинированный, закрепление | Наблюдение за языковым материалом, выведение правила в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Тайны языка». Упражнения: классификация, перевод, транскрипции в буквенную запись (слова с [ца]). Подготовка к словарному диктанту. Отработка алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно». | Знать правила правописания | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, объяснитель-ный диктант, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.95, упр.4., Учебник стр.98, упр.5., Тетрадь стр.32, упр.2,3 | |
15 | Проверка | Диктант | 1 | Контрольный | Написание диктанта по теме: Мягкий знак после шипящих в глаголах, правописание -ться и -тся в глаголах. | Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами. | Текущий диктант | ||
16 | Текст. | Связь абзацев в тексте. | 1 | Комбинированный | Фронтальный анализ текста: подбор заголовка, составление плана. Обсуждение связи абзацев в тексте. Самостоятельная работа: поиск выразительных средств, передающих осеннее настроение. | Уметь составлять план, озаглавливать и письменно пересказывать текст. Знать признаки текста. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.104,105, упр.3., | |
17-20 | Морфология. Глагол. | Спряжение глаголов. | 4 | Комбинированный, | Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Определение спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. В рубрике «Тайны языка» знакомство с алгоритмом определения спряжения глагола, с распределением глаголов по спряжениям. Наблюдение за разноспрягаемыми глаголами. Работа в парах и по выбору. Наблюдение за глаголами-исключениями. Отработка алгоритма определения спряжения. Тренировочные упражнения, задание по выбору. | Овладеть практическим способом определения спряжения глаголов. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, комментиро-ванное письмо, взаимопроверка, самостоятельная работа. | Учебник стр.104, упр.4., Учебник стр.106, упр.3., Учебник стр.107, упр.3., Учебник стр.110, упр.4., | |
21 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание глаголов. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа: упражнения на повторение правописания глаголов. Обсуждение рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка». | Знать и применять правила правописания глаголов начальной формы, не с глаголами. | Самостоятель-ная работа. | Тетрадь стр.35, упр.2., | |
22 | Списывание | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Контрольная работа | ||||
23 | Текст. | Приём противопоставления в тексте. Изложение. | 1 | Комбинированный | Коллективное обсуждение построения текста: прием противопоставления. Самостоятельное создание собственного текста с использованием противопоставления. Анализ речевых ошибок в предложениях. | Уметь создавать небольшой текст по заданной тематике. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | ||
24-27 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание безударных окончаний глаголов. | 4 | Комбинированный, закрепление | Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем»: система личных окончаний l-го и 2-го спряжения. Упражнения на изменение формы глаголов, группировку по спряжениям. Подготовка к словарному диктанту. Тренировочные упражнения. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Давай подумаем»: повторение алгоритма определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Упражнения на определение спряжения глаголов, работа с глаголами-исключениями, орфографический комментарий текста. | Знать правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения). Овладеть практическим способом определения спряжения глаголов. Применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения). | Комментиро-ванное письмо, объяснитель-ное письмо, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.117, упр.2.,стр.119, упр.5., стр.120, упр.3. | |
28 | Проверка. (Правописание). | Административный диктант | 1 | Контрольный | Уметь без ошибок записать несложный текст объёмом 70–90 слов. | Диктант, самопроверка. | |||
29-31 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание безударных окончаний глаголов. | 3 | Комбинированный | Тренировочные упражнения (самостоятельное выполнение). Подготовка к словарному диктанту. | Уметь применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов. | Самостоятельная работа. | Тетрадь стр.49, упр.84,85 | |
32 | Проверка | Контрольная работа. | 1 | Контрольный | Выполнение контрольной работы по теме : «Глагол». | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности | Текущая контрольная работа | ||
33-35 | Повторение | Итоговое повторение | 3 | комбинированный | Безударное окончание глаголов | Уметь применять правила правописания безударных окончаний глаголов | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос. | Учебник стр.121, упр.3.,стр.122, упр.5., | |
III четверть | |||||||||
1 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Глагольное время. Настоящее время. | 1 | Комбинированный | Сравнение языкового материала в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение рубрики «Тайны языка». работа со схемой. Упражнения: поиск глаголов в форме настоящего времени, определение признаков глаголов. Работа по выбору. | Уметь изменять глаголы по временам. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.135, упр.4. | |
2 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом - рубрики «Обрати внимание» и «Давай подумаем». Коллективное выведение правила, Сравнение с правилом в учебнике. Упражнения на закрепление. | Знать правила правописания суффиксов глаголов. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.137, упр.4. | |
3-4 | Морфология. Глагол. | Прошедшее время. | 2 | Комбинированный | Обсуждение материала рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка». Упражнения: нахождение глаголов в форме прошедшего времени. Задание по выбору. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Наблюдение за формами глаголов в рубриках «Обрати внимание» и «Давай подумаем», формулирование выводов. Сопоставление с материалом рубрики «Тайны языка». Работа по выбору и с трудным заданием. | Уметь изменять глаголы по временам. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.142, упр.3. | |
5 | Работа над изложением. | Изложение. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная подготовка к изложению: соответствие заголовка, составление плана текста. Создание возможного окончания текста (элемент сочинения). | Уметь письменно пересказывать текст (обучающее изложение). | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | ||
6 | Правописание глаголов. | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | Изучение нового материала | Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем», формулирование выводов. Работа с рубрикой «Тайны языка». Группировка, подборка глагольных форм. | Знать правила правописания суффиксов глаголов. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.146, упр.3. | |
7 | Морфология. Глагол. | Будущее время. | 1 | Комбинированный | Работа со схемой в рубрике «Вспомни ... ». Выведение правила об образовании форм будущего времени («Давай подумаем»). Задания по выбору и трудное задание. | Уметь различать глаголы будущего времени. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр. 5, упр.3. | |
8 | Правописание глаголов. | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | Закрепление | Самостоятельное выполнение заданий на группировку глаголов. Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Тренировочные упражнения, орфографический комментарий текста. Письмо по памяти. Подготовка к словарному диктанту. | Знать правила правописания суффиксов глаголов. Уметь применять правило на практике. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.7, упр.2. | |
9 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Изменение глаголов по временам. | 1 | Комбинированный | Выполнение заданий на образование глагольных форм. Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание», формулирование и сравнение выводов. Работа в парах, по выбору и с трудным заданием. | Уметь различать время глагола, изменять глаголы по временам. | Фронтальный опрос, Объяснитель-ный диктант. | ||
10 | Проверка | Котрольная работа по теме : Время глагола | 1 | Контроьный | Время глагола. Изменение глаголов по временам. | Уметь использовать знания и умения в практической деятельности. | самостоятель-ная работа. | ||
11-12 | Морфология. Глагол. | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 2 | Изучение нового материала | Урок повышенной сложности. Введение понятий «изъявительное, повелительное и условное наклонение» на основе противопоставления реально происходящего действия (изъявительное наклонение) и действия нереального (повелительное и сослагательное наклонение). Наблюдение за языковым материалом только на уровне предъявления. Коллективное выполнение упражнения 1. Остальные - по выбору. | Знать понятия наклонение глагола, изъявительное наклонение. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.14, упр.4. | |
13-14 | Морфология. Глагол. | Условное наклонение глагола. | 2 | Изучение нового материала | Урок повышенной сложности. Ознакомление со способом образования условного наклонения. Коллективная работа с упражнением 1. Остальные - по выбору. | Знать понятия наклонение глагола, условное наклонение. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка. | Учебник стр.15, упр.2. | |
15-16 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 2 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос от чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени? Выполнение упражнений на отработку нового правила. Письмо по памяти. Упражнение на повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту. | Уметь применять правила правописания окончаний глаголов в прошедшем времени. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.20, упр.6. | |
17 | Проверка | Диктант | 1 | Контрольный | Уметь без ошибок записать несложный текст объёмом 70–90 слов. | Диктант, самопроверка. | |||
18-19 | Морфология. Глагол. | Повелительное наклонение глагола. | 2 | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника: поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ. 3накомство с формой повелительного наклонения и способом ее образования (простая форма). Выполнения упражнения 2 (коллективно). Работа с рубрикой «Говори правильно». Наблюдение за языковым материалом: изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Выполнение упражнений по выбору. | Знать понятия наклонение глагола, повелительное наклонение. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.26, упр.4., стр.28, упр.4. | |
20 | Глагол. | Словообразование глаголов. | 1 | Комбинированный | Повторение материала, изученного в теме «Словообразование» во 2 классе. Коллективная и индивидуальная работа с упражнениями учебника. Знакомство с материалом рубрики «Путешествие в прошлое». | Уметь различать способы образования глаголов | Письмо с комментированием | Учебник стр.30, упр.5. | |
21 | Проверка | Контрольная работа по теме : «Наклонение глагола» | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности | Текущая контрольная работа | |||
22-23 | Глагол. | Глагол в предложении. | 2 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом: как ведет себя глагол в предложении и в словосочетании. Ознакомление со связью управления в словосочетании (пропедевтика). Выполнение тренировочных упражнений. | Уметь определять значение глагола в предложении. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант, письмо с комментиро-ванием. | Учебник стр.35, упр.2. | |
24-25 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание глаголов. | 2 | Комбинированный | Повторение орфограмм, связанных с написанием глаголов, и алгоритмов применения изученных правил. Выполнение тренировочных упражнений. | Уметь применять правила правописания глаголов | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант, письмо с комментиро-ванием. | ||
26 | Проверка | Изложение | 1 | Контрольный | Коллективная работа с текстом, сопоставление текста с изложением ученицы, анализ и исправление ошибок. Самостоятельная передача текста по памяти. | Уметь анализировать, пересказывать текст. | Фронтальный опрос, коллективная работа. | ||
27-28 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Морфологический разбор глагола. | 2 | Изучение нового материала | Повторение порядка выполнения морфологического разбора. Обсуждение вопроса: какие признаки глагола являются неизменными? Ознакомление с порядком выполнения морфологического разбора глагола. Выполнение тренировочных упражнений на овладение порядком проведения морфологического разбора глагола. | Характеризовать глагол как часть речи (значение и морфологические признаки). | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | ||
29 30 | Повторение пройденного. Проверка | Повторение (проверь себя). Контрольная работа | 1 1 | Контрольный | Выполнение заданий к тексту на повторение тем, изученных во 2, 3 и 4 классах. | Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые–мягкие, звонкие–глухие, парные–непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук. | Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа. | ||
31-32 | Морфология. Наречие. | Наречие. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный, закрепление | Знакомство с наречием как частью речи: вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция. Упражнения на нахождение наречий в тексте, на умение задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются. Наблюдение за языковым материалом: особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Выполнение тренировочных упражнений. | Уметь различать наречие как часть речи. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка, фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | ||
33-34 | Правописание наречий. (Правописание). | Правописание гласных на конце наречий. | 2 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы и повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту и его проведение. | Применять правила правописания гласных на конце наречий. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант, письмо с комментиро-ванием. | ||
35-37 | Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык). | Как образуются наречия. | 3 | Комбинированный | Отработка умения находить наречия в тексте и задавать к ним вопросы. Ознакомление с примыканием как с особым видом связи слов в словосочетании (пропедевтика). Отработка умения отличать слово сочетания с типом связи примыкание от других типов словосочетаний. | Различать способы образования наречий. | Письмо с комментиро-ванием. | ||
38 | Проверка | Списывание | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Контрольная работа | |||
39-40 | Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык). | Морфологический разбор наречий. | 2 | Изучение нового материала | Выполнение упражнений на повторение и закрепление знаний, полученных в теме «Наречие». Коллективное обсуждение особенностей морфологического разбора наречий (рубрика «Давай подумаем» ). Упражнения на овладение порядком проведения морфологического разбора наречий. | Характеризовать наречие как часть речи. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | ||
41-42 | Правописание наречий. (Правописание). | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | 2 | Комбинированный | Наблюдения за языковым материалом: правописание наречий на шипящие. Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы. | Применять правила правописания наречий на шипящую. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | ||
43 | Проверка | Диктант | 1 | Конрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Контрольная работа | |||
44-46 | Мягкий знак после шипящих. | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 3 | Комбинированный | Комплексное повторение правил, связанных с правописанием мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих. Работа с таблицей учебника (коллективно). Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы. | Уметь применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | ||
47 | Проверка. (Правописание). | Административный диктант (текущий). Тема: гласные на конце наречий, ь на конце шипящих. | 1 | Контрольный | Уметь писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными нормами. | Самопроверка. | |||
48-50 | Повторение | Итоговое повторение | 3 | комбинированный | Окончание наречий | Уметь применять правила правописания безударных окончаний глаголов | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос. | Учебник стр.121, упр.3.,стр.122, упр.5., | |
IV четверть | |||||||||
1 | Мягкий знак после шипящих. | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 1 | Закрепление | Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы. | Уметь применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Тетрадь стр.18, упр.1. | |
2-3 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык). | Имя числительное. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Различать имя числительное как часть речи. | Письмо с комментиро-ванием, фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.78, упр.4.,стр.80, упр.4., | ||
4 | Правописание числительных. | Правописание мягкого знака в числительных. | 1 | Комбинированный | Работа с таблицей учебника. Ответ на вопрос в каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких на конце слова? Чтение и обсуждение правила. Выполнение упражнений на отработку нового правила. | Применять правила слитного и раздельного написания числительных. | Письмо с комментированием, взаимопро-верка, фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.91, упр.2 | |
5 | Морфология. Имя числительное. (Правописание). | Слитное и раздельное написание числительных. | 1 | Комбинированный | Наблюдения за языковым материалом: правописание простых, сложных и составных числительных. Формулирование выводов на основе наблюдения. Работа с правилом. Выполнение тренировочных упражнений. Ознакомление с правилами употребления названий месяцев в сочетании с числительным в косвенных падежах. Выполнение упражнений на усвоение новых правил. | Выбирать алгоритм слитного и раздельного написания наречий. | Работа в парах, групповая работа, фронтальный опрос. | Учебник стр.91, упр.3 | |
6 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык). | Изменение имён числительных. | 1 | Комбинированный | Изменять имена числительные по падежам. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.86, упр.2 | ||
7 | Правописание числительных. | Правописание числительных. | 1 | Комбинированный | Выполнение упражнений на закрепление умения применять изученные правила правописания числительных «Слитное и раздельное написание числительных», «Правописание мягкого знака в именах числительных». | Применять правила правописания падежных окончаний количественных и порядковых числительных. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.79, упр.3 | |
8 | Проверка. (Правописание). | Контрольная работа . Тема: глагол, наречие, имя числительное. | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | Самопровер-ка. | |||
9-10 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык). | Связь слов в предложении. Словосочетание. | 2 | Изучение нового материала | Ознакомление с новыми понятиями словосочетание, подчинительная связь слов). Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и не словосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании. | Уметь различать словосочетания. | Письмо с комментиро-ванием. | Учебник стр.105, упр.4, стр. 99, упр. 3 | |
11 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык). | Слово. Словосочетание. Предложение. | 1 | Комбинированный | Сравнение слова и словосочетания, словосочетания и предложения. Ответ на вопросы: чем похожи и чем различаются слова и словосочетания; словосочетания и предложения? Закрепление умений находить и выписывать словосочетания из предложения, составлять предложение из данных словосочетаний. | Уметь различать слово, словосочетание и предложение. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка. | Учебник стр.111, упр.3 | |
12 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык). | Связь слов в словосочетании. Согласование. | 1 | Изучение нового материала | Повторение материала, изученного в 3 и 4 классах. Ответ на вопрос: как имена прилагательные согласуются с именами существительными? Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи согласование. Тренировочные упражнения. | Находить словосочетания с согласованием. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка. | Учебник стр.112, упр.3 | |
13 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык). | Связь слов в словосочетании. Управление. | 1 | Изучение нового материала | Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос: меняется ли форма зависимого слова при изменении формы главного в словосочетаниях с типом связи управление? Введение понятия управления как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи управление. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом. | Находить словосочетания с управлением. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка. | Учебник стр.116, упр.4 | |
14 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык). | Связь слов в словосочетании. Примыкание. | 1 | Изучение нового материала | Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос: меняется ли форма зависимого слова при изменении формы главного в словосочетаниях с типом связи примыкание? Введение понятия примыкания как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи примыкание. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом. | Находить словосочетания с типом связи – примыкание. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.117, упр.1 | |
15 | Правописание словосочетаний. (Правописание). | Правописание слов в словосочетаниях. Примыкание. | 1 | Комбинированный | Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание личных окончаний глаголов, правописание мягкого знака у глаголов 2-го лица ед. ч.). Упражнение в выборе нужной формы имени существительного в глагольных словосочетаниях. | Применять правила правописания словосочетаний с типом связи примыкание. | Фронтальный опрос, письмо по памяти. | Тетрадь стр.34, упр.3 | |
16 | Словосочетание. | Словосочетание в предложении. | 1 | Комбинированный | Введение понятия о словосочетании как строительном материа-ле распространённых предложений. Закрепление умения находить словосочетания в предложении. Упражнение в выборе правильной формы (падежа и предлога) имени существитель-ного в словосочетаниях с типом связи управление. | Знать роль словосочетаний в предложении. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.124, упр.3 | |
17 | Проверка. (Правописание). | Проверочная работа. Тема: словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании. | 1 | Комбинированный | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | Самопроверка. | |||
18 | Проверка. (Правописание). | Диктант (текущий). Тема: правописание слов в словосочетания. | 1 | Контрольный | Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами. | Самопровер-ка. | |||
19 | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык). | Сложное предложение. | 1 | Изучение нового материала | Наблюдение за языковым материалом: предложения с несколькими грамматическими основами. Введение понятия «сложное предложение». Упражнения на нахождение сложного предложения в тексте. Введение понятий «сложносочиненное и сложноподчиненное предложение». Знакомство с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений и овладение этим алгоритмом. Знакомство со схемами сложных предложений. | Знать понятия сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчи-ненное. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.131, упр.4 | |
20 | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык). | Как связаны части сложносочиненного предложения. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом (рубрика «Давай подумаем» ): союзы и, а, или, в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Формулирование выводов наблюдения (рубрика «Обрати внимание»). Тренировочные упражнения: различение сложных предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы и, или, а, но. Знакомство с сочинительными союзами заmо, однако, да. | Различать сложносочиненное предложение. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопровер-ка. | Учебник стр.133, упр.14 | |
21 | Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание). | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом: как разделяются части сложного предложения. Работа с правилом – рубрика «Тайны языка». Знакомство с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочинен-ного предложения и овла-дение этим алгоритмом. Тренировочные упражне-ния: различение простых и сложных предложений, постановка запятой в сложносочиненном предложении. Повторение материала 4 класса: обобщающее слово и знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах. | Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении. | Фронтальный опрос, объяс-нительный диктант. | Учебник стр.136, упр.3 | |
22 | Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание). | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | Комбинированный | Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении. | Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.137, упр.1 | |
23 | Текст. | Учимся писать изложение. | 1 | Комбинированный | Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к написанию сочинения: определение типа будущего текста, составление плана. Обсуждение работ учащихся. | Уметь создавать текст на заданную тему. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | ||
24 | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык). | Как связаны части сложноподчинённого предложения. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос можно ли между частями любого сложного предложения поставить точку? Обсуждение особенностей сложноподчиненного предложения. Знакомство с союзами, связывающими части сложноподчиненного предложения. Отработка умения задавать вопрос от одной части сложноподчиненного предложения к другой. | Различать связь частей сложноподчиненного предложения. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка. | Учебник стр.141, упр.2 | |
25 | Синтаксис. Сложное предложение. | Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом: место придаточной части в сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов. Тренировочные упражнения в различении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений (нахождение соответствий между предложениями и схемами этих предложений). | Различать сложносочинённое и сложноподчи-нённое предло-жения. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка. | Учебник стр.144, упр.3 | |
26-27 | Знаки препинания в сложном предложении. (Как устроен наш язык). | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 2 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом: постановка запятой сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов (работа с рубрикой «Тайны языка» ). Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложных предложениях с однородными членами. Составление сложноподчиненных предложений по модели [ , ( ), ]. | Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.146, упр.2, стр.148, упр.2 | |
28 | Проверка | Списывание | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Контрольная работа | |||
29 | Проверка. (Правописание). | Итоговая контрольная работа Тема: орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2–4 классах. | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Самопровер-ка. | |||
30-31 | Синтаксис. Сложное предложение. | Сложное предложение. | 2 | Комбинированный | Работа над сопоставлением сложных предложений и их схем. Анализ сложных предложений, осложненных однородными членами. | Различать сложное предложение. | Взаимопро-верка. | Учебник стр.151, упр.4 | |
32 | Проверка. (Правописание). | Итоговый диктант. Тема: орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2–4 классах. | 1 | Контрольный | Уметь писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами. | Самопровер-ка. | |||
33-34 | Знаки препинания в сложном предложении. (Как устроен наш язык). | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 2 | Повторение | Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении. | Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.151, упр.4 | |
35-40 | Повторение. (Правописание). | Вспоминаем изученные орфограммы . Проверочная работа. | 5 | Комбинированный | Тренировочные упражнения. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа, работа в группах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/27/picture-27626.jpg)
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа XXI века" 1-2классы
Программа рассчитана на 4 часа в неделю....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/31/picture-699395-1446260174.jpg)
Рабочая программа по русскому языку4 класс "Начальная школа 21 века"
РП содержит поснительную записку и КТП...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-751836-1454925805.jpg)
Рабочая программа по русскому языку УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык» для начальной школы, ра...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/23/picture-1470847-1682220841.jpg)
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС
Рабочая программа составлена на основе программы «Русский язык» (автор С.В. Иванов, система учебников «Начальная школа 21 века») и примерной программы по русскому языку в соотв...