Рабочая программа по русскому языку 4 класс. Начальная школа XXI века
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
В состав данной програмы входят: комплект учебников, пояснительная запискаи рабочая программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 95.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принято» Руководитель МО Суслова Л.И. / / Протокол № от «___»__________2012г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ №74 Гурьева Е.А. / / «___»__________2012г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ СОШ №74 Гоголева Н.В. / / Приказ № от «___»__________2012г. |
Рабочая программа
Голубевой О.Л., высшая категория
по русскому языку, 4 класс.
Утверждено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от
« » 2012 г.
2012 – 2013 учебный год.
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык» 4 класс.
Всего 170 часов; 5 часов в неделю.
I четверть – 45 ч.
II четверть – 35 ч.
III четверть – 50 ч.
IV четверть – 40 ч.
Программно-методическое обеспечение:
- Русский язык: 4 кл.: Учебник в 2 частях.
Автор: С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Вентана-Граф. 2011г.
- М. И. Кузнецова. «Пишем грамотно»: 4 кл.: рабочая тетрадь №1,2 – 2-е изд. – М.: Вентана-Граф. 2010г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального образования, программы «Русский язык» 4 класс под редакцией С.В.Иванова, опубликованной в «Сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». - М.:Вентана-Граф.-2009.
Исходя из этого учебный материал с учетом резервных часов спланирован следующим образом:
Блок «Как устроен наш язык».
- Фонетика и словообразование (2 ч)
- Синтаксис (16 ч)
- Морфология (36 ч)
Блок «Правописание» (52 ч)
Блок «Развитие речи» (29 ч)
Программа курса реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
В программе курса «Русский язык» выделяется три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание». «Развитие речи». Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
На уроке определенного блока реализуется одна цель: уроки блока «Как устроен наш язык» знакомят учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Такое структурирование курса позволяет:
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
- решить практические задачи по формированию навыка грамотного письма и развитию речи учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.
Расширение языковой эрудиции, активизация интереса к языку и речевому творчеству осуществляется на уроках всех трех блоков в значительной мере и как результат этих уроков.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Обще учебные умения и навыки(УУД):
Организационные умения:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Интеллектуальные умения:
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- систематизировать учебный материал;
- сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- владеть навыками рефлексивного анализа;
- уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались;
- уметь переводить устную речь в письменную.
Коммуникативные умения:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:
- отделять новое от известного;
- выделять главное;
- составлять план.
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
- темп письма 70-80 знаков в минуту.
Информационные:
- отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
- пользоваться энциклопедическим справочным материалом;
- самостоятельно работать с учебником;
- целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях;
- систематизировать и классифицировать информацию;
- использовать различные виды моделирования.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:
Блок «Как устроен наш язык»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
- изученные части речи;
- значимые части слова;
различать, сравнивать:
- буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- предлог и приставку;
- корень, приставку, суффикс, окончание;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры:
- простого двусоставного предложения;
кратко характеризовать:
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи:
- выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
- пользоваться словарями;
- использовать алфавит при работе со словарём.
Блок «Правописание»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
- писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
-звонкие и глухие согласные в корнях;
-непроизносимые согласные;
-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чк-чн;
-удвоенные согласные;
- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
- разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
- не с глаголами;
-безударные падежные окончания имен существительных, имен прилагательных;
- правописание безударных личных окончаний глаголов;
- словарные слова, определенные программой;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
Общеучебные умения и навыки:
Организационные умения:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Интеллектуальные умения:
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг,
- отбирать необходимые для учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
- систематизировать учебный материал,
- сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний,
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Владеть навыками рефлексивного анализа,
- Уметь решать нестандартные задачи, алгоритмы решений которых не изучались,
- Уметь переводить устную речь в письменную.
Коммуникативные умения:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуациях. Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы,
- слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников, при этом:
- отделять новое от известного;
- выделять главное;
- составлять план.
- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться,
- Темп письма 70-80 знаков в минуту.
Информационные:
- Отбирать необходимые знания из большого объёма информации,
- Пользоваться энциклопедическим справочным материалом,
- Самостоятельно работать с учебником,
- Целенаправленно обобщать идеи текста на основе выделения главных мыслей в его частях,
- Систематизировать и классифицировать информацию,
- Использовать различные виды моделирования.
Блок «Развитие речи»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
- отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность научиться:
различать, сравнивать:
Блок «Как устроен наш язык»
- слово и предложение;
- многозначные слова, синонимы, антонимы;
- наречие, имя числительное;
- простое и сложное предложения;
Блок «Развитие речи»
- текст и не текст;
решать практические и учебные задачи:
Блок «Как устроен наш язык»
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
- находить лексическое значение слова в толковом словаре;
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
- разбирать простое предложение по членам;
Блок «Правописание»
- суффиксы имен существительных и имен прилагательных (в объеме данного курса);
- наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);
Блок «Развитие речи»
- выделять основную мысль текста;
- подбирать заголовок данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
- исправлять деформированный текст (с нарушением порядка следования частей);
- составлять план текста (при помощи учителя);
- находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
- писать изложения различных видов (обучающего характера).
I четверть -45 часов.
№п/п | Название раздела | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты и УУД | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Повторение. (Развитие речи). Фонетика и словообразование. (Как устроен наш язык). | Повторяем фонетику и словообразование. | 1 | Комбинированный Повторение | Работа с учебным текстом: подготовка к письменной работе об успехах и неудачах в изучении русского языка (письмо авторам учебника). Коллективная беседа по вопросам рубрики «Вспомни ... »: повторение пройденного. Упражнения на повторение: классификация, анализ и исправление ошибок в фонетическом разборе. Работа по выбору и в парах: фонетический, морфемный и словообразовательный анализ слов. | Уметь создавать текст письма. Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. Фронтальный опрос, взаимопро-верка, самостоятель-ная работа. | Учебник, стр.6 Упр. 3,4 | |
2 | Повторение орфографии. | Вспоминаем изученные орфограммы. | 1 | Повторение | Обсуждение вопросов рубрик «Вспомни ... » и «Обрати внимание»: орфограмма, виды орфограмм, способы проверки. Работа с таблицей: расположение орфограмм в слове. Классификация и выбор слов по видам орфограмм. | Уметь произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне слова; разными способами проверять правописание слов (изменяя нормы слова, подбирая однокоренные слова, используя орфографический словарь), соблюдать изученные нормы орфографии. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.8, упр. 2. | |
3 | Повторение орфографии. | Вспоминаем изученные орфограммы. | 1 | Повторение | Тренировочные упражнения, подготовка к словарному диктанту. | Уметь произносить и обозначать на письме парные согласные в корне слова; соотносить звуки и буквы в словах с двойными и непроизносимыми согласными. | Письмо с комменти-рованием, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.11, упр.5 | |
4 | Морфология. Имя существительное. (Как устроен наш язык). | Повторяем признаки имени существительного. | 1 | Повторение | Работа в парах: род имени существительного. Обсуждение материала рубрики «Путешествие в прошлое»: славянские имена, их значение. Повторение типов склонения имен существительных - работа с таблицей. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Упражнение по выбору. | Уметь различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3 склонения. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, взаимопро-верка, самостоятель-ная работа. | Учебник стр. 15, упр.5. | |
5 | Окончание имён существительных. | Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. | 1 | Повторение | Выбор правильного ответа в рубрике «Вспомни ... ». Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных l-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова». | Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 1-го склонения. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.18, упр.3. | |
6 | Окончание имён существительных. | Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. | 1 | Повторение | Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 2-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова». | Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 2-го склонения. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа . | Учебник стр.20, упр.4. | |
7 | Окончание имён существительных. | Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. | 1 | Повторение | Упражнения: доказательство правильного написания окончаний имен существительных 3-гo склонения. Нахождение орфограммы «Непроверяемые безударные гласные в корне слова». | Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 3-го склонения. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.21, упр.1. | |
8 | Морфология. Имя существительное | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Повторение признака oдyшевленности - неодушевленности имен существительных в рубрике «Вспомни ... », классификация слов по данному признаку. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: характеристика слова как части речи. Коллективное обсуждение порядка морфологического разбора имени существительного. Работа в парах: анализ и исправление ошибок в морфологическом разборе. Выполнение трудного задания. | Уметь характеризо-вать имя существи-тельное как часть речи (значение и морфологические признаки). Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа | Учебник стр.26,упр.4. | |
9 | Окончания имен существительных. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | Повторение | Фронтальная работа с таблицами в рубрике «Давай подумаем». Классификация, доказательство выбора буквы для записи безударных падежных окончаний. Работа с рубрикой «Пиши правильно». | Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения. | Комментиро-ванное письмо, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.30, упр.1. | |
10 | Текст. | Текст. Проверочная работа. | 1 | Изучение нового материала | Текст. Главная мысль, заголовок. | Уметь выделять в тексте тему, основную мысль. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа. | Тетрадь стр.27, упр.47 | |
11 | Морфология. Имя прилагательное. | (Как устроен наш язык). Повторяем признаки имени прилагательного. | 1 | Повторение | Признаки прилагательного, как части речи. | Уметь определять род, число и падеж имен прилагательных. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр. 34, упр.3 | |
12 | Проверка. (Правописание). | Диктант по теме: «Повторение изученных во 2-м классе орфограмм; орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных». | 1 | Контрольный | Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами. | Диктант, самопроверка. | |||
13 | Окончание имен прилагательных. | Орфограммы в окончаниях имен прилагательных | 1 | Комбинированный | Работа с рубрикой «Вспомни ... ». Тренировочные упражнения: выделение, дописывание окончаний прилагательных, запись слов с различными окончаниями в группы. Работа в группах: подбор прилагательных к тексту. | Знать и уметь применять изученные правила правописания окончаний имен прилагательных. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант, взаимопро-верка. | Учебник стр.38, упр.6. | |
14 | Морфология. Имя прилагательное. (Как устроен наш язык). | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Изучение нового материала | Подбор примеров для таблицы в рубрике «Вспомни ... ». Классификация слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Коллективное обсуждение порядка. морфологического разбора имени прилагательного. Работа в парах и по выбору | Уметь характеризовать имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки). | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа, взаимопро-верка. | Учебник стр.40, упр.3. | |
15 | Проверка. (Правописание). | Проверочная работа (тест). Тема: повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа, самопроверка. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Тест (3 варианта на выбор), самопроверка. | Тетрадь стр.13, упр. 1,5. | |
16 | Морфология. Имя прилагательное. (Как устроен наш язык). | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | Изучение нового материала | Подбор примеров для таблицы в рубрике «Вспомни ... ». Классификация слов: качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Коллективное обсуждение порядка. морфологического разбора имени прилагательного. Работа в парах и по выбору | Уметь характеризовать имя прилагательное как часть речи (значение и морфологические признаки). | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа, взаимопро-верка. | Учебник стр.37, упр.5. | |
17 | Текст. Текст. | 1 | Изучение нового материала | Работа в группах с текстом: подбор заголовка, составление плана, продолжение, узнавание типа текста, аргументация своего мнения. Исправление речевых ошибок в предложениях. | Уметь различать текст, тип текста, выделять основную мысль текста. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос. | Учебник стр.42, упр.2. | ||
18 | Орфограммы в словах. (Правописание). | Буквы о-ё после шипящих и ц. | 1 | Закрепление | Обсуждение проблемных вопросов в рубрике «Вспомни ... », анализ правила - работа с таблицей учебника. Упражнения на классификацию слов с буквами о - ё, графическое выделение изученной орфограммы. Рубрика «Обрати внимание»: слова с буквой о после шипящих. | Знать и применять правила правописания о-ё после шипящих и ц. | Комментиро-ванное письмо. | Учебник стр.43, упр.1. | |
19 | Орфограммы в словах. (Правописание). | Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих». | 1 | Повторение | Работа в парах с орфограммой «Мягкий знак в конце слов после шипящих», подготовка к словарному диктанту. | Знать и применять правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.45, упр.2. | |
20-21 | Морфология. Местоимение. (Как устроен наш язык). | Повторяем местоимение. | 2 | Повторение | Группировка слов: местоимения-существительные и местоимения-прилагательные (в рубрике «Вспомни ... »). Наблюдение за языковым материалом: личные местоимения, их признаки. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из латинского языка. | Уметь различать местоимение как часть речи. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.47, упр.3. | |
22 | Приставка. (Правописание). | Орфограммы приставок. | 1 | Закрепление | Определение принципа классификации слов. Упражнения на повторение изученных орфограмм в приставках, нахождение лишних слов в группах. Выделение группы слов с приставками пре- и при-. | Знать и уметь применять правила правописания приставок. | Письмо с комментирова-нием. | Учебник стр.49, упр.5. | |
23 | Твердый и мягкий знак. (Правописание). | Разделительный твердый и разделительный мягкие знаки. | 1 | Закрепление | Подбор примеров слов с ъ и ь, соответствующих схемам. Обсуждение рубрики «Тайны языка»: разделительный ъ в сложных словах с первой частью двух-, трёх- и т. д. Наблюдение за языковым материалом. Повторение: правописание окончаний имен существительных и прилагательных. | Знать и применять правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков. | Объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.51, упр.3. | |
24 | Работа над изложением. (Развитие речи). | Изложение. | 1 | Изложение текста (повествование) | Работа с рубрикой «Вспомни … ». Коллективная работа с текстом, сопоставление текста с изложением ученицы, анализ и исправление ошибок. Самостоятельная передача текста по памяти. | Уметь анализировать, пересказывать текст. | Фронтальный опрос, коллективная работа. | ||
25 | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык). | Разбор по членам предложения. | 1 | Изучение нового материала | Работа с таблицей и обсуждение вопросов, связанных с членами предложения. Коллективная работа по усвоению алгоритма разбора простого предложения по членам. Наблюдение за материалом рубрики «Обрати внимание»: прилагательное в роли сказуемого. Выполнение упражнения по выбору. | Уметь различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения. | Фронтальный опрос, письмо с комменти-рованием. | Учебник стр.57, упр.3. | |
26-27 | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык). | Синтаксический анализ предложения. | 2 | Закрепление | Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов. | Фронтальный опрос, письмо с комменти-рованием. | Учебник стр.58, упр.5. | ||
28-29 | Предложение с однородными членами. (Правописание). | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 2 | Закрепление | Наблюдение за языковым материалом, повторение правила (рубрика «Вспомни ... »). Упражнения: нахождение однородных членов, постановка знаков препинания при них, доказательство. Подготовка к словарному диктанту. | Уметь применять правила постановки запятой между однородными членами предложения. | Фронтальный опрос, письмо с комменти-рованием. | Учебник стр.64, упр.3. | |
30 | Проверка. (Правописание). | Диктант | 1 | Контрольный | Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами. | Диктант, самопроверка. | |||
31 | Синтаксис. Простое предложение. (Как устроен наш язык). | Синтаксический анализ предложения. | 1 | Закрепление | Тренировочные упражнения. Работа с трудным заданием. | Уметь характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре. | Фронтальный опрос, письмо под диктовку. | Учебник стр.68, упр.3. | |
32 | Текст. | Деление текста на абзацы. | 1 | Комбинированный | Работа в группах по восстановлению последовательности абзацев, подбору заголовков, составлению плана текста. Сопоставление своего варианта с предложенным в учебнике. Анализ и устранение речевых ошибок в предложениях. | Уметь выделять основную мысль текста, подбирать к нему заголовок. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.70, упр.2. | |
33 | Списывание | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Контрольная работа | ||||
34-36 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Глагол. | 3 | Изучение нового материала | Обобщение известных сведений о глаголе в рубрике «Вспомни ... ». Наблюдение за языковым материалом в рубриках «Давай подумаем» и «Обрати внимание»: глагол может называть не только действия. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнение по выбору . | Уметь характеризовать глагол как часть речи. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.72, упр.2., Учебник стр.73, упр.4., Учебник стр.77, упр.4. | |
37 | Административный диктант | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Контрольный | ||||
38 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание приставок в глаголах. | 1 | Комбинированный | Сравнение слов с предлогами и слов с приставками. Отработка материала рубрики «Обрати внимание»: отсутствие у глаголов форм с предлогами. Повторение: разделительный твердый знак в глаголах. Составление слов с приставками. | Уметь различать приставки и предлоги. | Комментиро-ванное письмо. | Учебник стр.79, упр.5. | |
39-40 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание не с глаголами. | 2 | Комбинированный | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: выведение правила. Обсуждение исключений. Тренировочные упражнения, классификация. Подготовка к словарному диктанту. | Знать и применять правила правописания не с глаголами. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.83, упр.3. | |
41 | Работа над изложением. (Развитие речи). | Итоговое изложение. | 1 | Комбинированный | Коллективная подготовка к изложению: составление плана, языковой разбор текста. Запись по памяти части текста. | Уметь подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | ||
42-45 | Развитие речи | Повторение.Текст. | 4 | Закрепление | Творческие речевые игры. | Уметь подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | Тетрадь стр,37, упр.63, 64 | |
II четверть – 35 часов. | |||||||||
1-2 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Вид глагола. | 2 | Изучение нового материала | Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание»: вид глагола как постоянный признак. Упражнения: определение вида глаголов, исправление ошибок в классификации. Обсуждение рубрики «Путешествие в прошлое»: имена, пришедшие из греческого языка. | Знать понятие вид глагола. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.88, упр.3. | |
3 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Начальная форма глагола. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за материалом рубрик «Вспомни ... » и «Обрати внимание»: формы глагола. Работа с рубрикой «Тайны языка». Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Устранение ошибок в выделении основ глаголов с суффиксами -ть,-ти. | Знать понятие начальная форма глагола. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.89, упр.4. | |
4-6 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Личные формы глагола. | 3 | Комбинированный | Обсуждение рубрик «Вспомни ... », «Давай думаем», «0брати внимание». Распределение глаголов по группам (в начальной форме и в личной форме), соотнесение глаголов с личными местоимениями. Наблюдение за окончаниями глаголов в рубрике «Тайны языка». Работа в парах и по выбору. | Знать понятие личные формы глагола. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа, взаимопро-верка. | Учебник стр.90, упр.2., | |
7 | Правописание глаголов. (Правописание). | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Классификация глаголов с ь. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих» (изученные случаи). | Знать и применять правила право- писания мягкого знака после шипящих в глаголах. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа, работа в группах, взаимопро-верка. | Учебник стр.92, упр.3. | |
8 | Проверка. (Правописание). | Текущая контрольная работа. Тема: глагол. | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | Текущая контрольная работа (3 варианта), самопроверка. | |||
9 | Морфология. Глагол. | Лицо и число глагола. | 1 | Комбинированный | Коллективная работа с рубриками «Тайны языка», «Обрати внимание». Упражнения на классификацию глаголов по лицам и числам. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно». Работа с трудным заданием. | Знать морфологические признаки глаголов. | Фронтальный опрос, комментиро-ванное письмо. | Учебник стр.91, упр.5. | |
10 | Правописание глаголов. (Правописание). | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Классификация глаголов с ь. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих» (изученные случаи). | Знать и применять правила право- писания мягкого знака после шипящих в глаголах. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа, работа в группах, взаимопро-верка. | Учебник стр.92, упр.3. | |
11 | Текст. | Текст – описание.(Сочинение). | 1 | Комбинированный | Коллективное выведение правила (рубрика «Давай подумаем»). Работа со схемой (ь в существительных, прилагательных, глаголах), запись слов по группам, подбор примеров. Подготовка к письму под диктовку. | Уметь создавать текст-описание. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | ||
12-14 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание -ться и -тся в глаголах. | 3 | Комбинированный, закрепление | Наблюдение за языковым материалом, выведение правила в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Тайны языка». Упражнения: классификация, перевод, транскрипции в буквенную запись (слова с [ца]). Подготовка к словарному диктанту. Отработка алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения. Орфоэпические нормы в рубрике «Говори правильно». | Знать правила правописания | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, объяснитель-ный диктант, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.95, упр.4., Учебник стр.98, упр.5., Тетрадь стр.32, упр.2,3 | |
15 | Проверка | Диктант | 1 | Контрольный | Написание диктанта по теме: Мягкий знак после шипящих в глаголах, правописание -ться и -тся в глаголах. | Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами. | Текущий диктант | ||
16 | Текст. | Связь абзацев в тексте. | 1 | Комбинированный | Фронтальный анализ текста: подбор заголовка, составление плана. Обсуждение связи абзацев в тексте. Самостоятельная работа: поиск выразительных средств, передающих осеннее настроение. | Уметь составлять план, озаглавливать и письменно пересказывать текст. Знать признаки текста. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.104,105, упр.3., | |
17-20 | Морфология. Глагол. | Спряжение глаголов. | 4 | Комбинированный, | Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Определение спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. В рубрике «Тайны языка» знакомство с алгоритмом определения спряжения глагола, с распределением глаголов по спряжениям. Наблюдение за разноспрягаемыми глаголами. Работа в парах и по выбору. Наблюдение за глаголами-исключениями. Отработка алгоритма определения спряжения. Тренировочные упражнения, задание по выбору. | Овладеть практическим способом определения спряжения глаголов. | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос, комментиро-ванное письмо, взаимопроверка, самостоятельная работа. | Учебник стр.104, упр.4., Учебник стр.106, упр.3., Учебник стр.107, упр.3., Учебник стр.110, упр.4., | |
21 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание глаголов. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа: упражнения на повторение правописания глаголов. Обсуждение рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка». | Знать и применять правила правописания глаголов начальной формы, не с глаголами. | Самостоятель-ная работа. | Тетрадь стр.35, упр.2., | |
22 | Списывание | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Контрольная работа | ||||
23 | Текст. | Приём противопоставления в тексте. Изложение. | 1 | Комбинированный | Коллективное обсуждение построения текста: прием противопоставления. Самостоятельное создание собственного текста с использованием противопоставления. Анализ речевых ошибок в предложениях. | Уметь создавать небольшой текст по заданной тематике. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | ||
24-27 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание безударных окончаний глаголов. | 4 | Комбинированный, закрепление | Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем»: система личных окончаний l-го и 2-го спряжения. Упражнения на изменение формы глаголов, группировку по спряжениям. Подготовка к словарному диктанту. Тренировочные упражнения. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Давай подумаем»: повторение алгоритма определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Упражнения на определение спряжения глаголов, работа с глаголами-исключениями, орфографический комментарий текста. | Знать правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения). Овладеть практическим способом определения спряжения глаголов. Применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения). | Комментиро-ванное письмо, объяснитель-ное письмо, самостоятель-ная работа. | Учебник стр.117, упр.2.,стр.119, упр.5., стр.120, упр.3. | |
28 | Проверка. (Правописание). | Административный диктант | 1 | Контрольный | Уметь без ошибок записать несложный текст объёмом 70–90 слов. | Диктант, самопроверка. | |||
29-31 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание безударных окончаний глаголов. | 3 | Комбинированный | Тренировочные упражнения (самостоятельное выполнение). Подготовка к словарному диктанту. | Уметь применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов. | Самостоятельная работа. | Тетрадь стр.49, упр.84,85 | |
32 | Проверка | Контрольная работа. | 1 | Контрольный | Выполнение контрольной работы по теме : «Глагол». | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности | Текущая контрольная работа | ||
33-35 | Повторение | Итоговое повторение | 3 | комбинированный | Безударное окончание глаголов | Уметь применять правила правописания безударных окончаний глаголов | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос. | Учебник стр.121, упр.3.,стр.122, упр.5., | |
III четверть | |||||||||
1 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Глагольное время. Настоящее время. | 1 | Комбинированный | Сравнение языкового материала в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение рубрики «Тайны языка». работа со схемой. Упражнения: поиск глаголов в форме настоящего времени, определение признаков глаголов. Работа по выбору. | Уметь изменять глаголы по временам. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.135, упр.4. | |
2 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом - рубрики «Обрати внимание» и «Давай подумаем». Коллективное выведение правила, Сравнение с правилом в учебнике. Упражнения на закрепление. | Знать правила правописания суффиксов глаголов. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.137, упр.4. | |
3-4 | Морфология. Глагол. | Прошедшее время. | 2 | Комбинированный | Обсуждение материала рубрик «Давай подумаем» и «Тайны языка». Упражнения: нахождение глаголов в форме прошедшего времени. Задание по выбору. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Наблюдение за формами глаголов в рубриках «Обрати внимание» и «Давай подумаем», формулирование выводов. Сопоставление с материалом рубрики «Тайны языка». Работа по выбору и с трудным заданием. | Уметь изменять глаголы по временам. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.142, упр.3. | |
5 | Работа над изложением. | Изложение. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная подготовка к изложению: соответствие заголовка, составление плана текста. Создание возможного окончания текста (элемент сочинения). | Уметь письменно пересказывать текст (обучающее изложение). | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | ||
6 | Правописание глаголов. | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | Изучение нового материала | Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем», формулирование выводов. Работа с рубрикой «Тайны языка». Группировка, подборка глагольных форм. | Знать правила правописания суффиксов глаголов. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.146, упр.3. | |
7 | Морфология. Глагол. | Будущее время. | 1 | Комбинированный | Работа со схемой в рубрике «Вспомни ... ». Выведение правила об образовании форм будущего времени («Давай подумаем»). Задания по выбору и трудное задание. | Уметь различать глаголы будущего времени. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр. 5, упр.3. | |
8 | Правописание глаголов. | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | Закрепление | Самостоятельное выполнение заданий на группировку глаголов. Наблюдение за языковым материалом в рубрике «Давай подумаем». Тренировочные упражнения, орфографический комментарий текста. Письмо по памяти. Подготовка к словарному диктанту. | Знать правила правописания суффиксов глаголов. Уметь применять правило на практике. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.7, упр.2. | |
9 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Изменение глаголов по временам. | 1 | Комбинированный | Выполнение заданий на образование глагольных форм. Работа с рубриками «Давай подумаем» и «Обрати внимание», формулирование и сравнение выводов. Работа в парах, по выбору и с трудным заданием. | Уметь различать время глагола, изменять глаголы по временам. | Фронтальный опрос, Объяснитель-ный диктант. | ||
10 | Проверка | Котрольная работа по теме : Время глагола | 1 | Контроьный | Время глагола. Изменение глаголов по временам. | Уметь использовать знания и умения в практической деятельности. | самостоятель-ная работа. | ||
11-12 | Морфология. Глагол. | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | 2 | Изучение нового материала | Урок повышенной сложности. Введение понятий «изъявительное, повелительное и условное наклонение» на основе противопоставления реально происходящего действия (изъявительное наклонение) и действия нереального (повелительное и сослагательное наклонение). Наблюдение за языковым материалом только на уровне предъявления. Коллективное выполнение упражнения 1. Остальные - по выбору. | Знать понятия наклонение глагола, изъявительное наклонение. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.14, упр.4. | |
13-14 | Морфология. Глагол. | Условное наклонение глагола. | 2 | Изучение нового материала | Урок повышенной сложности. Ознакомление со способом образования условного наклонения. Коллективная работа с упражнением 1. Остальные - по выбору. | Знать понятия наклонение глагола, условное наклонение. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка. | Учебник стр.15, упр.2. | |
15-16 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 2 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос от чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени? Выполнение упражнений на отработку нового правила. Письмо по памяти. Упражнение на повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту. | Уметь применять правила правописания окончаний глаголов в прошедшем времени. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.20, упр.6. | |
17 | Проверка | Диктант | 1 | Контрольный | Уметь без ошибок записать несложный текст объёмом 70–90 слов. | Диктант, самопроверка. | |||
18-19 | Морфология. Глагол. | Повелительное наклонение глагола. | 2 | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника: поиск глаголов, выражающих совет, просьбу, приказ. 3накомство с формой повелительного наклонения и способом ее образования (простая форма). Выполнения упражнения 2 (коллективно). Работа с рубрикой «Говори правильно». Наблюдение за языковым материалом: изменение глаголов в форме повелительного наклонения по числам. Выполнение упражнений по выбору. | Знать понятия наклонение глагола, повелительное наклонение. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.26, упр.4., стр.28, упр.4. | |
20 | Глагол. | Словообразование глаголов. | 1 | Комбинированный | Повторение материала, изученного в теме «Словообразование» во 2 классе. Коллективная и индивидуальная работа с упражнениями учебника. Знакомство с материалом рубрики «Путешествие в прошлое». | Уметь различать способы образования глаголов | Письмо с комментированием | Учебник стр.30, упр.5. | |
21 | Проверка | Контрольная работа по теме : «Наклонение глагола» | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности | Текущая контрольная работа | |||
22-23 | Глагол. | Глагол в предложении. | 2 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом: как ведет себя глагол в предложении и в словосочетании. Ознакомление со связью управления в словосочетании (пропедевтика). Выполнение тренировочных упражнений. | Уметь определять значение глагола в предложении. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант, письмо с комментиро-ванием. | Учебник стр.35, упр.2. | |
24-25 | Правописание глаголов. (Правописание). | Правописание глаголов. | 2 | Комбинированный | Повторение орфограмм, связанных с написанием глаголов, и алгоритмов применения изученных правил. Выполнение тренировочных упражнений. | Уметь применять правила правописания глаголов | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант, письмо с комментиро-ванием. | ||
26 | Проверка | Изложение | 1 | Контрольный | Коллективная работа с текстом, сопоставление текста с изложением ученицы, анализ и исправление ошибок. Самостоятельная передача текста по памяти. | Уметь анализировать, пересказывать текст. | Фронтальный опрос, коллективная работа. | ||
27-28 | Морфология. Глагол. (Как устроен наш язык). | Морфологический разбор глагола. | 2 | Изучение нового материала | Повторение порядка выполнения морфологического разбора. Обсуждение вопроса: какие признаки глагола являются неизменными? Ознакомление с порядком выполнения морфологического разбора глагола. Выполнение тренировочных упражнений на овладение порядком проведения морфологического разбора глагола. | Характеризовать глагол как часть речи (значение и морфологические признаки). | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | ||
29 30 | Повторение пройденного. Проверка | Повторение (проверь себя). Контрольная работа | 1 1 | Контрольный | Выполнение заданий к тексту на повторение тем, изученных во 2, 3 и 4 классах. | Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые–мягкие, звонкие–глухие, парные–непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук. | Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа. | ||
31-32 | Морфология. Наречие. | Наречие. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный, закрепление | Знакомство с наречием как частью речи: вопросы, морфологические признаки, синтаксическая функция. Упражнения на нахождение наречий в тексте, на умение задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются. Наблюдение за языковым материалом: особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Выполнение тренировочных упражнений. | Уметь различать наречие как часть речи. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка, фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | ||
33-34 | Правописание наречий. (Правописание). | Правописание гласных на конце наречий. | 2 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы и повторение ранее изученных орфограмм. Подготовка к словарному диктанту и его проведение. | Применять правила правописания гласных на конце наречий. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант, письмо с комментиро-ванием. | ||
35-37 | Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык). | Как образуются наречия. | 3 | Комбинированный | Отработка умения находить наречия в тексте и задавать к ним вопросы. Ознакомление с примыканием как с особым видом связи слов в словосочетании (пропедевтика). Отработка умения отличать слово сочетания с типом связи примыкание от других типов словосочетаний. | Различать способы образования наречий. | Письмо с комментиро-ванием. | ||
38 | Проверка | Списывание | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Контрольная работа | |||
39-40 | Морфология. Наречие. (Как устроен наш язык). | Морфологический разбор наречий. | 2 | Изучение нового материала | Выполнение упражнений на повторение и закрепление знаний, полученных в теме «Наречие». Коллективное обсуждение особенностей морфологического разбора наречий (рубрика «Давай подумаем» ). Упражнения на овладение порядком проведения морфологического разбора наречий. | Характеризовать наречие как часть речи. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | ||
41-42 | Правописание наречий. (Правописание). | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | 2 | Комбинированный | Наблюдения за языковым материалом: правописание наречий на шипящие. Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений на усвоение новой орфограммы. | Применять правила правописания наречий на шипящую. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | ||
43 | Проверка | Диктант | 1 | Конрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Контрольная работа | |||
44-46 | Мягкий знак после шипящих. | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 3 | Комбинированный | Комплексное повторение правил, связанных с правописанием мягкого знака на конце слов разных частей речи после шипящих. Работа с таблицей учебника (коллективно). Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы. | Уметь применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | ||
47 | Проверка. (Правописание). | Административный диктант (текущий). Тема: гласные на конце наречий, ь на конце шипящих. | 1 | Контрольный | Уметь писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными нормами. | Самопроверка. | |||
48-50 | Повторение | Итоговое повторение | 3 | комбинированный | Окончание наречий | Уметь применять правила правописания безударных окончаний глаголов | Фронтальный, индивидуаль-ный опрос. | Учебник стр.121, упр.3.,стр.122, упр.5., | |
IV четверть | |||||||||
1 | Мягкий знак после шипящих. | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 1 | Закрепление | Выполнение упражнений на отработку умения применять ранее изученные орфограммы. | Уметь применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Тетрадь стр.18, упр.1. | |
2-3 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык). | Имя числительное. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Различать имя числительное как часть речи. | Письмо с комментиро-ванием, фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.78, упр.4.,стр.80, упр.4., | ||
4 | Правописание числительных. | Правописание мягкого знака в числительных. | 1 | Комбинированный | Работа с таблицей учебника. Ответ на вопрос в каких числительных пишется мягкий знак в середине, а в каких на конце слова? Чтение и обсуждение правила. Выполнение упражнений на отработку нового правила. | Применять правила слитного и раздельного написания числительных. | Письмо с комментированием, взаимопро-верка, фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.91, упр.2 | |
5 | Морфология. Имя числительное. (Правописание). | Слитное и раздельное написание числительных. | 1 | Комбинированный | Наблюдения за языковым материалом: правописание простых, сложных и составных числительных. Формулирование выводов на основе наблюдения. Работа с правилом. Выполнение тренировочных упражнений. Ознакомление с правилами употребления названий месяцев в сочетании с числительным в косвенных падежах. Выполнение упражнений на усвоение новых правил. | Выбирать алгоритм слитного и раздельного написания наречий. | Работа в парах, групповая работа, фронтальный опрос. | Учебник стр.91, упр.3 | |
6 | Морфология. Имя числительное. (Как устроен наш язык). | Изменение имён числительных. | 1 | Комбинированный | Изменять имена числительные по падежам. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.86, упр.2 | ||
7 | Правописание числительных. | Правописание числительных. | 1 | Комбинированный | Выполнение упражнений на закрепление умения применять изученные правила правописания числительных «Слитное и раздельное написание числительных», «Правописание мягкого знака в именах числительных». | Применять правила правописания падежных окончаний количественных и порядковых числительных. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.79, упр.3 | |
8 | Проверка. (Правописание). | Контрольная работа . Тема: глагол, наречие, имя числительное. | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | Самопровер-ка. | |||
9-10 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык). | Связь слов в предложении. Словосочетание. | 2 | Изучение нового материала | Ознакомление с новыми понятиями словосочетание, подчинительная связь слов). Отработка умения находить словосочетания в предложении, отличать словосочетания и не словосочетания, находить главное и зависимое слово в словосочетании. | Уметь различать словосочетания. | Письмо с комментиро-ванием. | Учебник стр.105, упр.4, стр. 99, упр. 3 | |
11 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык). | Слово. Словосочетание. Предложение. | 1 | Комбинированный | Сравнение слова и словосочетания, словосочетания и предложения. Ответ на вопросы: чем похожи и чем различаются слова и словосочетания; словосочетания и предложения? Закрепление умений находить и выписывать словосочетания из предложения, составлять предложение из данных словосочетаний. | Уметь различать слово, словосочетание и предложение. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка. | Учебник стр.111, упр.3 | |
12 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык). | Связь слов в словосочетании. Согласование. | 1 | Изучение нового материала | Повторение материала, изученного в 3 и 4 классах. Ответ на вопрос: как имена прилагательные согласуются с именами существительными? Введение понятия согласования как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи согласование. Тренировочные упражнения. | Находить словосочетания с согласованием. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка. | Учебник стр.112, упр.3 | |
13 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык). | Связь слов в словосочетании. Управление. | 1 | Изучение нового материала | Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос: меняется ли форма зависимого слова при изменении формы главного в словосочетаниях с типом связи управление? Введение понятия управления как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи управление. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом. | Находить словосочетания с управлением. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка. | Учебник стр.116, упр.4 | |
14 | Синтаксис. Словосочетание. (Как устроен наш язык). | Связь слов в словосочетании. Примыкание. | 1 | Изучение нового материала | Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос: меняется ли форма зависимого слова при изменении формы главного в словосочетаниях с типом связи примыкание? Введение понятия примыкания как особого вида подчинительной связи. Ознакомление с алгоритмом распознавания словосочетаний с типом связи примыкание. Выполнение упражнений, направленных на овладение алгоритмом. | Находить словосочетания с типом связи – примыкание. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.117, упр.1 | |
15 | Правописание словосочетаний. (Правописание). | Правописание слов в словосочетаниях. Примыкание. | 1 | Комбинированный | Повторение и отработка правил правописания слов, входящих в состав словосочетаний (правописание личных окончаний глаголов, правописание мягкого знака у глаголов 2-го лица ед. ч.). Упражнение в выборе нужной формы имени существительного в глагольных словосочетаниях. | Применять правила правописания словосочетаний с типом связи примыкание. | Фронтальный опрос, письмо по памяти. | Тетрадь стр.34, упр.3 | |
16 | Словосочетание. | Словосочетание в предложении. | 1 | Комбинированный | Введение понятия о словосочетании как строительном материа-ле распространённых предложений. Закрепление умения находить словосочетания в предложении. Упражнение в выборе правильной формы (падежа и предлога) имени существитель-ного в словосочетаниях с типом связи управление. | Знать роль словосочетаний в предложении. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.124, упр.3 | |
17 | Проверка. (Правописание). | Проверочная работа. Тема: словосочетание, слово, предложение, связь слов в словосочетании. | 1 | Комбинированный | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | Самопроверка. | |||
18 | Проверка. (Правописание). | Диктант (текущий). Тема: правописание слов в словосочетания. | 1 | Контрольный | Уметь писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами. | Самопровер-ка. | |||
19 | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык). | Сложное предложение. | 1 | Изучение нового материала | Наблюдение за языковым материалом: предложения с несколькими грамматическими основами. Введение понятия «сложное предложение». Упражнения на нахождение сложного предложения в тексте. Введение понятий «сложносочиненное и сложноподчиненное предложение». Знакомство с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений и овладение этим алгоритмом. Знакомство со схемами сложных предложений. | Знать понятия сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчи-ненное. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.131, упр.4 | |
20 | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык). | Как связаны части сложносочиненного предложения. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом (рубрика «Давай подумаем» ): союзы и, а, или, в сложном предложении и в предложении с однородными членами. Формулирование выводов наблюдения (рубрика «Обрати внимание»). Тренировочные упражнения: различение сложных предложений и предложений с однородными членами, в состав которых входят союзы и, или, а, но. Знакомство с сочинительными союзами заmо, однако, да. | Различать сложносочиненное предложение. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопровер-ка. | Учебник стр.133, упр.14 | |
21 | Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание). | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом: как разделяются части сложного предложения. Работа с правилом – рубрика «Тайны языка». Знакомство с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочинен-ного предложения и овла-дение этим алгоритмом. Тренировочные упражне-ния: различение простых и сложных предложений, постановка запятой в сложносочиненном предложении. Повторение материала 4 класса: обобщающее слово и знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах. | Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении. | Фронтальный опрос, объяс-нительный диктант. | Учебник стр.136, упр.3 | |
22 | Знаки препинания в сложном предложении. (Правописание). | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 | Комбинированный | Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложносочиненном предложении. | Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.137, упр.1 | |
23 | Текст. | Учимся писать изложение. | 1 | Комбинированный | Чтение и обсуждение текста учебника. Подготовка к написанию сочинения: определение типа будущего текста, составление плана. Обсуждение работ учащихся. | Уметь создавать текст на заданную тему. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа. | ||
24 | Синтаксис. Сложное предложение. (Как устроен наш язык). | Как связаны части сложноподчинённого предложения. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом. Ответ на вопрос можно ли между частями любого сложного предложения поставить точку? Обсуждение особенностей сложноподчиненного предложения. Знакомство с союзами, связывающими части сложноподчиненного предложения. Отработка умения задавать вопрос от одной части сложноподчиненного предложения к другой. | Различать связь частей сложноподчиненного предложения. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка. | Учебник стр.141, упр.2 | |
25 | Синтаксис. Сложное предложение. | Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом: место придаточной части в сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов. Тренировочные упражнения в различении сложносочиненного и сложноподчиненного предложений (нахождение соответствий между предложениями и схемами этих предложений). | Различать сложносочинённое и сложноподчи-нённое предло-жения. | Письмо с комментиро-ванием, взаимопро-верка. | Учебник стр.144, упр.3 | |
26-27 | Знаки препинания в сложном предложении. (Как устроен наш язык). | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 2 | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом: постановка запятой сложноподчиненном предложении. Формулирование выводов (работа с рубрикой «Тайны языка» ). Тренировочные упражнения на постановку знаков препинания в сложных предложениях с однородными членами. Составление сложноподчиненных предложений по модели [ , ( ), ]. | Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.146, упр.2, стр.148, упр.2 | |
28 | Проверка | Списывание | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Контрольная работа | |||
29 | Проверка. (Правописание). | Итоговая контрольная работа Тема: орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2–4 классах. | 1 | Контрольный | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Самопровер-ка. | |||
30-31 | Синтаксис. Сложное предложение. | Сложное предложение. | 2 | Комбинированный | Работа над сопоставлением сложных предложений и их схем. Анализ сложных предложений, осложненных однородными членами. | Различать сложное предложение. | Взаимопро-верка. | Учебник стр.151, упр.4 | |
32 | Проверка. (Правописание). | Итоговый диктант. Тема: орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2–4 классах. | 1 | Контрольный | Уметь писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами. | Самопровер-ка. | |||
33-34 | Знаки препинания в сложном предложении. (Как устроен наш язык). | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения | 2 | Повторение | Выполнение тренировочных упражнений на постановку знаков препинания в сложном предложении. | Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения. | Фронтальный опрос, объяснитель-ный диктант. | Учебник стр.151, упр.4 | |
35-40 | Повторение. (Правописание). | Вспоминаем изученные орфограммы . Проверочная работа. | 5 | Комбинированный | Тренировочные упражнения. | Фронтальный опрос, самостоятель-ная работа, работа в группах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа состасленна с учётом ФГОС второго поколения. УМК "Начальная шкоа 21 века. 2 класс....
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа XXI века" 1-2классы
Программа рассчитана на 4 часа в неделю....
Рабочая программа по русскому языку4 класс "Начальная школа 21 века"
РП содержит поснительную записку и КТП...
Рабочая программа по русскому языку УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык» для начальной школы, ра...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС
Рабочая программа составлена на основе программы «Русский язык» (автор С.В. Иванов, система учебников «Начальная школа 21 века») и примерной программы по русскому языку в соотв...