рабочая программа по русскому языку 2 класс "Начальная школа XXI века"
рабочая программа (русский язык, 2 класс) по теме
Рабочая программ курса разработана в соответствии с программой "Русский язык" - концепция "Начальная школа XXI века", руководитель проекта Н.Ф.Виноградова, авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, примерной программой начального общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного начального общего образования начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yaz_2_kl.doc | 341 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана в соответствии с программой «Русский язык» - концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова (авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. М.: Вентана – Граф, 2008), примерной программой начального общего образования по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного начального общего образования начальной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т. п.)
В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Цели обучения
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Программа рассчитана на 170 часов (5часов в неделю).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | дата | Тип урока | Кол-во часов | Вспомогательные средства | Корректировка |
I четверть 45 ч | ||||||
Как устроен наш язык | ||||||
1 | Звуки и буквы. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
2 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | ИКТ-тренажёр | |||
3 | Обозначение звуков на письме. | 1 | ||||
4 | Ударные и безударные гласные. | 1 | ||||
5 | Согласные звуки. | 1 | ||||
6 | Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. | 1 | ИКТ-тренажёр | |||
7 | Согласные звуки на конце слова | Открытие нового знания | 1 | |||
Правописание | ||||||
8 | Сочетания жи-ши. | Общеметодологической направленности | 1 | ИКТ-тренажёр | ||
9 | Сочетания ча-ща. | 1 | ||||
10 | Сочетания чу-щу. | 1 | ||||
Как устроен наш язык | ||||||
11 | Разделительный мягкий знак. | Общеметодологической направленности | 1 | таблица | ||
12 | Слог. Перенос слова. | Общеметодологической направленности | 1 | ИКТ-тренажёр | ||
Правописание. | ||||||
13-14 | Перенос слов | Рефлексия | 2 | |||
15 | Диктант по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» | Развивающий контроль | 1 | |||
16 | Контрольное списывание по теме «Правиписание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Перенос». | Развивающий контроль | 1 | |||
Как устроен наш язык. | ||||||
17 | Ударение. | Общеметодологической направленности | 1 | ИКТ-тренажёр | ||
18-19 | Слово. Слова, которые называют предметы. | 2 | ИКТ-диск «Уроки» | |||
20 | Слова, которые называют признаки и действия предметов. | 1 | ||||
21 | Слово и предложение. | 1 | ||||
22 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | ||||
23 | Слова в предложении. | 1 | ||||
24 | Слова изменяемые и неизменяемые. | Открытие нового знания | 1 | |||
25 | Окончание. | Открытие нового знания | 1 | ИКТ-тренажёр | ||
26 | Неизменяемые слова. | Открытие нового знания | 1 | |||
27-28 | Повторение правил написание большой буквы. | Общеметодологической направленности | 2 | ИКТ-тренажёр | ||
29 | Корень слова. | Открытие нового знания | 1 | ИКТ-тренажёр | ||
Правописание | ||||||
30-33 | Правописание гласных в корне слова. | Общеметодологической направленности | 4 | таблица | ||
34-36 | Безударные гласные в корне. | Рефлексия | 3 | ИКТ-тренажёр | ||
37 | Диктант по теме «Безударные гласные в корне слова» | Развивающий контроль | 1 | |||
38 | Анализ диктанта. | Рефлексия | 1 | |||
39 | Согласные в корне слова. | Общеметодологической направленности | 1 | ИКТ-диск «Уроки» | ||
Как устроен наш язык. | ||||||
40 | Корень слова. Однокоренные слова. | Общеметодологической направленности | 1 | Таблица, ИКТ-диск «Уроки» | ||
Правописание. | ||||||
41-42 | Правописание согласных в корне слова. | Рефлексия | 2 | |||
Как устроен наш язык. | ||||||
43 | Корень слова с чередованием согласных | Открытие нового знания | 1 | |||
Правописание. | ||||||
44 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Слово и предложение. Слова изменяемые и неизменяемые». | Развивающий контроль | 1 | |||
45 | Анализ контрольной работы. | Рефлексия | 1 | |||
II четверть 35 ч | ||||||
1 | Согласные в корне слова. | Рефлексия | 1 | таблица | ||
2-3 | Гласные и согласные в корне слова. | 2 | ||||
Как устроен наш язык. | ||||||
4 | Суффикс. Значение суффиксов. | Открытие нового знания | 2 | ИКТ-тренажёр | ||
Правописание. | ||||||
5-7 | Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. | Открытие нового знания | 3 | ИКТ-тренажёр, диск «Уроки» | ||
8 | Диктант по теме «Правописание согласных в корне слова» | Развивающий контроль | 1 | |||
9 | Контрольное списывание по теме « Правописание согласных в корне слова» | Развивающий контроль | 1 | |||
Как устроен наш язык | ||||||
10 | Суффикс. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
Правописание. | ||||||
11 | Правописание слов с суффиксами –ёнок-, -онок- | Общеметодологической направленности | 1 | |||
12-13 | Правописание слов с суффиксами –ик-, -ек- | 2 | ИКТ-тренажёр | |||
Как устроен наш язык | ||||||
14 | Значение суффиксов. | Рефлексия | 1 | |||
Правописание | ||||||
15 | Правописание слов с суффиксом –ость- | Общеметодологической направленности | 1 | |||
Как устроен наш язык | ||||||
16 | Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
Правописание | ||||||
17-18 | Правописание суффиксов имён прилагательных. | Открытие нового знания | 2 | |||
Как устроен наш язык | ||||||
19 | Суффикс. Образование слов. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
Правописание. | ||||||
20 | Правописание корней и суффиксов в словах | Рефлексия | 1 | |||
21 | Контрольная работа по теме «Корень слова, суффикс». | Развивающий контроль | 1 | |||
Как устроен наш язык | ||||||
22-23 | Приставка. | Открытие нового знания | 2 | ИКТ-тренажёр | ||
24 | Значение приставок. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
Правописание. | ||||||
25-27 | Правописание слов с приставками. | Рефлексия | 3 | таблица | ||
28 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
29 | Правописание слов с ъ и ь знаками. | 1 | ИКТ-тренажёр | |||
Как устроен наш язык | ||||||
30 | Образование слов. | Рефлексия | 1 | |||
Правописание. | ||||||
31 | Различение разделительных ъ и ь знаков. | Рефлексия | 1 | |||
Как устроен наш язык | ||||||
32 | Основа слова. | Открытие нового знания | 1 | |||
Правописание. | ||||||
33 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие. «Фонетика, слово и предложение, корень слова, суффикс». | Развивающий контроль | 1 | |||
34 | Анализ работы | Рефлексия | 1 | |||
35 | Различение предлогов и приставок. | Открытие нового знания | 1 | ИКТ-тренажёр | ||
III четверть 50 ч | ||||||
1-2 | Повторение: состав слова. | Рефлексия | 2 | таблица | ||
3-4 | Повторение: правописание частей слова. | 2 | ||||
5 | Повторение: состав слова. | 1 | ||||
Как устроен наш язык | ||||||
6-7 | Слово и его значение. | Общеметодологической направленности | 2 | |||
Правописание. | ||||||
8 | Повторение по разделу «Правописание» | Рефлексия | 1 | |||
9 | Контрольная работа по теме «Состав слова, приставки». | Развивающий контроль | 1 | |||
Развитие речи. | ||||||
10 | Текст. | Открытие нового знания | 1 | |||
11 | Текст. Заголовок. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
Как устроен наш язык | ||||||
12 | Как сочетаются слова. | Общеметодологической направленности | 1 | ИКТ-тренажёр, таблица | ||
13 | Слово в словаре и тексте. | 1 | ||||
Правописание. | ||||||
14 | Повторение правописания. | Рефлексия | 1 | |||
Развитие речи. | ||||||
15 | Заголовок и текст. | Рефлексия | 1 | |||
16 | Озаглавливание текста. | 1 | ||||
Как устроен наш язык | ||||||
17 | Слово в словаре и тексте. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
18 | Слова однозначные и многозначные. | 1 | ||||
Правописание. | ||||||
19 | Повторение правописания. | Рефлексия | 1 | |||
Развитие речи. | ||||||
20 | Озаглавливание текста. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
21 | Текст. Окончание текста. | 1 | ||||
Как устроен наш язык | ||||||
22-23 | Многозначные слова. | Рефлексия | 2 | |||
Правописание. | ||||||
24 | Диктант по теме «Правописание ъ и ь знаков, приставок и предлогов». | Развивающий контроль | 1 | |||
25 | Анализ работы. | рефлексия | 1 | |||
Развитие речи. | ||||||
26 | Составление текста. | Комбинированный | 1 | |||
Как устроен наш язык | ||||||
27 | Синонимы. | Открытие нового знания | 1 | ИКТ-тренажёр | ||
28 | Использование слов-синонимов. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
Правописание. | ||||||
29 | Правописание слов с изученными орфограммами | Рефлексия | 1 | |||
Развитие речи | ||||||
30-31 | Начало текста. | Общеметодологической направленности | 2 | |||
Как устроен наш язык | ||||||
32-33 | Использование слов-синонимов. | Рефлексия | 2 | |||
Правописание. | ||||||
34 | Повторения правописания. | Рефлексия | 1 | |||
Развитие речи. | ||||||
35 | Составление текста. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
36 | Последовательность предложений в тексте. | 1 | ||||
Как устроен наш язык | ||||||
37-38 | Антонимы. | Открытие нового знания | 2 | ИКТ-тренажёр | ||
Правописание. | ||||||
39 | Повторение правописания | Рефлексия | 1 | |||
Развитие речи. | ||||||
40 | Предложения в тексте. | Рефлексия | 1 | |||
Как устроен наш язык | ||||||
41 | Омонимы. | Открытие нового знания | 1 | ИКТ-тренажёр | ||
42 | Слова исконные и заимствованные. | 1 | ||||
Правописание. | ||||||
43 | Повторение правописания | Рефлексия | 1 | |||
44 | Итоговый диктант «Правописание слов с изученными орфограммами» | Развивающий контроль | 1 | |||
Развитие речи | ||||||
45-46 | Абзац. | Общеметодологической направленности | 2 | |||
47 | Заимствованные слова. | 1 | ||||
Правописание. | ||||||
48 | Повторение правописания. | Рефлексия | 1 | |||
49 | Итоговая контрольная работа «Состав слова, слово и его значение, синонимы, антонимы» | Развивающий контроль | 1 | |||
50 | Анализ работы. | 1 | ||||
IV четверть 40 ч | ||||||
Развитие речи | ||||||
1 | Последовательность абзацев. | Общеметодологической направленности | 1 | |||
2 | Составление текста | 1 | ||||
Как устроен наш язык | ||||||
3-4 | Устаревшие слова. | Открытие нового знания | 2 | |||
Правописание. | ||||||
5 | Повторение правописания. | Рефлексия | 1 | |||
Развитие речи | ||||||
6 | Составление текста | Рефлексия | 1 | |||
Как устроен наш язык | ||||||
7 | Повторение лексики и состава слова. | Рефлексия | 1 | |||
Развитие речи | ||||||
8-9 | План текста. | Общеметодологической направленности | 2 | ИКТ-тренажёр | ||
Как устроен наш язык | ||||||
10 | Фразеологизм. | Открытие нового знания | 1 | ИКТ-тренажёр | ||
Правописание. | ||||||
11 | Повторение правописания. | Рефлексия | 1 | |||
Развитие речи | ||||||
12-13 | Составление текста по плану. | Рефлексия | 2 | ИКТ-тренажёр | ||
Как устроен наш язык | ||||||
14 | Использование фразеологизмов. | Рефлексия | 1 | |||
Правописание. | ||||||
15 | Повторение правописания. | Рефлексия | 1 | |||
Развитие речи | ||||||
16 | Составление текста по плану. | Комбинированный | 1 | ИКТ-тренажёр | ||
17 | Текст-описание. | Открытие нового знания | 1 | |||
Правописание. | ||||||
18 | Повторение правописания | Рефлексия | 1 | |||
Развитие речи | ||||||
19-20 | Текст-описание | Общеметодологической направленности | 2 | ИКТ-тренажёр | ||
Правописание. | ||||||
21 | Повторение правописания | Рефлексия | 1 | |||
22 | Тест «Правописание слов с изученными орфограммами» | Развивающий контроль | 1 | |||
23 | Списывание «Правописание слов с изученными орфограммами» | Развивающий контроль | 1 | |||
Развитие речи | ||||||
24 | Текст-описание | Рефлексия | 1 | |||
25-26 | Текст-повествование | Открытие нового знания | 2 | ИКТ-тренажёр | ||
Правописание. | ||||||
27 | Повторение правописания | Рефлексия | 1 | |||
28 | Контрольная работа по теме «Лексика» | Развивающий контроль | 1 | |||
Развитие речи | ||||||
29 | Текст-повествование | Общеметодологической направленности | 1 | |||
30 | Описание и повествование в тексте. | 1 | ||||
31-32 | Текст-рассуждение | Открытие нового знания. Общеметодологической направленности | 2 | ИКТ-тренажёр, диск «Уроки» | ||
33 | Описание. Повествование. Рассуждение. | Рефлексия | 1 | ИКТ-тренажёр | ||
Правописание. | ||||||
34 | Повторение правописания. | Рефлексия | 1 | |||
35 | Диктант по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» | Развивающий контроль | 1 | |||
36 | Анализ работ | Рефлексия | 1 | |||
Развитие речи | ||||||
37 | Повторение. Определение типа текста, подбор заголовка. | Рефлексия | 1 | ИКТ-тренажёр | ||
Правописание. | ||||||
38 | Итоговая контрольная работа по теме «Состав слова, лексика» | Развивающий контроль | 1 | |||
39 | Анализ работ | Рефлексия | 1 | |||
40 | Резерв | 1 |
Содержание программы.
Основное содержание обучения в программе представлено крупными блоками, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
- «Как устроен наш язык». Блок реализует цель ознакомления учащихся с основами лингвистических знаний. На него отводится 57 часов.
- «Правописание». Здесь реализуется цель формирования навыков грамотного, безошибочного письма. На его изучение отводится 58 часов.
- «Развитие речи» - формирует и совершенствует коммуникативные умения учащихся. На овладение детьми письменной речью отводится 34 часа.
Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса русский язык, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время для его изучения.
Последовательность блоков отражена в учебнике «Русский язык» (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова), каждый урок пронумерован. Это позволяет строго соблюдать логику обучения. И программа, и учебник созданы исходя из требований реализации в рамках одного урока только одной цели обучения.
Фонетика.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы Е,е,Ё,ё,Ю,ю,Я,я, их функции. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение.
Слово как единство звучания и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.
Состав слова.
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Лексика.
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и в тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.
Правописание.
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов.
Правописание заглавной буквы.
Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании.
Правописание суффиксов имён существительных: -онок-, ёнок-, ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь).
Правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.
Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на, над-.
Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков. Правописание приставок и предлогов.
Развитие речи.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректировка текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректировка порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Их особенности.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу обучения во 2 классе обучающиеся должны:
различать:
• звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы,
твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
• слово и предложение;
• слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
• предложения по цели высказывания;
• предлоги и приставки (на уровне правописания);
выделять, находить:
• корень, суффикс, приставку, окончание;
• лексическое значение слова в толковом словаре;
• многозначные слова, синонимы, антонимы;
• основную мысль текста;
решать практические задачи:
• составлять слово по заданной словообразовательной модели;
• подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
• исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
- гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
- заглавной буквы в изученных случаях;
- безударных проверяемых гласных в корнях;
- звонких и глухих согласных в корне;
- словарных слов, определенных программой;
- разделительного мягкого знака.
УУД:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-развитие этических чувств;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Контроль уровня обученности.
Особенности контроля тесно связаны с построением курса русского языка. Основные принципы отбора содержания и его методического построения: дифференцированный подход к изучению русского языка (созданий условий для выбора заданий, посильных для учащихся); разноуровневость обучения с учётом индивидуальных особенностей школьников (при единой познавательной цели языковой материал различается разной ступенью трудности); обеспечение предпосылок для личносто-ориентированного обучения (к достижению единой цели учащиеся идут разными, индивидуальными путями). Этими методическими идеями обусловлены принципы контролирующе-оценочной деятельности:
- Принцип «блокового» контроля – все письменные работы по русскому языку рекомендуется проводить по блокам.
- Принцип дифференциации
- Принцип выбора – наличие в контрольных работах дополнительных заданий ставит ученика в ситуацию выбора: получить или не получить дополнительную оценку, попробовав свои силы при выполнении нестандартных творческих заданий.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводятся в форме письменных работ: контрольных работ (текущих, итоговых), тестовых заданий.
диктан тов, грамматических заданий, контрольных списываний.
Инструментарий для оценивания результатов.
Контрольная работа – проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы, а также в конце четверти, года с целью проверки выполнения требований школьной программы за истекший период работы.
При оценке контрольной работы учитывается правильность её выполнения. Исправления ученика не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не влияет на отметку. За выполнения контрольной работы ставятся следующие отметки:
«5» - безошибочное выполнение всех заданий.
«4» - ученик выполнил правильно не менее ¾ всех заданий.
«3» - если ученик выполнил менее ½ заданий.
«2» если ученик не справился с большинством заданий.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности уме ния использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Задание считается выполненным правильно, если ученик поставил крестик рядом со всеми верными ответами. За правильное выполнение теста выставляется 1 балл (ученик нашёл и отметил все правильные ответы). Если ученик отметил не все правильные ответы, то задание считается невыполненным и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает 0 баллов, если найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных. Отметки за выполнение теста:
«5» - если ученик набрал 13-14 баллов.
«4» - если ученик набрал 10-12 баллов.
«3» - если ученик набрал 7-9 баллов.
«2» - если ученик набрал 7 (от 0 до 6 баллов).
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Объём текста для диктанта во 2 классе – 20-40 слов. Учитель ошибки в диктанте не исправляет, а лишь подчёркивает слова, в котором они встретились. За диктант выставляется одна отметка:
«5» - если в диктанте нет ошибок.
«4» - если допущено не более двух ошибок.
«3» - если допущено не более четырёх ошибок.
«2» - если допущено пять и более ошибок.
Учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду:
- Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку.
- Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считается как две ошибки.
Орфографическое задание оценивается так:
«5» - за полностью выполненное задание без ошибок.
«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке.
«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное задание, но при двух ошибках.
«2» - за невыполненное задание.
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, т. е словарные);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения); отсутствие точки не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических яв лений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктат, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных пра вил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, об наруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Оценивание списывания:
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой одно-два исправления или одна ошибка.
«3» - за работу, в которой две-три ошибки.
«2» - за работу, в которой четыре ошибки и более.
Словарный диктант – в него включены слова с непроверяемыми написаниями. Количество слов в словарных диктантах во 2 классе не должно быть менее 8 слов и превышать 10 слов. Оценивание словарного диктанта:
«5» - за работу без ошибок.
«4» - за работу, в которой одна ошибка.
«3» - за работу, в которой две ошибки,
«2» - за работу, в которой три-пять ошибок.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и пере давать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Объём текста для изложения во 2 классе 30-45 слов (ответы на вопросы).
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произве дения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Список литературы.
· Русский язык : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1, 2 / С. В. Иванов [и др.]. – М. : Вентана-Граф, 2012.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно. 2 класс рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф, 2012
- Кузнецова М.И. Учимся писать без ошибок. 2 класс рабочая тетрадь. М.: «Вентана-Граф», 2012
-Иванов С.В., Кузнецова М.И. Комментарии к урокам. 2 кл. М.: «Вентана-Граф», 2006
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. Оценка достижения планируемых результатов обучения 2-4 кл. М.: Вентана-Граф», 2012
- Арчакова С.В. и др. Повторение и контроль знаний. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 кл. М.: «Планета», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 21 века" 1 класс
Рабочая программа разработана в соответствии С ФГОС второго поколения...
Рабочая программа по русскому языку ("Начальная школа XXI века" 4 класс)
Соответствует ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку ("Начальная школа 21 века", 3 класс)
Рабочая программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку Начальная школа XXI века 1 класс
Рабочая программа по русскому языку Начальная школа XXI века 1 класс...
Рабочая программа по русскому языку ("Начальная школа 21 века", 4 класс)
Рабочая программа по русскому языку....
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа 21 века"
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России....
Рабочая программа по русскому языку "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку в соответсвии с изменениями, внесёнными в ФГОС НОО приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015г....