Тематическое планирование по русскому языку 1-4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
Тематическое планирование "Школа России" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_tematicheskoe_planirovanie_1-4_klass.doc | 693.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
Русский язык 1 класс
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Результат | Деятельность учащихся | стр. учебника |
1 | Наша речь | 1 | Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи | Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. | 6-7 |
2 | Устная и письменная речь | 1 | Понятие устная и письменная речь | Научатся распознавать устную и письменную речь | 7-8 |
3-4 | Текст, предложение | 2 | Дать первичное представление о видах предложений и тексте | Научить определять границы предложения, учиться распознавать текст | 9-13 |
5 | Диалог | 1 | Познакомить с понятием диалог, оформление предложений на письме | Научатся отличать диалог от других типов речи | 14-16 |
6 | Роль слов в речи. | 1 | Роль слов в речи | Научатся составлять предложение по опорным словам | 18-20 |
7-8 | Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | 1 | Познакомить со словами - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
| Научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы | 21-24 |
9 | Диктант 2 | 1 | Выявить умение грамотно писать под диктовку. | Контролировать и оценивать свою работу и ее результат | |
10 | Слова однозначные и многозначные | 1 | Ознакомить с однозначными и многозначными , близкими и противоположными по значению словами | Научатся различать однозначные и многозначные слова | 25-29 |
11-12 | Слово и слог | 2 | Формировать умение делить слова на слоги | Научатся определять количество слогов в слове | 32-35 |
13-14 | Деление слов на слоги. Перенос слова | 2 | Формировать умение делить слова на слоги | Учащиеся научиться делить слова для переноса | 36-38 |
15-16 | Ударение. Ударные и безударные слоги. | 2 | Познакомить со случаями, когда ударение не ставится | Научатся определять ударные и безударные слоги в словах | 39-44 |
17-18 | Звуки и буквы | 2 | Уточнить представление о существенных признаках звуков и букв | Научатся распознавать условные обозначения звуков речи | 46-51 |
19-20 | Русский алфавит или Азбука | 2 | Формировать умение располагать заданные слова в алфавитном порядке | Научатся применять знание алфавита при выполнение практических заданий | 52-57 |
21 | Диктант 3 | 1 | Выявить умение грамотно писать под диктовку. | Контролировать и оценивать свою работу и ее результат | |
22 | Гласные звуки | 1 | Определение гласных звуков и букв | Научатся обозначать буквами гласные звуки | 58-59 |
23 | Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах | 1 | Соотносить количество звуков и букв в слове | Научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах | 60-62 |
24 | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э. | 1 | |||
25-28 | Ударные и безударные гласные звуки | 4 | Познакомить с правилом проверочного слова | Научатся определять ударные и безударные гласные звуки в слове | 63-73 |
29 | Диктант 4 | 1 | Выявить умение грамотно писать под диктовку. | Контролировать и оценивать свою работу и ее результат | |
29-30 | Согласные звуки | 2 | Дать представление о переносе слова с удвоенными согласными | Научатся переносить слова с удвоенными буквами | 74-78 |
31 | Слова с буквой И и Й | 1 | Познакомить с правилами переноса слов с буквой Й | Научатся распознавать согласный звук [й,] и гласный звук [и] | 79-80 |
32-33 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 2 | Умение распознавать в слове мягкие и твердые согласные | Научатся обозначать на письме твердость и мягкость согласного | 81-86 |
34-35 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | 2 | Обозначение мягкости согласных мягким знаком | Научатся переносить слова с мягким знаком | 87-90 |
36 | Диктант 5 | 1 | Выявить умение грамотно писать под диктовку. | Контролировать и оценивать свою работу и ее результат | |
37 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 | Развивать устную и письменную речь | Научатся составлять текст из предложений | 91 |
38-41 | Согласные звонкие и глухие | 4 | Формировать умение подбирать проверочные слова | Научатся соотносить произношение и написание парного согласного на конце слова | 92-103 |
42 | Шипящие согласные звуки | 1 | Распознавание шипящих согласных на конце | Научатся правильно произносить согласные звуки | 104-105 |
43-44 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ | 2 | Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ | Научатся находить слова с сочетаниями | 106-109 |
45-46 | Буква сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 2 | Развивать навыки правописания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу | Научатся находить слова с сочетаниями | 110-111 |
47 | Диктант 6 | 1 | Выявить умение грамотно писать под диктовку. | Контролировать и оценивать свою работу и ее результат | |
46-48 | Заглавная буква в словах | 2 | Правила употребления заглавной буквы в именах собственных | Научатся распознавать имена собственные | 122-133 |
49 | Проект «Сказочная страничка» | 1 | Умение подбирать текстовую информацию | Умение представлять свой проект | |
50 | Повторение и обобщение изученного материала | 1 | Повторить материал, изученный в 1-ом классе | Научатся систематизировать полученные знания |
Тематическое планирование
Русский язык 2 класс
№ | Раздел. Название темы. | Кол-во часов | Элементы содержания. | Универсальные учебные действия. |
I четверть – 45 часов Наша речь – 4 урока | ||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Отличие письменной речи от устной. | 1 | Восприятие и понимание звучащей речи. Речь устная, письменная. Восприятие и понимание звучащей речи. Речевой этикет. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностью собственной речи и оценивать ее. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как правильно списывать предложение» |
2 | Язык – средство общения людей. | 1 | ||
3 | Диалог и монолог. | 1 | Отличать диалогическую и монологическую речь. Использовать в речи монолог и диалог. Участвовать в учебном диалоге. Работать со страничкой для любознательных. Составлять по рисунку диалог и монолог. | |
4 | Речевой этикет в ситуации общения. Тест. | 1 | ||
Текст – 5 уроков. | ||||
5 | Текст. Признаки текста. | 1 | Устное сочинение по рисункам, данному началу и опорным словам. Уточнение представлений о признаках текста. | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к данному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять рассказ по рисункам, данному началу и опорным словам. |
6 | Тема и главная мысль текста. | 1 | Определение темы текста, главной мысли, подбор заголовка. | |
7 | Текст. Части текста. | 1 | Знакомство со структурой текста. Определение темы текста, главной мысли. | |
8 | Диктант 1. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | |
9 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Предложение – 12 часов. | ||||
10 | Предложение. Различение предложения. | 1 | Воспроизведение знаний о предложении. Умение различать предложения. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Составлять предложения из слов. Писать слова в предложении раздельно. |
11 | Предложение состоит из слов, связанных по смыслу. | 1 | Ознакомление с ролью предложений в речи. | |
12 | Связь слов в предложении. Контрольное списывание. | 1 | Определение границ предложений, составление предложений из слов и их запись. | |
13-14 | Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | Общее представление о главных и второстепенных членах предложения. | Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически правильно основу предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Различать распространенной (с второстепенными членами) и нераспространенные (без второстепенных членов) предложения. Составлять рассказ по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. |
15 | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. | 1 | Формирование общего представления о главных членах предложения. | |
16 | Простое распространённое и нераспространенное предложения. | 1 | Формирование представления о простом распространённом и нераспространенном предложении. | |
17 | Установление связи слов в предложении. | 1 | Установление связи слов в предложении. | |
18 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине | 1 | Рассматривание картины, составление описательного текста по вопросам учителя и данному началу. | |
19 | Анализ сочинений | 1 | ||
20 | Контрольный диктант 2. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | |
21 | Работа над ошибками | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Слова, слова, слова – 23 часа | ||||
22-23 | Слово и его лексическое значение. | 2 | Общее представление о лексическом значении слова. | Определять значение слова по словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова с прямым и переносным значениях. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. |
24 | Слова однозначные и многозначные. | 1 | Уточнение представления об однозначных и многозначных словах. | |
25 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | Употребление слов в прямом и переносном значении. | |
26 | Синонимы. | 1 | Ознакомление со словами – синонимами. | Распознавать среди данных пар слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. |
27-28 | Антонимы. | 2 | Ознакомление со словами – антонимами. | |
29 | Контрольный диктант 3 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | |
30 | Работа над ошибками | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
31-32 | Общее представление о родственных словах. | 2 | Общее представление о родственных словах | Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять в однокоренных словах корень, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимическими корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. |
32-33 | Однокоренные слова. Корень слова – главная значимая часть слова. | 2 | Общее представление об однокоренных словах. Корень - главная значимая часть слова. | |
34 | Общее представление о слоге. Деление слов на слоги. | 1 | Общее представление о слоге. Слогообразующая роль гласных в слоге. Деление слов на слоги. | |
35 | Общее представление об ударении. Словесное ударение. | 1 | Общее представление об ударении. Определение ударения в словах. Словесное ударение. | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью ударения русского языка. |
36-37 | Общее представление об ударных и безударных слогах. | 2 | Проверка написания безударных гласных в слове. | |
38 | Перенос слов. | 1 | Ознакомление с правилами переноса слов. | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Перенос слов по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
39 | Упражнения в переносе слов. Употребление знака переноса. | 1 | Деление слов на слоги и перенос слов с одной строки на другую. | |
40 | Сочинение по серии сюжетных рисунков и вопросам. | 1 | Выделение в тексте темы и основной мысли. | |
41 | Работа над ошибками. | 1 | ||
42 | Контрольный диктант 4 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | |
43 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Звуки и буквы – 34 часа | ||||
44 | Звуки и буквы, их обозначающие. | 1 | Представление о роли звуков в различии смысла слов. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условное обозначение звуков. |
45 | Русский алфавит. | Правильное произношение букв алфавита. | ||
II четверть – 35 часов | ||||
46 | Роль алфавита в жизни людей. | 1 | Использование алфавита при нахождении слов в словаре. | Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, которой они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу., называть соседние буквы по отношению к заданной. |
47 | Написание слов с большой буквы. | 1 | Случаи написания слов с большой буквы. | |
48 | Гласные звуки и буквы, их обозначающие. | 1 | Распознавание гласных звуков по их основным признакам. | |
49 | Контрольный диктант 5 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | |
50 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
51 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне слова. | 1 | Гласные ударные и безударные. Правописание безударной гласной | Находить в слове гласные буквы. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. |
52 | Роль гласных букв е, ё , ю, я в словах. Письменные ответы на вопросы к тексту | 1 | Различение роли букв е, ё, ю, я в словах. Передача содержания текста с опорой на вопросы. | |
53 | Правописание безударных гласных. Особенности проверочного слова. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны-слон, слоник; трава – травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове). Объяснять правописание слова с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания. |
54-55 | Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова. | 2 | ||
56 | Проверка правописания безударных гласных в корне. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
57 | Разные способы проверки правописания безударных гласных в корне. | 1 | ||
58 | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. | 1 | Гласные ударные и безударные. Правописание безударной гласной. | |
59 | Правописание безударных гласных в корне слова. Восстановление деформированного текста. | 1 | Гласные ударные и безударные. Правописание безударной гласной. | |
60 | Контрольный диктант 6 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы). Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
61 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
62 | Согласные звуки и буквы, их обозначающие | 1 | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых. | Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласный звук [й,] и гласный звук [и]. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ванн-на) |
63-64 | Согласный звук Й, и буква «и краткое». | 2 | Общее представление о согласном звуке Й,, обозначение его буквой. | |
65 | Правописание удвоенных согласных букв. | 1 | Уточнение представлений о словах с удвоенными согласными. | |
66 | Сочинение по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси». | 1 | Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. | Составлять рассказ по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорными слова, записывать составленный рассказ. |
67 | Наши проекты. Работа над ошибками. | 1 | Создание нового информационного объекта – знаменательных заданий по русскому языку | Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания в учебнике). |
68 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме. | 1 | Различение согласных мягких и твёрдых. Обозначение мягких и твёрдых согласных звуков на письме. | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснить причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Пробирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким звуком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении задания «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
69 | Различение согласных мягких и твёрдых звуков. Восстановление деформированного текста. | 1 | Различение согласных мягких и твёрдых. Обозначение мягких и твёрдых согласных звуков. | |
70 | Мягкий знак. Роль мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове. | 1 | Употребление мягкого знака. Способы обозначения мягкости согласного звука. | |
71-72 | Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. | 2 | Употребление мягкого знака. Способы обозначения мягкости согласного звука. | |
73 | Контрольный диктант 7 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
74 | Проверочная работа. | 1 | ||
75 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
76 | Наши проекты | 1 | Защита проектов. | Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания в учебнике). |
77 | Обобщающий урок по теме. | 1 | Обобщить и систематизировать знания по теме. | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками – 29 часов | ||||
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | 1 | Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями ЧН, ЧТ (чтобы, скучно и др.). |
79 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 | Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. | |
80 | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
III четверть – 50 часов | ||||
81 | Наши проекты. Рифма | 1 | Формировать мотивации к исследовательской и творческой работе. | Находить в тексте рифмующие строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы. |
82-83 | Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ | 2 | Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | Находить в словах буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, подбирать примеры с таким буквосочетанием. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
84 | Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. Проверь себя. | 1 | ||
85-86 | Звонкие и глухие согласные. | 2 | Правописание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласными и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Формировать умение ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. | Различать глухие и звонкие согласные, парные и непарные. Характеризовать согласные звуки (глухой - звонкий, парный – непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные на конце слова и в конце перед другими согласными. Соотносить произношение и написание парного согласного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в конце пред согласным звуком. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которого надо проверить. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка – трава, мороз – морозы, морозный). |
87 | Проверка парных согласных в корне слова | 1 | ||
88 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | 1 | ||
89 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста | 1 | ||
90-92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 3 | ||
93-94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана | 2 | ||
95 | Контрольный диктант 8. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
96 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала | 1 | Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. | |
97 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдать над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Приводить примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя). |
98-99 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 2 | ||
100-101 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала | 2 | ||
102 | Контрольное списывание | 1 | ||
103 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | ||
104 | Обобщение знаний по теме. Работа над ошибками. | 1 | ||
105-106 | Обобщение изученного материала | 2 | ||
Части речи – 47 часов | ||||
107 | Части речи. | 2 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Распознавать имена существительные среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Объяснять лексическое значение слов – имен существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию ( с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернете, о происхождении своей фамилии и названии своего города. Составлять устный рассказ о своем любимом животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. |
108 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающие эти части и явления. Заглавная буква в именах собственных. Развитие познавательного интереса к происхождению имен и фамилий, история названия своего города. Составление устного рассказа по репродукции картины. Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. | |
109 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | ||
110 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | ||
111 | Правописание собственных имен существительных | 1 | ||
112 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей | 1 | ||
113 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | 1 | ||
114 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи | 1 | ||
115 | Заглавная буква в географических названиях | 1 | ||
116 | Обучающее изложение | 1 | ||
117 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | 1 | ||
118 | Контрольный диктант 9. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
119 | Работа над ошибками | 1 | Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. | |
120-122 | Единственное и множественное число имен существительных | 3 | Изменение существительных по числам. Имена существительные употребляемые только в одном числе (ножницы, молоко). | Определять число имен существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга – книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа. |
123-124 | Обобщение знаний по теме. Проверка знаний. | 2 | ||
125 | Контрольный диктант 10 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
126 | Работа над ошибками | 1 | Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. | |
127-129 | Глагол как часть речи. | 3 | Синтаксическ5ая функция глагола в предложении. | Распознавать глаголы среди других частей речи. |
IV четверть – 40 часов | ||||
130-131 | Единственное и множественное число глаголов | 2 | Изменение глаголов по числам. Формирование навыка правильно употребления глаголов (одеть, надеть) в речи. Правописание частицы НЕ с глаголом. Понятие о тексте повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употребленные в прямом и переносном значении. Определять каким членом предложения является глагол в предложении. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, употреблять глаголы в определенном числе. |
132 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | ||
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 | ||
134-135 | Текст-повествование. | 2 | ||
136 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи по лексическому значению и вопросу. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Определять каким членом предложения является имя прилагательное. Определять число имен прилагательных, распределять имена прилагательные по группам в зависимости от числа, изменять имена прилагательные по числам. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовки работы). Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя) |
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | ||
138 | Прилагательные, близкие и противоположные по значению | 1 | ||
139 | Единственное и множественное число имен прилагательных | 1 | Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Понятие о тексте описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании. | |
140-141 | Текст-описание. | 2 | ||
142 | Общее понятие о предлоге | 1 | ||
143 | Раздельное написание предлогов со словами | 1 | ||
144-145 | Восстановление предложений | 2 | ||
146 | Контрольный диктант 11. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
147 | Работа над ошибками | 1 | Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. | |
148-149 | Местоимение (личное) как часть речи. | 2 | Значение личного местоимения, употребление в речи (общее представление). Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. |
150-151 | Текст-рассуждение. | 2 | ||
152-153 | Обобщение полученных знаний по теме «Части речи». | 2 | ||
Повторение – 17 часов | ||||
154 | Повторение по теме «Текст» | 1 | Повторить и обобщить знания по изученным темам за год. Закрепить знание понятия о предложении, слове. Закрепить знание о лексическом значении слова, его многозначности. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения |
155 | Обобщение изученного. Сочинение по картине | 1 | ||
156-157 | Повторение по теме «Предложение» | 2 | ||
158 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 | ||
159-160 | Повторение по теме «Части речи» | 2 | Систематизировать знания об изученных частях речи. Систематизировать изученные знания о правописании слов. | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и местоимения среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. |
161 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 1 | ||
162 | Повторение по теме «Правила правописания» | 1 | ||
163 | Контрольное списывание | 1 | ||
164 | Контрольный диктант 12. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
165 | Работа над ошибками | 1 | Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. | |
166-169 | Повторение и закрепление изученного материала | 4 | Систематизировать знания полученные за второй год обучения. | Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка. Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой. |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | 1 |
Тематическое планирование
Русский язык 3 класс
№ | Раздел. Название темы. | Кол-во часов | Элементы содержания. | Универсальные учебные действия. |
I четверть – 45 часов Язык и речь – 2часа. | ||||
1 | Виды речи. Речь – отражение культуры человека. | 1 | Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Составление текста по рисунку. | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. |
2 | Язык – основа национального самосознания. | 1 | ||
Текст. Предложение. Словосочетание. – 14 часов. | ||||
3 | Текст. Признаки текста. | 1 | Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. |
4 | Типы текстов: повествование, описание и рассуждение. | 1 | ||
5 | Предложение. Диалог. | 1 | Повторение и углубление представлений о предложении и диалоге. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать не пунктированный текст, выделять в нем предложение. |
6-7 | Повествовательное, вопросительное, побудительное предложения. | 2 | Различать предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. | Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
8 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | ||
9 | Предложение с обращением. | 1 | Общее представление об обращении. | Находить обращение в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. |
10 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Главные и второстепенные члены предложения (без терминов). Разбор предложения по членам. | Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложения второстепенными членами. |
11 | Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | ||
12 | Простое и сложное предложение. | 1 | Запятая в нутрии сложного предложения. | Различать простое и сложное предложение, объяснять знаки внутри сложного предложения. |
13-14 | Словосочетание. | 2 | Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетание главного и зависимого слова. | Различать словосочетание и предложение. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами и словосочетаниями. |
15 | Контрольный диктант 1. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
16 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Слово в языке и речи – 19 часов. | ||||
17-18 | Лексическое значение слова. | 2 | Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения. Однозначные и многозначные слова. | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначность слова, слова в прямом и переносном значении. |
19 | Омонимы. | 1 | Использование омонимов в речи. Работа со словарем омонимов. | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. |
20 | Слово и словосочетание. | 1 | Установление связи слов в предложении. | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. |
21-22 | Фразеологизмы. | 2 | Значение фразеологизмов и их использование в речи. | Находить в тексте и предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизмы от неустойчивого словосочетания. |
23-25 | Части речи. Общее и углубленное представление. | 3 | Обобщить знания об имени существительном, глаголе, имени прилагательном, местоимении. | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки, изученных частей речи. |
26-27 | Имя числительное. | 2 | Дать общее представление об имени числительном. | |
28 | Контрольный диктант 2. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
29 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
30 | Слово и слог. | 1 | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | Различать слово и слог, звуки букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. |
31-32 | Звуки и буквы. | 2 | ||
33 | Контрольный диктант 3. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
34 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
35 | Проект «Рассказ о слове» | 1 | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации. | |
Состав слова – 16 часов. | ||||
35 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | Совершенствовать умение определять корень слова, подбирать однокоренные слова. Работа со словарем однокоренных слов. | Формулировать определение однокоренные слова и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общем корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. |
36 | Чередование согласных в корне. | 1 | ||
37 | Сложные слова. | 1 | ||
38-39 | Формы слова. Окончание. | 2 | Познакомить с окончанием, его функцией в слове. | Находить окончание слова, путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. |
40 | Контрольный диктант 4. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
41 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
42-43 | Приставка. | 2 | Формулировать определение приставки | Объяснить значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставок. |
44-45 | Суффикс. | 2 | Формулировать определение суффикс. | Объяснить значение суффикса в слове. Выделять в словах суффикс. Образовывать слова с помощью суффикса. |
II четверть – 35 часов | ||||
46 | Основа слова. | 1 | Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарем. | Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слова по составу |
47-49 | Обобщение знаний о составе слова | 3 | ||
50 | Проект «Семья слов» | 1 | Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | |
Правописание частей слова – 30 часов. | ||||
51 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | Формировать умение ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути ее решения. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действия для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. |
52-56 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 5 | Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формировать уважительное отношение к истории языка. | Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. |
57-61 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 5 | Систематизировать знания о правописании слов с парными согласными по глухости – звонкости. | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. |
62-66 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 5 | Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный. | Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. |
67-69 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 3 | Перенос слова с удвоенными согласными | Работать с орфографическим словарем. Составлять словарик слов с определенной орфограммой. |
70 | Контрольный диктант 5. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
71 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
72-75 | Правописание суффиксов и приставок. | 4 | Систематизировать знания о правописание безударных гласных и парных согласных в приставках и суффиксах. Различать приставку и предлог. | Познакомить с правописанием безударных гласных в приставке и суффиксе, доказывать правильность выбора правописания орфограммы. Взаимопроверка и самопроверка выполненной письменной работы. |
76-78 | Правописание приставок и предлогов. | 3 | ||
79-80 | Обобщение знаний о правописании значимых частей слова | 2 | ||
III четверть – 50 часов | ||||
Части речи – 76 часов | ||||
81 | Части речи. | 1 | Повторение и углубление знаний о частях речи | Определять по изученным признакам слова различных частей речи |
Имя существительное – 30 часов. | ||||
82 | Имя существительное как часть речи | 1 | Значение и употребление имен существительных в речи. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Правописание имен собственных. | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова – имена существительные. Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
83-84 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 2 | ||
85-86 | Собственные и нарицательные имена существительные | 2 | ||
87 | Проект «Тайна имени» | 1 | Развитие интереса к тайнам имен, тайна своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательских работ. | Наблюдать над толкованием значения некоторых имен. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о собственном имени. |
88-89 | Число имен существительных. | 2 | Изменение имен существительных по числам. | Определять число имен существительных. Изменять форму числа имен существительных |
90 | Род имен существительных (первое представление) | 1 | Формировать нравственные представления о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и т.д.). мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. Составление устного рассказа по серии картинок. | Определение рода имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. |
91-92 | Мужской род имени существительного. | 2 | ||
93 | Женский род имени существительного. | 1 | ||
94 | Средний род имени существительного. | 1 | ||
95 | Контрольный диктант 6. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
96 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
97 | Падеж имен существительных. | 1 | Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Составление рассказа по репродукции И.Я.Билинина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать название падежей. Работать с памяткой «Как определять падеж имени существительного». Определять падеж имен существительных. Составлять рассказ по репродукции картины. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное. |
98-99 | Именительный падеж имен существительных. | 2 | ||
100-101 | Родительный падеж имен существительных. | 2 | ||
102-103 | Дательный падеж имен существительных. | 2 | ||
104-105 | Винительный падеж имен существительных. | 2 | ||
106-107 | Творительный падеж имен существительных. | 2 | ||
108-109 | Дательный падеж имени существительного | 2 | ||
110 | Контрольный диктант 7. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
111 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Имя прилагательное – 19 часов. | ||||
112 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Лексическое значение имен прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте. | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. |
113-114 | Повторение и обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. | 2 | ||
115-116 | Сложные имена прилагательные. Текст- описание. | 2 | Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов. | Распознавать научное и художественное описания, наблюдать над употреблением имен прилагательных в таких текстах. |
117-118 | Форма имен прилагательных. | 2 | Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных. | Определение рода имен прилагательных, классификация имен прилагательных. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. |
119-120 | Род имен прилагательных. | 2 | ||
121-122 | Падеж имен прилагательных. | 2 | Изменение имен прилагательных, кроме имен прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин, по падежам. | Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. |
123 | Контрольный диктант 8. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
124 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
125-129 | Обобщение знаний об именах прилагательных. | 3 | Морфологический разбор имени прилагательного. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками» | Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. |
IV четверть – 40 часов | ||||
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | Развитие мотивов к проведению исследовательских работ. | Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. |
Местоимение – 5 часов | ||||
131-133 | Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-его лица. | 3 | Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-его лица. | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-его лица единственного числа). |
134 | Контрольный диктант 9. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
135 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Глагол – 21 час | ||||
136 | Глагол как часть речи. | 1 | Значение и употребление в речи глагола. Число. Изменение глагола по числам. Составление текста по сюжетным картинкам. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на неопределенный вопрос. Узнавать неопределенную форму глагола по вопросам. Образовывать от глагола в неопределенной форме однокоренные слова. |
137-138 | Изменение глаголов по числам. | 2 | ||
139 | Начальная (неопределенная) форма глагола. | 1 | ||
140141 | Число глаголов. | 2 | ||
142 | Контрольный диктант 10. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
143 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
144-146 | Время глагола. | 3 | Изменение глагола по временам. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глагола Определять род и число глаголов прошедшего времени. |
147-148 | Род глагола в прошедшем времени. | 2 | ||
149-150 | Правописание НЕ с глаголами. | 2 | ||
151-153 | Обобщение знаний о глаголе. | 3 | ||
154 | Контрольный диктант 11. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
155 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
156 | Конференцию на тему «Части речи русского языка» | 1 | Развитие мотивов к проведению исследовательских работ. | Самостоятельно выбирать тему и подготавливать материал для доклада на конференции. |
Повторение – 13 часов | ||||
157-159 | Текст. | 3 | Определение темы текста, главной мысли, подбор заголовка. | Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
160-162 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложение. | 3 | Различать предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения | |
163 | Контрольный диктант 12. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
164 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
165-169 | Части речи. | 5 | Повторение и обобщение знаний о частях речи | Определять по изученным признакам слова различных частей речи |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс | 1 | Систематизировать знания полученные за третий год обучения. | Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка. Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой. |
Тематическое планирование
Русский язык 4 класс
№ | Раздел. Название темы. | Кол-во часов | Элементы содержания. | Универсальные учебные действия. |
I четверть – 45 часов | ||||
повторение – 11 часов. | ||||
1 | Наша речь и наш язык. | 1 | Диалогическая и монологическая речь | Анализировать высказывания о русском языке. |
2-4 | Текст. | 3 | Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. |
5-6 | Предложение. | 2 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительные и побудительные. | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. |
7 | Обращение. | 1 | Нахождение в предложение обращения в начале, середине, конце. | Выделять обращение на письме. |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. |
9 | Основа предложения. | 1 | ||
10 | Контрольный диктант 1. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
11 | Работа над ошибками. Словосочетание. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Предложение – 9 часов. | ||||
12-14 | Однородные члены предложения. | 3 | Представление о предложении с однородными членами. Запятая между однородными членами предложения. Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять какими членами предложения являются однородные члены. Различать простое предложения с однородными членами и сложное предложение. |
15-18 | Простые и сложные предложения | 4 | ||
19 | Контрольный диктант 2. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
20 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Слово в языке и речи – 21 час. | ||||
21-24 | Лексическое значение слова. | 4 | Понимание слова как единства звучания и значения. Выделение слов, значение которые следует уточнить. | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Распознавать многозначность слова, слова в прямом и переносном смысле. |
Состав слова – 10 часов. | ||||
25-27 | Значимые части слова | 3 | Корень, приставка, суффикс. Значение суффиксов и приставок. | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова и слова с омонимическими корнями. |
28-30 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | 3 | Правописание слов с безударными гласными, с парными по глухости-звонкости согласными, с непроизносимыми согласными. | Устанавливать наличие изученных орфограмм в словах, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. |
31-32 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. | 2 | Правила правописания разделительных Ъ и Ь знаков в словах. | Работать с орфографическим словарем. |
33 | Контрольный диктант 3. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
34 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Части речи – 7 часов | ||||
35-36 | Повторен6ие и углубление представлений о частях речи. | 2 | Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи. |
37-39 | Наречие. | 3 | Общее представление о наречие. Употребление в речи. | Находить наречия среди слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. |
40 | Контрольный диктант 4. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
41 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Имя существительное – 43 часа | ||||
42-45 | Имя существительное. Изменение по падежам. | 4 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительного. Изменение имен существительных по падежам. |
II четверть – 35 часов | ||||
46-48 | Падежные окончания имен существительных первого склонения. | 3 | Падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А.Пластова «Первый снег» (сочинение-описание) | Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонения». Классифицировать имена существительные по склонениям. Составлять текст-отзыв по репродукции картины. |
49-51 | 2-ое склонение имен существительных. | 3 | ||
52-53 | 3-е склонение имен существительных. | 2 | ||
54 | Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | Определять падеж в котором употреблено имя существительное. Различать падежи имен существительных во множественном и единственном числах. Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. Сопоставление падежных окончаний имен существительных в единственном числе. | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного гласного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании. Сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания Е и И. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачов – задачей). |
55 | Именительный и винительный падежи имен существительных. | 1 | ||
56-57 | Родительный падеж имен существительных | 2 | ||
58-59 | Именительный, родительный и винительный падежи имен существительных. | 2 | ||
60-62 | Дательный падеж имен существительных. | 3 | ||
63-64 | Творительный падеж имен существительных. | 2 | ||
65-66 | Предложный падеж имен существительных. | 2 | ||
67 | Контрольный диктант 5. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
68 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
69 | Общее представление о склонении имен существительных во множественном числе. | 1 | Лексические и грамматические нормы употребления имен существительных во множественном числе. Сопоставление падежных окончаний имен существительных во множественном числе. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. |
70 | Именительный падеж множественного числа имен существительных. | 1 | ||
71-72 | Родительный падеж множественного числа имен существительных. | 2 | ||
73 | Винительный падеж одушевленных имен существительных | 1 | ||
74 | Контрольный диктант 6. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
75 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
76-78 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа имен существительных. | 3 | Лексические и грамматические нормы употребления имен существительных во множественном числе. Сопоставление падежных окончаний имен существительных во множественном числе. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. |
79-80 | Обобщение знаний о падежах имен существительных множественного числа. | 2 | ||
III четверть – 50 часов | ||||
81-83 | Обобщение знаний об имени существительном. | 3 | Обобщение знаний о падежных окончаниях имен существительных. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа. |
84 | Проект «Говорите правильно» | 1 | Развитие мотивов к проведению исследовательских работ. | Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употреблению некоторых форм имен существительных. |
Имя прилагательное – 30 часов. | ||||
85-88 | Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. | 4 | Род и число имен прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). | Определять род и число имен прилагательных. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». |
89 | Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. | 1 | Развитие мотивов к проведению исследовательских работ | Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов – имен прилагательных. |
90-91 | Изменение по падежам имен прилагательных. | 2 | Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы слова имени существительного. | Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). |
92 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | ||
93 | Именительный падеж имен прилагательных. | 1 | Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. Развитие чувства любви к родному краю – частичке своей большой родины на основе содержания текстов. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. | Сравнивать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. |
94 | Родительный падеж имен прилагательных | 1 | ||
95 | Дательный падеж имен прилагательных | 1 | ||
96 | Винительный падеж имен прилагательных | 1 | ||
97 | Творительный падеж имен прилагательных | 1 | ||
98 | Предложный падеж имен прилагательных | 1 | ||
99 | Обобщение о склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. | 1 | ||
100 | Контрольный диктант 7. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
101 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
102-104 | Именительный и винительный падежи имени прилагательного женского рода. | 3 | Окончание имен прилагательных женского рода в каждом из падежей. Формировать уважение к национальному достоинству Российского государства, древним архитектурным памятникам, а также к национальному достоянию других стран и народов. | Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного. Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города, обобщать ее и составлять сообщение. |
105-108 | Родительный, дательный, творительный падежи имени прилагательного женского рода. | 4 | ||
108112 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 5 | ||
113 | Контрольный диктант 7. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
114 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Личные местоимения – 7 часов. | ||||
115 | Местоимение как часть речи. | 1 | Роль личных местоимений. Склонение личных местоимений 1-го, 2-го и 3-его лица в единственном и множественном числе. | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицей склонение личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. |
116-119 | Изменение по падежам личных местоимений. | 4 | ||
120 | Контрольный диктант 8. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
121 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Глагол – 34 часа | ||||
123125 | Глагол как часть речи. | 3 | Значение глагола в языке и речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). | Различать глаголы среди других слов в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). |
126-129 | Неопределенная форма глагола. | 4 | ||
IV четверть – 40 часов | ||||
130134 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам | 5 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов в настоящем времени. Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения. Группировать найденные в тексте глаголы, записывать их в соответствующий столбец «I и II спряжение глаголов». |
135-138 | I и II спряжение глаголов. | 4 | ||
139143 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 5 | ||
144 | Контрольный диктант 9. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
145 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
145-147 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 3 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. |
148150 | Обобщение по теме глагол | 3 | ||
151 | Контрольный диктант 10. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
152 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
153-154 | Правописание глаголов в настоящем времени. | 2 | Совершенствовать умение изменять глаголы по временам. Определять время глагола. | Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения. |
155-156 | Правописание глаголов в будущем времени. | 1 | ||
Повторение – 14 часов. | ||||
157-159 | Повторение и обобщение сведений о тексте и предложении. | 3 | Определение темы текста, главной мысли, подбор заголовка. Различать предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения | Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
160 | Контрольный диктант 11. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
161 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
162-165 | Повторение и обобщение сведений о частях речи. | 4 | Систематизировать знания об изученных частях речи. Систематизировать изученные знания о правописании слов. | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и местоимения среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. |
166 | Контрольный диктант 12. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
167 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
168-170 | Обобщение и закрепление материала изученного за 4 класс | 3 | Систематизировать знания полученные за четыре года обучения. | Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка. Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса по учебнику Г.М. Селиверстовой, Ф.Т. Манзановой ( для общеобразовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения
Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса для общеобразовательных школ с родным (тувинским) языком обучения...
Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...
Тематическое планирование по русскому языку для 3 класса , составленное на основе предметной линии учебников А. В. Поляковой 1 – 4 классы
Наименование учебного предмета: русский язык. Класс: 3 Срок реализации программы, учебный год: 2015-2016. Ко...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе «Азбука» Горецкий В.Г. и др., «Русский язык» Канакина В.П. и др., «Литературное чтение» Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе (1-4) по учебнику «Азбука» Горецкий В.Г. и др., «Русский язык» Канакина В.П. и др., «Литературное чтение» Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г....
Тематическое планирование по русскому языку для 4 класса (башкирский класс-4 урока в неделю) Начальная школа XXI века
Тематическое планирование по русскому языку в 4 кл...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Данное тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по учебнику Иванова (программа "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе из-за досрочног...