Урок по русскому языку "Однокоренные слова" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Русский язык
Тема: Родственные слова. Однокоренные слова.
Цель: Учить подбирать родственные слова, выделять корень в словах, закрепить умение определять ударные и безударные гласные, работать над каллиграфией детей, развивать речь, расширять кругозор, обогащать и развивать речь учащихся.
Оборудование: предложения для списывания, девиз урока, родственные слова с корнем цвет, солнце, девочка Веснушка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 41.5 КБ |
презентация | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: Родственные слова. Однокоренные слова.
Цель: Учить подбирать родственные слова, выделять корень в словах, закрепить умение определять ударные и безударные гласные, работать над каллиграфией детей, развивать речь, расширять кругозор, обогащать и развивать речь учащихся.
Оборудование: предложения для списывания, девиз урока, родственные слова с корнем цвет, солнце, девочка Веснушка.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Звенит заливистый звонок,
Весна пришла к нам на урок. А вместе с ней пришла к нам девочка. А как ее зовут, угадайте: «Золотые монетки на щеках у нашей детки» (Веснушка). Видите, какое лучистое солнышко принесла нам весна. И мы с вами как гостеприимные хозяева давайте весне, гостям, друг другу улыбнемся и дружно за дело возьмемся.
- И пусть девизом нашего урока будет: «Пока в руках моих перо, пусть будет зрение остро» (чтение хором) Объясните! Слайд1
2. Чистописание. Слайд2
Хоровое проговаривание правил посадки:
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
- Сегодня среда, 23 апреля. Классная работа.
Стихотворение о весне зачитывает учитель:
Весенний воздух свеж и чист
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля. (растаять или стать талым) Вокруг ручьи бегут звеня…
Ватага вольных воробьев (шумная толпа, сборище)
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад-
Весь мир весне веселой рад.
- О чем это стихотворение? Какие слова непонятны? Слайд3
- Какой звук чаще всего встречается в словах этого стихотворения? [в,в’] В каких словах?
- Что можете сказать об этом звуке? (согласный, парный, звонкий, бывает твердым и мягким)
- Это любимые буквы нашей гостьи Веснушки. Как вы думаете почему?
- Веснушке будет приятно, если мы ее напишем красиво.
Письмо буквы. (Возьмите карандаш, обведите самую красивую букву, которая у вас получилась, дорисуйте солнышко)
Показ карточки с буквой «Вв», продолжи закономерность.
- Какие буквы? Когда слова пишутся с заглавной буквы?
3.Словарная работа.
Пока мы с ребятами поработаем над стихотворением, у доски будут работать__________ Работа по карточкам.
1 уч-ся: Разобрать предложение по членам . Характеристика предложения.
Скоро насекомые вылезут из своих зимних жилищ.
2 уч-ся: Подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы:
з. ма, тр. ва, д. жди, дру.(г, к), ду.ки (б, п).
РАБОТА С КЛАССОМ,
- Девочке Веснушке очень понравилось, как вы написали ее любимую букву. И она хочет узнать, кто был самым внимательным и больше всех запомнил слов из стихотворения в написание, которых есть буква В?
- Как вы поняли значение слова ВАТАГА? Слайд 4,5
Ученик1 выходит к доске и проверяет1, оценка; ученик2-2.
На доске учитель открывает слова: в_сенний, в_р_бьи, в_рона, в_сна.(1 ученик работает у доски)
- Объясни орфограммы. (запись в тетрадях)
-Что мы можем сказать об этих словах?
- Какое из этих слов лишнее?
- Что такое имя существительное? Имя прилагательное? (ответы учащихся)
- Что мы можем сказать о словах весна, весенний? (близкие по значению)
Тема урока: Учиться находить родственные слова, выделять корень. Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать однокоренные слова; учиться правильно и грамотно говорить и писать; обогащать свой словарный запас.
Подбор родственных слов: Веснушка, веснянка (дописать однокоренные слова) - Что такое корень? Выделите корень. Слайд 6
- Запись, выделенного корня. Назовите безударные гласные в корне. Как проверить? Слайд 7
- Веснянка – народная песня-закличка. Этой песней зазывали весну, чтобы она скорее пришла, хороший урожай принесла.
(Девочка Веснянка рассказывает веснянку)
- Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, с радостью,
С великой милостью,
Со льнами высокими,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
_Что люди просили? (Богатого урожая, чтобы зимой было, что есть)
. Слайд 8
4. Выборочный диктант.
- А сейчас Веснушка приглашает нас в весенний сад. А сад необыкновенный, в нем растут не растения, а слова. Не забудьте о нашем девизе: Пока в руках моих перо, пусть будет зрение остро. Слайд 9, 10
Как много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово корень, разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод с ним садовник идет.
- Очень интересно гулять в саду словесном! Какие родственные слова встретились в стихе?
- Объясните значение слов садовник и садовод. (любитель и ремесло)
Назовите слова, где А в корне под ударением. Сравните написание корней. Какой частью речи являются эти слова? На какие группы можно разделить? (одушевленные и неодушевленные)
- От какого слова образовались эти однокоренные слова? Запишите их в тетради. Выделите корень, поставьте ударение. (Сад-рассада,..) 1 ученик у доски. . Слайд 11
-С какими словами мы поработали?
-Какие слова являются однокоренными?
-Как пишем корень в однокоренных словах? Слайд 12
5. Списывание.
- Продолжим нашу прогулку. Идет апрель. Звенит капель. А мы весело шагаем по лужам. Но что это? Капельки воды закрыли буквы. Догадайтесь, какая буква спряталась под капелькой.(самостоятельная работа)
На д_рогах журч_т ручьи. Б.рёзовая рощ. встр.ч.ет в.сну. Б_резки надели з_леный наря_. - Объясните орфограммы. Первый ряд списывает о березе, второй – о роще, третий – о ручьях.
-Какое по счету предложение о березке? О роще? О ручьях?
Подчеркните главные члены, назовите части речи.
Встречаются ли здесь однокоренные слова? От какого слова они образовались? Береза. Корень –берез-. Слайд 13
6. Физминутка Слайд 14
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
7. Самостоятельная работа.
- Сегодня на уроке мы очень много путешествовали с Веснушкой. Вы наверно устали? А сейчас вернемся в класс и попробуем, используя наши знания, создадим свой весенний цветок. У каждого из вас есть листок с изображением цветка, а в конвертах листочки.
Вы должны выбрать листочки с однокоренными словами, в середину приклейте то слово, от которого образованы все остальные слова.
-Ребята, от какого слова образовались слова? (цвет)
Проверка выполнения: - Можно ли эту группу слов назвать однокоренные слова? Назовите слова с ударными гласными в корне. В каких безударная? Определите части речи. Какие слова лишние? Слайд 15
8. Итог урока.
- Чему научились на уроке? Что нового узнали? Что больше понравилось? Слайд 16
- Веснушки очень понравилось, как вы работали на уроке. Она дарит самым активным свои оценки.
И мы подарим цветочек.
9. Домашнее задание: ПО ЖЕЛАНИЮ: Слайд 17
1. С.упр.308
Разбор д/з: Чтобы правильно выписать однокоренные слова, что нужно сделать? (определим значение слов, найдем одинаковый корень).
2.Придумать сказку о Веснушке, используя как можно больше однокоренных слов, нарисовать рисунок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила посадки. Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
Проталина.
Весна. Весенний воздух свеж и чист Вот зеленеет первый лист. Видна в проталинах земля. Вокруг ручьи бегут звеня… Ватага вольных воробьев Ворону гонит из кустов… Весна готовит свой парад- Весь мир весне веселой рад.
Ватага.
23 марта. Классная работа.
Весна Весна - весенний, Веснушка, веснянка. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ЭТИ СЛОВА ОДНОКОРЕННЫМИ? Веснянка – народная песня – закличка.
Удивительный сад Как-то много лет назад Вот из сада вам рассада , Посадили странный сад. Вот ещё посадки рядом. Не был сад фруктовым, А вот садовод , Был он только словом. К ним садовник идёт. Это слово, слово – корень, Очень интересно Разрастаться стало вскоре Гулять в саду словесном! И плоды нам принесло – Стало много новых слов.
Удивительный сад
Давайте проверим Сад- рассада,посадки, садовод,садовник.
Корень Общая часть родственных слов Признаки однокоренных (родственных) слов Одинаковый корень общее значение Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
-берёз- берёзки берёзовая берёза
Физминутка На зарядку солнышко поднимает нас, Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва, Опускаем руки мы по команде «два».
цвет цветок цветник цветовод зацветёт цветочный завянет свет Волшебный цветок
Сегодня на уроке Я научился… Мне больше всего удалось… Мне ещё надо поработать над… Я научился… Мне больше всего удалось… Мне ещё надо поработать над…
Домашнее задание . ПО ЖЕЛАНИЮ: 1. с. 44 , упр.293, правило, с.43 2.Придумать сказку о Веснушке, используя как можно больше однокоренных слов, нарисовать рисунок.
Спасибо за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....