Урок по русскому языку "Однокоренные слова" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Инна Станиславовна Осинцева

Русский язык

Тема: Родственные слова. Однокоренные слова.

Цель: Учить подбирать родственные слова, выделять корень в словах, закрепить умение определять ударные и безударные гласные, работать над каллиграфией детей, развивать речь, расширять кругозор, обогащать и развивать речь учащихся.

Оборудование:  предложения для списывания, девиз урока, родственные слова с корнем цвет, солнце, девочка Веснушка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок41.5 КБ
Office presentation icon презентация1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Родственные слова. Однокоренные слова.

Цель: Учить подбирать родственные слова, выделять корень в словах, закрепить умение определять ударные и безударные гласные, работать над каллиграфией детей, развивать речь, расширять кругозор, обогащать и развивать речь учащихся.

Оборудование:  предложения для списывания, девиз урока, родственные слова с корнем цвет, солнце, девочка Веснушка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Звенит заливистый звонок,

Весна пришла к нам на урок. А вместе с ней пришла к нам девочка. А как ее зовут, угадайте: «Золотые монетки на щеках у нашей детки» (Веснушка). Видите, какое лучистое солнышко принесла нам весна. И мы с вами как гостеприимные хозяева давайте весне, гостям, друг другу улыбнемся и дружно за дело возьмемся.

- И пусть девизом нашего урока будет: «Пока в руках моих перо, пусть будет зрение остро» (чтение хором) Объясните! Слайд1

2. Чистописание. Слайд2

Хоровое проговаривание правил посадки:

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Сегодня среда, 23 апреля. Классная работа.

Стихотворение о весне зачитывает учитель:

Весенний воздух свеж и чист

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля. (растаять или стать талым) Вокруг ручьи бегут звеня…

Ватага вольных воробьев  (шумная толпа, сборище)

Ворону гонит из кустов…

Весна готовит свой парад-

Весь мир весне веселой рад.

- О чем это стихотворение? Какие слова непонятны? Слайд3

- Какой звук чаще всего встречается в словах этого стихотворения? [в,в’] В каких словах?

- Что можете сказать об этом звуке? (согласный, парный, звонкий, бывает твердым и мягким)

- Это любимые буквы нашей гостьи Веснушки. Как вы думаете почему?

- Веснушке будет приятно, если мы ее напишем красиво.

Письмо буквы. (Возьмите карандаш, обведите самую красивую букву, которая у вас получилась, дорисуйте солнышко)

Показ карточки с буквой «Вв», продолжи закономерность.

- Какие буквы? Когда слова пишутся с заглавной буквы?

3.Словарная работа.

Пока мы с ребятами поработаем над стихотворением, у доски будут работать__________ Работа по карточкам.

1 уч-ся:      Разобрать предложение по членам . Характеристика предложения.

Скоро насекомые вылезут из своих зимних жилищ.

2 уч-ся:     Подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы:

з. ма, тр. ва, д. жди, дру.(г, к),  ду.ки (б, п).

РАБОТА С КЛАССОМ,

- Девочке Веснушке очень понравилось, как вы написали ее любимую букву. И она хочет узнать, кто был самым внимательным и больше всех запомнил слов из стихотворения в написание, которых есть буква В?

- Как вы поняли значение слова ВАТАГА? Слайд 4,5

Ученик1 выходит к доске и проверяет1, оценка; ученик2-2.

На доске учитель открывает слова: в_сенний, в_р_бьи, в_рона, в_сна.(1 ученик работает у доски)

- Объясни орфограммы. (запись в тетрадях)

-Что мы можем сказать об этих словах?

- Какое из этих слов лишнее?

- Что такое имя существительное? Имя прилагательное? (ответы учащихся)

- Что мы можем сказать о словах весна, весенний? (близкие по значению)

Тема урока: Учиться находить родственные слова, выделять корень. Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать однокоренные слова; учиться правильно и грамотно говорить и писать; обогащать свой словарный запас.

Подбор родственных слов: Веснушка, веснянка (дописать однокоренные слова) - Что такое корень? Выделите корень. Слайд 6

- Запись, выделенного корня. Назовите безударные гласные в корне. Как проверить? Слайд 7

- Веснянка – народная песня-закличка. Этой песней зазывали весну, чтобы она скорее пришла, хороший урожай принесла.

(Девочка Веснянка рассказывает веснянку)

- Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льнами высокими,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

_Что люди просили? (Богатого урожая, чтобы зимой было, что есть)

. Слайд 8

4. Выборочный диктант.

- А сейчас Веснушка приглашает нас в весенний сад. А сад необыкновенный, в нем растут не растения, а слова. Не забудьте о нашем девизе: Пока в руках моих перо, пусть будет зрение остро. Слайд  9, 10

Как много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым – был он только словом.

Это слово – слово корень, разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот еще посадки рядом,

А вот садовод с ним садовник идет.

- Очень интересно гулять в саду словесном! Какие родственные слова встретились в стихе?

- Объясните значение слов садовник и садовод. (любитель и  ремесло)

Назовите слова, где А в корне под ударением. Сравните написание корней. Какой частью речи являются эти слова? На какие группы можно разделить? (одушевленные и неодушевленные)

- От какого слова образовались эти однокоренные слова? Запишите их в тетради. Выделите корень, поставьте ударение. (Сад-рассада,..) 1 ученик у доски. . Слайд 11

-С какими словами мы поработали?

-Какие слова являются однокоренными?

-Как пишем корень в однокоренных словах? Слайд 12

5. Списывание.

- Продолжим нашу прогулку. Идет апрель. Звенит капель. А мы весело шагаем по лужам. Но что это? Капельки воды закрыли буквы. Догадайтесь, какая буква спряталась под капелькой.(самостоятельная работа)

На д_рогах журч_т ручьи. Б.рёзовая рощ. встр.ч.ет в.сну.  Б_резки надели з_леный наря_. - Объясните орфограммы. Первый ряд списывает о березе, второй – о роще, третий – о ручьях.

-Какое по счету предложение о березке? О роще? О ручьях?

Подчеркните главные члены, назовите части речи.

Встречаются ли здесь однокоренные слова? От какого слова они образовались? Береза. Корень –берез-. Слайд 13

6. Физминутка Слайд 14

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

7. Самостоятельная работа.

- Сегодня на уроке мы очень много путешествовали с Веснушкой. Вы наверно устали? А сейчас вернемся в класс и попробуем, используя наши знания, создадим свой весенний цветок. У каждого из вас есть листок с изображением цветка, а в конвертах листочки.

Вы должны выбрать листочки с однокоренными словами, в середину приклейте то слово, от которого образованы все остальные слова.

-Ребята, от какого слова образовались слова? (цвет)

Проверка выполнения: - Можно ли эту группу слов назвать однокоренные слова? Назовите слова с ударными гласными в корне. В каких безударная? Определите части речи. Какие слова лишние? Слайд 15

8. Итог урока.

- Чему научились на уроке? Что нового узнали? Что больше понравилось? Слайд 16

- Веснушки очень понравилось, как вы работали на уроке. Она дарит самым активным свои оценки.

И мы подарим цветочек.

9. Домашнее задание:  ПО ЖЕЛАНИЮ: Слайд 17

1. С.упр.308

Разбор д/з: Чтобы правильно выписать однокоренные слова, что нужно сделать? (определим значение слов,  найдем одинаковый корень).

2.Придумать сказку о Веснушке, используя как можно больше однокоренных слов, нарисовать рисунок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз урока: «Пока в руках моих перо, пусть будет зрение остро».

Слайд 2

Правила посадки. Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.

Слайд 3

Проталина.

Слайд 4

Весна. Весенний воздух свеж и чист Вот зеленеет первый лист. Видна в проталинах земля. Вокруг ручьи бегут звеня… Ватага вольных воробьев Ворону гонит из кустов… Весна готовит свой парад- Весь мир весне веселой рад.

Слайд 5

Ватага.

Слайд 6

23 марта. Классная работа.

Слайд 7

Весна Весна - весенний, Веснушка, веснянка. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ЭТИ СЛОВА ОДНОКОРЕННЫМИ? Веснянка – народная песня – закличка.

Слайд 9

Удивительный сад Как-то много лет назад Вот из сада вам рассада , Посадили странный сад. Вот ещё посадки рядом. Не был сад фруктовым, А вот садовод , Был он только словом. К ним садовник идёт. Это слово, слово – корень, Очень интересно Разрастаться стало вскоре Гулять в саду словесном! И плоды нам принесло – Стало много новых слов.

Слайд 10

Удивительный сад

Слайд 11

Давайте проверим Сад- рассада,посадки, садовод,садовник.

Слайд 12

Корень Общая часть родственных слов Признаки однокоренных (родственных) слов Одинаковый корень общее значение Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Слайд 13

-берёз- берёзки берёзовая берёза

Слайд 14

Физминутка На зарядку солнышко поднимает нас, Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва, Опускаем руки мы по команде «два».

Слайд 15

цвет цветок цветник цветовод зацветёт цветочный завянет свет Волшебный цветок

Слайд 16

Сегодня на уроке Я научился… Мне больше всего удалось… Мне ещё надо поработать над… Я научился… Мне больше всего удалось… Мне ещё надо поработать над…

Слайд 17

Домашнее задание . ПО ЖЕЛАНИЮ: 1. с. 44 , упр.293, правило, с.43 2.Придумать сказку о Веснушке, используя как можно больше однокоренных слов, нарисовать рисунок.

Слайд 18

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....