Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Пояснительная записка по русскому языку 2 класс по программе курса "Русский язык" под редакцией Н.В.Нечаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyan._zapis._rus.yaz_.doc79 КБ
Microsoft Office document icon poyan._zapis._rus.yaz_.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Пояснительная записка.

Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Приказ об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования, утверждён приказом от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785)

2. Приказ о внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый  Министерством образования и науки Российской Федерации от 26.11.10 года № 1241.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год»

4.Приказ МОУ Лицея №15 Заводского района г. Саратова № 6-о от 6.11.2011 года «О переходе МО лицея №15 на обучение по ФГОС НОО».

5. Учебный план Лицея на 2012-13 учебный год.

6. Примерные программы НОО. ФГОС. Москва Просвещение 2010

7. Программа курса «Русский язык» под редакцией Нечаевой Н.В. ФГОС. Издательский дом «Фёдоров», 2012 

Обоснование выбора системы обучения

В начальной школе основной стратегической линией становится развивающее обучение, которое позволяет добиться становления личности младшего школьника, раскрыть его индивидуальные способности.

Обучение осуществляется на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; выдерживается быстрый темп прохождения программы благодаря принципиально иным путям формирования умений и навыков, отличающиеся от методики, основанной на многократном повторении типовых задач и упражнений; добивается осознание школьниками процесса учения; ведётся систематическая работа над развитием всех учащихся, включая слабых. Ведущую роль приобретают теоретические знания. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в начальной школе особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. Социальный заказ обучающихся и их родителей подтверждает выбор образовательных программ.

Программа  разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом связи личностных, метапредметных результатов и предметных знаний и умений, возрастных особенностей младших школьников.

Предмет реализует две основные цели:

  1. познавательную;

социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся,  формирование безошибочного письма)

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка за счёт реализации следующих  педагогических принципов:

А. Личностно-ориентированные принципы.

1. Принцип адаптивности.

2. Принцип развития.

3. Принцип психологической комфортности.

Б. Культурно-ориентированные принципы.

1. Принцип картины мира.

2. Принцип целостности содержания образования.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип смыслового отношения к миру.

5. Принцип ориентировочной функции знаний.

6. Принцип опоры на культуру как мировоззрения и как культурный стереотип.

В. Деятельностно-ориентированные принципы.

1. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к

деятельности в жизненной ситуации.

2. Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к

самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).

3. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

4. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

5. Школа как часть образовательной среды.

6. Готовность к дальнейшему развитию.

7. Принцип минимакса. Максимум оценок – минимум отметок. «Щадящая»

  1. система домашних заданий.
  2. коммуникативного;
  3. познавательного;                                                                                        
  4. принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

    Учебно-методическое объединение решило следующие задачи:

· решена проблема преемственности и непрерывности между всеми звеньями

образовательного процесса;

· построена система, формирующая информационную грамотность не только на предмете «Информатика», но сформированы навыки общения с информацией на всех других предметах;

Содержание программы

I. Развитие речи

Устная речь (слушание, говорение)

        Сохраняются все направления работы, обозначенные в программе 1 класса. Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания.

        Осознание значения средств устной речи для выражения мысли. Анализ чужой устной речи: прослушивание пластинок, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание собственной устной речи: с какой целью, с кем и где происходит общение.

        Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов, культура разговора по телефону, поведение в общественных местах.

        Практическое овладение устным монологически высказыванием по определенной теме. Словесный отчет о проделанной работе.

Письменная речь (чтение, письмо)

        Ознакомление с типами текста: описание, повествование, рассуждение. Практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного, делового, художественного). Определение темы текста, подбор заглавия. Последовательность предложений в тексте. Средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы). Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Последовательность частей текста. Представление о плане текста.

        Составление текстов малых форм: письмо (в том числе sms – сообщения, электронные письма), записка, объявление (в течение 2 – 4 кл.).

        Первые опыты собственных сочинений (репродуктивных и творческих). Представление  работы одноклассникам. Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений.

        Восстановление деформированных текстов (по сравнению с 1 классом увеличивается количество предложений и их распространенность).

        Оформление диалога.

        Осуществление проекта «Лучшее время года».

II. Система языка

Фонетика и орфоэпия

        Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания (различение гласных-согласных, гласных однозвучных и йотированных, согласных звонких – глухих, шипящих, мягких – твердых; слогоделение, ударение).

        Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Звукобуквенный разбор.

        Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского литературного языка.

Графика  

        Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления).

        Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.

        Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

        Овладение первичным навыком клавиатурного письма.

Лексика

        Наблюдение внутреннего единства слова – его значения, грамматических признаков и звуков/букв.

        Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Расширение представлений об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, фразеологизмах (наблюдения за использованием в тексте), расширение словаря учащихся.

        Работа со словарями, учебной  и справочной литературой.

        Закладывается умение пользоваться библиотечным каталогом.

Состав слова (морфемика)

        Практическое ознакомление со словообразованием и словоизменением. Подбор родственных (однокоренных) слов. Представление о значимых частях слова: корень, окончание, приставка, суффикс. Представление о роли частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова.

        Различение предлога и приставки.

Морфология

        Части речи. Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

        Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного.

        Глагол: значение и употребление в речи. Наблюдение изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени).

        Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных и служебных слов.

Синтаксис

        Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего, сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.

        Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. На практическом уровне установление роли форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.

        Расширение наблюдений над смысловой зависимостью содержания высказывания от использованных языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов.

        Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений.  

III. Орфография и пунктуация

        Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря ( в том числе справочника в учебнике).

        Применение правил правописания:

-написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

-отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;

-перенос слов;

-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-проверяемые безударные гласные  в корне слова;

-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

-непроизносимые согласные в корне (ознакомление);

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе удвоенные буквы согласных;

-разделительные ъ и ь;

-знаки препинания (.?!) в конце предложения;

-ь после шипящих в конце имен существительных (ознакомление).

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения предмета  являются следующие умения:

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

- интерес к предметно исследовательской   деятельности, предложенной   в   учебнике;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успехов в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

-        этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

-        самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

- воспринимать смысл предъявляемого текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи –самостоятельная часть речи -имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов)   в   соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации   об  изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

- различать устные и письменные формы общения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно  использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- осуществлять действие взаимоконтроля

Предметными результатами изучения курса   является сформированность следующих умений:

Обучающийся научится:

-  названию и порядку букв русского алфавита;

- произносить звуки и их сочетания в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- использовать на письме разделительные ъ и ь знаки;

- использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;

-  проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;

-  обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

-  писать заглавную букву в именах собственных;

- писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;

- правильно писать слова с сочетаниями жи — ши, ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);

- различать лексическое и грамматическое значение слова;

- находить грамматические группы слов (части речи);

- находить основу предложения: подлежащее и сказуемое;

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;

- восстанавливать деформированные предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  проверять написанное, сравнивая с образцом;

- различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

-  находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);

-  проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;

-  выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;

-  находить в предложении главные члены;

-  определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

-  определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;

-  письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему;

-  писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов.

- опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении; на практи-ческом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность без введения понятий;

- подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова; различать однокоренные слова и синонимы;

- опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).

Тематический план ориентирован на использование учебного комплекта:

1. Н.В. Нечаева «Русский язык» учебник для 2 класса в двух частях. Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012г.;

2. Н.В. Нечаева «Русский язык». Рабочая тетрадь. 2 класс в 4 частях, Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2012г.  

Методические пособия для учителя.

1. Н.В. Нечаева «Методические рекомендации по русскому языку» – Издательский дом «Фёдоров» 2012г.;
3.
Контрольные и проверочные работы по системе Л.В.Занкова. 1-е полугодие.

4. Контрольные и проверочные работы по системе Л.В.Занкова. 2-е полугодие.

Интернет-ресурсы:

1. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.).

2. Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.).

3. «Общий текст» (www. text. net. ru.).

4. Олимпиада для младших школьников: русский язык (условия проведения

олимпиады, варианты заданий) (http://www.prioritet-school.ru/olimp.html).

5. Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.)

http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm.

6. Большая детская библиотека.

(Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.)

http://www.kid.ru/index3.php3.

7. Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников)

(http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm).



Предварительный просмотр:

Русский язык

Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Пояснительная записка.

Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Приказ об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования, утверждён приказом от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785)

2. Приказ о внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый  Министерством образования и науки Российской Федерации от 26.11.10 года № 1241.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год»

4.Приказ МОУ Лицея №15 Заводского района г. Саратова № 6-о от 6.11.2011 года «О переходе МО лицея №15 на обучение по ФГОС НОО».

5. Учебный план Лицея на 2012-13 учебный год.

6. Примерные программы НОО. ФГОС. Москва Просвещение 2010

7. Программа курса «Русский язык» под редакцией Нечаевой Н.В. ФГОС. Издательский дом «Фёдоров», 2012 

Обоснование выбора системы обучения

В начальной школе основной стратегической линией становится развивающее обучение, которое позволяет добиться становления личности младшего школьника, раскрыть его индивидуальные способности.

Обучение осуществляется на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; выдерживается быстрый темп прохождения программы благодаря принципиально иным путям формирования умений и навыков, отличающиеся от методики, основанной на многократном повторении типовых задач и упражнений; добивается осознание школьниками процесса учения; ведётся систематическая работа над развитием всех учащихся, включая слабых. Ведущую роль приобретают теоретические знания. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в начальной школе особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. Социальный заказ обучающихся и их родителей подтверждает выбор образовательных программ.

Программа  разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом связи личностных, метапредметных результатов и предметных знаний и умений, возрастных особенностей младших школьников.

Предмет реализует две основные цели:

  1. познавательную;

социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся,  формирование безошибочного письма)

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка за счёт реализации следующих  педагогических принципов:

А. Личностно-ориентированные принципы.

1. Принцип адаптивности.

2. Принцип развития.

3. Принцип психологической комфортности.

Б. Культурно-ориентированные принципы.

1. Принцип картины мира.

2. Принцип целостности содержания образования.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип смыслового отношения к миру.

5. Принцип ориентировочной функции знаний.

6. Принцип опоры на культуру как мировоззрения и как культурный стереотип.

В. Деятельностно-ориентированные принципы.

1. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к

деятельности в жизненной ситуации.

2. Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к

самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).

3. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

4. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

5. Школа как часть образовательной среды.

6. Готовность к дальнейшему развитию.

7. Принцип минимакса. Максимум оценок – минимум отметок. «Щадящая»

  1. система домашних заданий.
  2. коммуникативного;
  3. познавательного;                                                                                        
  4. принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

    Учебно-методическое объединение решило следующие задачи:

· решена проблема преемственности и непрерывности между всеми звеньями

образовательного процесса;

· построена система, формирующая информационную грамотность не только на предмете «Информатика», но сформированы навыки общения с информацией на всех других предметах;

Содержание программы

I. Развитие речи

Устная речь (слушание, говорение)

        Сохраняются все направления работы, обозначенные в программе 1 класса. Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания.

        Осознание значения средств устной речи для выражения мысли. Анализ чужой устной речи: прослушивание пластинок, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание собственной устной речи: с какой целью, с кем и где происходит общение.

        Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов, культура разговора по телефону, поведение в общественных местах.

        Практическое овладение устным монологически высказыванием по определенной теме. Словесный отчет о проделанной работе.

Письменная речь (чтение, письмо)

        Ознакомление с типами текста: описание, повествование, рассуждение. Практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного, делового, художественного). Определение темы текста, подбор заглавия. Последовательность предложений в тексте. Средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы). Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Последовательность частей текста. Представление о плане текста.

        Составление текстов малых форм: письмо (в том числе sms – сообщения, электронные письма), записка, объявление (в течение 2 – 4 кл.).

        Первые опыты собственных сочинений (репродуктивных и творческих). Представление  работы одноклассникам. Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений.

        Восстановление деформированных текстов (по сравнению с 1 классом увеличивается количество предложений и их распространенность).

        Оформление диалога.

        Осуществление проекта «Лучшее время года».

II. Система языка

Фонетика и орфоэпия

        Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания (различение гласных-согласных, гласных однозвучных и йотированных, согласных звонких – глухих, шипящих, мягких – твердых; слогоделение, ударение).

        Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Звукобуквенный разбор.

        Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского литературного языка.

Графика  

        Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления).

        Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.

        Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

        Овладение первичным навыком клавиатурного письма.

Лексика

        Наблюдение внутреннего единства слова – его значения, грамматических признаков и звуков/букв.

        Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Расширение представлений об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, фразеологизмах (наблюдения за использованием в тексте), расширение словаря учащихся.

        Работа со словарями, учебной  и справочной литературой.

        Закладывается умение пользоваться библиотечным каталогом.

Состав слова (морфемика)

        Практическое ознакомление со словообразованием и словоизменением. Подбор родственных (однокоренных) слов. Представление о значимых частях слова: корень, окончание, приставка, суффикс. Представление о роли частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова.

        Различение предлога и приставки.

Морфология

        Части речи. Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

        Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного.

        Глагол: значение и употребление в речи. Наблюдение изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени).

        Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных и служебных слов.

Синтаксис

        Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего, сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.

        Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. На практическом уровне установление роли форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.

        Расширение наблюдений над смысловой зависимостью содержания высказывания от использованных языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов.

        Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений.  

III. Орфография и пунктуация

        Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря ( в том числе справочника в учебнике).

        Применение правил правописания:

-написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

-отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;

-перенос слов;

-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

-проверяемые безударные гласные  в корне слова;

-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

-непроизносимые согласные в корне (ознакомление);

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе удвоенные буквы согласных;

-разделительные ъ и ь;

-знаки препинания (.?!) в конце предложения;

-ь после шипящих в конце имен существительных (ознакомление).

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения предмета  являются следующие умения:

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

- интерес к предметно исследовательской   деятельности, предложенной   в   учебнике;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успехов в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

-        этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

-        самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных   и   несущественных признаков;

- воспринимать смысл предъявляемого текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи –самостоятельная часть речи -имя существительное – одушевленное/неодушевленное и т.д.);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов)   в   соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации   об  изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;

- вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;

- различать устные и письменные формы общения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно  использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- осуществлять действие взаимоконтроля

Предметными результатами изучения курса   является сформированность следующих умений:

Обучающийся научится:

-  названию и порядку букв русского алфавита;

- произносить звуки и их сочетания в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- использовать на письме разделительные ъ и ь знаки;

- использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;

-  проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;

-  обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

-  писать заглавную букву в именах собственных;

- писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;

- правильно писать слова с сочетаниями жи — ши, ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);

- различать лексическое и грамматическое значение слова;

- находить грамматические группы слов (части речи);

- находить основу предложения: подлежащее и сказуемое;

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;

- восстанавливать деформированные предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  проверять написанное, сравнивая с образцом;

- различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;

-  находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);

-  проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;

-  выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;

-  находить в предложении главные члены;

-  определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

-  определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;

-  письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему;

-  писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов.

- опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении; на практи-ческом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность без введения понятий;

- подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова; различать однокоренные слова и синонимы;

- опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).

Тематический план ориентирован на использование учебного комплекта:

1. Н.В. Нечаева «Русский язык» учебник для 2 класса в двух частях. Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012г.;

2. Н.В. Нечаева «Русский язык». Рабочая тетрадь. 2 класс в 4 частях, Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2012г.  

Методические пособия для учителя.

1. Н.В. Нечаева «Методические рекомендации по русскому языку» – Издательский дом «Фёдоров» 2012г.;
3.
Контрольные и проверочные работы по системе Л.В.Занкова. 1-е полугодие.

4. Контрольные и проверочные работы по системе Л.В.Занкова. 2-е полугодие.

Интернет-ресурсы:

1. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.).

2. Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.).

3. «Общий текст» (www. text. net. ru.).

4. Олимпиада для младших школьников: русский язык (условия проведения

олимпиады, варианты заданий) (http://www.prioritet-school.ru/olimp.html).

5. Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.)

http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm.

6. Большая детская библиотека.

(Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.)

http://www.kid.ru/index3.php3.

7. Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников)

(http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса к учебнику Т.Г.Рамзаевой. УМК РИТМ. Автор программы Т.Г.Рамзаева.

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой "Русский язык.1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую характерис...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России"....