Цель: познакомить учащихся с понятием корень слова, однокоренные слова;
Задачи:
- совершенствовать у детей умение подбирать однокоренные слова;
- закрепить знание частей речи, их опознавательных признаков;
- закрепить знание правила проверки безударной гласной в корне слова, правописание имён собственных;
- развивать мышление, воображение учеников;
- расширять активный словарный запас детей;
Оборудование урока:
- учебник “Русский язык. 2 класс” В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;
- мультимедийный проектор;
- доска, экран;
- карточки со словами;
- тетради;
- плакат с изображением дерева;
- диск с презентацией;
- Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей. Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад
- Минутка чистописание.
Учитель: Начнём мы наш урок с чистописания. Наша буква, которую мы будем повторять на минутке чистописания, спряталась в загадке:
Спать отправились подружки, Взяли пышные подушки: Р – одну, а буква …- две. Что это за буква?
Дети: В.
Учитель: Сколько письменных букв В есть в нашей письменной речи?
Дети: Две: заглавная буква и строчная.
Учитель:
- Из каких элементов состоит заглавная буква В? Покажи на доске. Пропиши заглавную букву В.
- Из каких элементов состоит строчная буква в? Покажи эти элементы на доске. Пропиши строчную букву в.
Многие из ребят нашего класса дружны с этой буквой, ведь в их именах, фамилиях, отчествах она тоже есть. Встаньте такие ребята. Вот какая это нужная буква в нашем классе! Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему? Кто пишет эту букву с большой буквы? Почему?
Дети: Мы пишем её с заглавной буквы. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.
Учитель: Молодцы!
- Актуализация знаний.
Орфографическая минутка.
(Один ученик работает у доски, с обратной её стороны)
Учитель: запишите слова по лексическому значению.
1.Дерево с дрожащими листочками.
2.Дерево с белым стволом.
3.Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей.
4.Движение воздуха.
5.Синоним слову прощай.
Дети смотрят на доску и проверяют запись слов. Ученик, работающий у доски, оценивает себя.
- Проблемная ситуация. Введение темы урока.
Учитель: на доске записаны слова (водяной, вода, водичка, водит, водитель, подводник). На какие две группы можно разделить эти слова?
Дети предлагают варианты, объясняют почему.
- Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Прочитаем правило умной совы на стр.
А какое ещё значение имеет слово «корень»?
Дети: корень дерева, корень зуба, ногтя и т.д.
Учитель: в нашем учебнике русского языка есть словарь родственных слов. Вам необходимо будет выписать группу родственных слов и выделить в них корень слова. Почему корень - главная часть родственных слов? (В нём заключён общий смысл родственных слов). Послушайте стихотворение:
Как-то много лет назад,
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Разрастаться стало слово, слово – корень,
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
- Сейчас мы познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада. (На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева написано слово лес. Дети читают слова, которые записаны у них на карточке. Они выходят к доске по одному. Прикрепляют те слова, которые являются однокоренными слову лес. Слова на карточках: лесоруб, лесок, лесник, лесовичок, лесть, лесная, перелесок, лестница. Дети по одному подходят к плакату с деревом и объясняют, почему они прикрепляют или не прикрепляют то или иное слово).
Физминутка.
V. Работа в группах. Каждой группе даётся карточка с группой слов:
1.Часовщик, часовой часто, час.
2. Лето, лететь, летний, летом. 3. Сырость, сырок, сырость, сыр.
4.Гора, горевать, гористая, горка.
-Какое слово лишнее? Списать однокоренные слова , выделить корень.
VI. На слайде записан текст.
- Вам, ребята, необходимо вставить однокоренные слова, близкие по значению.
Взаимопроверка. Оценивание.
.
VII. Подведение итогов урока.
- Что такое корень слова?
- Назовите синоним слову родственные. (Однокоренные).
- Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова?
- Кому ещё нужно время, чтобы разобраться в этой теме?
Окружающий мир, 2 класс
Тема урока: «Дикие и домашние животные»
Цель: дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека;
Задачи:
- совершенствовать у детей осознание значение животных для человека;
- закрепить умения детей сравнивать домашних и диких животных;
- развивать мышление, воображение учеников; воспитывать доброе отношение к животным;
- расширять активный словарный запас детей;
Оборудование урока:
- учебник “Окружающий мир. 2 класс” А.А.Плешаков;;
- мультимедийный проектор;
- доска, экран;
- карточки с изображением животных;
- рабочие тетради;
- цветные фишки, цветные карандаши;
- диск с презентацией;
I.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок – начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушайте внимательно.
II.Самоопределение к деятельности.
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете отгадав зашифрованное слово. (На доске анаграмма ЕЫНТОВИЖ).
- На какие группы мы делим животных?
Презентация по видам животных (птицы, насекомые, млекопитающие, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся). Дети называют признаки того или иного вида животных.
- А оказывается, животные делятся на два вида. Какие? Сейчас мы узнаем. (На доске картинки с животными).
- На какие две группы можно разделить этих животных? (Дикие и домашние).
Открываем тему урока: Дикие и домашние животные.
- А как же появились эти две группы животных? (Дети читают легенду о животных).
Легенда.
Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их животные привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они уже были не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему, искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь уже человек не может жить без своих домашних друзей и питомцев.
III.Работа по учебнику.
- На странице 72 отметьте зелёными фишками диких животных, жёлтыми фишками – домашних.
IV.Работа в группах. (Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает 3 вопроса для обсуждения).
1 группа «Какие дикие животные водятся в нашем крае?»
2 группа «Для чего человек заботится о домашних животных?»
3 группа «Как человек заботится о животных?»
(Ребята обсуждают в группах, затем у доски озвучивает один представитель от каждой группы).
V. «Поиграем!»
- Я буду называть взрослое животное, а вы его детёнышей: корова, свинья, утка, гусь, лошадь, овца, кошка, курица, собака, лев.
VI.Рефлексия.
Рабочая тетрадь, стр.27
- Оцените свои достижения на уроке.
VII. – А сейчас перейдём к познавательной страничке. (Дети рассказывают подготовленные сообщения). Но сначала познакомимся с новым словом: саванна – это равнина в Африке, покрытая травой и одиноко растущими деревьями.
Жираф
Это самое высокое животное на земле. Высота его почти 6 метров, хотя туловище не больше туловища лошади. У него длинные ноги и длинная шея. Голова у жирафа небольшая, с двумя маленькими рожками. Окраска светло-жёлтая с чёрными пятнами. Дикие жирафы живут в саваннах.
Едят жирафы не траву, а листья с верхушек деревьев. Особенно они любят лакомиться акацией. Пасутся жирафы только ранним утром или вечером, когда спадёт жара. Днём, спасаясь от зноя, стоят в тени деревьев. Спят эти великаны очень мало и стоя, а если и ложатся отдохнуть, то ненадолго. Обычно у жирафа рождается один детёныш. Родится малыш, а через 15 минут уже на ножках стоит возле матери и пьёт её молоко.
Гепард.
Это самый быстрый зверь на Земле. Ни лошадь, ни антилопа не обгонят его. И даже не всякий автомобиль.112 километров в час – такая скорость нужна ему для охоты. Стиль охоты у гепарда свой, особенный, не кошачьего образца. С холма, с какого-нибудь возвышенного места высматривает гепард пасущихся газелей. Наметив жертву, подползает - прямо стелется по земле. За 20-100 метров до цели кидается в погоню, сразу же развивая поразительное ускорение: секунда – и 20 метров позади! Догонит – бьёт передними лапами, валит с ног добычу и сразу же нападает на жертву. Не догонит на первых сотнях метров больше – не преследует больше ускользнувшую дичь. Возвращается снова на наблюдательный пункт обозревать окрестности, высматривать новые цели для резвой атаки.
Коза.
У коз очень тонкий и тёплый пух. А ещё домашние козы дают молоко – очень ценный и лечебный продукт. Козы неприхотливы и очень выносливы. Коза умна, своенравна, проказлива, ловка. Коза приносит одного-двух, а некоторые пятерых козлят. Живут козы до 9-17 лет. От них человек получает молоко, мясо, шерсть, пух и кожу. Кожу выделывают сорта: шевро, хром, лайку. Шерсть коз упруга, прочна, идёт на производство костюмных ворсистых тканей, ковров и трикотажа.
Свинья.
Считается, что свинья второе после собаки одомашненное животное. Свинья постоянно нюхает, фыркает, сквозь ноздри втягивает в себя воздух. Она обладает отличным обонянием и хорошо чует постоянно ухаживающего за ней человека. А вот зрение у свиньи слабое, но зато очень острый слух. И ещё она хорошо плавает.
Свиней содержат как в частных хозяйствах, так и на свиноводческих фермах. Свиньи – существа всеядные. Их кормят кукурузными початками и зерном, варёным картофелем, свёклой, репой, дают молодую траву, сено бобовых растений. Если на луговом пастбище свинье попадаются полевая мышь, улитка, грибы, она съест и это. Даже ядовитую гадюку и ту затопчет
VIII.Итог урока:
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Что вы запомнили?
- Чем вам понравился урок?
|
|
Стерегла цыплят Варвара, А ворона – воровала. Всех цыплят проворовала! Проворонила Варвара!
Что я вам прочитала?
Дети: Скороговорку.
Учитель: Откройте учебник на странице 87 №2. Прочитайте эту скороговорку внимательно. Какие в ней слова похожи по своему написанию?
Дети: Ворона, воровала, проворовала, проворонила. Приложение 1. Слайд 8.
Учитель: Какие это слова?
Дети: Однокоренные.
Учитель: Чтобы понять, все ли они однокоренные, вспомним правило о признаках однокоренных слов. Проверим себя по учебнику. Учебник страница 71.
Дети: Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются однокоренными.
Учитель: На какие две группы однокоренных слов мы можем их разделить? Докажите правильность своего выбора.
Дети:
- Ворона,
- проворонила.
| - Воровала,
- проворовала
|
В каждой паре слов общая часть и общий смысл. Приложение 1. Слайд 8.
Учитель: Тема нашего урока: “ Корень слова”. Мы поговорим об однокоренных словах.
- Закрепление изученного материала.
Учитель: Сегодня нам ворона принесла на урок конверты со словами. Откройте конверты, выложите на парты слова. Распределите эти слова на три группы однокоренных слов. Докажите правильность своего выбора.
Дети:
- рана
- ранить
- раненый
| - гора
- горка
- горный
| - нос
- носик
- носовой
|
У этих слов общая часть и общий смысл.
Учитель: Какие слова вы не включили?
Дети: Слова: ранний, горе, носить.
Учитель: Устно подберите к оставшимся словам по 1-2 однокоренным словам. Прочитай слова 2 столбика, запишите их. Выделите в словах корень, поставьте ударение. Какая орфограмма встречается в корне слова?
Дети: Безударная гласная - о- в корне слова -гор- .
Учитель: Какое из этих слов проверяемое, а какие проверочные к нему?
Дети: Гора - (проверяемое), горка, горный - (проверочные).
Вывод 1
Учитель: Сделаем первый вывод на нашем уроке. Для чего нам важно уметь подбирать родственные слова?
Дети: Для проверки безударной гласной в корне слова.
Учитель: Запишите слова 1 столбика. Задай к каждому слову вопрос.
- рана что?
- ранить что делать?
- раненый какой?
Приложение 1. Слайд 9.
Вывод 2
Учитель: Ребята, однокоренные слова могут относиться к разным частям речи.
Работа в парах.
Учитель: Ребята, посмотрите, какие красочные кубики лежат у вас на столах. На них вы видите картинки, изображающие травинку, слонёнка, котика, мышку, носик, грибочек.
Приложение 1. Слайд 10.
Кидайте кубик, называйте соседу однокоренные слова к выпавшему слову. Запиши любую свою группу однокоренных слов, выдели в них корень, поставь ударение.
- Развитие речи учащихся. Активизация словаря.
Учитель: Ещё одна наша пернатая гостья — сорока принесла мне весть, что ночью был мороз. Подбери к этому слову два однокоренных слова, чтобы они отвечали на вопросы:
- какой?
- что сделал?
Дети:
- морозный
- заморозил
Приложение 1. Слайд 11.
Учитель: Можно ли проверить безударную гласную в этих словах? Почему? Сорока так спешила, что рассыпала слова из предложения. Составь это предложение.
Приложение 1. Слайд 12.
Дети: В морозный день Мороз заморозил Ленивицу.
Учитель: Из какой сказки эти герои? Почему в предложении слово Мороз записано с заглавной буквы?
Дети: Это имя героя.
Учитель: Запишите это предложение. Выделите корень в однокоренных словах.
- Подведение итогов урока.
Учитель:
- О каких словах мы говорили на уроке?
- Перечисли признаки однокоренных слов.
- Какими частями речи могут быть однокоренные слова?
- Для чего важно уметь подбирать однокоренные слова?
- Домашнее задание.
Учебник, страница 88 упражнение№6.
Учитель: Вам необходимо списать текст, вставить в него пропущенное однокоренное слово, выделить в однокоренных словах корень.
|