Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Гармония
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
Назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших
школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rus_yazyku_4_klass_umk_garmoniya.doc | 355.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Пояснительная записка
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
В четвертом классе изучаемый материал группируется вокруг понятий: «слово», «словосочетание», «предложение», «текст».
Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.
Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объёме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трёх склонений имён существительных в разных падежах осваиваются одновременно.
Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с которой предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включённого в учебник 4-го класса.
Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью. Правописание наречий специально не изучается – запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке.
Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся знакомятся со значениями словосочетаний и продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»). Работе над словосочетанием придаётся большое значение с точки зрения интеллектуального развития детей и развития их речи – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности.
Знания четвероклассников о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях. Кроме того, теперь, после знакомства со значениями словосочетаний, учащиеся получают возможность научиться по смысловым вопросам разграничивать виды второстепенных членов предложения.
Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом – вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведётся без изучения теории, её цель – общее и речевое развитие учащихся, накопление ими положительного речевого опыта и его осмысление.
На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров – рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др. В конце года в качестве системного обобщающего понятия вводится понятие «сочинение». Оно является общим по отношению ко всем тем видам текстов, которые учились создавать младшие школьники. Вводится и общая памятка «Как писать сочинение», которая будет и в дальнейшем, в основной школе, помогать учащимся осознанно планировать свои действия при подготовке к сочинениям.
В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить плавный переход к успешному продолжению лингвистического образования в основной школе.
Таким образом, курс русского языка для 1–4 классов в данной программе представлен следующими содержательными линиями:
– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;
– формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.
В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.
Предметные результаты освоения программы
Выпускники начальной школы:
– овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
– освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
– овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);
– приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
Результаты освоения основных содержательных линий курса
Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности
Выпускник научится:
– участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
– самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
– пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
– восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);
– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
– находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
– письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;
– письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
– конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;
– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
Формирование языковых умений
В области фонетики и графики
выпускник научится:
– различать понятия «звук» и «буква»;
– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;
– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;
– определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;
– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»);
выпускник получит возможность научиться:
– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
– сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования
выпускник научится:
– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
– конструировать слова из заданных частей слова;
– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;
– различать изменяемые и неизменяемые слова;
выпускник получит возможность научиться:
– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
– самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики[1]
выпускник научится:
– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов;
выпускник получит возможность научиться:
– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области морфологии
выпускник научится:
– выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
– пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи;
выпускник получит возможность научиться:
– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
– выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;
– выделять наречия среди слов других частей речи;
– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
– видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;
–замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
– пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;
– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе .
В области синтаксиса и пунктуации
выпускник научится:
– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
– ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы;
– составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;
– выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
– различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;
– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
– устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
– распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);
– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
– различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения;
выпускник получит возможность научиться
– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
– по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;
– строить словосочетания разных видов;
– строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;
– создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;
– различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);
– различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);
– осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.
Формирование орфографических умений
Выпускник научится:
– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
– применять изученные орфографические правила (в объёме программы);
– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
– списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;
– проверять написанное и вносить коррективы;
выпускник получит возможность научиться
– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);
– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
К концу обучения в начальной школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.
Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными:
автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, аллея, альбом, апельсин, апрель, аптека, арбуз, балкон, бассейн, береза, библиотека, билет, ботинки, бросить, быстро, вагон, валенки, ванна, варежки, вверх, велосипед, весело, вечер, веять, видеть, влево, вниз, вокзал, вокруг, волейбол, воробей, ворона, воскресенье, восток, впереди, вправо, встретить, вторник, гараж, гладить, город, горох, группа, двадцать, девочка, декабрь, деревня, диван, дождь, дорога, до свидания, ездить, желать, жёлтый, жжёт, животное, жужжит, завод, завтра, завтрак, заметить, запад, заяц, здесь, знакомиться, здоровье, здравствуй(те), земляника, извините, интересно, исправить, календарь, каникулы, капуста, карандаш, карман, картошка, касса, кастрюля, картофель, кефир, килограмм, кипеть, класс, клеить, колбаса, коллекция, комбайн, комната, компот, конфета, кончить, коридор, коричневый, корова, котлета, красиво, красить, кровать, лазить, лапша, лаять, лестница, лопата, магазин, макароны, мальчик, мандарин, математика, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, минута, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, налево, направо, неделя, ноябрь, обед, обидеть, облако, огород, огромный, огурец, одиннадцать, октябрь, орех, отдых, падать, пальто, пассажир, пенал, печенье, пиджак, пирог, плавать, платок, полотенце, помидор, помнить, понедельник, портить, портфель, пошёл, праздник, прекрасный, приветливо, природа, прыгать, прямо, пшеница, пятница, пятьдесят, рано, растение, ребята, Россия, русский, рюкзак, сапоги, сарай, сахар, сверху, сегодня, сейчас, сентябрь, сеять, сзади, синица, сковорода, скоро, слева, слушать, слышать, снизу, снова, сметана, сначала, собака, солдат, соловей, сорок, сорока, сосиски, спасибо, спокойно, справа, среда, ставить, стакан, строить, суббота, тарелка, таять, товарищ, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, украсить, улица, урожай, ученик, учительница, фамилия, февраль, футбол, хозяин, хоккей, хорошо, цыплёнок, человек, четверг, чёрный, чувство, шоссе, щенок, экскурсия, электричество, этаж, яблоко, ягода, язык, январь.
Материальное обеспечение данной программы
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся (К)[2]
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 2 ч. 2011 и послед.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 3 частях. – 2011 и послед.
- Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2, 3, 4 классов. В 2 частях. 2007, 2008, 2009 и послед.
- Сычёва М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс. 2009 и послед.
- Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2010
- Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. 2010
- Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др. (П)
Демонстрационные материалы (Д)
Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». 1, 2, 3, 4 классы – Любое издание.
Пособия для учителя
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 (2, 3, 4 ) класса. – 2011 и послед.
- Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» . Книга для учителя. 1 класс. 2007
- Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» . Книга для учителя. 2 класс. 2008
- Соловейчик М.С. Словеснику, принимающему 5 класс. 2005
Нормы и критерии оценок.
Русский язык.
1. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
При оценке ответа ученика необходимо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
3. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
- При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
1 | 2 | 3 |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме 2. Фактические ошибки отсутствуют 3. Содержание излагается последовательно 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 —2речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы) 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов | Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1.Работа не соответствует теме 2.Допущено много фактических неточностей 3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану 4.Крайне беден словарь, работ, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления 5.Нарушено стилевое единство текста В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании и до 7речевых недочетов | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических ,и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических г и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок |
4. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
5. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом « 2 » или «1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5—9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки.
Образец работы над ошибками
1. Правописание устойчивых сочетаний.
жи – ши, ча – ща, чу – щу, ЧК – чн, нч, рщ, щн – нщ.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с этим же сочетанием.
Жираф, животное, жизнь, ужи, наживка, лужи.
2. Правописание заглавной буквы в именах собственных.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов, являющихся именами собственными.
Волгоград, Москва, Антон, Елена, Енисей, Мурка.
3. Правописание предлогов со словом.
Выписать слово с предлогом, где допущена ошибка, между ними вставить слово или вопрос.
4. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.
5. Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением.
Прописать слово на всей строке несколько раз.
лопата лопата лопата лопата лопата
6. Правописание парных согласных.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, подобрать проверочное, дописать 2 слова с тем же парным согласным в слабой позиции.
ягодка – ягоды
гладкий – гладенький
дождь – дождик
7. Правописание мягкого знака.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, дописать 5 слов с мягким знаком в той же позиции.
Мель, день, пень, конь, лось, дождь.
Или:
Деньки, коньки, пальто, дальний, угольки, хорьки.
Или:
Деревья, листья, белье, Софья, перья, жилье.
8. Правописание слов с разделительным твердым знаком.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с разделительным твердым знаком.
9. Правописание удвоенных согласных.
Прописать слово на всей строке несколько раз.
аллея аллея аллея аллея аллея аллея
10. Правописание приставок.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с той же приставкой.
11. Правописание непроизносимых согласных.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, подобрать проверочное слово, дописать 2 слова на то же правило.
сердце – сердечко
яростный – ярость
прекрасно – прекрасен
12. Правописание мягкого знака после шипящих.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с шипящим на конце, указывая род.
ж. р. | ж. р. | м. р. | м. р. | ж. р. | ж. р. |
Дочь, | печь, | чертеж, | клич, | мышь, | мелочь. |
13. Правописание безударных окончаний имен существительных.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, в словосочетании с падежным вопросом, указать склонение, падеж.
14. Правописание о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, и дописать 5 слов с той же орфограммой, поставить ударение.
15. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, в словосочетании с вопросом.
16. Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, записать неопределенную форму глагола, указать спряжение.
17. Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
Выписать слово, в котором допущена ошибка, вместе с существительным, указать род.
18. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени перед суффиксом
Выписать слово, в котором допущена ошибка, записать неопределенную форму.
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
план | факт | ||||
1 четверть Знаем- повторим, не знаем - узнаем | |||||
1. | 3.09.12 | Перечитаем письмо | 1 | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустикооартикуляционном отношении звуков (н—м, р—л, с—ш и др.). Подбирать слова с заданным звуком. Наблюдать: находить в стихотворении слова с заданным звуком. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Моделировать звуковой состав слова (в том числе в игровых ситуациях — игра «Живые звуки»). Сравнивать: соотносить слова с соответствующими слогоударными схемами. Подбирать слова к заданной слогоударной схеме. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука | |
2-4 | 4.09.12 5.09.2012 6.09.2012 | Обо всём понемногу | 3 | ||
5-7 | 7.09.2012 10.09.2012 11.09.2012 | Всё ли ты помнишь о речи? | 3 | ||
8 | 12.09.2012 | Делаем дневниковые записи | 1 | ||
9 | 13.09.2012 | Что ты знаешь о словах? | 1 | ||
10-13 | 14.09.2012 17.09.2012 18.09.2012 19.09.2012 | Как ты умеешь анализировать слова? | 4 | ||
14-16 | 20.09.2012 21.09.2012 24.09.2012 | Готовимся к проверке своих умений | 3 | ||
17 | 25.09.2012 | Контрольный диктант | 1 | ||
18 | 26.09.2012 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | ||
19 | 27.09.2012 | Учимся передавать рассказы других и говорить о себе | 1 | ||
20 | 28.09.2012 | Учимся передавать рассказы других и говорить о себе | 1 | ||
Знакомимся со словосочетаниями | |||||
21 | 01.10.2012 | Как предметы , признаки, действия назвать точнее? | 1 | Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных ка показатель твердости—мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустикоартикуляционным признакам согласные звуки (с—з, ш—ж, с—ш, з—ж, р—л, ц—ч и т. д.), и буквы, имеющие оптическое и кинетичесс кое сходство (о—а, и—у, п—т, л—м, х—ж, ш—т, в—д и т. д.). Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’]. Объяснять функцию букв ь и ъ. Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Восстанавливать алфавитный порядок слов | |
22 | 02.10.2012 | Как предметы , признаки, действия назвать точнее? | 1 | ||
23-24 | 03.12.2012 04.10.2012 | Наблюдаем за значениями словосочетаний. | 2 | ||
25-26 | 05.10.2012 08.10.2012 | Что приказывает имя существительное имени прилагательному | 2 | ||
27 | 9.10.2012 | Кому и в чем подчиняются имена существительные? | 1 | ||
28 | 10.10.2012 | Что может приказывать главный член словосочетания ( закрепление) | 1 | ||
29 | 11.10.2012 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» | 1 | ||
30 | 12.10.2012 | Работа над ошибками | 1 | ||
31-32 | 15.10.2012 16.10.2012 | Учимся правильной речи | 2 | ||
Представляем еще одну часть речи | |||||
33-34 | 17.10.2012 18.10.2012 | Представляем ещё одну часть речи | 2 | Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных букв. Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов). Сравнивать написанные учении ком буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами. Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Списывать с печатного и письменного текста. Переносить слова по слогам. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех—пяти слов со звуками в сильной позиции. Списывать слова, предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы | |
35 | 19.10.2012 | Изложение | 1 | ||
36 | 22.10.2012 | Работа над ошибками , допущенными в изложении | 1 | ||
Проверяем себя | |||||
37 | 23.10.2012 | Проверяем себя | 1 | Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов. Анализировать текст: находить слова с определенной орфограммой. Составлять собственные тексты диктантов на заданную орфограмму или набор орфограмм. Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. Оценивать правильность примененного способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. | |
38 | 24.10.2012 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | ||
39-40 | 25.10.2012 26.10.2012 | Работа над ошибками Проверяем себя | 2 | ||
2 четверть Пишем объявления | |||||
41-42 | 06.11.2012 07.11.2012 | Пишем объявления | 2 | Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений | |
43-44 | 08.11.2012 09.11.2012 | Пишем объявления | 2 | ||
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных | |||||
45-46 | 12.11.2012 13.11.2012 | Что ты знаешь об именах существительных | 2 | Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия). Группировать слова, сходные по значению и звучанию. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши. Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку | |
47-49 | 14.11.2012 15.11.2012 16.11.2012 | Открываем новый секрет имен существительных | 3 | ||
50 | 19.11.2012 | Дополняем памятку | 1 | ||
51 | 20.11.2012 | Изложение повествовательного текста | 1 | ||
52 | 21.11.2012 | Работа над ошибками | 1 | ||
53 | 22.11.2012 | Известное правило подсказывает новое | 1 | ||
54-58 | 23.11.2012 26.11.2012 27.11.2012 28.11.2012 29.11.2012 | Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных | 5 | ||
59-62 | 30.11.2012 03.12.2012 04.12.2012 05.12.2012 | Как не ошибиться в безударных окончаниях имен прилагательных? | 4 | ||
63 | 06.12.2012 | Изложение | 1 | ||
64 | 07.12.2012 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | ||
65-66 | 10.12.2012 11.12.2012 | Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе | 2 | ||
67-68 | 12.12.2012 13.12.2012 | Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа | 2 | ||
69-70 | 14.12.2012 17.12.2012 | Повторяем, тренируемся в правильном письме | 2 | ||
71 | 18.12.2012 | Контрольная работа | 1 | ||
72 | 19.12.2012 | Работа над ошибками. Повторяем, тренируемся в правильном письме | 1 | ||
73-75 | 20.12.2012 21.12.2012 24.12.2012 | Открываем ещё несколько секретов правильной речи | 3 | ||
76 | 25.12.2012 | Размышляем, фантазируем, рисуем. Сочиняем сказку | 1 | ||
77 | 26.12.2012 | Размышляем, фантазируем, рисуем. Изложение с творческим заданием | 1 | ||
Части речи: что мы о них знаем? | |||||
78 | 27.12.2012 | Части речи- имена | 1 | Классифицировать звуки русского языка по значимым основании ям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»).Характеризовать звуки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, звонкие/глухие). Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, твердых/мягких, звонких/глухих согласных. Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв). Объяснять принцип деления слов на слоги. Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов ,проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму | |
79 | 28.12.2012 | Части речи – имена. Выборочное изложение | 1 | ||
3 четверть | |||||
80 | 10.01.2013 | Части речи имена. Работа над ошибками | 1 | ||
81-83 | 11.01.2013 14.01.2013 15.01.2013 | Секреты имен числительных | 3 | ||
84-85 | 16.01.2013 17.01.2013 | Учимся пользоваться личными местоимениями | 2 | ||
86-88 | 18.01.2013 21.01.2013 22.01.2013 | Что известно о неопределенной форме глагола? | 3 | ||
89-91 | 23.01.2013 24.01.2013 25.01.2013 | О чём рассказывают глагольные окончания? | 3 | ||
Учимся писать личные окончания глаголов | |||||
92 | 28.01.2013 | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Волшебница зима» | 1 | Объяснять способы изменения формы слова, действия изменения формы слова. Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его. Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава. Объяснять значение слова — давать развернутое толкование его значения. Различать родственные слова и формы слова. Объяснять роль и значение суффиксов/приставок. Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками, с заданными суффиксами. Моделировать слова заданного состава (в том числе в процессе игры типа «Составь слово, в котором корень, как в слове... приставка, как в слове... окончание, как в слове...») | |
93 | 29.01.2013 | Имена склоняются, а глаголы… | 1 | ||
94-96 | 30.01.2013 31.01.2013 01.02.2013 | Склонений- три. А спряжений? | 3 | ||
97 | 04.02.2013 | Зачем и как узнавать спряжение глагола? | 1 | ||
98-100 | 05.02.2013 06.02.2013 07.02.2013 | Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола? | 3 | ||
101-103 | 08.02.2013 11.02.2013 12.02.2013 | Правильные действия- правильная буква | 3 | ||
104 | 13.02.2013 | Дополняем памятку характеристики глагола | 1 | ||
105-107 | 14.02.2013 15.02.2013 18.02.2013 | Применяем знания , совершенствуем умения | 3 | ||
108 | 19.02.2013 | Изложение | 1 | ||
109 | 20.02.2013 | Работа над ошибками. Применяем знания , совершенствуем умения | 1 | ||
110 | 21.02.2013 | Контрольный диктант | 1 | ||
111 | 22.02.2013 | Работа над ошибками. Применяем знания , совершенствуем умения | 1 | ||
Члены предложений бывают однородными | |||||
112 | 26.02.2013 | Новое о строении предложения | 1 | Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различия. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании. Наблюдать: находить в тексте повествовательные/ побудительные/вопросительные предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками. Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Объяснять способы нахождения главных членов предложения. Наблюдать: находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами. Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов предложения. Сравнивать простые и сложные предложения. | |
113-117 | 27.02.2013 28.02.2013 01.03.2013 04.03.2013 | Члены предложений бывают однородными | 4 | ||
118-120 | 05.03.2013 06.03.2013 07.03.2013 | Предложения бывают сложные | 3 | ||
121 | 11.03.2013 | Закрепляем свои знания | 1 | ||
122 | 12.03.2013 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | ||
123 | 13.03.2013 | Закрепление пройденного.Работа над ошибками | 1 | ||
Учимся рассуждать | |||||
124-128 | 14.03.2013 15.03.2013 18.03.2013 19.03.2013 20.03.2013 | Учимся рассуждать | 5 | Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Группировать слова по месту орфограммы. Группировать слова по типу орфограммы. Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю. Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. | |
129 | 21.03.2013 | Изложение | 1 | ||
130 | 22.03.2013 | Работа над ошибками. Учимся рассуждать | 1 | ||
4 четверть И снова о главном работнике в языке- слове | |||||
131-133 | 01.04.2013 02.04.2013 03.04.2013 | Могут ли приходить в язык новые слова? А могут ли слова уходить из употребления? | 3 | Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или толковым словарем (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Наблюдать за использованием в тексте синонимов. Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении текста. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, выбирая наиболее точный синоним. Составлять (в процессе коллективной деятельности и самостоятельно) словарь устаревших слов (на материале знакомых сказок). Объяснять значение фразеологизмов. Соотносить фразеологизмы и соответствующие им рисунки. Создавать собственные шуточные рисунки, основанные на буквальном понимании значения слов, входящих в состав фразеологизма. Анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово употреблено в прямом/переносном значении. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи | |
134-137 | 04.04.2013 05.04.2013 08.04.2013 09.04.2013 | Поговорим о значении слов. | 4 | ||
138-140 | 10.04.2013 11.04.2013 12.04.2013 | От значения слова – к правильному написанию | 3 | ||
141-143 | 15.04.2013 16.04.2013 17.04.2013 | Что мы знаем о словах? | 3 | ||
144-145 | 18.04.2013 19.04.2013 | Что надо уметь, чтобы писать грамотно? | 2 | ||
146-147 | 22.04.2013 23.04.2013 | Проверяем себя | 2 | ||
148 | 24.04.2013 | Контрольная работа за 4 четверть | 1 | ||
149 | 25.04.2013 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного | 1 | ||
150 | 26.04.2013 | Знаешь ли, как правильно? | |||
Размышляем, рассказываем, сочиняем | |||||
151-152 | 29.04.2013 30.04.2013 | Предложение в тексте | 2 | Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру. богатство, выразительность. Составлять устные монологические высказывания: словесный отчет о выполненной работе; рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).Сочинять письма, поздравительные открытки, записки. Писать отзыв на прочитанную книгу. Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Корректировать тексты, в которых допущены смысловые ошибки. Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с заданной темой (для сочинений) | |
153-156 | 02.05.2013 03.05.2013 06.05.2013 07.05.2013 | Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем | 4 | ||
157-158 | 08.05.2013 10.05.2013 | Составляем собрание сочинений | 2 | ||
159 | 13.05.2013 | Составляем собрание сочинений. Сочиняем сказку | 1 | ||
160 | 14.05.2013 | Составляем собрание сочинений. Сочинение- рассуждение. | 1 | ||
161 | 15.05.2013 | Составляем собрание сочинений. Составление словесных зарисовок по серии картинок | 1 | ||
162 | 16.05.2013 | Составляем собрание сочинений. Сочиняем письма | 1 | ||
163 | 17.05.2013 | Сочинение по картине И.И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» | 1 | ||
164 | 20.05.2013 | Работа над ошибками | 1 | ||
Перелистаем учебник | |||||
165-170 | 21.05.2013 22.05.2013 23.05.2013 24.05.2013 27.05.2013 28.05.2013 | Перелистаем учебник | 6 | Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. |
Входная Контрольная работа
Цель: проверить сформировать умения применять знания орфографии на письме.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Диктант.
(На месте неизученных орфограмм учащиеся могут оставлять «окошки».)
Мы увидели барсучью нору. Подобрались к овражку, заглянули. На холме в тени сидит барсучиха, муху отгоняет. Шагах в десяти бегают барсучата. От нас совсем близко. Смешные они!
Один сполз по склону овражка. Теперь забраться не может. Еловые иголки скользят. Когтями работать он еще не научился. Зверек повернулся и побежал от горки. Мать голову повернула и поглядела на него. Сразу остановился. Как это она так смогла?
III. Грамматические задания.
1. Написать начальную форму глаголов.
I вариант – увидели – … , нарисует – … .
II вариант – заглянули – … , отработает – … .
2. Найти в тексте три существительных так, чтобы одно было употреблено в форме дательного падежа, другое – в форме родительного падежа, третье – в форме предложного падежа.
Падеж указан над существительным.
3. Подчеркнуть главные члены.
I вариант – в 11-м предложении.
II вариант – в 12-м предложении.
4. Выполнить звукобуквенный анализ слова.
I вариант – сполз.
II вариант – когти.
5. Указать строение слова.
I вариант – побежала, к овражку, смешные.
II вариант – увидели, еловые, от горки.
(Грамматические задания для контрольной работы предлагаются на выбор учителя.)
Изложение повествовательного текста
Цель: развивать умения воспринимать и воспроизводить текст, в центре которого описание поведения человека.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка учебной задачи.
– Вы много знаете об Аркадии Петровиче Гайдаре не только как о писателе, но и как о человеке.
– Сегодня мы будем писать о нем изложение.
– С какой целью мы пишем на уроках изложения?
(Что-то узнать новое из текста; научиться точно передавать содержание прочитанного или услышанного; научиться грамотно писать слова и т. д.)
III. Знакомство с содержанием и структурой текста.
– Прочитайте текст для изложения. (Лучше, если распечатанный текст будет лежать на каждой парте.)
Спасённый сад
Весной Гайдар отдыхал в Крыму, в Ялте.
Однажды он шёл по пустынной улице. Вдруг из соседнего сада послышались тревожные голоса, крики. Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. Сильная струя воды била прямо в кусты роз, сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и могла уничтожить весь сад.
Гайдар подбежал к трубе и зажал её ладонью. Поток воды остановился. Гайдар сдерживал мощное давление воды из последних сил. Ему было очень больно. Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не нашли кран и не перекрыли воду.
У Гайдара весь день было прекрасное настроение. Ему удалось спасти маленький чудный сад.
(По К. Паустовскому.)
– Что нового узнали об Аркадии Петровиче?
– Кто об этом рассказал?
– Был ли автор очевидцем этого случая?
– Почему вы так думаете?
– Что является началом рассказа?
– Что составляет содержание основной части и концовку?
IV. Лексико-стилистическая работа.
– Закройте текст и попытайтесь мысленно (про себя) пересказать его. Если нужно, откройте текст и прочитайте.
– Что затрудняло? (Точность употребления слов, полнота передачи текста…)
– Давайте посмотрим, какие слова употребил автор, как он передал последовательность всех действий.
– Какие слова для нас будут опорными? (Глаголы.)
Учащиеся повторно читают текст, выделяют опорные слова-глаголы, воспроизводят фрагменты текста, описывая состояние писателя (3-й абзац).
– Как автор передал отношение самого Гайдара к этому случаю?
V. Орфографическая подготовка.
– Прочитайте текст, объясняя все орфограммы. (Ученики читают по одному предложению.)
– Какие слова в правописании вызывают затруднения?
(Запись на доске трудных слов: по пустынной улице, кусты сирени, уничтожить, настроение.)
– Обратите внимание на постановку запятых в тексте. Объясните их употребление.
– Запомните: Оказалось, что…
VI. Перечитайте текст еще раз, попробуйте его пересказать.
(1–2 ученика рассказывают вслух.)
VII. Написание изложения.
Контрольная работа за I четверть
Цель: проверить орфографические и грамматические умения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Диктант.
Небо часто покрывалось низкими осенними облаками. Мимо неслись стаи перелетных птиц. Болота уже покрывались ледком. Поэтому болотные птицы улетели первыми. Начали готовиться к отлету лебеди, гуси, утки. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро молодежь делала большие прогулки. Она укрепляла крылья для полета. Сколько было крика, веселья и радости! Одна Серая Шейка была в стороне. Ей нужно было мириться с судьбой.
III. Грамматические задания.
1. Указать части речи и подчеркнуть главные члены.
I вариант – в первом предложении;
II вариант – во втором предложении.
2. Выпишите из текста два словосочетания так, чтобы в первом зависимое слово было наречием, а во втором – именем существительным.
3. Покажите состав слова.
I вариант – перелетных, готовила;
II вариант – покрывали, болотные.
4. Выполнить звукобуквенный анализ.
I вариант – ледком;
II вариант – низкими.
Итоговая Контрольная работа за 2 четверть
Цель: проверить орфографические и грамматические умения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Диктант.
Я шел по узкой тропинке и читал зимнюю белую книгу.
Слева по гладкому снегу ровной цепочкой тянутся следы мыши. Вот мышь увидела опасность и скрылась под деревом. От ели к ели наследила белка и насыпала мусор от шишек. Из еловой чащи протянулся заячий след. Его не спутать с другим следом. Косой пробежал по опушке к осинкам. Как зайцы объели их кору! В погоне за зайцем полз еще зверь, но повернулся и ушел в чащу.
Интересно узнавать о жизни зимнего леса!
III. Грамматические задания.
1. В первых двух предложениях над именами существительными указать склонение, а над именами прилагательными – падеж.
Найти в тексте наречие и обозначить его.
2. Просклонять словосочетание:
I вариант – голубое озеро;
II вариант – синее небо.
3. Поставить в Д. п., В. п., П. п. следующие словосочетания:
I вариант – зимняя сказка;
II вариант – красная лента.
Контрольная работа за III четверть
Цель: проверить сформировать орфографических и грамматических умений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Диктант.
ПОГОНЯ
У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки.
Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков.
Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. Представляете себе картину?! По забору друг за другом ловко скачут белки, а за ними гонится кот.
Но вот белочки взлетели на белоствольную березку и шустро побежали по стволу.
Кот сердито фыркнул и поплелся назад.
III. Грамматические задания.
1. В первом и последнем предложении подчеркнуть главные члены, указать части речи.
2. Из шестого предложения выписать пары слов с вопросами.
3. Над существительными первого предложения указать склонение и падеж.
4. Определить спряжение глаголов: гонится, представляете, увидел
Контрольный диктант за 3 четверть
Цель: проверить умения писать глагольные окончания, а также грамматические умения, связанные с этой частью речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Диктант.
Ты уже знаешь о фабрике тетрадей. А теперь познакомишься с бумажным заводом. Такие заводы обычно строят близко от лесов.
Мощные машины из бревен готовят мелкую щепку. Потом в огромных чанах варят бумажную «похлебку». «Повара» бросают в нее разные добавки. Это тряпье, клей. Так бумага делается прочной, чистой. Готовая масса попадает в машину, где и производится бумага. Она выйдет из машины длинными листами. Теперь ее прогладят. А затем рулоны отправят дальше. Из этой бумаги также сделают тетради. На бумаге также будут печатать книги.
III. Грамматические задания.
1. Выполнить письменный разбор слов как части речи:
I вариант – прогладят, в машину;
II вариант – попадает, на бумаге.
2. В первом абзаце текста над глаголами указать время, лицо, число.
3. Записать неопределенную форму и указать спряжение глагола.
I вариант – готовлю, дышу, побрею, падаю;
II вариант – встречу, увижу, сею, застелю.
Самопроверка.
Контрольная работа за IV четверть
Цель: проверить сформированность орфографических и грамматических умений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Диктант.
Медвежья семья
На залитую солнцем лесную поляну вывела мать маленьких медвежат. Она остановилась и слушает. Не угрожает детям опасность? Держатся малыши поближе к матери. Они только вылезли из теплого зимнего дома и знакомятся с лесом. Как свистят и поют птицы? Как на сосновой верхушке дятел отбивает барабанную дробь? Скоро медвежата научатся кувыркаться по мягким кочкам, лазить по деревьям.
Трудно увидеть медведей. Далеко чувствуют они человека. Не увидишь, не услышишь, как тихо скроются в темном лесу чуткие звери.
2. Самопроверка диктанта.
III. Грамматические задания.
1. В первом предложении подчеркнуть главные члены.
2. В седьмом предложении указать склонение и падеж имен существительных.
3. Найти в тексте 3 глагола, употребленные в разных временах, указать время над ними.
4. К глаголам, употребленным во 2-м лице единственного числа, подберите неопределенную форму, укажите спряжение.
[1] Освоение этого раздела распределяется по всем разделам курса.
[2] Условные обозначения : К – полный комплект (на каждого ученика); П – комплект для работы в парах, в группах,; Д – демонстрационный экземпляр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс Программа "Гармония"
В 2012-13 году я работала по программе "Гармония".Класс учится по стандартам 2004г, поэтому в данном материале отсутствуют модули....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ ПО ФГОС ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ПРОГРАММЕ "ГАРМОНИЯ"...
Рабочая программа по русскому языку программа "Гармония" 4 класс
Рабочая прграмма с тематическим планированием, целями и задачами курса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку 3класс УМК "Гармония"
Рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК "Гармония" ФГОС...