Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку 4 класс разработана на основе программы четырехлетней начальной школы «Перспективная начальная школа» по курсу «Русский язык » авторы: Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук /Москва.-Академкнига/Учебник.-2007 год.
Необходимость разработки рабочей программы заключается в том, что произведена корректировка авторской программы в плане перераспределения часов, отводимых на изучение тем и последовательности их изложения. В соответствии с обязательным минимумом содержания общего образования по кубановедению отведено на изучение регионального компонента 10 %.
Основными задачами начального образования являются:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению,
- формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-целостного позитивного отношения к себе и окружающим.
Разработана программа в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, делающих упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи, по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».
На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.
Одним из свойств программы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает обучающихся постоянно удерживать в сознании два плана – план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом.
Таблица тематического распределения количества часов
Разделы, темы | Количество часов | ||
Авторская программа | Рабочая программа | ||
Фонетика и орфография - фонетические чередования согласных звуков Р.К. 1-3.Особенности произношения звонких и глухих согласных в кубанских говорах. 4. Диалектные ошибки в произношении и их преодоление. 5.Слова с нелитературным ударением на Кубани. 6.Восприятие на слух и правильное произношение слов. 7.Словарное богатство русского языка - фонетические чередования гласных звуков - правописание гласных в суффиксах - правописание гласных в приставках - правописание гласных в разных частях слова - написание двойных согласных - ударение - правописание слов с Ъ и Ь | - - - - - - - - | 38: 6 8 8 2 5 3 2 4 | |
Лексика | - | 10 | |
Р.К. 1.Местные слова в устной речи. 2. Местные слова в художественной литературе. | |||
Морфемика и словообразование | - | 9 | |
Р.К. Восприятие на слух и правильное произношение слов. | |||
Морфология: | - | 86: | |
Имя существительное | - | 7 | |
Р.К.1. Кубанские диалектные особенности в употреблении рода, числа имен существительных и их преодоление 2. Кубанские диалектные особенности в употреблении рода, числа имен существительных. | |||
Имя прилагательное -категориальное значение - краткие прилагательные - правописание прилагательных Р.К. Восприятие на слух и правильное произношение слов. | - - - - | 18: 4 6 8 | |
Местоимение | - | 3 | |
Глагол - категориальное значение глагола, начальная форма - спряжение, способы его определения - правописание личных окончаний глаголов - глаголы-исключения - правописание глагольных суффиксов - правописание глаголов в прошедшем времени - правописание глаголов в настоящем и будущем времени - усекаемая и неусекаемая основа глагола Р.К.1.Кубанские диалектные особенности в употреблении личных форм глагола и их преодоление. 2. Местные слова в фольклоре. 3. Кубанские диалектные особенности в употреблении личных форм глагола и их преодоление. 4. Кубанские диалектные особенности в употреблении личных форм глагола и их преодоление. | - - - - - - - - - | 55: 7 10 12 3 6 4 11 2
| |
Союз | - | 3 | |
Синтаксис и пунктуация - предложения с однородными членами - простое и сложное предложение | - - | 11: 9 2 | |
Лексикография | в течение года | в течение года | |
Развитие речи с элементами культуры речи - творческие работы - азбука вежливости и культура речи | - - - | 16 12 4 | |
Итого: | 170 часов | 170 часов |
2.Содержание обучения
Фонетика и орфография – 38 час
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове: разноместность и подвижность словесного ударения.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за, про, на).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов –лив- и –ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов –ик- / -ек- с учётом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о /ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв –и-/-ы- после приставки перед корнем, начинающимся на и.
Звукобуквенный разбор слова.
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.
Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Лексика – 10 часов
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.
Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение;
разновидности переносных значений).
Морфемика и словообразование – 9 часов
Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном суффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии (на уроках литературного чтения).
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология – 86 часов
Имя существительное (7ч) Категориальное значение имён существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имён существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное (18ч) Категориальное значение имён прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении.
Местоимение (3ч.) Категориальное значение местоимений (значение указания на имя).личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол (55ч) Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа: вы пишете - пишите.
Синтаксическая роль глаголов в предложении.
Союз (3ч) Представление о союзе как части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союзов в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Синтаксис и пунктуация – 11 часов
Понятия об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Развитие речи с элементами культуры речи – 16 часов
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.
Правила употребления предлогов О, ОБ (о ёжике, об утке, об этом, о том, об изумрудном, о рубиновом).
Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
3.Перечень практических работ.
№ п/п | Вид деятельности | количество |
1. | Контрольное списывание | 2 |
2. | Диктанты | 10 |
3. | Словарные диктанты | 10 |
4. | Творческие работы: сочинения изложения | 8 4 |
4.Требования к подготовке учащихся по предмету
Учащиеся должны знать/понимать:
- Общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.
- Правописание безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки.
- Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки.
- Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
- Правописание глаголов в прошедшем времени.
- Правописание суффиксов глаголов в повелительном наклонении.
- Правописание определяемых программой словарных слов.
- Части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.
- Три типа склонения существительных.
- Названия падежей и способы их определения.
- Два спряжения глаголов.
- Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение), однородные члены предложения.
- Особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Уметь:
- Писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова.
- Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.
- Правильно произносить орфоэпически трудные слова, отобранного для изучения в 4 классе, из орфоэпического минимума.
- Правильно употреблять предлоги О и ОБ перед существительными, прилагательными, местоимениями.
- Правильно употреблять числительные ОБА, и ОБЕ в разных падежных формах.
- Применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.
- Производить звукобуквенный анализ слова, морфемный анализ слова (по составу), элементарный словообразовательный анализ, морфологический анализ имён существительных, прилагательных и глагола, синтаксический анализ простого предложения.
- Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
- Определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
- Обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).
- Определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
- Составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
- Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение.
- Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.
- Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты.
- Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками.
- Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений.
- Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию.
5.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Программы четырёхлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа», курс «Русский язык», автор ЧекинА.Л./Москва.-«Академкнига/Учебник».- 2007.
2.Методические рекомендации для начальной школы ККИДППО на 2011-2012 учебный год.
3 .Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс.: Учебник. В 3 ч. Части 1 - 3. – М.: Академкнига/Учебник, 2011г.
- Байкова Т.А. Тетрадь для самостоятельной работы. 4 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2005, 2006.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей начальных классов от 29 августа 2011 года № 1 Руководитель ШМО ______________ (Т.Е. Афанасьева) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ (Н.В. Самойленко) 30 августа 2011 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...