Изменение имен существительных по падежам.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Учебник русского языка РамзаевойТ.Г. Урок ознакомление с новым материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.
Тема: Изменение имен существительных по падежам.
Цели:1.Познакомить учащихся со склонением.
2. Развивать память, речь, мышление.
3. Воспитывать познавательный интерес, умение слушать мнение других детей.
4. Здоровьесберегающая - предупреждение утомляемости детей.
Ход урока:
1. Орг. Момент.
2. Минутка чистописания.
На доске Корм, перевозка, домик.
- Догадайтесь, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. Одна из них обозначает гласный звук, который встречается в корне каждого слова. Другая обозначает гласный звук встречающийся в приставке, а третья обозначает согласный, который встречается в суффиксах (Буквы о,е,к).
- Запишите, продолжив закономерность.
оек ееккоо кккоооеее
Как аукнется, так и откликнется.
- Почему так говорят? Запишите пословицу.
3. Словарно орфографическая работа.
«Гласные потерялись»
- Прочитайте (космонавт, комната, картина, класс, падеж)
На доске ксмнвт, кмнт, кртн, клсс, пдж
- Значение, какого слова объяснить трудно? (падеж)
- Кто может объяснить значение этого слова?
- Можно использовать толковый словарь Ожегова.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с этим понятием .
Объясните значение других слов. Что общего в словах?
(все слова имена существительные единственного числа)
-Какое слово лишнее? (космонавт - одушевленное, падеж
На букву п, класс - один слог).
4. Работа над темой.
Работа в группах Каждой группе дается текст.
Зимой река замерзла. Берега реки замело снегом.
В летнее время по реке ходили суда. Не каждый
видел такую полноводную реку. Жители города
гордятся рекой. Многие мечтают отдохнуть на
нашей реке.
- Задание группам. Прочитайте текст. Выпишите из каждого
предложения слово «река» с вопросом, на который оно отвечает.
Выделите окончание.
Запись на доске
Что? Река что? реку
Чего? Реки чем? рекой
Чему? Реке о чем? О реке
- Что можно сказать о выписанных словах? (Это формы одного
и того же слова).
- Почему менялись окончания? (Потому что изменялись вопросы)
-Изменение имен существительных по вопросам называется
изменением по падежам или склонением.
- Сколько вопросов в столбике? ( Шесть )
- В русском языке шесть падежей. Имена существительные
изменяются по падежам.
- Откройте учебники на странице 31. Прочитайте правило.
В паре расскажите друг другу это правило.
- Я буду читать название падежей, а вы вопросы.
5. Закрепление изученного.
1) Наблюдение над изменением окончаний имен
существительных.
- Назовите падежи, которые есть в русском языке.
- Почему задается два вопроса? (Что? - к неодушевленным
существительным, кто? - к одушевленным)
- Что значит просклонять имя существительное?
- Просклоняем слова космонавт и картина. Выделим окончания.
Чтобы было проще запомнить падежи и вопросы к ним, есть
слова помощники.
На доске и в тетрадях запись:
И.п. (есть) кто? Космонавт что? Картина
Р.п. (нет) кого? Космонавта чего? Картины
Д.п. (даю) кому? Космонавту чему? Картине
В.п. (вижу) кого? Космонавта что? Картину
Т.п. (доволен) кем? Космонавтом чем? Картиной
П.п. (думаю) о ком? О космонавте о чем? О картине
- Как называется изменение имен существительных по падежам.
- Какая часть в слове изменяется при изменении по падежам?
- По каким вопросам изменяются одушевленные
существительные ? Неодушевленные? Назовите падежи и
вопросы к ним.
Работа в парах. 2) Стр. 33 № 435 1 в. Склоняет и проговаривает
Существительное сова, 2 в. Пишет и слушает. Затем
2 в. Склоняет и проговаривает существительное сосна, а
1 в. Пишет и слушает.
Итог урока: Что такое существительное?
Что мы знаем о существительных?
Что еще узнали?
Что называется склонением?
Домашние задание: стр.32 № 433, правило, падежи.
Дополнительный материал.
Сказка о падежах.
Он еще не родился, а думали, какое ему дать имя, и решили назвать его… . Родился – и стал…! Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его называли… . Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал… . Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться… . Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь… .
В современном русском языке – 6 падежей, но ученые насчитывают различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, а венгерском – 22. А. Кондратьев в книге «Звуки и знаки» пишет о датском лингвисте Луи Ельмслеве, который полагал, что теоретически в языке может быть до 216 падежей, Реально это число колеблется от нуля(в китайском) до 52 (в табасаранском – одном из языков Дагестана).
Родительный (нет)
Дательный (дам)
Винительный (вижу)
Творительный (доволен)
Предложный (думаю)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменение имен существительных по падежам.
Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа XXI века" по теме "Изменение имен существительных по падежам". Первый урок, где идет формирование первоначального представления о склонении имен суще...
Изменение имен существительных по падежам
Урок - обобщение...
Разработка урока: Изменение имен существительных по падежам".
Разработка урока: "Изменение имен существительных по паждежам" 3 класс.Знакомство обучающихся с падежами....
Тест по теме: "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс
Изменение имен существительных по падежам» Вариант - I 1. Имя существительное – это… а) часть речи; б) часть предложения; в) слово 2) Имя существительное обозначает… а) предмет б) действие пре...
"Изменение имен существительных по падежам"
Урок русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Урок в форме детективного расследования.Дети знакомятся с понятием "падеж", с имен...
Изменение имен существительных по падежам
Урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Р.Н.Бунеева....