Изменение имен существительных по падежам.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Учебник русского языка РамзаевойТ.Г. Урок ознакомление с новым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Цели:1.Познакомить учащихся со склонением.

        2. Развивать память, речь, мышление.

        3. Воспитывать познавательный интерес, умение слушать мнение других детей.

        4. Здоровьесберегающая - предупреждение утомляемости детей.

Ход урока:

1. Орг. Момент.

2. Минутка чистописания.

На доске                Корм, перевозка, домик.

- Догадайтесь, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. Одна из них обозначает гласный звук, который встречается в корне каждого слова. Другая обозначает гласный звук встречающийся в приставке, а третья обозначает согласный, который встречается в суффиксах (Буквы о,е,к).

- Запишите, продолжив закономерность.

оек  ееккоо  кккоооеее  

Как аукнется, так и откликнется.

- Почему так говорят? Запишите пословицу.

3. Словарно орфографическая работа.

                «Гласные потерялись»

                - Прочитайте (космонавт, комната, картина, класс, падеж)

На доске                ксмнвт, кмнт, кртн, клсс, пдж

                - Значение, какого слова объяснить трудно? (падеж)  

                - Кто может объяснить значение этого слова?

                - Можно использовать толковый словарь Ожегова.

                - Сегодня на уроке мы познакомимся с этим понятием .

                       Объясните значение других слов. Что общего в словах?

                (все слова имена существительные единственного числа)

                -Какое слово лишнее? (космонавт - одушевленное, падеж

                На букву п, класс - один слог).

4. Работа над темой.

Работа в группах                        Каждой группе дается текст.

                                Зимой река замерзла. Берега реки замело снегом.

                                В летнее время по реке ходили суда. Не каждый

                                видел такую полноводную реку. Жители города

                                гордятся рекой. Многие мечтают отдохнуть на

                                нашей реке.

                - Задание  группам. Прочитайте текст. Выпишите из каждого

                предложения слово «река» с вопросом, на который оно отвечает.

                Выделите окончание.

Запись на доске

                        Что?     Река                что?     реку                        

                        Чего?    Реки                чем?     рекой

                        Чему?   Реке                о чем? О реке

                - Что можно сказать о выписанных словах? (Это формы одного

                и того же слова).

                - Почему менялись окончания? (Потому что изменялись вопросы)

                -Изменение имен существительных по вопросам называется

                изменением по падежам или склонением.

                - Сколько вопросов в столбике?  ( Шесть )

                - В русском языке шесть падежей. Имена существительные

                изменяются по падежам.

                - Откройте учебники на странице 31. Прочитайте правило.

                В паре расскажите друг другу это правило.

                - Я буду читать название падежей, а вы вопросы.

5. Закрепление изученного.

                1) Наблюдение над изменением окончаний имен

                существительных.

                - Назовите падежи, которые есть в русском языке.

                - Почему задается два вопроса? (Что? - к неодушевленным

                существительным, кто? - к одушевленным)

                - Что значит просклонять имя существительное?

                - Просклоняем слова космонавт и картина. Выделим окончания.

                Чтобы было проще запомнить падежи и вопросы к ним, есть

                слова помощники.

На доске и в тетрадях запись:

                И.п. (есть)        кто?        Космонавт                        что?        Картина

                Р.п. (нет)        кого? Космонавта                чего?        Картины

                Д.п. (даю)        кому? Космонавту                чему?         Картине

                В.п. (вижу)        кого?         Космонавта                что?         Картину

                Т.п. (доволен)        кем?         Космонавтом                чем?         Картиной

                П.п. (думаю)        о ком?  О космонавте                о чем?  О картине

                - Как называется изменение имен существительных по падежам.

                - Какая часть в слове изменяется при изменении по падежам?

                - По каким вопросам изменяются одушевленные

                существительные        ? Неодушевленные? Назовите падежи и

                вопросы к ним.

Работа в парах. 2) Стр. 33 № 435  1 в. Склоняет и проговаривает

                  Существительное сова, 2 в. Пишет и слушает. Затем

                2 в. Склоняет и проговаривает существительное сосна, а

                1 в. Пишет и слушает.

Итог урока: Что такое существительное?

                Что мы знаем о существительных?

                Что еще узнали?

                Что называется склонением?

Домашние задание: стр.32 № 433, правило, падежи.

Дополнительный материал.

Сказка о падежах.

 

 Он еще не родился, а думали, какое ему дать имя, и решили назвать его… . Родился – и стал…! Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его называли… . Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал… . Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться… . Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь… .

        В современном русском языке – 6 падежей, но ученые насчитывают различное количество падежей в современных языках мира. В финском, например, их 15, а венгерском – 22. А. Кондратьев в книге «Звуки и знаки» пишет о датском лингвисте Луи Ельмслеве, который полагал, что теоретически в языке может быть до 216 падежей, Реально это число колеблется от нуля(в китайском) до 52 (в табасаранском – одном из языков Дагестана).

Родительный (нет)

Дательный (дам)

Винительный (вижу)

Творительный (доволен)

Предложный (думаю)

                

 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменение имен существительных по падежам.

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа XXI века" по теме "Изменение имен существительных по падежам". Первый урок, где идет формирование первоначального представления о склонении имен  суще...

Разработка урока: Изменение имен существительных по падежам".

Разработка урока: "Изменение имен существительных по паждежам" 3 класс.Знакомство обучающихся с падежами....

Тест по теме: "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс

Изменение имен существительных по падежам» Вариант - I 1. Имя существительное – это… а) часть речи; б) часть предложения; в) слово 2) Имя существительное обозначает… а) предмет б) действие пре...

"Изменение имен существительных по падежам"

               Урок русского языка в 3 классе по программе "Гармония". Урок в форме детективного расследования.Дети знакомятся с понятием "падеж", с имен...

Изменение имен существительных по падежам

Урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Р.Н.Бунеева....