Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Цель урока: Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
Предметные:
- формировать умение видеть орфограмму,
- уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки,
- развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
- развивать внимание, мышление, речь,
- уметь контролировать и корректировать свою работу.
Коммуникативные:
- уметь строить работу с партнёром,
- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы.
Личностные:
- уметь оценивать свою работу и работу товарища,
- уметь находить причину успеха работы.
Задачи:
- Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в парах, в работе с деформированным текстом.
- Продолжать развивать орфографическую зоркость.
- Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
- Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
- Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в парах.
- Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_parnye_soglasnye.rar | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Проведен: 21 ноября 2012 года в 3 “ Б ” классе.
Учитель: Яруллина Ольга Николаевна
Цель урока: Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
Предметные:
- формировать умение видеть орфограмму,
- уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки,
- развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
- развивать внимание, мышление, речь,
- уметь контролировать и корректировать свою работу.
Коммуникативные:
- уметь строить работу с партнёром,
- уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы.
Личностные:
- уметь оценивать свою работу и работу товарища,
- уметь находить причину успеха работы.
Задачи:
- Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в парах, в работе с деформированным текстом.
- Продолжать развивать орфографическую зоркость.
- Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
- Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
- Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в парах.
- Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.
Оборудование:
- учебник “Русский язык” для 3 класса четырехлетней начальной школы, 1 часть,
Т. Г. Рамзаева, Москва, “Дрофа”, 2009 год;
- тетрадь;
- индивидуальные карточки, опоры;
- карточки у каждого учащегося с разноцветными парусами (красные – 1 уровень, синие – 2 уровень).
- проектор, презентация.
Ход урока.
- Организационный момент. Мобилизующий этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок –
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи, старание.
Помоги нам потрудиться:
Мы пришли сюда учиться.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
2. Эмоциональный настрой обучающихся.
Всё начинается со школьного звонка,
В далёкий путь отчаливают парты,
Там, впереди, покруче будут старты,
И посерьёзней будут, а пока:
Нас ждёт урок… русского языка.
- Откройте рабочие тетради. Запишите сегодняшнее число – 21 ноября. Классная работа.
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
И, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь.
- Минутка чистописания.
Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву. А вот какую, попробуйте догадаться.
снег | летит | лёгкий |
С | Г | ? |
Пп Ппп Пппп
- Продолжите мою закономерность. Запишите.
- А теперь запишите слова с буквой п.
Петух, полка, пенал, пирог, подружка.
- Какое слово лишнее и почему?
- Кто сформулирует тему нашего сегодняшнего урока? ( Упражнения в правописании парных звонких и глухих согласных в корне. )
- Кто вспомнит и назовет парные согласные? ( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с ).
5. Словарно-орфографическая работа.
- Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру “ Умники и умницы ” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце и в середине слова.
- Отгадайте загадки, а отгадки запишем в тетрадь.
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. ( морковь )
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдёт –
Там заметку кладёт ( карандаш )
Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. ( автобус )
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей – ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ( тетрадь )
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду –
В нём таких, как я,
Будет целая семья! ( овёс )
- Все отгадки пред вами.
- Какое правило объединяет эти слова?
- Кто может рассказать правило о том, как нужно проверить парную согласную?
- Подберите проверочные слова к данным отгадкам.
- Отгадайте еще одну мою загадку.
Дуйся, не дуйся.
Через голову суйся.
Попляши день-деньской
И пойдёшь на покой ( кофта ).
- Попробуйте подобрать проверочное слово к слову кофта. ( К этому слову нельзя подобрать проверочное слово. Это слово – словарное.)
Ко…та
Я предлагаю запомнить букву путём написания орфограммы по с внешним видом.
Кофту надевают на фигуру, поэтому я предлагаю орфограмму с помощью слова “ фигура ”.
Есть ещё один вариант запоминания буквы. Кофты бывают разных фасонов.
Ко ф та Ко ф та
и а
г с
у о
р н
а
- Запишите новое слово в словарик и подчеркните орфограмму.
- Придумайте предложение с новым словом.
6. Физминутка.
К нам на урок письма
Вдруг усталость заползла:
Чтобы нам её прогнать,
Нужно всем нам дружно встать.
Ногу левую поднимаем, ногу правую поднимаем,
Потянулись, поскакали, головою покачали,
Руки сжали и разжали,
Пошагали, подышали,
Ну, кончаем заниматься,
Нужно нам за дело браться.
- Закрепление темы урока.
- Запишем с новой строчки предложение.
пр. сущ. гл. прил. сущ.
С утра идёт сильный дождь.
- Подчеркните главные члены предложения, сверху укажите части речи.
- С новой строчки выпишите слово – дождь. П подберите к нему однокоренные слова.
Дождь, дождливый, дождик, дождевой, дождевик, дождинка.
- Разберите данные слова по составу.
- какое из данных слов содержит нашу орфограмму, парную согласную?
- Какие слова являются проверочными к слову дождь. ( дождик, дождевой, дождевик ).
- Молодцы!
- Как же проверить парную согласную в корне слова?
8. Минутка поэзии.
Эти стихи – запоминалки помогут вам не забывать о проверке парных согласных звуках. ( Подготовленные учащиеся читают стихи ).
1 ученик.
Чтоб меньше было случаев неясных,
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайся к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
2 ученик.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
3 ученик.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд на льды –
Будешь грамотным и ты.
9.Отработка навыка написания парных глухих и звонких согласных в корне слова.
На столах у вас лежат карточки. Возьмите их. Обведите кружком ту букву, которую надо написать в данном слове.
Сата ( д, т ), чи ( ж, ш ), мос ( д, т ), шка ( в, ф ), стол ( б, п ), чертё ( ж, ш ), Яко ( в, ф ), бра ( д, т ), подно ( з, с ), коло ( з, с ), кру ( г, к ), пиро ( г, к ), черносли ( в, ф ), сугро ( б, п ), хле ( б, п ), кара (з, с )ь, кру ( ж, ш ) ка, морко ( ф, в ) ка.
10. Задание на логику.
- Прочитайте цепочки слов. Найдите лишнее слово. Ответ объясните.
Ло…ка, игру…ка, кату…ка, клю…ка.
Доро…ка, кры…ка, кру…ка, но…ка.
Лоша…ка, пого…ка, лопа…ка, зага…ка.
11. Работа в парах.
Слова, находящиеся под одной цифрой, поделите на слоги. Из первых слогов каждого ряда составьте новое слово с парной звонкой или глухой согласной. Составленные слова напишите и подберите проверочное слово.
- забор, гадкий, камера _________________
- кролик, ватрушка, каша ________________
- русалка, башмак, канат _________________
- пояс, годность, какаду _________________
- рокот, ботва ________________
12. Дифференцированная работа.
У вас на столах лежат задания разных уровнях. Кто из Вас считает, что он очень хорошо понял тему и сможет справиться с высоким уровнем, возьмет карточки с красным кружком. А те, кто еще не так хорошо разобрался в теме парные согласные, тот, кто не совсем уверен, возьмет задание попроще, а значит карточку с синем кружком.
Задания написаны на карточках. Выберите сами тот уровень, с которым вы справитесь.
Задание 1.
Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найдите слова с парными согласными, и написать проверочные слова.
Не набрать мне столько за год
В лес ходила я с Маринкой
Набрала подружка ягод
За черникой и малиной.
Задание 2.
Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные слова.
В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго… .
Не набрать мне столько за го… .
- Какие слова с парными согласными вы выписали? ( лес, подружка, ягод, год )
- Какое стихотворение получилось у ребят в повышенном уровне? Прочитайте.
- Ребята, давайте вспомним, как правильно подобрать проверочное слово.
13. Творческая работа.
Итогом нашего урока будет творческая работа. Дополните рассказ словами по теме нашего урока и напишите их правильно, используя способы проверки парных согласных в корне слова.
На дворе …… . Выпал пушистый …… . Саша надел тёплую ……. и меховую ………. . Ребята играют в ……… .
14. Итог урока.
- Ребята, подведем итог нашего урока.
- Какую тему мы отрабатывали сегодня на уроке?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными?
15. Домашнее задание.
с. 94 упр. 216
16. Выставление оценок за урок.
- Спасибо большое за работу! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс.«Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне»
Цели: закреплять изученные способы проверки слов с парными согласными в корне, формировать навык быстрого подбора проверочных слов и правильного выбора буквы для обозначения парного согласного...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИИ СЛОВ С ГЛУХИМИ И ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ"
Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.Цели: отработать умения распознавать в словах согласные. Которые нужно проверять; закреплять знания о проверке слов с глухими и звонки...
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне» Конспект урока во 2 классе
Урок русского языка во 2 классе....
Конспект урока по русскому языку по теме "Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне."
Урок можно использовать при закреплении правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне...
УРОК русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и в середине слов"
Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе,...
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Урок русского языка в 3 классе....