Перенос слов
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Сырышева Надежда Семёновна

 

   Урок русского языка по теме «Перенос слов» проводился в 1-м классе. Данная тема изучается по учебнику «Русский язык» (первые уроки) Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Пронина (Образовательная система «Школа 2100»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perenos_slov.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Урок русского языка по теме «Перенос слов» проводился в 1-м классе. Данная тема изучается по учебнику «Русский язык» (первые уроки) Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Пронина (Образовательная система «Школа 2100»).

   Цели уроков русского языка в 1-м классе, проводимые в конце учебного года таковы:

   1) повторить и обобщить знания детей по русскому языку, которые они получили в ходе изучения пропедевтического курса русского языка по Азбуке и прописям;

   2) осуществить плановый переход к изучению предмета «русский язык»;

   3) развивать одно из важнейших общеучебных умений – умение работать с учебной книгой (учебником русского языка);

   4) скорректировать графические навыки детей.

   Исходя из этих целей на уроке велась работа над скорректированием графических навыков детей. Происходило закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, которые вводились в курсе обучения грамоте : звук и буква  звуки гласные и согласные; слог, слогообразующая роль гласных, ударение , гласные ударные и безударные.

   Работа над словарными словами , объяснение нового материала сопровождалась компьютерной презентацией.

   В течение всего урока ученики учились работать с учебником русского языка: прочитать и понять задание, выполнять его точно и последовательно, сделать необходимые графические обозначения, проверить себя.

   Различные методы и формы работы, применение компьютерной презентации позволили ученикам успешно усвоить новый материал.

      Тема.  Перенос слов.

      Цели.  Познакомить учащихся с правилами переноса слов. Научить их переносить

                 слова с одной cтроки на другую. Развивать орфографическую зоркость.

                 Совершенствовать каллиграфические навыки. Воспитывать интерес к русскому

                 языку и любовь к своим близким и родным.

      Оборудование. Мультимедийный экран, проектор, мультимедийная презентация

                                (приложение СД 1)

Этапы

урока

Содержание урока

Примечание

Организация урока


Чистописа

ние







Словарная работа
































Постанов

ка проблем

ного вопро

са







Знакомст

во с новым материал

ом



































































Закрепление.







Итог урока.




- Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова ( ь, ъ, ы ).

  Поэтому в русском языке нет этих…(дети: «заглавных букв».)


ь  ъ  ы     ьм    ъя    ып    день    въезд


  1. Работа по рисункам на с.18-19.

- Какие слова составили ученики?

   ( корова, собака, мяч )

- Правописание каких слов надо запомнить?

   ( корова, собака )

- Пишем слово «корова», определяем количество слогов, указываем цифрой,

делим карандашом на слоги, ставим ударение, орфограмма  -оро-.

- Пишем слово «мяч»:

мяч  [ м’ а ч’ ] – 1слог, 3б, 3зв. (цв. карандашами обозначаем звуки).

- Послушайте сказку, почему слово «собака» пишется с буквой о.


   Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о» и грызть бублик, похожий на букву «о». любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «о» и захотела с ней писаться.

- Ну хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя «бока».

- Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! – обиделась бака. – Я не хочу так называться. Я просто хочу писаться с «о». И стали ее писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.

  Так и до сих пор пишут.

(По О.Соболевой)


- Мы тоже напишем слово «собака» и запомним,  как она пишется.


- Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? (Перенесем это слово).

- Какая же будет тема нашего урока? (Перенос слов – читаем с доски).

- Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочется? Чтобы вы предложили?

- Сегодня вы узнаете правила переноса слов, потренируетесь в переносе слов.


  1. Запишем предложение (с доски).

Бродит стадо по лугам.

- Разделите каждое слово на слоги. (Ученики проводят карандашом вертикальные линии).

- Вот так можно перенести слова с одной строчки на другую.

Открывается запись: Бро-дит ста-до по лу-гам.

- Как надо переносить слова? (Повторяем хором, друг другу, самому себе).

Запомним это правило (на плакате).

   Здесь порядок очень строгий.

   Делим все слова на слоги,

  Переносим по слогам:

  Бро-дит  ста-до по лу-гам.

  1. Еще раз повторяем стихотворение на плакате.

- Скажите, а что такое «стадо»? (Ответы детей и чтение по толковому словарю С.Ожегова)

Выполняем упр.18 на с.18.

Слоги на доске:

ко     ли     ди     ба        коровы

        бараны

ки     ра     ро     ос        лошади

        ослики

ша    вы    ло     ны


- Выполнить все задания к упражнению: прочитай слоги; составь из этих слогов трехсложные слова и запиши их; поставь ударение, подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки; как называются слоги с безударными гласными?

   С одним из слов составь предложение. Какие правила записи предложения ты помнишь? Запиши свое предложение

Разделите для переноса: ба-раны, бара-ны.

Остальные слова для переноса детям устно.

  1.  Игра с гостями: кот , заяц, обезьяна.

- Гости принесли слова рейка, подъем, касса  и просят помочь им разделить их для переноса.

кот        обезьяна     заяц

касса     рейка          подъем


(Дети выходят к доске и пытаются делить на слоги).


  1. Знакомство с таблицей «Правила переноса слов».

Группа           Груп-па

Подъем          Подъ-ем

Пальто           Паль-то

Чайка             Чай-ка

Юлия             Ю-ли-я ?


  1. Чтение правил в учебнике на с.21.
  1. Слова надо переносить по слогам. Бе-рё-за.
  2. Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка.
  3. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.
  4. Две одинаковые буквы в середине слова разбиваются переносом. Касс-са, Ван-ная.


Упр.19 на с.19

- Прочитать и объяснить смысл пословицы:

  Птица рада весне, а младенец матери.

  (Людям дорога теплота отношений в семье. Связать с годом семьи).

Образец записи:

Пти/ца  ра/да  вес/не, а  мла/де/нец  – ма/те/ри.


- Чему научились сегодня на уроке?

- Как же нужно переносить слова?

- Прочитайте на рисунке еще раз слова, которые держат игрушки: корова, собака, мяч.

Какое из этих слов нельзя перенести?

Почему? Приведите примеры таких слов.



























На экране появляется слайд 1

































На экране появляется предложение

слайд 2


На экране появляется правило

слайд 3








На экране появляются слоги  

слайд 4, 5



























На экране появляется слайд 6

Использованная литература

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык (первые уроки).- М., Баласс, 2000
  2. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А.. Русский язык 1-2 классы (1-4). Методические рекомендации для учителя. – М., Баласс, 2002
  3. Ожегов С.И.. Толковый словарь русского языка. – М., Русский язык, 1986
  4. Программа «Образовательная система «Школа 2100». – М., Баласс, 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Развитие умения переносить слова. (й при переносе).

Данная разработка урока русского языка по теме : Развитие умения переносить слова (й при переносе) поможет учителю начальных классов в проведении урока....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".

Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...

Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс

Цель: познакомить с правилами переноса слов....

Перенос слов. Правила переноса слов.

Конспект урока русского языка....