Перенос слов
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок русского языка по теме «Перенос слов» проводился в 1-м классе. Данная тема изучается по учебнику «Русский язык» (первые уроки) Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Пронина (Образовательная система «Школа 2100»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perenos_slov.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Урок русского языка по теме «Перенос слов» проводился в 1-м классе. Данная тема изучается по учебнику «Русский язык» (первые уроки) Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Пронина (Образовательная система «Школа 2100»).
Цели уроков русского языка в 1-м классе, проводимые в конце учебного года таковы:
1) повторить и обобщить знания детей по русскому языку, которые они получили в ходе изучения пропедевтического курса русского языка по Азбуке и прописям;
2) осуществить плановый переход к изучению предмета «русский язык»;
3) развивать одно из важнейших общеучебных умений – умение работать с учебной книгой (учебником русского языка);
4) скорректировать графические навыки детей.
Исходя из этих целей на уроке велась работа над скорректированием графических навыков детей. Происходило закрепление необходимого минимума понятий из области фонетики, которые вводились в курсе обучения грамоте : звук и буква звуки гласные и согласные; слог, слогообразующая роль гласных, ударение , гласные ударные и безударные.
Работа над словарными словами , объяснение нового материала сопровождалась компьютерной презентацией.
В течение всего урока ученики учились работать с учебником русского языка: прочитать и понять задание, выполнять его точно и последовательно, сделать необходимые графические обозначения, проверить себя.
Различные методы и формы работы, применение компьютерной презентации позволили ученикам успешно усвоить новый материал.
Тема. Перенос слов.
Цели. Познакомить учащихся с правилами переноса слов. Научить их переносить
слова с одной cтроки на другую. Развивать орфографическую зоркость.
Совершенствовать каллиграфические навыки. Воспитывать интерес к русскому
языку и любовь к своим близким и родным.
Оборудование. Мультимедийный экран, проектор, мультимедийная презентация
(приложение СД 1)
Этапы урока | Содержание урока | Примечание |
Организация урока Чистописа ние Словарная работа Постанов ка проблем ного вопро са Знакомст во с новым материал ом Закрепление. Итог урока. | - Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова ( ь, ъ, ы ). Поэтому в русском языке нет этих…(дети: «заглавных букв».) ь ъ ы ьм ъя ып день въезд
- Какие слова составили ученики? ( корова, собака, мяч ) - Правописание каких слов надо запомнить? ( корова, собака ) - Пишем слово «корова», определяем количество слогов, указываем цифрой, делим карандашом на слоги, ставим ударение, орфограмма -оро-. - Пишем слово «мяч»: мяч [ м’ а ч’ ] – 1слог, 3б, 3зв. (цв. карандашами обозначаем звуки). - Послушайте сказку, почему слово «собака» пишется с буквой о. Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о» и грызть бублик, похожий на букву «о». любила смотреть на круглое облако, солнце, любила осень. Полюбила бака букву «о» и захотела с ней писаться. - Ну хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя «бока». - Нет. Я так не хочу! С какого еще бока?! – обиделась бака. – Я не хочу так называться. Я просто хочу писаться с «о». И стали ее писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака. Так и до сих пор пишут. (По О.Соболевой) - Мы тоже напишем слово «собака» и запомним, как она пишется. - Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает? (Перенесем это слово). - Какая же будет тема нашего урока? (Перенос слов – читаем с доски). - Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочется? Чтобы вы предложили? - Сегодня вы узнаете правила переноса слов, потренируетесь в переносе слов.
Бродит стадо по лугам. - Разделите каждое слово на слоги. (Ученики проводят карандашом вертикальные линии). - Вот так можно перенести слова с одной строчки на другую. Открывается запись: Бро-дит ста-до по лу-гам. - Как надо переносить слова? (Повторяем хором, друг другу, самому себе). Запомним это правило (на плакате). Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги, Переносим по слогам: Бро-дит ста-до по лу-гам.
- Скажите, а что такое «стадо»? (Ответы детей и чтение по толковому словарю С.Ожегова) Выполняем упр.18 на с.18. Слоги на доске: ко ли ди ба коровы бараны ки ра ро ос лошади ослики ша вы ло ны - Выполнить все задания к упражнению: прочитай слоги; составь из этих слогов трехсложные слова и запиши их; поставь ударение, подчеркни буквы, обозначающие безударные гласные звуки; как называются слоги с безударными гласными? С одним из слов составь предложение. Какие правила записи предложения ты помнишь? Запиши свое предложение Разделите для переноса: ба-раны, бара-ны. Остальные слова для переноса детям устно.
- Гости принесли слова рейка, подъем, касса и просят помочь им разделить их для переноса. кот обезьяна заяц касса рейка подъем (Дети выходят к доске и пытаются делить на слоги).
Группа Груп-па Подъем Подъ-ем Пальто Паль-то Чайка Чай-ка Юлия Ю-ли-я ?
Упр.19 на с.19 - Прочитать и объяснить смысл пословицы: Птица рада весне, а младенец матери. (Людям дорога теплота отношений в семье. Связать с годом семьи). Образец записи: Пти/ца ра/да вес/не, а мла/де/нец – ма/те/ри. - Чему научились сегодня на уроке? - Как же нужно переносить слова? - Прочитайте на рисунке еще раз слова, которые держат игрушки: корова, собака, мяч. Какое из этих слов нельзя перенести? Почему? Приведите примеры таких слов. | На экране появляется слайд 1 На экране появляется предложение слайд 2 На экране появляется правило слайд 3 На экране появляются слоги слайд 4, 5 На экране появляется слайд 6 |
Использованная литература
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.. Русский язык (первые уроки).- М., Баласс, 2000
- Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А.. Русский язык 1-2 классы (1-4). Методические рекомендации для учителя. – М., Баласс, 2002
- Ожегов С.И.. Толковый словарь русского языка. – М., Русский язык, 1986
- Программа «Образовательная система «Школа 2100». – М., Баласс, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...
Развитие умения переносить слова. (й при переносе).
Данная разработка урока русского языка по теме : Развитие умения переносить слова (й при переносе) поможет учителю начальных классов в проведении урока....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".
Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...
презентация к уроку русского языка "Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
презентация к уроку русского языка "Перенос слов. Правило переноса слов с одной строки на другую". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс
Цель: познакомить с правилами переноса слов....
Перенос слов. Правила переноса слов.
Конспект урока русского языка....