Однокоренные слова. Чередование согласных в корне
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект и презентация урока русского языка во 2-м классе по теме "Однокоренные слова. Чередование согласных в корне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnokorennye_slova._cheredovanie_soglasnyh_v_korne.docx | 32.28 КБ |
odnokorennye_slova._cheredovanie_soglasnyh_v_korne.pptx | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Однокоренные слова. Чередование согласных в корне
Цели и задачи:
- формировать умение подбирать родственные слова и выделять корень слова;
- сформировать представление о чередовании согласных в корне;
- развивать навыки грамотного каллиграфического письма;
- развивать мыслительные операции, внимание, речь, память;
- развивать умение контролировать собственную учебную деятельность;
- воспитывать ценностное отношение к результатам своей работы;
- воспитывать усидчивость и аккуратность.
Этапы урока | Содержание | Оформление доски и записи в тетрадях | ||
Учитель | Ученики | |||
Организационный | ||||
Актуализация знаний | - Запишите в тетрадях число. (Классная работа). Сегодня первый день весны. Весна стучится в окна, поёт на все лады… Весна – удивительное время года! Солнце разбудило природу и наполнило новой жизнью. – Давайте закроем глаза и шепотом с улыбкой произнесем слово весна. - Какое чувство возникло? – А чем вам нравится весна? Что вы чувствуете в эту пору? | - Стало радостно, тепло. | Первое марта Классная работа | |
Чистописание | ||||
- С этим радостным чувством переходим к чистописанию. Пусть оно будет весенним. - Можно назвать эти слова однокоренными? - Какие секреты родственных слов знаете? -Повторим некоторые понятия, которые помогут в работе на уроке. - Как называется раздел, над которым мы работаем? - Какие части слова вы знаете? - Что такое корень? -Что такое окончание? - Что мы называем приставкой? - Что называют суффиксом? -Что такое основа слова? - Что является главной частью основы? - Какие слова мы называем родственными? - Как пишутся корни родственных слов? | Правильная посадка, подготовка рук к письму, орфографическое чтение слов и запись - Нет: менялось только окончание. - Сходны по смыслу и имеют общую часть. - Окончание, основа, корень, приставка, суффикс | Весенний, весенняя, весеннее, весенние. | ||
Парная работа «Найдите «лишнее» слово» | ||||
- В каждой четвёрке слов одно – не родственное. Обнаружьте его. -Докажите, что эти два слова однокоренные. - Молодцы! Вы научились по алгоритму находить однокоренные слова и выделять корень. | 1) У этих двух слов разное значение, но их объединяет общий смысл, который заключается в корне 2) Они имеют общую буквенную часть – корень (див) Вывод: данные слова родственные. | Побелка, белка, белизна, белок; гора, горный, пригорок, гореть; левый, лев, налево, левша; часовой, частица, часовщик, часики; развеселить, радовать, весельчак, веселье; ветер, вихрь, безветренная, ветерок; речь, речной, река, речушка. | ||
Сообщение темы урока | ||||
- Над какой темой продолжим работать? - Кому эта тема интересна? - Почему она важна? | - Однокоренные слова. | Слайд Слов на свете нам не счесть. В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корни выделять! | ||
Самостоятельная работа | ||||
- Как найти в слове корень? (с.59) - Сравните родственные слова, выделите корень. «Лишние» слова зачеркните. | - Надо сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть | (Работа на листочках) | ||
Самопроверка по эталону | ||||
- Кто не допустил ни одной ошибки? - Какие возникли затруднения? | Слайд Лист, листочек, лиса, лиственный. Рис, рисунок, рисовая, рисок. Водичка, водитель, водяной, водица. Холм, холст, холмик, холмистая. | |||
Письмо по памяти | ||||
- Для качественной работы необходимо внимание. Потренируем нашу зоркость. Приготовились! - Кто доволен своим вниманием и памятью? - Какие ловушки нас подстерегали в словах? - Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки? Какие ещё пословицы и поговорки о дружбе знаете? - Какое отношение к теме урока имеет это письмо по памяти? | Запись пословиц и поговорок Самопроверка по эталону и самооценка Объясняют орфограммы - В предложениях встретились однокоренные слова друзья, дружба, друг, дружок. | Слайды Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух. Дружба заботой да помощью крепка. Нет лучше дружка, чем родная матушка. | ||
Включение нового знания в систему знаний | ||||
Создание проблемной ситуации. Постановка учебной проблемы и цели | - Выпишите родственные слова и выделите корень. -Как вы искали однокоренные слова? - В чем возникли затруднения? дру- -Подумайте, заключается ли в этой части смысл данного слова. - Давайте проведем эксперимент. Попробуем убрать последнюю букву в корне в слове … и поставить обычную для корня. Сделаем корни одинаковыми. - Произносится непривычно, неудобно и даже немного непонятно. - При образовании слов и форм звуковой облик корня может меняться, согласные могут заменять друг друга, по очереди работать в корне слова, чередоваться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. - В чем же мы сегодня должны разобраться? Чему будем учиться? - На что обратим особое внимание? - Какие буквы чередуются? - Дополните этот ряд родственных слов и выделите корень. | - По алгоритму. - В обозначении корня. - Правильно выделять корень - В однокоренных словах последние буквы могут чередоваться. | Друзья, друг, дружба, дружок. Слайд Корни могут изменяться, Но родными оставаться: Бок - бочок, друг - дружок, Снег - снежок, пух –пушок. Какими нам слова считать? Их будем однокоренными звать. …подружка, подружились, дружный | |
Физкультминутка | - Для дальнейшей работы нам понадобятся силы. Давайте отдохнём, разомнёмся. | Песня «О дружбе» | ||
Словарная работа. Ребусы и загадки | Слайды | |||
Решение учебной проблемы | - Что объединяет все эти слова? - На какие группы можно их разделить? - Подберите к ним родственные слова с чередованием согласных в корне и запишите | Разгадывают ребусы и записывают слова-отгадки. - Это имена существительные | погода - улица - молоко - собака - дорога - горох – каблук – погода - погожий улица - уличный молоко - молочный собака - собачий дорога - дорожный горох – горошина каблук – каблучок | |
Творческая работа «В гостях у фантазёра Фани» | Слайд | |||
- Составьте рассказ (можно даже небылицу), используя эти словарные слова | Несколько человек рассказывают придуманные истории | |||
Проверка верности выдвинутых гипотез | - Итак, что нового мы узнали?
- Сравните по учебнику (стр. 53), как это правило формулируют ученые? | Мы узнали, что корни в однокоренных словах могут различаться одной-двумя буквами. Это называется чередованием. (Читают правило по учебнику) | ||
Итог урока | – Какие же слова мы называем однокоренными? - Какие два признака имеют однокоренные слова? - Как найти в слове корень? | 1.Нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу 2. Выделить в них общую часть | ||
Самооценка | ||||
Рефлексия | – Какие открытия вы сделали для себя сегодня? Что интересного было на уроке? - Сосчитайте, сколько слов вы записали. Не забудьте оценить свою работу. | - Я понял, что… - Было интересно… - Было трудно… - Мне захотелось… - У меня получилось… - Я узнал, что… - Я могу объяснить материал друзьям. - Мне нужна помощь. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слов на свете нам не счесть. В каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, Надо корни выделять!
Самопроверка Лист, листочек, лиса , лиственный. Рис, рисунок , рисовая, рисок. Водичка, водитель , водяной, водица. Холм, холст , холмик, холмистая.
Письмо по памяти
Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух. Дружба заботой да помощью крепка. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух. Дружба заботой да помощью крепка. Нет лучше дружка , чем родная матушка.
Корни могут изменяться, Но родными оставаться: Бок - бочок, друг - дружок, Снег - снежок, пух –пушок.
Какое слово «лишнее»? побелка бельчонок белизна отбеливать
Какое слово «лишнее»? гора горный пригорок гореть
Какое слово «лишнее»? левый лев налево левша
Какое слово «лишнее»? часовой частица часовщик часики
Какое слово «лишнее»? развеселить радовать весельчак веселье
Какое слово «лишнее»? ветер вихрь безветренная ветерок
Какое слово «лишнее»? речь река речной речушка
Словарная работа
П О ГОДа ПО 365 а
Ул и ца тк = ц
м о л о ко , , , ,
с О БАка В дом чужого не пущу. Без хозяина грущу.
Д О РОГа Синоним к слову путь
ГОР О Д
М О РОЗ , , ,
Г О РОХ Дом зеленый тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда – Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки .
к а блук 321 б а к
В гостях у фантазёра Фани погода улица молоко собака дорога город мороз горох каблук
пого д а - пого ж ий ули ц а - ули ч ный моло к о - моло ч ный соба к а - соба ч ий доро г а - доро ж ный горо х – горо ш ина каблу к – каблу ч ок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Чередование согласных в корне слова"
Данный урок проведен в технологии деятельностного метода....
Конспект урока по теме "Чередование согласных в корне слова"
Данный урок сконструирован в технологии деятельностного метода....
Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова
Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова...
Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века
В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...
Однокоренные слова. Чередование согласных в корне (урок во втором классе)
На данном уроке применяется технология деятельностного метода...
Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"
Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Самое загадочное чередование согласных в корне слов. Чередование настоящего звука с нулевым звуком", УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: повторение правописания слов с нулевым звуком ( с непроизносимым согласным) в корне слова.Планируемые результатыПредметныезнать: правило “правописание слов...