Урок русского языка в 4 классе по системе РО Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок русского языка в 4 классе по системе РО Д. Б. Эльконина –В.В. Давыдова
Разработано уч. нач. классов Очировой Ж.А. 2013г. МАОУ «СОШ№9» г. Улан-Удэ
Тема: Формы лица глагола
Данный урок является продолжением исследования неизвестных особенностей грамматики русского языка. Категория лица глагола отражает отношение участников разговора к производимому действию (« кто из участников разговора является действующим лицом»). Оно имеет три варианта: тот (те) кто говорит( 1 лицо),тот (те) кому говорят(2 лицо), тот (те) ,о ком говорят (3 лицо). Каждый из вариантов этого значения имеет средства выражения -грамматические формы 1-го,2-го, 3-го лица. Однако не всегда соотношения между грамматическим значением и грамматической формой так однозначно. Некоторые глаголы не выражают значение лица( светает, вечереет, знобит) поэтому выбранная ими форма может быть названа пустой. Ученики уже понимают, почему глаголы обходятся одной пустой формой: когда нет необходимости различать разные варианты значения, не нужны и разные грамматические формы.
Что знают дети?
Изучая морфологию, четвероклассники уже выяснили, особенности грамматических значений и грамматических форм существительных и прилагательных:
- грамматическая категория падежа
- разведение понятий грамматических форм слова и их грамматических значений
- анализ грамматической категории числа существительных: грамматических форм числа, их работы, сопоставление форм числа и грамматических значений числа( «один» и « больше одного»);
-анализ грамматической категории рода существительных: грамматических форм рода, их работы, сопоставление форм рода( мужской, женский, средний род) и грамматических значений рода ( « мужской пол», « женский пол»);
-обнаружение новой грамматической категории существительных- одушевленности и неодушевленности, сопоставление ее грамматических форм и их значений;
- анализ грамматических категории прилагательных и выявление их отличия от категорий падежа, рода, числа существительных;
Составление грамматической характеристики имен существительных и прилагательных.
Итоговое рассуждение ученика: У глагола есть три формы лица, которые указывают, кто из участников разговора является действующим лицом:
Тот (те), кто говорит (1-е лицо), тот (те), кому говорят (2-е лицо), тот (те), о ком говорят (3-е лицо)
Учебные действия, которые позволят ученику прийти к итоговому рассуждению:
Через наблюдение и исследование известных грамматических форм и особенностей глагола. Глагол обозначает процесс. Его общее грамматическое значение выражается с помощью грамматических значений времени, лица ( или рода в прошедшем времени) и числа
Основное содержание урока
Задания | Форма, принцип КРД, инструктаж учителя | Места и оборудование | Версии детей | Инициирующие реплики и вопросы учителя |
Ключевое задание Сравните три словоформы глагола: несу – несешь - несет Каким ГЗ они отличаются? | Форма: Учитель-класс, так как необходимо выслушать версии детей, и обозначить их на доске, чтобы каждый пронаблюдал и сравнил слова Принцип: индивидуальных вкладов; обмен позициями. Инструктаж: запишите слова в тетради и подпишите сверху ГЗ слова, которыми они отличаются | Слова записаны на доске. Дети работают в тетрадях самостоятельно | Рассуждение детей: - Все слова в настоящем времени - Все слова в единственном времени - несу ( 1-е лицо), несет (2-е лицо), несет (3-е лицо) Значит они отличаются ГЗ лица 1.разные
Чем же отличаются эти словоформы друг от друга по своему значению? | 1.Понятно ли , кто выполняет действие в каждом из трех случаев – одно и то же лицо или разные лица? 2. А что указывает на то, что действия выполняют разные лица? На какой вопрос сегодня мы должны ответить? Задача урока: |
Задание 2. Сосед говорит другому соседу: Завтра уезжаю в деревню. Погуляешь с моей собакой? | Инструктаж: Запишите высказывания. Подчеркните глаголы в высказываниях и поясните: кто является действующим в первом высказывании? А кто является действующим лицом во втором высказывании? Запишите в скобках действующих лиц словами. | Высказывания записаны на доске. Дети выполняют в тетрадях | Завтра уезжаю в деревню. Погуляешь с моей собакой? ( тот, кто говорит; тот, кому говорят) 3. несет( так как он не участник разговора, а тот, о ком говорят) Вывод: У глагола есть три формы лица: Тот (те), кто говорит ( 1-е лицо) Тот( те), кому говорят (2-е лицо) Тот (те), о ком говорят (3-е лицо)
| 3. А может ли словоформа глагола указывать на то, что действие выполняет не участник разговора, а тот, о ком говорят? Какая из словоформ несу – несёшь – несёт выполняет именно эту работу? Давайте ответим на наш вопрос. |
Задание 3 Несём-несёте-несут. Указывают эти словоформы на то ,что действие выполняют разные лица? | Поясните, чем же отличаются эти словоформы друг от друга (устно) |
| ГЗ лица этих словоформ одинаковое. Отличаются словоформы ГЗ числа
Глаголы имеют формы1-го, 2-го, 3-го лица, которые имеют разные ГЗ. Значит глагол имеет переменную категорию лица.
| Как бы вы назвали грамматическую категорию глагола, представленную разными формами лица? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация
урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...
Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"
Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...
Урок русского языка 2 класс (Развивающая система Л.В. Занкова)
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами обучения и использования языка. Язык – универсальное средство общения, речь – функц...
Коспект урока русского языка 4 класс по системе Л.В. Занкова по теме "Имя прилагательное"+ Презентация"
«В Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности, мы здесь – т...
Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"
Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...
презентация к уроку русского языка 3 класс по системе Л.В. Занкова. Тема "Словоизменение и словообразование"
Материал содержит презентацию которая может быть использована на уркох русского языка....
Конспект урока русского языка 2 класс(образовательная система «Гармония»)
Тема: Виды предложений по цели высказывания? Повествовательные, вопросительные, побудительные. («Какие бывают предложения?»)Тип урока: открытие новых знаний...