Урок по русскому языку в 4 классе.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Имена прилагательные".На отдельных этапах урока возможно применение ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 4 классе | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
урока по русскому языку в 4 классе.
Тема:«Обобщение знаний об именах прилагательных
как части речи».
Оборудование: репродукции картин художников-
пейзажистов;
карточки падежей;
карточки по русскому языку;
учебники, тетради.
ХОД УРОКА.
- Оргмомент.
Нам сегодня предстоит много поработать, обобщить наши знания. Может и новые получить.
(раздаётся звонок телефона)
-Да .Откуда? С Альфа-центавры? Просят помощи .В чём? Знают нашу речь, но не понимают, для чего нужны в речи некоторые слова.
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Думаю вы догадались о каких словах говорят инопланетяне? О какой части речи?
-Ну, конечно. О прилагательных. Что ж,попробуем объяснить им , для чего они существуют в нашем языке.
- Вот фото с планеты, откуда наши гости…Да…
Конечно тут любоваться нечем. Поэтому –то и не знают они имён прилагательных. Сравните с пейзажами нашей планеты. Эти картины писали художники, но ведь можно и словами описать всю эту красоту.
Вспомните строки поэтов о весне, зиме, осени:
На солнце тёмный лес зардел…
Под голубыми небесами…
Лес, точно терем расписной….
3. Прочтите строки их стихов на доске.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.
Строки отлично передают красоту и особенность нашей природы. Найдем прилагательные, которые помогаю увидеть эту красоту.
-На какие вопросы они отвечают?
-Что обозначают? С какой частью речи связаны?
Давайте запишем пары – сущ. с прилагательным, подберём к ним синонимы, чтобы точнее объяснить смысл.
Тёмные леса - дремучие, густые , непроходимые.
Великая река – могучая, известная, многоводная.
Неоглядные поля – обширные, бескрайние.
4. У прилагательных вообще много синонимов.
Вот попробуйте по прилагательным – синонимам определить предмет.
Он уже не пышный,
Он уже не лыжный.
Он уже не белый,
Он потемнелый,
Серый и мокрый, старый и добрый.
Ну , конечно. Это снег. А как вы догадались?
-Какие из этих прилагательных употреблены в переносном значении?
- Старый и добрый. Верно.
Богатство русского языка и состоит в том, что можно использовать слова и прямом значении и в переносном.
5. Возьмём 2 прилагательных и составим с ними словосочетания в прямом и переносном значении.
(работа по вариантам)
ЛЁГКИЙ ТОНКИЙ
( пух, походка ,облако ,снежинки) ( нить, вкус, кружево, ветви)
Прочтите, что получилось. Найдите словосочетание в переносном значении. Постойте, но вы меняли какую-то часть в прилагательном!
А почему?
Делаем вывод- прилагательные изменяются по родам и числам в зависимости от существительного.
6. Физминутка. Вспомните окончания родовые прилагательных – ая-яя, ое-ее,ый-ий, ые-ие.
Зимние дни, осенняя грязь ,зелёные вершины, белый снег, низкие тучи, стройная берёза, ясное небо,весеннее солнце, лазоревый цветок.
(встают по рядам, в зависимости от рода; множ. число- все).
- Теперь займёмся предложением.
Вот вам словосочетания, а уж предложение составьте сами.
На, лесная полянка, от, зимний снег, и, тёплые лучи, весеннее солнце, родился, маленький ручеёк.
Составим предложение.
На лесной полянке от зимнего снега и теплых лучей весеннего солнца родился маленький ручеёк.
Заметьте, как точно описано появление ручья, благодаря прилагательным. Найдём их в паре с сущ.
Окончания не похожи на родовые. Почему?
-Да. Прилагательные изменяются ещё и по падежам.
Определим падежи.
Делаем вывод о прилагательных.
Эта часть речи украшает нашу речь, делает её более точной и поэтичной. Прилагательные связаны с существительными и изменяются в зависимости от них по родам, числам и падежам.
8. Нелегко обойтись без прилагательных особенно в сочинениях с описанием природы.
Составим миниатюру по картине « Рожь» Шишкина.
Опорные слова и выражения:
Золотая рожь. Вековые одинокие сосны. Спелые тяжёлые колосья. Низкие тучи. Родные просторы.
Примерное сочинение.
На картине художник изобразил родные просторы в летнюю пору. До горизонта тянется золотое поле ржи. Тяжёлые колосья склонились к дороге. Созрели. Пора убирать. А небо затянуто низкими тучами. Вот-вот пойдёт дождь. Но колоски не боятся – дружно - не грузно. Вековые сосны как стражники охраняют поле.
9. Итог урока. Звонок инопланетян. Всё ли понятно?
Главное, что прилагательные украшают наш язык, делая его более ярким и точным.
Ну а мы свои знания подтвердим еще и алгоритмом:
сущ
прил
род число падеж
10.Оценки ответов. Задание на дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....