Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторение изучение об имени прилагательном. Растения весной. Первоцветы.
Цель урока: развитие умения различать слова различных частей речи, развивать умение употреблять имена прилагательные в речи, расширять знания детей об окружающей действительности, познакомить с первоцветами, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: «Ромашка» - части речи, картина «подснежники» перфокарты для индивидуальной работы, таблица «Имя прилагательное», карточки настроения, магнитофон, кассета с записью «Вальс цветов» из пьесы П.И. Чайковского.
Ход урока
I Организация детей.
Прозвенел звонок! Внимание!
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
II. Повторение правил на уроке.
Я тетрадь свою открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку правильно держу,
Тетрадь влево наклоню,
Сяду прямо, не согнусь,
На отлично потружусь
Запишите: число, кл. работа.
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке повторим пройденный материал, поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии первоцветов, о необходимости их охраны.
IV. Повторение пройденного материала.
Посмотрите на нашу «ромашку» и скажите:
- С какими частями речи мы познакомились?
- С какой частью речи мы работали в течение нескольких уроков?
Посмотрите в окно и опишите сегодняшний день, используя имена прилагательные.
День морозный, холодный, пасмурный
теплый, солнечный, радостный (слова написаны на карточках и выставлены на магнитную доску) .
- А какое сегодня у вас настроение? Покажите карточку своего настроения.
- Мне хотелось бы, чтобы веселое и радостное настроение у вас осталось до конца урока.
На дворе конец зимы. Совсем скоро наступит чудесная пора. Какая, мы узнаем разгадав ребус.
Смотрите на рисунки и называйте слова. А теперь прочитайте слово слева направо. – Итак, скоро весна.
Весна приходит к нам не одна,
а со своими друзьями.
Угадайте, кто они?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (подснежник)
Да, первый весенний цветок – подснежник.
(показать картинку).
Чистописание.
1). Безотрывно на 1 строчке нарисуем подснежник (образцы на альбомных листах)
Почитайте предложение.
Первый весенний цветок – нежный подснежник.
- Объясните написание подчеркнутых орфограмм. С помощью какой части речи показано своеобразие цветка. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Четко поставьте к ним вопросы. Итак, что такое имя прилагательное?
- С какой частью речи связано?
Таблица на доске.
Имя прилагательное
Обозначает признаки имеет синонимы и антонимы
предметов
Связано с именем
существительным
Изменяется по числам и родам
- Приведите примеры имен прилагательных, указав признаки существительных их кроссворда.
верба (какая?)
солнце (какое?)
скворечник (какой?)
метла (какая?)
Молодцы! А теперь отгадайте, какой бы вы цветок мог бы о себе так сказать?
А я цветочек жёлтенький
С зелёным стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком. (одуванчик)
Работа с учебником.
Откройте учебник на с. 127 (Упр. 271).
Прочитайте задание. подумайте, какие имена прилагательные нужно употребить, смотрите в словарь для справок. (1 уч-к читает)
- Поставьте устно вопрос к имени прилагательному. Подчеркните прилагательные волнистой линией.
А теперь запишем предложение под диктовку (на доске и в тетрадях).
I ряд по карточкам.
Поляны запестрели от душистых цветов.
- Укажите части речи. Подчеркните грамматическую основу. Устно поставьте вопросы к второстепенным членам.
Физкультминутка.
Отложите в сторону ручки. Послушайте «Вальс цветов» из муз. сказки П.И. Чайковского «Щелкунчик». А я вам расскажу немного о первых цветах – первоцветах (звучит музыка).
Первоцветы появляются после холодной зимы, когда даже не везде растаял снег. Первоцветы вырастают быстро, цветы их быстро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силу на будущую весну. Летом первоцветы увядают, кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне. Все эти растения растут на территории Липецкой области. посмотрите на эти рисунки и фотографии. Запомните их названия: ветреница, мать-и-мачеха, хохлатка, прострел раскрытый (сон-трава) медуница и другие. Не собирайте весной больших букетов., пусть цветы радуют вас в живой природе.
Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
- А теперь встаньте и представьте себе, что вы – цветы. Покачайте головками вправо, влево. А теперь покружитесь в вальсе.
Наблюдение над ролью имен прилагательных в речи.
- Прочитайте предложение про себя. Вслух. А теперь прочитайте без имен прилагательных. Цветут синие пролески, белые ветряницы, фиолетовые медуницы, сиреневые хохлатки.
- Нравятся ли вам такие предложения?
- Почему? – Какую роль выполняют имена прилагательные? Поставьте вопросы к именам прилагательным. Когда к именам прилагательным ставится вопрос Какие? Спишите предложение, подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Молодцы!
Творческая работа.
(2 ученика работают у доски, остальные со мной.)
Зима… Весна
Деньки… Дождик
Лес… Береза
Небо… Цветы
Слова для справок: душистые, кудрявая, сказочный, голубое, теплая, мелкий, веселые, холодная.
Все остальные ребята (I и II ряд) обратите внимание на эти столбики слов. По какому признаку они разделены? Как определили? (по вопросу и значению).
Существит Прилагат. Глаголы
солнышко пушистые качается
верба ласковое смеется
снеговик голосистый стоит
скворец грустный заливается
Попробуйте составить и записать 3-4 предложения на тему «Весна пришла!». Можно использовать эти слова и добавлять свои.
Проверка III ряд. Прочитаем 1-ые словосочетания.
Холодная зима Теплая весна
- Как называются такие прилагательные? (холодная - теплая). Остальные словосочетания я проверю потом.
А какие предложения получились?
Молодцы!
Итог урока.
Чему же мы учились на уроке?
Покажите карточку своего настроения теперь.
Спасибо за урок.
Выставление оценок.
Задание на дом.
№ 273 (С. 177)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для 3-ого класса по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки для индивидуального опроса по русскому языку для учеников 3-его класса...
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Программно-методическое сопровождение по русскому языку (УМК «Перспектива»): «Дидактические задания по русскому языку для 1-ого класса» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык»»
Дидактические карточки помогут учителю в ознакомлении с темами по русскому языку в 1 классе....