Урок русского языка в 3 «А» классе ( по программе «Начальная школа 21 век» )
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Севостьянова Светлана Васильевна

разработка урока по русскому языку 3 класс по теме: Правописание ы и и после ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Севостьянова С.В.

Урок русского языка в 3 «А» классе

( по программе «Начальная школа 21 век» )

      Тема урока:       Правописание буквы Ы – И после Ц.

Цели урока:

1. Формировать умение детей через коллективный поиск, основанный на индивидуальных наблюдениях, выводах, высказанных предположениях учащихся, направляемых учителем, находить пути решения проблемы урока, правильно ее определять, делать вывод, рассуждать, доказывать;

2.  Учить сопоставлять звуковую и буквенную запись слов.

3.  Развивать умение работать со словарями.

4.  Создавать благоприятные, природосообразные условия для созревания и развития духовных сил, зреющих в ребенке для достижения цели урока; развивать самоконтроль, ум, волю и чувства ребенка, определяющие мотивы деятельности в духовные потребности.

5.  Воспитывать чувство сотрудничества учащихся на уроке, быть внимательным к высказываниям других на уроке, не бояться ошибаться, спорить, доказывать; воспитывать аккуратность при выполнении работы, умение радоваться успехам своих товарищей.

Оборудование:                      Учебник, рабочая тетрадь №1 «Пишем грамотно», схемы-опоры, карточки для индивидуальной работы.

                                                                План урока

          Деятельность учителя

               Деятельность учащихся

1.Психологический аспект.

                 

-Что значит быть внимательным?


- А для чего слушать?



- Еще для чего?


-Сегодня на уроке нам предстоит

 сравнивать, сопоставлять, делать выводы…

 - Желаю успеха.

-  Слушать учителя, слушать ответы учеников.

   - Слушать для того, чтобы правильно выполнять задания.

   - Для того, чтобы уметь исправить ошибку у себя и у других ребят.

2. Коллективно – поисковая деятельность.

 1. Чистописание.

В первых двух примерах написано по три

 буквы: две вверху, одна внизу. Буква,

находящаяся внизу, стоит в алфавите

между двумя верхними. Значит, мы сегодня будем писать букву Ц.

 - Определите какую букву мы будем

    прописывать на уроке?

   


           Р                       У                      ?(Ц)


 - Дайте характеристику букве Ц.

Прописываем буквы и соединения

  Ц  ц   цы  ци  ция

 2. Фонетический анализ слова.

           ц       рк

    А вот какую букву нужно писать мы

    узнаем сегодня на уроке и вставим.

Буква Ц обозначает согласный звук  ц  ,

Он всегда твердый, звонкий, непарный.


Цирк -  цырк  - 4 зв., 4 б., 1 слог

Ц  ц  - согл, тверд, глух, непарный.

И  ы – глас, ударный.

Р  р  - согл, тверд, звон, непарный.

К  к  - согл, тверд, глух, парн   р.

4б.,  4 зв., 1 слог.

3. Объявление цели урока.

  Прочитайте тему урока, определите задачи

  и цели урока.

   Учебная задача.

 - А что  для этого мы должны сделать?


- Попробуйте определить тему нашего уро-

   ка.


- Мы должны поработать со словами.

4. Коллективно-поисковая работа.

- Какую работу вы предлагаете выполнить?  


       На доске слова :

Цирк      синицы      секция

Циркуль       скворцы      акция

Цифра    птенцы     станция

-  Что мы слышим, а что пишем?

    (работа по столбикам)

- Наша задача разобраться, когда мы

  пишем букву И, а когда Ы.  


- Попробуйте сделать вывод сами, глядя

   на слова, когда мы пишем букву И, а

   когда Ы.  

   Но хотели упростить многие правила.

   Например, после ц писать и. Но что тут

   началось! Многие просто не мыслили

   писать молодци,глупци. А один критик

   написал по этому поводу:

            - Эй, отцИ

               Отдавайте концИ!

   Но почти, в каждом правиле есть

     



исключения. В нашем правиле исклю –

   чениями являются слова: Цыган на

   цыпочках цыплёнку «Цыц»  сказал.

 - В корнях этих слов всегда пишется Ы.

Понаблюдать за словами (рубрика «Давай подумаем».


- На  какие группы можно распределить

    слова?



 - Слышим звук  ы  , а пишем буквы и  и ы  .



Алгоритм

1.Орфогр. в корне

2.Им. сущ-ные на ция       


3.Слова-исключения

     (орфогр. в корне)

4.Орфограмма в окончании




















5. Работа по учебнику.

- Давайте проверим по учебнику, с. 99

 правильно ли мы сделали вывод

 Итак, когда же мы пишем и, а когда ы.

1. Орфограмма в корне.

2. Им. сущ. на ция.

             Упр.1 с. 100.

- Есть ли слова, которые мы не выписали?

- Значение каких слов вам не очень

  понятно?

  Значение этих слов вам нужно было

  найти в толковых словарях дома.

- Прочитайте, что обозначают эти слова.

ЦИКЛОН – вихревое, бурное движение

атмосферы, сопровождающееся

обильными осадками, сильной

облачностью.

ЦИЛИНДР – геометрическое тело,

ограниченное двумя параллельными

плоскостями и поверхностью, образуемой

вращением прямой лиии, параллельной

самой себе.

Высокая твердая шляпа такой формы с

небольшими полями.

- Мы правильно доказали, когда пишется ы и и после ц.


   К доске 3 ученика.



 Традиция,   акация.

 Цилиндр,     циклон.

Повторение (изучение орфограмм).

        На карточках.

 Вставить пропущенные буквы и

 объяснить их написание.

 Ученые доказывают, что значения слов

 цирк и циркуль связаны между собой.

 Как вы думаете почему?

 -Что же общего между циркулем и цирком?

- Когда же мы пишем букву и и ы после

   Ц.

 - Найдите в тексте предложения с

 однородными членами.

 - Какие слова называются однородными

  членами?

 - Слово фокусники разобрать по составу.

  Т. стр. № 3.

  Упр. 2 стр. 100.


Работа по карточкам с текстом

    (индивидуальная  работа)







На арене выступают акробаты, фокусники, жонглеры, дрессировщики.

( повест., невоскл., распр.)

фокусники



Итог урока

- Какая цель была поставлена?

- Удалось ли достичь цели?

- Оцените наш урок.

- Кто доволен своей работой?


-Интересно было на уроке?

- Трудно?

- Удалось ли достичь цели урока?

-Как в целом вы оцените нашу работу?

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века» по теме: "Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных".

Данный план-конспект будет полезен учителям, работающим по программе "Начальная школа 21 века". Содержит элементы технологии коллективного взаимодействия....

Урок русского языка в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные Тип урока: Урок открытия «новых» знанийЦель урока: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по в...

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век" по теме "Приставка как часть слова"

Урок соответствует стандартам ФГОС, использован системно - деятельностный подход....

Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века" "Правописание -тся и -ться в глаголах".

Урок открытия новых знаний "Правописание -тся и -ться в глаголах" по программе "Начальная школа 21 века"....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Учимся применять орфографические правила»

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века»Тема: «Учимся применять  орфографические правила»...

Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"

Урок русского языка  в 4 классе  "Повторение правописания мягкого знака в словах" (программа "Начальная школа XXI века")...

Урок русского языка во 2 классе по программе «Начальная Школа XXI века»

Данный конспект урока по русскому языку во 2 классе соответствует ФГОС НОО...