Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век" по теме "Приставка как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок соответствует стандартам ФГОС, использован системно - деятельностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова" | 37.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык во 2 «Б» классе
Тема: Приставка как часть слова.
1 урок по теме «Приставки» (ознакомительный), «открытие нового знания».
УМК «Начальная школа 21 века»
Форма урока Традиционный. Методы обучения Частично-поисковый, беседа, наглядный, объяснительно-иллюстративный. Организация пространства (виды учебной деятельности) Фронтальная работа, работа в парах, коллективная работа, игровая деятельность. |
Основные понятия: однокоренные (родственные) слова, корень, суффикс, окончание, приставка.
Цель урока: познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов; организовать наблюдение над этой частью слова и научить выделять её из состава слова;
совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
отрабатывать умение разбирать слово по составу; развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, умение анализировать; воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, аккуратность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, прилежность, самостоятельность, прививать интерес к изучению русского языка (личностные УУД).
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
Задачи урока:
- Актуализировать знания детей о частях слова;
- Охарактеризовать приставки: место в слове, роль и значение;
- Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- Способствовать формированию культуры чтения и речи ;
- Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
- Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
- Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Планируемый результат:
Формировать УУД:
Предметные УУД: понимать и воспроизводить алгоритм нахождения приставки в слова, выделять части слова, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение (регулятивные УУД).
умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД)
умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).
Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование урока:
- Учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2008 год
- Презентация к уроку
Ход урока
Этапы урока | Форма организации урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы -Громко прозвенел звонок- Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей! Сядьте ровно, ноги вместе, Руки полочкой на стол. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. - А теперь давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путь к знаниям. | Дети садятся на свои места. Настраиваются на работу. | ||
Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | Фронтальная работа |
- Прочитайте слова. С…рока, в…робей, сн…гирь, в…рона, с…ница, дят…л. - Что вы заметили? - Как можно назвать эту группу слов? - Какие орфограммы встретились в словах? - Подумайте, какие гласные вы вставите. Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. - Проверьте правильность написания слов. - В какой части слова находятся безударные гласные? - Что такое корень? - Прочитайте ещё раз на слова и назовите, на ваш взгляд, «лишнее». - Почему? - Подберите и запишите родственные слова к слову «снегирь». - Какие слова вы записали? - А у кого другие слова? - А я вот такие придумала слова. Посмотрите. - Выделите корень в словах. - Выделите известные вам части слова. - И в своих словах я выделила части слов. - Проверьте. - С помощью какой части слова образовалось большинство ваших слов? слова? - Что такое суффикс? - Как называется способ образования слов с помощью суффикса? (суффиксальный) | Пишут. Читают. Это зимующие птицы Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением. Дети записывают слова. Проверяют. В корне Корень- это главная часть слова, в ней содержится основной смысл слова. Это общая часть однокоренных слов. Снегирь. Гласную в корне можно проверить. Дети записывают однокоренные слова. Читают. Снег -, снеж - Чередование [г//ж]. Если назовут слово «снегопад», то объясняю, что это слово образовано путём сложения двух слов: «снег +о +падать». С помощью суффикса Суффикс- это часть слова, которая находится между корнем и окончанием, служит для образования новых слов и имеет значение. | |
Совместное открытие нового
Слайд 7
Слайд 8
Слайды 9 – 12
Слайд 13 Слайд 14 (части слова) Слайд 15 | Фронтальная работа Фронтальная работа | -В каком слове мы не смогли обозначить все части слова? - Какую часть слова не выделили? (под-) - Почему? - Эту часть слова я могу назвать корнем? Почему? - Окончанием? - Суффиксом? - Где стоит эта часть слова? (перед корнем) - Может, кто-то знает, как она называется. - Как вы думаете, какая тема урока? - Чтобы вы хотели узнать про приставки? (как она обозначается) - Молодцы, вам многое интересно. - Мы на уроке познакомимся с новой частью слова – приставкой, будем учиться находить её в словах, научимся обозначать приставку. - Для этого мы отправимся с вами в зимний сад и понаблюдаем за тем, что там происходит. - Что увидели? -Как вы думаете, кто её повесил и зачем? -Кто появился в зимнем саду? - Что он сделал? - А теперь? - Обобщим, что делал снегирь? - Запишем ДЕЙСТВИЯ снегиря словами. -Что можем сказать об этих словах? Докажите. - Выделите корень . - А все ли эти слова обозначают одно и тоже действие? -Какая же часть слова изменила смысл? - Теперь попробуем найти приставку и выделить её. - Какую часть слова уже выделили? - Где расположены приставки? -Для чего они нужны? - Назовите их. -Теперь мы можем ответить на вопрос, что такое приставка? - Что нужно сделать, чтобы найти приставку? - Откройте учебник на с. 145. Давайте сравним наш алгоритм с алгоритмом в учебнике. | подснежник Мы не знаем эту часть слова. Приставка. Приставка как часть слова. Кормушку Дети, чтобы подкармливать птиц зимой Снегирь ПРИЛЕТЕЛ ПЕРЕЛЕТЕЛ ЗАЛЕТЕЛ СЛЕТЕЛ УЛЕТЕЛ Летал Пишут в тетради через запятую Корень – лет- Однокоренные Нет Приставка Корень Перед корнем. Для образования новых слов. При, пере, за, с, у. Приставка- это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Составляют алгоритм Открывают учебники и читают алгоритм. | |
Физкультминутка Вы, наверное, устали, Но тогда все дружно встали. Вот под кустиком, смотри, Скачут шустро снегири. Целый день они скакали – Покормить их обещали! Приподнялись, чуть присели И кормушку не задели. А теперь придётся встать, Тихо сесть, начать писать! | ||||
Первичное закрепление Слайд 16 | Взаимопроверка Проговаривание правила хором. | -А теперь откройте учебник на с.143 упр.1. Прочитайте задание. - Кто не понял? - Прочитайте первое сочетание слов. - Какую приставку вы добавите? - У меня возникает вопрос, а как написать приставку со словом? Почему вы так думаете? (название приставка) - Пишем первое словосочетание, правильно обозначая приставку. (аналогично 2) - Кому не понятна работа? Дальше самостоятельно, используя алгоритм в учебнике. - Сделаем проверку. (один на доске) - Проверьте! У кого не так? - Обменяйтесь тетрадями, возьмите в руки карандаши, будем проверять. - У кого нет ошибок? - Кто допустил одну ошибку? и т.д. (мы только учимся) -Что узнали о приставке? -Как найти приставку в слове? | Читают : допишите недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйтесь подсказкой. Пишут упр. в тетрадь Забежал за угол Выбежал из дома Прибежал первым Перебежал через дорогу Отбежал от края Пишется перед корнем и образует новые слова Найти корень слова, подобрав однокоренные слова, Отметить часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка. | |
Обобщение | Самостоятельная работа Самопроверка. | - Прочитайте задание упр.2 Вместе разберём 1 столбик устно. Будьте внимательны. - Прочитайте слова. Что заметили? (однокоренные) Докажите. - Как найти приставку? С чего начать? - Кто не понял? - Кто допустил ошибку? | Читают задания. 1 вариант списывают 2 столбик и выполняют задание, а 2 – 3 столбик. (2 человека на доске пишут) | |
Итог урока Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 | Фронтальная работа Оценивание. | - Итак, пришло время подвести итог. - Давайте ещё раз вспомним тему урока. - Проведём игру, которая поможет обобщить знания о приставке «Да- нет». - Приготовили ладошки – сигналы - Приставка- это часть слова? -Приставка стоит после корня? - Приставка образует новые слова? - Приставка стоит перед корнем? - Приставка самая главная часть слова? - Расскажите, что такое приставка? - На следующем уроке будем продолжать работать, используя правило и алгоритм. - Молодцы, вы хорошо поработали на уроке, всё прекрасно поняли и запомнили. | Что такое приставка Да Нет Да Да Нет | |
Домашнее задание Слайд 20 | - Дома вы выполните задание с.145, упр.4 | Открывают дневники и записывают задание на дом. | ||
Рефлексия Слайд 21 | - Оценим своё настроение. - На уроке было интересно, всё понятно – ставим смайлик около солнышка. - На уроке было интересно, но не всё понятно – ставим смайлик около кормушки с птичками. - На уроке было неинтересно, ничего непонятно – ставим смайлик около тучки. - А я подарю смайлик солнышку. |
Задачи урока:
- Актуализировать знания детей о частях слова;
- Охарактеризовать приставки: место в слове, роль и значение;
- Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- Способствовать формированию культуры чтения и речи ;
- Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
- Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;
- Способствовать формированию коммуникативных навыков.
Планируемый результат:
Формировать УУД:
Предметные УУД: понимать и воспроизводить алгоритм нахождения приставки в слова, выделять части слова, развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение (регулятивные УУД).
умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД)
умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).
Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование урока:
- Учебник «Русский язык» 2 класс, автор С.В. Иванов, 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2008 год
- Презентация к уроку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"
Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"...
Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.
Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....
Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"
Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....
конспект урока русского языка на тему: "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"
представлен конспект авторского урока по русскому языку: "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"...
Урок русского языка 2 класс .УМК "Начальная школа 21 века". Тема "Однокоренные слова"
Урок с применением технологии деятельностного метода обучения....
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема:Изложение повествовательного текстапо опорным словам и составленному плануЦели деятельности учителя:формирование умения передавать содержание текста по составленно...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...