Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века" "Правописание -тся и -ться в глаголах".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок открытия новых знаний "Правописание -тся и -ться в глаголах" по программе "Начальная школа 21 века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 32.21 КБ |
Презентация для интерактивной доски | 1.58 МБ |
Приложение к уроку | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Овсянковская основная общеобразовательная школа
Урок русского языка в 4 классе
"Правописание -тся и -ться в глаголах»
Составитель: учитель начальных классов
Красильникова Т.В.
26 ноября 2014г
УМК (автор):
«Начальная школа 21 века» С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: познакомить с правилом правописания -тся и -ться в глаголах
Задачи урока:
- Образовательные:
- Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
- Построить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах и сформировать первичное умение его применять.
- Закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов.
- Развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, внимание устную и письменную речь, развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля, логическое мышление, коммуникабельность.
- Воспитательные: воспитывать умение работать индивидуально, в парах и в группе; планируя свою деятельность, целенаправленно двигаться к достижению цели, выражать собственное мнение и аргументировать его.
Используемые технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативное обучение, технология деятельностного подхода.
Методы и приёмы: деятельностный метод, наглядные методы, словесные методы (рассказ, беседа)
Формы учебной работы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, работа в микрогруппе
Оборудование: учебник «Русский язык» ч.1, рабочая тетрадь «Пишем грамотно», «Учусь писать без ошибок», толковый словарь, компьютер, интерактивная доска, презентация сделанная в программе SMART Notbook, памятки, карточки для самопроверки, сигнальные светофоры для обратной связи.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,
Вижу: класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Тему урока вы определите и сформулируете самостоятельно
– Послушайте легенду.
“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?
– Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?
1 слайд - Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...» (лучше понимать прочитанное и друг друга, правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать)
– Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
– Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
– Какую большую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).
- Как обычно, урок русского языка мы начинаем с высказывания знаменитых людей. Послушайте, что сказал известный русский писатель Л.Н. Толстой о значении этой части речи: (2 СЛАЙД)
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».
Минутка чистописания
- Запишем эту фразу в минутке чистописания.
На первой строчке запишите загл. и строчн. букву Гг, содин. Гл, гл
- При написании будем помнить об осанке, высоте и ширине букв, расстояние между словами, о красной строке и заглавной букве.
– Что вы знаете о глаголе?
– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)
– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? (светофоры)
– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?
– Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания слов данной части речи.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
2.1. – Прочитайте стихотворения М.Бородицкой учебник стр. 114(рубрика «Давай подумаем»):3 слайд
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется –
Славно сегодня звенится-поется.
Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
– Назовите выделенные слова. На какие группы можно разделить выделенные слова? (глаголы, имена существительные)4 слайд
– Что интересного заметили в словах данных стихотворений? (на конце слышится [ца])
– Какие вопросы у вас возникли? Что интересного заметили?(почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных – буквами ца, на конце глаголов -ться или -тся)
2.2. Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.
– Попробуйте определить, когда пишется ца, когда -тся или -ться?
– Какую цель поставите перед собой?( изучить то новое, что мы ещё не знаем).
– Прочитайте вывод Лиды в учебнике «На конце имен существительных слышится [ца] и пишется ца. На конце глаголов слышится [ца], а пишется -тся или -ться.» Согласишься ли ты с таким ответом?
– Кто испытывает затруднение в оценке верности данного утверждения? (светофоры) В чем оно заключается?
– Молодцы, вы смогли зафиксировать своё затруднение. Теперь надо подумать и найти причину затруднения.
3. Постановка учебной задачи.
– Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных – курица, птица и т.д.).
– Почему оно не помогло вам при написании глаголов ?
– Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем?
– Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).
– Сформулируйте тему нашего урока? (правописание -тся и -ться в глаголах).
(учитель фиксирует на доске тему урока.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1) Исследование №1. (устно)
– Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь. Какие слова писать не будем? (имена сущ.)
– Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой строке.
садится (что делает?) гордиться (что делать?)
струится
глядится
напьется
звенится
поется
гордится
не годится
– Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно сделать?
Вывод 1: Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.
2) Исследование №2. Задание из тетради «Учусь писать без ошибок» (работа в парах на листочках) слайд5
– Найдите глаголы, определите форму и лицо глаголов.
– Всегда ли можно определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?
– Что заметили? Найдите ошибку. В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?
– Подведём итог, когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?
Вывод 2: ь пишется у глаголов 3 лица и не пишется у глаголов неопределённой формы.
– Составьте алгоритм написания глаголов на -тся, -ться: 6 слайд
- Найдите глагол.
- Задайте вопрос к глаголу.
- Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
- Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
– Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется -тся или -ться? (задать вопрос к глаголу и определить его форму)
– Прочитайте правило в рубрике «Тайна русского языка» и сравните свои выводы с имеющимися в учебнике.
Физминутка
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
5.1. Выполнение упражнения №1 стр.101 с комментированием у доски в громкой речи (запиши слова в 3 столбика: 1) имена существительные; 2) глаголы в начальной форме; 3) глаголы в форме 3 лица)7 слайд
умница учиться учится
столица светиться светится
курица виться клубится…
– К каким словам можно применить ранее составленный алгоритм? Докажите.
– Сделайте вывод о написании -тся или -ться у глаголов.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
6.1. Выполнение упр. №2 ( проверка по эталону) мальчики встают к конторкам
Имена существительные | Глаголы | |
Начальная форма | 3 лицо | |
девица | учиться | удивляется |
спутница | торопиться | улыбается |
красавица | удивляться | случается |
синица | улыбаться | готовится |
больница | случиться |
6.2. Работа с рубрикой «Давай подумаем»: ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав? Аргументируй свой ответ.
– Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов). Работа с информацией по группам. Первая группа ищет слово теплица по толковому словарю. Вторая группа ищет слово теплится, теплиться в интернете по словарю
(теплица – теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей , цветов, теплолюбивых растений; теплиться, теплится – гореть слабым, неярким пламенем; быть чуть теплым; быть едва заметным)
– Составьте устно предложения с каждым из слов и понаблюдайте за глаголами.
(В конце участка стояла огромная теплица. Надежда все еще теплится в них. Огонь костра будет теплиться всю ночь.)
– Сделайте вывод о правописании -тся, -ться в глаголах.
7. Включение в систему знаний и повторение.
7.1. Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) упр. 1 (самостоятельно, с взаимопроверкой: вставь вместо пропусков -ться или -тся, над глаголами укажи вопрос)
прокатиться – что сделать?
не годится – что делает?
7.2. Самостоятельная работа по выбору (дифференциация обучения) с последующей взаимопроверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы: учебник стр.116 упр.3 (запиши 3 глагола по образцу: гордиться – гордится, гордятся…)
- рабочая тетрадь стр.37 упр.2 (вставь пропущенные буквы – орфографический тренинг, в выделенных глаголах на месте пропусков вставь -ться или - тся – отработка написания -ться и -тся в глаголах)
Сделайте вывод о правописании глаголов, оканчивающихся на -ться, -тся.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали? Слайд 8
Слайд 9
– Оцените свою собственную работу на «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»).
– Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?
9.Домашнее задание.
1) стр.116 упр. 4 (спиши, перед глаголами записывай вопросы) – обязательная часть
2) Продолжение легенды о языке: «Хорошо, – сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь». Эзоп ушел и принес…язык»
– Подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире» – по желанию.
Предварительный просмотр:
Памятка №1.
– Каким способом будем изучать новую тему?
- сначала надо понять, что мы не знаем;
- затем самим построить новый способ действия.
Памятка №2.
– Как определить, что не знаем?
- надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
- выполнить пробные действия;
- определить своё затруднение;
- подумать и найти причину затруднения.
Алгоритм написания глаголов на -тся, -ться
Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
Найдите глагол.
Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
Задайте вопрос к глаголу.
Правописание -ться и -тся в глаголах
Имена существительные | Глаголы | |
Начальная форма | 3 лицо | |
Правописание -ться и -тся в глаголах
Имена существительные | Глаголы | |
Начальная форма | 3 лицо | |
Правописание -ться и -тся в глаголах
Имена существительные | Глаголы | |
Начальная форма | 3 лицо | |
Правописание -ться и -тся в глаголах
Имена существительные | Глаголы | |
Начальная форма | 3 лицо | |
девица | учиться | удивляется |
спутница | торопиться | улыбается |
красавица | удивляться | случается |
синица | улыбаться | готовится |
больница | случиться | |
готовиться |
Правописание -ться и -тся в глаголах
Имена существительные | Глаголы | |
Начальная форма | 3 лицо | |
девица | учиться | удивляется |
спутница | торопиться | улыбается |
красавица | удивляться | случается |
синица | улыбаться | готовится |
больница | случиться | |
готовиться |
Правописание -ться и -тся в глаголах
Имена существительные | Глаголы | |
Начальная форма | 3 лицо | |
девица | учиться | удивляется |
спутница | торопиться | улыбается |
красавица | удивляться | случается |
синица | улыбаться | готовится |
больница | случиться | |
готовиться |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»
технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....
Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"
Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"...
презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с
Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...
Урок русского языка 2 класс.УМК «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка . 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. Устаревшие слова....
Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.
После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...
Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).
Тема урока: Слово и предложение.Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...
«Правописание суффиксов - ик, - ек. Закрепление» урок русского языка 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»
laquo;Правописание суффиксов - ик, - ек. Закрепление» урок русского языка 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»...