Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века" "Правописание -тся и -ться в глаголах".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Татьяна Викторовна Красильникова

Урок открытия новых знаний "Правописание -тся и -ться в глаголах" по программе "Начальная школа 21 века".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Овсянковская основная общеобразовательная школа

Урок русского языка в 4 классе

"Правописание -тся и -ться в глаголах»

Составитель: учитель начальных классов

Красильникова Т.В.

26 ноября 2014г

УМК (автор):

«Начальная школа 21 века» С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: познакомить с правилом правописания -тся и -ться в глаголах

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
  • Построить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах и сформировать первичное умение его применять.
  • Закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов.
  1. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, внимание устную и письменную речь, развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля, логическое мышление, коммуникабельность.
  2. Воспитательные: воспитывать умение работать индивидуально, в парах и в группе; планируя свою деятельность, целенаправленно двигаться к достижению цели, выражать собственное мнение и аргументировать его.

Используемые технологии: развивающее обучение, проблемное обучение,   здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативное обучение, технология деятельностного подхода.

Методы и приёмы:  деятельностный метод, наглядные методы, словесные методы (рассказ, беседа)

Формы учебной работы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, работа в микрогруппе

Оборудование: учебник «Русский язык» ч.1, рабочая тетрадь «Пишем грамотно», «Учусь писать без ошибок», толковый словарь, компьютер, интерактивная доска, презентация сделанная в программе SMART Notbook, памятки, карточки для самопроверки, сигнальные светофоры для обратной связи.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо,
Вижу: класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Тему урока вы  определите и сформулируете самостоятельно

– Послушайте легенду.

“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?

– Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?

1 слайд - Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...» (лучше понимать прочитанное и друг друга,  правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать)

– Сегодня  на уроке  нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и  активными. На уроке вы должны  показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

– Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

– Какую большую тему мы изучаем в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).

- Как обычно, урок русского языка мы начинаем с высказывания знаменитых людей. Послушайте, что сказал известный русский писатель Л.Н. Толстой о значении этой части речи: (2 СЛАЙД)

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». 

Минутка чистописания

- Запишем эту фразу в минутке чистописания.

На первой строчке запишите загл. и строчн. букву Гг, содин. Гл, гл

 - При написании будем помнить об осанке, высоте и ширине букв, расстояние между словами, о красной строке и заглавной букве.

– Что вы знаете о глаголе?

– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)

– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? (светофоры)

– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?

– Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания  слов данной части речи.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

2.1. – Прочитайте стихотворения М.Бородицкой учебник стр. 114(рубрика «Давай подумаем»):3 слайд

Солнце садится, струится водица, 
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы 
синица напьется –
Славно сегодня 
звенится-поется.

Меж грибами мухомор
Красотой 
гордится.
Нечего 
гордиться –
Для супа не 
годится.

– Назовите выделенные слова. На какие группы можно разделить выделенные слова?  (глаголы, имена существительные)4 слайд

– Что интересного заметили  в словах данных стихотворений? (на конце слышится [ца])

– Какие вопросы у вас возникли? Что интересного заметили?(почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных – буквами ца, на конце глаголов -ться или -тся)

2.2. Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.

– Попробуйте определить, когда пишется ца, когда -тся или -ться?

– Какую цель поставите перед собой?изучить то новое, что мы ещё не знаем).

– Прочитайте вывод Лиды в учебнике «На конце  имен существительных слышится [ца] и пишется ца. На конце глаголов слышится [ца], а пишется -тся или -ться.» Согласишься ли ты с таким ответом?

– Кто испытывает затруднение в оценке верности данного утверждения? (светофоры) В чем оно заключается?

– Молодцы, вы смогли зафиксировать своё затруднение. Теперь надо подумать и найти причину затруднения.

3. Постановка учебной задачи.

– Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных – курица, птица и т.д.).

– Почему оно не помогло вам при написании глаголов ? 

– Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем?

– Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).

– Сформулируйте тему нашего урока? (правописание -тся и -ться в глаголах).

(учитель фиксирует на доске тему урока.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Исследование №1. (устно) 

– Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь. Какие слова писать не будем? (имена сущ.)

– Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой строке.

садится (что делает?)                 гордиться (что делать?)
струится 
глядится
напьется
звенится
поется
гордится
не годится

– Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно сделать?

Вывод 1: Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.

2) Исследование №2. Задание из тетради «Учусь писать без ошибок» (работа в парах на листочках) слайд5

– Найдите глаголы, определите форму и лицо глаголов.

– Всегда ли можно определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?

– Что заметили? Найдите ошибку. В какой форме пишется ь, а в какой не пишется? 

– Подведём итог, когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?

Вывод 2: ь пишется у глаголов 3 лица и не пишется у глаголов неопределённой формы.

– Составьте алгоритм  написания глаголов на -тся, -ться: 6 слайд

  1. Найдите глагол.
  2. Задайте вопрос к глаголу.
  3. Если глагол  употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
  4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

– Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется -тся или -ться? (задать вопрос к глаголу и определить его форму)

– Прочитайте правило в рубрике «Тайна русского языка» и сравните свои выводы с имеющимися в учебнике.

Физминутка

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5.1. Выполнение упражнения №1 стр.101 с комментированием у доски в громкой речи (запиши слова в 3 столбика: 1) имена существительные; 2) глаголы в начальной форме; 3) глаголы в форме 3 лица)7 слайд

умница          учиться        учится
столица       светиться    светится
курица          виться          клубится…

– К каким словам  можно применить ранее составленный алгоритм? Докажите.

– Сделайте вывод о написании  -тся или -ться у глаголов.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6.1. Выполнение упр. №2 ( проверка по эталону)  мальчики встают к конторкам

Имена существительные

Глаголы

Начальная форма

3 лицо

девица

учиться

удивляется

спутница

торопиться

улыбается

красавица

удивляться

случается

синица

улыбаться

готовится

больница

случиться

6.2. Работа с рубрикой «Давай подумаем»: ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав? Аргументируй свой ответ.

– Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов). Работа с информацией по группам. Первая группа ищет слово теплица по толковому словарю. Вторая группа ищет слово теплится, теплиться в интернете по словарю

(теплица – теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей , цветов, теплолюбивых растений; теплиться, теплится – гореть слабым, неярким пламенем; быть чуть теплым; быть едва заметным)

– Составьте устно предложения с каждым из слов и понаблюдайте за глаголами.

(В конце участка стояла огромная теплица. Надежда все еще теплится в них. Огонь костра будет теплиться всю ночь.)

– Сделайте вывод о правописании -тся, -ться в глаголах.

7. Включение в систему знаний и повторение. 

7.1. Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) упр. 1 (самостоятельно, с взаимопроверкой: вставь вместо пропусков -ться или -тся, над глаголами укажи вопрос)

прокатиться – что сделать? 

не годится – что делает?

7.2. Самостоятельная работа по выбору (дифференциация обучения) с последующей взаимопроверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы: учебник стр.116 упр.3 (запиши 3 глагола по образцу: гордиться – гордится, гордятся…)

  • рабочая тетрадь стр.37 упр.2 (вставь пропущенные буквы – орфографический тренинг, в выделенных глаголах на месте пропусков вставь -ться или - тся – отработка  написания -ться и -тся в глаголах)

Сделайте вывод о правописании глаголов, оканчивающихся на -ться, -тся.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали? Слайд 8

Слайд 9

– Оцените свою собственную работу на «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»).

– Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

9.Домашнее задание. 

1) стр.116 упр. 4 (спиши, перед глаголами записывай вопросы) – обязательная часть

2) Продолжение легенды о языке: «Хорошо, – сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь». Эзоп ушел и принес…язык»

– Подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире» – по желанию.



Предварительный просмотр:

Памятка №1.

– Каким способом будем изучать новую тему?

  1. сначала надо понять, что мы не знаем;
  2. затем самим построить новый способ действия.

Памятка №2.

– Как определить, что не знаем?

  1. надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
  2. выполнить пробные действия;
  3. определить своё затруднение;
  4. подумать и найти причину затруднения.

Алгоритм написания глаголов на -тся, -ться

Если глагол  употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.

Найдите глагол.

Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

Задайте вопрос к глаголу.

Правописание -ться и -тся в глаголах

Имена существительные

Глаголы

Начальная форма

3 лицо

Правописание -ться и -тся в глаголах

Имена существительные

Глаголы

Начальная форма

3 лицо

Правописание -ться и -тся в глаголах

Имена существительные

Глаголы

Начальная форма

3 лицо

Правописание -ться и -тся в глаголах

Имена существительные

Глаголы

Начальная форма

3 лицо

девица

учиться

удивляется

спутница

торопиться

улыбается

красавица

удивляться

случается

синица

улыбаться

готовится

больница

случиться

готовиться

Правописание -ться и -тся в глаголах

Имена существительные

Глаголы

Начальная форма

3 лицо

девица

учиться

удивляется

спутница

торопиться

улыбается

красавица

удивляться

случается

синица

улыбаться

готовится

больница

случиться

готовиться

Правописание -ться и -тся в глаголах

Имена существительные

Глаголы

Начальная форма

3 лицо

девица

учиться

удивляется

спутница

торопиться

улыбается

красавица

удивляться

случается

синица

улыбаться

готовится

больница

случиться

готовиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

технологическая карта урока русского языка проведённого во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока. правописание слов с сочетаниями жи-ши....

Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"

Конспект урока русского языка 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме "Правописание слов в словосочетании"...

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Урок русского языка 2 класс.УМК «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка . 2 класс.   УМК «Начальная школа XXI века»  Тема. Устаревшие слова....

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Слово и предложение.Урок  русского языка  2  класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация  к  уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...

«Правописание суффиксов - ик, - ек. Закрепление» урок русского языка 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»

laquo;Правописание суффиксов - ик, - ек. Закрепление» урок русского языка 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»...