Конспект урока русского языка во 2 «г» классе Тема: «Как определить ударный слог?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка во 2 классе , тема : "как определить ударный слог". Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_opredelit_udarnyy_slog_1.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап урока и его цель | Деятельность учителя Содержание урока | Планируемые результаты |
I. Организационный момент | - Ребята, поприветствуйте друг друга. Улыбнитесь. Ну-ка, проверь, дружок, Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? (Проверка готовности к уроку) | Регулятивные: - волевая саморегуляция; Личностные: - выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
Минутка чистописания Словарная работа II. Актуализация знаний | - Приготовьтесь к письму. «Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Запишите с доски дату и «Классную работу». - Начинаем минутку чистописания. - Сегодня у нас дежурит буква Я. - Послушайте, что она говорит о себе. Всем на свете буква Я Доложить готова: А вы знаете, кто Я? Вы не знаете, кто Я? Я не только буква Я – Буква, слог и слово. - Как вы понимаете слова, что буква я это слог и слово? Приведите пример.( буква я может являться слогом в слове, например: яблоко, ягода; буква я может являться словом, когда кто-то говорит о себе: я читаю книгу) Посмотрите и скажите, на что похожа буква Я? (Галстук, часы) Почему их четыре? (на доске печатные и письменные буквы, строчная и заглавная буква Яя) - Чем отличаются печатные и письменные буквы? ( печатные мы видим в книгах, а письменные пишем, они отличаются написанием элементов) - Пропишите строчку букв Яя (соединение заглавной и строчной буквы), обратите внимание на соединение - Ребята, вы любите загадки? (Да!) - Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно. Всегда во рту, а не проглотишь? (язык) - Как вы догадались? (язык- огрган, который всегда находится во рту и его нельзя проглотить) - Что означает это слово? (орган вкуса) - Какое еще значение имеет слово язык? (Язык пламени, язычок колокольчика. Как предмет: русский язык, немецкий язык) - Давайте красиво запишем это слово в строчку. (пишут) - А сейчас мы выполним словарную работу. - На следующей строке напишите слово Словарь: Запишите слова, подчеркивая буквы, написание которых нужно запомнить, поставьте ударение. - Осина, яблоко, береза, яблоня и новое слово извините. Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (Осина) Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленье детки. (Яблоко) Русская красавица Стоит на поляне В зелёной кофточке, В белом сарафане. (Берёза) Гуси-лебеди летели, Унести детей хотели. Что за дерево стояло И ребят от них скрывало? (Яблоня) Когда виноваты, сказать вы спешите Прошу вас, пожалуйста- (Извините) - Когда так говорят? (Когда просят прощения за какой-либо поступок) - Произнесите это слово по слогам (из-ви-ни-те) - Сколько слогов в слове? (4) - На какой слог падает ударение? (на 3) - В каком или каких слогах можно сделать ошибки? ( в 1, 2 и 4) - Написание гласной «и» в 1 и 2 слоге, написание гласной «е» в 4 слоге нужно запомнить. - Посмотрите как записано это слово на доске и проверьте свое написание - Какое из словарных слов лишнее на ваш взгляд? (Яблоко) -Почему?(Это плод, а остальные деревья) - Сейчас мы будем решать с вами задачи, но не такие, как на уроках математики, а лингвистические или языковые. Ведь лингва (по-латыни) – язык. - Сколько слогов в слове язык? Как узнать? (Сколько в слове гласных, столько и слогов) - Какой секрет имеет эта буква, если стоит в начале слова? (Обозначает два звука) - Молодцы! Придумайте три слова с буквой Я, чтобы она стояла в начале слова. | Познавательные УУД: выявлять сущность, особенности объектов; выделять ранее изученную информацию; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме Личностные результаты: развивать умения выражать свои эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
III. Формулировка темы и цели урока Усвоение новых знаний Наблюдение над языковым материалом \\ Предварительная формулировка правила детьми Работа с формулировкой правила | - Внимание! (учитель ударяет в бубен) - Что вы услышали? (Звук) - Почему бубен зазвучал? (Был удар по нему) - Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? (учитель ударяет деревянными ложками сильнее – слабее) (Нет. Сначала громко. Потом тихо) - А почему? От чего зависит сила звука? (От силы удара) - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении) - Сегодня на уроке мы узнаем, почему наша речь звучит по-разному, поговорим о значении ударения. - Ударить можно не только в бубен или ложки, но ударить можно голосом. - Как вы это понимаете? (Значит что-то выделить силой голоса) - Определите сколько слогов в слове осина? (3) - Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом?(Второй) - Говорят, что второй слог ударный. Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихи. Послушайте их. А теперь про ударенье мы прочтем стихотворение: Ударный слог, ударный слог! Он назван так недаром. Эй, невидимка – молоток – Отметь его ударом. - А мы на письме обозначаем ударный звук соответствующим символом. - А слог, на который ударение не падает, называют безударным. - Давайте откроем учебники и выполним упр. 99 - Прочитайте. Скажите чем необычна эта запись?(текст разделен на слоги) - Что за знак стоит над буквами? (знак ударения) - Прочитайте строки медленно, выделяя голосом ударный слог. - Запишите правильно строки, не делая слоговой границы между слогами. Прочтите, что у вас получилось. - Что такое ударение, по вашему мнению? (Выделение звука голосом) - Как произносится ударный звук? ( Громко, длительно) - Как обозначается ударный звук на письме? (Знаком) - Прочитайте правило на стр. 67 про себя, потом вслух. На сколько частей можно разделить правило?( на 3 части) - Прочитайте 1 часть. - Что такое ударение? (Выделение голосом одного из слогов в слове) - Перескажите 1 часть. - Прочитайте 2 часть. - Чем отличается ударный звук от безударного? (Он всегда тянется, произносится громче, сильнее) - Перескажите 2часть. - Прочитайте 3 часть. - Где ставится знак ударения? (Над буквой, которая обозначает ударный гласный звук) - Перескажите 3 часть. - Перескажите правило. | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. Познавательные: - постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Познавательные: - выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
Физкультминутка. | Мартышки (групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении) Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем , Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три! | Личностные: забота о здоровье. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера. Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. |
V. Первичное закрепление | - Давайте попробуем выполнить упражнение упр.100. - Прочитайте предложение и ответьте на вопрос «Когда так говорят?» (Когда наступает осень) - Как определим ударный слог в словах? (Выделим его голосом, пропоем) Еще один из приемов – спросить. ПожелтЕл? - Спишите и обозначьте ударение в словах. / / / / Пожелтел листок – осенняя весточка. (один ребенок у доски, остальные в тетради) | Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказыванияКоммуникативные: -владение диалогической формой речи |
VI. Наблюдение над языковым материалом Самостоятельная работа Орфоэпическая работа. Предварительная формулировка правила детьми Работа с формулировкой правила | - А теперь выполним упр. 101. Прочитайте и скажите, почему не над каждым ударным слогом стоит знак ударения. (В словах, которые состоят из одного слога, ударение не обозначается) - Поделите слова на слоги. (у доски, на карточках) - О чем нам говорит 1 схема? Какие слова мы должны подобрать к 1 схеме? (слово состоит из 1 слога, слова состоящие из одного слога) - О чем говорит 2 схема? Какие слова мы должны подобрать ко 2 схеме? (слово состоит из двух слогов, первый ударный) - О чем говорит 3 схема? Какие слова мы должны подобрать к 3 схеме? (слово состоит из двух слогов, второй ударный) - О чем говорит 4 схема? Какие слова мы должны подобрать к 4 схеме? (слово состоит из трех слогов, третий ударный) - Запишите слова в четыре столбика в порядке расположения данных схем. 1.дождь, день 2. торты, свекла, понял 3. шофер, столяр, щавель 4. договор, позвонит, поняла Проверка по эталону - Ребята, во многих словах ударения ставят неверно. - Давайте хором произнесем слова, которые представляют особые трудности. (Читаете хором все слова, кроме 1 группы, потом несколько детей (2-3) читают эти слова самостоятельно.) - Посмотрите на слова и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным? (Любой) - Прочитайте правило. - Какое ударение в русском языке?(Свободное) - Как вы понимаете, что ударение в русском языке свободное? (оно может падать на любой слог) - Перескажите правило. | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения
|
VII. Первичное закрепление. | - Выполним упр.102 - Выразительно прочитайте диалог. - Вежливая ли речь у участников диалога? (Да) - По каким словам вы это определили? (Здравствуй, милая, как здоровье, извините) - Какое словарное слово вам здесь встретилось? (Извините) - Подберите к нему синоним (простите) - Спишите диалог, обозначьте в ловах ударение. Один ученик у доски, остальные в тетради | Познавательные: определение и решение поставленных шагов; решение типовых заданий на новый способ действия. |
IX. Обобщающая работа Итог урока. | Какую цель мы ставили перед собой на уроке? - Что мы изучали на уроке? - Как определить ударение в словах? - Когда ударение отдыхает? - Почему ударение в русском языке называют свободным? Рефлексия «Светофор» | Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности. Личностные: - умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. |
Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Конспект урока русского языка во 2 «г» классе
Тема: «Как определить ударный слог?»
Тема: «Как определить ударный слог?»
Тип урока: Открытие новых знаний
Класс: 2 «г»
УМК: «Школа России» Плешаков А.А.
Цель: уточнение знаний об особенностях ударного слога , развитие умения находить в слове ударный слог.
Планируемые результаты:
1.Предметные: познакомить со значением термина ударение;
2.Метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи урока; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
3.Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителями.
Задачи:
1. Содействовать формированию чувства языка, формированию умений и навыков необходимых для грамотного письма.
2. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению русского языка.
3. Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к слову, как значимой единице речи.
Оборудования: Учебник русский язык. 2 класс, ч. 1., Канакина В.П., Горецкий В.Г. , презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"
Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"
Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...
Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"
Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс УМК "ПНШ" Написание ударных и безударных личных окончаний глаголов
Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУД.Цель: создание условий для применения умения определять и сравнивать спряжения глагола по его начальной форме; развитие орфографической зоркости...
Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Ударные и безударные гласные звуки"
Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Ударные и безударные гласные звуки"...
Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе. Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»
Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе.Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»...
Урок русского языка "Какие бывают слоги? Как определить ударный слог." 2 класс.
Урок русского языка "Какие бывают слоги? Как определить ударный слог." 2 класс....