Конспект урока русского языка во 2 «г» классе Тема: «Как определить ударный слог?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока русского языка во 2 классе , тема : "как определить ударный слог". Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_opredelit_udarnyy_slog_1.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока и его цель

Деятельность учителя

Содержание урока

Планируемые результаты

I. Организационный момент

- Ребята, поприветствуйте друг друга. Улыбнитесь.

 Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?   
(садитесь)

 Все ли правильно сидят?

 Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

(Проверка готовности к уроку)

Регулятивные: - волевая саморегуляция; Личностные: - выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

Минутка чистописания

Словарная работа

II. Актуализация знаний

- Приготовьтесь к письму. «Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Запишите с доски дату и «Классную работу».

     - Начинаем минутку чистописания.

     - Сегодня у нас дежурит буква   Я.

- Послушайте, что она говорит о себе.  

       Всем на свете буква Я

       Доложить готова:

       А вы знаете, кто Я?

       Вы не знаете, кто Я?

       Я не только буква  Я –

       Буква, слог и слово.

- Как вы понимаете слова, что буква я это слог и слово? Приведите пример.( буква я может являться слогом в слове, например: яблоко, ягода; буква я может являться словом, когда кто-то говорит о себе: я читаю книгу)

 Посмотрите и скажите, на что похожа буква Я? (Галстук, часы) Почему их четыре?

    (на доске печатные и письменные буквы, строчная и заглавная буква Яя)

- Чем отличаются печатные и письменные буквы? ( печатные мы видим в книгах, а письменные пишем, они отличаются написанием элементов)

 - Пропишите строчку букв Яя (соединение заглавной и строчной буквы), обратите внимание на соединение

  - Ребята, вы любите загадки?   (Да!)

 - Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно. Всегда во рту, а не проглотишь? (язык)

 - Как вы догадались? (язык- огрган, который всегда находится во рту и его нельзя проглотить)

- Что означает это слово? (орган вкуса)

 - Какое еще значение имеет слово язык? (Язык пламени, язычок колокольчика. Как предмет: русский язык, немецкий язык)

 - Давайте красиво запишем это слово в строчку.  (пишут)

- А сейчас мы выполним словарную работу.

- На следующей строке напишите слово Словарь:

Запишите слова, подчеркивая буквы, написание которых нужно запомнить, поставьте ударение.

- Осина, яблоко, береза, яблоня и новое слово извините.

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленье детки.

(Яблоко)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Берёза)

Гуси-лебеди летели,

Унести детей хотели.

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало?

(Яблоня)

Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста-

(Извините)

- Когда так говорят? (Когда просят прощения за какой-либо поступок)

- Произнесите это слово по слогам (из-ви-ни-те)

- Сколько слогов в слове? (4)

- На какой слог падает ударение? (на 3)

- В каком или каких слогах можно сделать ошибки? ( в 1, 2 и 4)

- Написание гласной «и» в 1 и 2 слоге, написание гласной «е» в 4 слоге нужно запомнить.

- Посмотрите как записано это слово на доске и проверьте свое написание
- Составьте предложение с новым словом.

- Какое из словарных слов лишнее на ваш взгляд? (Яблоко)

-Почему?(Это плод, а остальные деревья)

- Сейчас мы будем решать с вами задачи, но не такие, как на уроках математики, а лингвистические или языковые. Ведь лингва (по-латыни) – язык.

- Сколько слогов в слове язык? Как узнать? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

 - Какой секрет имеет эта буква, если стоит в начале слова? (Обозначает два звука)

 - Молодцы! Придумайте три слова с буквой Я, чтобы она стояла в начале слова.

Познавательные УУД:  выявлять сущность, особенности объектов; выделять ранее изученную информацию;

Коммуникативные УУД:  оформлять свои мысли в устной форме

Личностные результаты: развивать умения выражать свои эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Формулировка темы и цели урока

Усвоение новых знаний  

Наблюдение над языковым материалом

\\

Предварительная формулировка  правила детьми

Работа с формулировкой правила

- Внимание!  (учитель ударяет в бубен)

 - Что вы услышали? (Звук)

 - Почему бубен зазвучал? (Был удар по нему)

 - Послушайте,  одинаковый ли звук  от удара ложек? (учитель ударяет деревянными ложками сильнее – слабее) (Нет. Сначала громко. Потом  тихо)

 - А почему? От чего зависит сила звука? (От силы удара)

 - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?  (об ударении)

    - Сегодня на уроке мы  узнаем, почему наша речь звучит по-разному, поговорим о значении ударения.

- Ударить можно не только в бубен или ложки, но ударить можно голосом.

 - Как вы это понимаете? (Значит что-то выделить силой голоса)

- Определите сколько слогов в слове осина? (3)

- Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом?(Второй)

- Говорят, что второй слог ударный. Про ударный слог поэт Александр   Шибаев сочинил стихи. Послушайте их.

        А теперь про ударенье мы прочтем стихотворение:

        Ударный слог, ударный слог!

        Он назван так недаром.

        Эй, невидимка – молоток –

        Отметь его ударом.

- А мы на письме обозначаем ударный звук соответствующим символом.

- А слог, на который ударение не падает, называют безударным.

- Давайте откроем учебники и выполним упр. 99

- Прочитайте. Скажите чем необычна эта запись?(текст разделен на слоги)

- Что за знак стоит над буквами? (знак ударения)

- Прочитайте строки медленно, выделяя голосом ударный слог.

- Запишите правильно строки, не делая слоговой границы между слогами.

Прочтите, что у вас получилось.

- Что такое ударение, по вашему мнению? (Выделение звука голосом)

- Как произносится ударный звук? ( Громко, длительно)

- Как обозначается ударный звук на письме? (Знаком)

- Прочитайте правило на стр. 67 про себя, потом вслух. 

На сколько частей можно разделить правило?( на 3 части)

- Прочитайте 1 часть.

- Что такое ударение? (Выделение голосом одного из слогов в слове)

- Перескажите 1 часть.

- Прочитайте 2  часть.

- Чем отличается ударный звук от безударного? (Он всегда тянется, произносится громче, сильнее)

- Перескажите 2часть.

- Прочитайте 3 часть.

- Где ставится знак ударения? (Над буквой, которая обозначает ударный гласный звук)

- Перескажите 3 часть.

- Перескажите правило.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

 - прогнозирование. Познавательные:

- постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Познавательные: - выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения  

Физкультминутка.

Мартышки

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Личностные: забота о здоровье.

Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера.

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

V. Первичное закрепление

- Давайте попробуем выполнить упражнение  упр.100.

- Прочитайте предложение и ответьте на вопрос «Когда так говорят?» (Когда наступает осень)

- Как определим ударный слог в словах? (Выделим его голосом, пропоем) Еще один из приемов – спросить. ПожелтЕл?

- Спишите и обозначьте ударение в словах.

               /           /           /           /

Пожелтел листок – осенняя весточка.

(один ребенок у доски, остальные в тетради)

Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказыванияКоммуникативные: -владение  диалогической формой речи

VI. Наблюдение над языковым материалом

Самостоятельная работа

Орфоэпическая работа.

Предварительная формулировка  правила детьми

Работа с формулировкой правила

 - А теперь выполним упр. 101. Прочитайте и скажите, почему не над каждым ударным слогом стоит знак ударения. (В словах, которые состоят из одного слога, ударение не обозначается)

- Поделите слова на слоги. (у доски, на карточках)

- О чем нам говорит 1 схема? Какие слова мы должны подобрать к 1 схеме? (слово состоит из 1 слога, слова состоящие из одного слога)

- О чем говорит 2 схема? Какие слова мы должны подобрать ко 2 схеме? (слово состоит из двух слогов, первый ударный)

- О чем говорит 3 схема? Какие слова мы должны подобрать к 3 схеме? (слово состоит из двух слогов, второй ударный)

- О чем говорит 4 схема? Какие слова мы должны подобрать к 4 схеме? (слово состоит из трех слогов, третий ударный)

 - Запишите слова в четыре столбика в порядке расположения данных схем.

1.дождь, день

2. торты, свекла, понял

3. шофер, столяр, щавель

4. договор, позвонит, поняла

Проверка по эталону

- Ребята, во многих словах ударения ставят неверно.

- Давайте хором произнесем слова, которые представляют особые трудности. (Читаете хором все слова, кроме 1 группы, потом несколько детей (2-3) читают эти слова самостоятельно.)

- Посмотрите на  слова и сделайте вывод о том, какой слог в слове может быть ударным? (Любой)

- Прочитайте  правило.

- Какое ударение в русском языке?(Свободное)

- Как вы понимаете, что ударение в русском языке свободное? (оно может падать на любой слог)

- Перескажите правило.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества

Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

 

VII. Первичное закрепление.

- Выполним упр.102

- Выразительно прочитайте диалог.

- Вежливая ли речь у участников диалога? (Да)

- По каким словам вы это определили? (Здравствуй, милая, как здоровье, извините)

- Какое словарное слово вам здесь встретилось? (Извините)

- Подберите к нему синоним (простите)

- Спишите диалог, обозначьте в ловах ударение.

Один ученик у доски, остальные в тетради

Познавательные: определение и решение поставленных шагов; решение типовых заданий на новый способ действия.

IX. Обобщающая работа

Итог урока.

Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Что мы изучали на уроке?

     - Как определить ударение в словах?

     - Когда ударение отдыхает?

- Почему ударение в русском языке называют свободным?

Рефлексия «Светофор»

Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности. Личностные: - умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

Конспект  урока русского языка во 2 «г» классе

Тема: «Как определить ударный слог?»

Тема: «Как определить ударный слог?»

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 2 «г»

УМК: «Школа России» Плешаков А.А.

Цель: уточнение знаний об особенностях ударного слога , развитие умения находить в слове ударный слог.

Планируемые результаты:

1.Предметные: познакомить со значением термина ударение;

2.Метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи урока; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

3.Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителями.
Задачи:

 1. Содействовать формированию чувства языка, формированию  умений и навыков необходимых для грамотного письма.

 2. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению  русского языка.

3. Воспитывать аккуратность,  внимательное отношение к слову, как значимой единице речи.

Оборудования: Учебник русский язык. 2 класс, ч. 1., Канакина В.П., Горецкий В.Г. , презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс УМК "ПНШ" Написание ударных и безударных личных окончаний глаголов

Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУД.Цель: создание условий для применения  умения определять и сравнивать спряжения глагола по его начальной форме; развитие орфографической зоркости...

Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Ударные и безударные гласные звуки"

Урок по русскому языку в 1 классе по теме "Ударные и безударные гласные звуки"...

Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе. Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»

Конспект урока по русскому языку во 2-ом классе.Тема: «Ударные и безударные гласные в корне»...

Урок русского языка "Какие бывают слоги? Как определить ударный слог." 2 класс.

Урок русского языка "Какие бывают слоги? Как определить ударный слог." 2 класс....