Окончания имён существительных множественного числа.
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Казакова Наталья Владимировна

Урок русского языка в 4 классе.УМК "Перспективная начальная школа."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1.doc57 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Окончания имён существительных множественного числа.

Цели: закрепить знания детей о правописании безударных окончаний существительных           множественного числа;

совершенствовать умение правильно писать окончания имён существительных;

развивать внимание, память, мышление;

воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, интерес к русскому языку.

Оборудование: проектор, слайды, таблицы-помощники.

Ход урока.

1. Организационный момент. Настрой на урок.

Учитель. Удобно сядьте. Повторяйте за мной:

                Сейчас я начну учиться.

                Я радуюсь этому.

                Внимание моё растёт.

                Память моя крепка.

                Голова мыслит ясно.

                Я хочу учиться.

                Я готов к работе.

                Работаю.

2. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1. Окончания имён существительных множественного числа.

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель.

Слайд 2. - Что мы знаем об имени существительном?

Ученики отвечают на поставленный вопрос, а потом проверяют свои высказывания.

Слайд 3. Имя существительное:

                - самостоятельная часть речи;

                - обозначает предмет;

                - отвечает на вопросы кто? что?;

                - одушевлённое или неодушевлённое;

                - имеет род и склонение;

                - изменяется по числам и падежам;

                - в предложении бывает как главным, так и второстепенным членом.

Учитель. Прочитайте словосочетания левого столбика и устойчивые выражения правого столбика.

Слайд 4. Хорошо видно.                      Гладить по головк… .

                Всё время хвалить.               Видно как на ладон… .

                Очень медленно.                   Делать из мух… слона.

                Сильно преувеличивать.      В час по чайной ложк… .      

Учитель. Подберите к словосочетаниям левого столбика устойчивые выражения из правого столбика.

Ученики. Хорошо видно.                    Видно как на ладон… .

                 Всё время хвалить.              Гладить по головк… .

                 Очень медленно.                 В час по чайной ложк… .      

                 Сильно преувеличивать.    Делать из мух… слона.      

Учитель. Как проверить безударное падежное окончание имён существительных в единственном числе?

Ученики. 1. Поставить слово в начальную форму.

                 2. Определить род, склонение, падеж.

                 3. Вспомнить окончание.

Учитель. Вставьте пропущенные окончания и определите падеж.

Ученики вставляют окончания и проверяют свои ответы.

Слайд 5. Видно как на ладони (П. п.)

                Гладить по головке (Д. п.)

                В час по чайной ложке (Д.п.)      

                Делать из мухи (Р. п.) слона.  

Учитель. Давайте запишем другие словосочетания, определим склонение и падеж, а также выделим окончания. Запись под диктовку.  

Стоит у дорожк…, приехал к бабушк… Кат…, заботился о матер…, вытащил из проруб…,слушал брата, лежал в постел…, от деревн… к деревн….  

Взаимопроверка.

Учитель. Кто выполнил без ошибок?

                Кто допустил 1 – 2 ошибки? Более?

                Над чем ещё надо поработать тем, кто допустил ошибки?

3. Занимательная минутка.

Учитель. Знаете ли вы, ребята, почему падежи имеют такие названия?

Подготовленные ученики читают стихи о падежах.

Именительный падеж.    Я – именительный падеж

                                           И нет на мне чужих одежд.

                                           Меня легко все узнают

                                           И в подлежащее зовут.

                                           Предлогов с детства не люблю,

                                           С собою рядом не терплю.

                                           Мои вопросы кто? и что?

                                           Ни с чем не спутает никто.

Родительный падеж.        А я падеж – родительный.

                                           Характер мой – общительный.

                                           Кого? Чего? И вот он я!

                                           Предлоги часто мне друзья:

                                           И от, и у, и из.

                                           Похож я на винительный

                                           Бываю иногда,

                                           Но в тексте различите вы

                                           Два падежа всегда.

Дательный падеж.           Я называюсь дательным,

                                           Работаю старательно.

                                           Кому отдать? К чему призвать?

                                           Лишь только я могу сказать.

                 С предлогом к и по дружу,

                 Но и один гулять хожу.

Винительный падеж.       А я – винительный падеж,

                                           И я во всём виню невежд.

                                           Зато отличников люблю,

                                           Для них пятёрки я ловлю.

                                           Кого позвать, во что играть,

                                           Готов ребятам подсказать

                                           Не прочь с предлогами дружить,

                                           Но и без них могу прожить.

Творительный падеж.      А я – творительный падеж,

                                           Исполнен всяческих надежд.

                                           Творите! – Чем?

                                           Творите! – С кем?

                                           Я подскажу вам – нет проблем!

                                           Предлогам перед, под и над

                                           В любой момент я очень рад!

Предложный падеж.        А я падеж предложный.

                                           Со мною случай сложный.

                                           Мне без предлогов свет ни мил.

                                           О ком? О чём я говорил?

                                           Ах да, нужны предлоги!

                                           Без них мне нет дороги.

                                           Пусть будет о, и в, и при

                                           Ты их случайно не сотри:

                                           Тогда смогу я рассказать,

                                           О ком мечтать и в чём гулять.

4. Физкультминутка.

Учитель. Если я называю словосочетания с именами существительными в единственном числе, то маршируете, а если во множественном – стоите.

        Сидели за партами, улыбнулась маме, ухаживал за цветами, рыбачил на речке, пересадка с поезда на поезд, на армейской шинели, у здоровых ребят, на скалистых берегах, жили в доме, несколько килограммов яблок.

5. Окончания имён существительных во множественном числе.

Учитель.

Слайд 6. Что мы знаем об именах существительных во множественном числе?

Ученики отвечают на поставленный вопрос, а потом проверяют свои высказывания.

Слайд 7. Имена существительные во множественном числе:

                - не различаются по склонениям;

                - имеют одинаковые окончания в трёх падежах: Д.п., Т.п., П.п.;

                - у неодушевлённых существительных одинаковые окончания в И.п. и в В.п.;

                - у одушевлённых – в Р.п. и в В.п..

5. Работа по учебнику. Дифференцированная работа.

Страница 94. Упражнение 105. (Ученики 3 группы получают таблицы-помощники «Окончания имён существительных во множественном числе» )

Учитель. Прочитайте задание.

                Прочитайте стихотворение.

                По цепочке вставьте пропущенные буквы (Орфограмма – проверочное слово).

                Спишите ту часть задания, которая вам посильна, с которой вы справитесь.

                Кто справится со всем заданием?

                Кто с двумя частями? С одной?

Самостоятельная работа.

Коллективная работа над заданием к упражнению.

  1. Назовите падеж и окончание существительных в единственном числе.
  2. Назовите падеж и окончание существительных во множественном числе.
  1. Разберите второе предложение по членам.
  2. В третьем предложении выделите основу.

6. Закрепление.

Учитель. Прочитайте пословицы и подумайте, какое слово пропущено в них. Это разные формы одного и того же слова.

                                                              В.п.

Слайд 8. Жизнь дана на добрые ________.

                             Р.п.

                Всех ________ не переделаешь.

                                    Д.п.

                По твоим _______ о тебе судят.

                                                                   П.п.

                Умён на словах, да глуп на _________.

                                                                  Т.п.

                Языком не спеши, а _________ не смеши.

                     И.п.

                ________ как сажа бела.

Ученики высказываются и приходят к выводу, что пропущено слово дела.

Учитель. Поставьте это слово в тот падеж, который необходим.

                                                                 В.п.                                          

Слайд 9. Жизнь дана на добрые дела.

                          Р.п.

                Всех дел не переделаешь.

                                   Д.п.

                По твоим делам о тебе судят.

                                                                                П.п.

                Умён на словах, да глуп на делах.

                                                      Т.п.

                Языком не спеши, а делами не смеши.

                  И.п.

                Дела как сажа бела.

Учитель. А какие добрые дела совершаете вы?

Ученики рассказывают о своих поступках.

7. Итог урока.

Учитель.  Что закрепляли на уроке?

                 Что было трудно? Что легко?

8. Дифференцированное домашнее задание.

Учитель. Ребята, выберете такое задание, с которым вы можете справиться.

  1. Написать мини-сочинение о добрых делах, которые вы совершаете. Определить падеж имён существительных в единственном и во множественном числе. Выделить окончания.
  2. Списать 5 предложений из книги. Определить падеж имён существительных в единственном и во множественном числе. Выделить окончания.
  3. Просклонять 3 существительных во множественном числе.

МОУ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40»

УРОК

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

2 КЛАСС

тема урока : 

Честный мальчик

(корейская сказка)

      ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ                                                                          

                                                                                    КАЗАКОВА Н. В.

2011 – 2012 учебный год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Окончания имён существительных множественного числа

Слайд 2

Что мы знаем об имени существительном?

Слайд 3

Имя существительное: часть речи; обозначает предмет; отвечает на вопросы кто?, что?; одушевлённое или неодушевлённое; имеет род и склонение; изменяется по числам и падежам; в предложении может быть как главным членом, так и второстепенным.

Слайд 4

Хорошо видно Гладить по головк… Всё время хвалить Видно как на ладон… Очень медленно Делать из мух… слона Сильно преувеличивать В час по чайной ложк…

Слайд 5

Гладить по головк… Видно как на ладон… Делать из мух… слона В час по чайной ложк…

Слайд 6

1 скл. Д.п. Гладить по головке Видно как на ладон… Делать из мух… слона В час по чайной ложк…

Слайд 7

1 скл.Д.п. Гладить по головке 3 скл.П.п. Видно как на ладони Делать из мух… слона В час по чайной ложк…

Слайд 8

1 скл.Д.п. Гладить по головке 3 скл.П.п. Видно как на ладони 1 скл.Р.п. Делать из мухи слона В час по чайной ложк…

Слайд 9

1 скл.Д.п. Гладить по головке 3 скл.П.п. Видно как на ладони 1 скл.Р.п. Делать из мухи слона 1 скл.Д.п. В час по чайной ложке

Слайд 11

Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.)

Слайд 12

Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.), приехал к бабушке (1 скл., Д.п.) Кате (1 скл., Д.п.),

Слайд 13

Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.), приехал к бабушке (1 скл., Д.п.) Кате (1 скл., Д.п.), заботился о матери (3 скл., П.п.),

Слайд 14

Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.), приехал к бабушке (1 скл., Д.п.) Кате (1 скл., Д.п.), заботился о матери (3 скл., П.п.), вытащил из проруби (3 скл., Р.п.),

Слайд 15

Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.), приехал к бабушке (1 скл., Д.п.) Кате (1 скл., Д.п.), заботился о матери (3 скл., П.п.), вытащил из проруби (3 скл., Р.п.), слушал брата (2 скл., В.п.),

Слайд 16

Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.), приехал к бабушке (1 скл., Д.п.) Кате (1 скл., Д.п.), заботился о матери (3 скл., П.п.), вытащил из проруби (3 скл., Р.п.), слушал брата (2 скл., В.п.), лежал в постели (3скл., П.п.),

Слайд 17

Стоит у дорожки (1 скл., Р.п.), приехал к бабушке (1 скл., Д.п.) Кате (1 скл., Д.п.), заботился о матери (3 скл., П.п.), вытащил из проруби (3 скл., Р.п.), слушал брата (2 скл., В.п.), лежал в постели (3скл., П.п.), от деревни (1 скл., Р.п.) к деревне ( 1 скл., Д.п.).

Слайд 19

Что мы знаем об имени существительном во множественном числе?

Слайд 20

Имя существительное во множественном числе: - не различается по склонениям; имеет одинаковые окончания в трёх падежах: Д.п.(-ам, -ям), Т.п.(-ами, -ями), П.п.(-ах, -ях); у неодуш. сущ. одинаковые окончания в И.п. и В.п.(-а,-я,-и,-ы); у одуш. сущ. одинаковые окончания в Р.п. и В.п.(-ов,-ёв,-ей,- ).

Слайд 22

В.п. Жизнь дана на добрые ________. Р.п. Всех _____ не переделаешь. Д.п. По твоим _______ о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на _______. Т.п. Языком не спеши, а _______ не смеши. И.п. _________ как сажа бела.

Слайд 23

В.п. Жизнь дана на добрые дела . Р.п. Всех _____ не переделаешь. Д.п. По твоим _______ о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на _______. Т.п. Языком не спеши, а _______ не смеши. И.п. _________ как сажа бела.

Слайд 24

В.п. Жизнь дана на добрые дела . Р.п. Всех дел не переделаешь. Д.п. По твоим _______ о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на _______. Т.п. Языком не спеши, а _______ не смеши. И.п. ______ как сажа бела.

Слайд 25

В.п. Жизнь дана на добрые дела . Р.п. Всех дел не переделаешь. Д.п. По твоим делам о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на ________. Т.п. Языком не спеши, а ________ не смеши. И.п. _______ как сажа бела.

Слайд 26

В.п. Жизнь дана на добрые дела . Р.п. Всех дел не переделаешь. Д.п. По твоим делам о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на делах . Т.п. Языком не спеши, а ________ не смеши. И.п. _______ как сажа бела.

Слайд 27

В.п. Жизнь дана на добрые дела . Р.п. Всех дел не переделаешь. Д.п. По твоим делам о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на делах . Т.п. Языком не спеши, а делами не смеши. И.п. _______ как сажа бела.

Слайд 28

В.п. Жизнь дана на добрые дела . Р.п. Всех дел не переделаешь. Д.п. По твоим делам о тебе судят. П.п. Умён на словах, да глуп на делах . Т.п. Языком не спеши, а делами не смеши. И.п. Дела как сажа бела.

Слайд 29

Домашнее задание Напишите мини-сочинение о добрых делах, которые вы совершаете. У имён существительных определите падеж. Спишите 5 предложений из книги, у имён существительных определите падеж. Просклоняйте 3 существительных во мн.ч. Выделите окончания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Окончания имён существительных множественного числа

Урок русского языка с использованием частично- поискового метода....

Презентация по русскому языку "Падежные окончания имён существительных множественного числа"

Презентация содержит материал для отработки навыков правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа....

Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа

Цели: 1.Формировать умение правильно склонять имена существительные в   форме множественного числа. Закреплять знания об окончаниях существительных в разных падежах....

Правописание окончаний имён существительных множественного числа.

Презентация  куроку русского языка 3 класс. Тема: "Правописание окончаний имён существительных множественного числа"...

Окончания имён существительных множественного числа.

Разработка урока по русскому языку на тему  "Окончания имён существительных множественного числа."...


 

Комментарии

Бочкарева Ольга Николаевна

спасибо, за вашу разработку!!!