Окончания имён существительных множественного числа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка с использованием частично- поискового метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом-школа»
городского округа Орехово–Зуево
Московской области
Урок русского языка
в 4 классе
по теме
«Окончания
имён существительных множественного числа»
подготовила учитель начальных классов
Алексеева А.А.
в рамках недели гуманитарных наук
12 декабря 2013года
Цель: актуализация знаний об имени существительном как части речи.
Задачи:
- обобщить и закрепить знания о правилах правописания безударных имён существительных;
- развивать умения обобщать и синтезировать знания, аргументировать и доказывать мнения;
- воспитывать добросовестность, активность, наблюдательность.
Ход урока:
- Орг. момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Надеюсь, что вы будете внимательны, активны, старательны, тогда урок будет интересным и познавательным. Итак, начнём.
- Проверка домашнего задания.
На дом учащимся было задано упражнение № 158 на стр 144 учебника Зелениной Л.М. (Русский язык для 4 класса нач.шк. в 2 ч ч.1.- М: Просвещение, 2010-191с.)
- Назовите имена существительные множественного числа в форме именительного падежа. (Это существительные «леса», «берёзки», «ветви»)
- Назовите имена существительные множественного числа в форме творительного падежа. (Это существительные «ветрами», «улитками»)
- Минутка чистописания
На доске слова: Нар…дились, н…чевать, н…сти.
- Чем похожи между собой эти слова? (Эти слова – глаголы, начинаются на букву «н», в корнях этих слов – безударные гласные)
- Подберите проверочные слова. (Во время проверке учитель вставляет пропущенные буквы в слова на доске)
- Как вы думаете, какую букву будем прописывать на минутке чистописания? (Букву «н»)
- Что можете сказать о звуке, который обозначает буква «н»? (Этот звук согласный, звонкий, непарный)
- Вспомним, как правильно писать заглавную и строчную букву «Н»
( Учитель показывает на доске, дети прописывают строчку соединения Нн)
- На минутке чистописания пропишем ещё одно слово, которое начинается на букву, которая находиться в первом слове «нарядились» и обозначает согласный твёрдый звук. (Это буква «н»)
- Вторая буква в слове «ночевать» обозначает гласный безударный звук в корне слова. (Это буква «о»)
- Третья буква в слове «нести» обозначает парный согласный звук, который нужно проверить. (Это буква «с»)
- Какое слово получилось? (Получилось слово «нос». Дети прописывают это слово, обращая внимания на соединения букв)
- Что такое нос? (Это орган дыхания и обоняния.)
- Закрепление навыка определения падежей имён существительных.
На доске фразеологизмы:
Зарубить на носу (хорошо надолго запомнить)
Водить за нос (обманывать, вводить в заблуждение, обещать чти – либо и не выполнить обещания)
Тыкать носом (указывать кому – либо на недостатки в резкой форме)
- Объясните значение каждого выражения.
- Какое из этих высказываний применимо к уроку? («Зарубить на носу, потому что нужно всё хорошо запоминать)
- Запишите эти фразеологизмы, запомните их и старайтесь употреблять их в речи. Определите падеж существительного «нос» в этих выражениях.
- Словарная работа
- В учебнике на стр 180 найдите словарные слова на букву «н».
Слово «Народ» учитель записывает на доске, дети в тетради, выделяются орфограммы.
Слово «Ноябрь» учитель записывает на доске, дети в тетради, выделяются орфограммы.
- Придумайте такое предложение, чтобы в нём были два этих словарных слова.
(Лучший вариант ученик записывает на доске.)
- Разберите это предложение по членам предложения. (Ученик у доски, дети – в тетради)
- Закрепление навыка правописания безударных окончаний существительных единственного числа.
На доске карточки:
НОС
НОС
НОС
НОС
У каждого ребёнка на парте карточки: ОРОГ, С, КА, ТЬ, ПОД.
- Мы малышки – коротышки,
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начала и концы.
(Ребята подставляют карточки к словам «НОС» в начало и в конец. Должны получиться слова: носорог, поднос, сноска, разность)
- Объясните лексическое значение каждого слова. (Сноска — это примечание, размещаемое внизу страницы документа, которое является комментарием к какому-либо месту основного текста.)
Работа учащихся у доски
- Записать существительное «носорог» в форме предложного падежа, объяснить правописание окончания.
- Записать существительное «разность» в форме дательного падежа, объяснить правописание окончания.
- Записать существительное «поднос» в форме творительного падежа, объяснить правописание окончания.
- Записать существительное «сноска» в форме родительного падежа, объяснить правописание окончания.
- Физ. Минутка
Выполнение дыхательной гимнастики
Упражнение «Ракета»- Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком: «А-а-а-а». руки медленно опустить вниз.
Упражнение «Мышка и мишка» - У Мишки дом огромный (выпрямление, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох). У Мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произношением звука «ш-ш-ш».
Упражнение «Ежики» - Спокойное дыхание через нос.
- Работа над темой урока
У каждого ученика на карточках текст:
Она снова свистнула в свой свисток, и на кухню примчались морские свинки, одетые как люди: в передник…, с поварешк… и кухонными ножами за поясом. За ними прибежали белки - много белок, тоже на двух ногах; они были в широких шаровар… и зеленых бархатных шапочк…. Это, видно, были поварята. Они быстро-быстро карабкались по стен… и приносили к плите миски и сковородки, яйца, масло, коренья и муку. А у плиты суетилась, катаясь взад и вперед на своих кокосовых скорлупк…, сама старуха - ей, видно, очень хотелось сварить для Якоба что-нибудь хорошее. Огонь под плитой разгорался все сильнее, на сковородк… что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах.
- Прочитайте текст. Из какой сказки этот отрывок? (Сказка немецкого писателя Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»
- Что можете сказать о существительных, в которых пропущены окончания? (Эти существительные множественного числа)
-Карандашом напишите окончания этих существительных в карточке.
- Уверены ли вы, что правильно выполнили это задание?
- Давайте проверим. Для этого надо заполнить таблицу.
Карточки у детей и таблица на доске:
Окончания имён существительных множественного числа
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
Именит.п. | |||
Родител.п. | |||
Дательн.п. | |||
Винител.п. | |||
Творител.п. | |||
Предлож.п. |
Ученики вместе с учителем рассматривают таблицы на страницах в учебнике 137, 138, 142, 142 и заполняют таблицу.
Окончания имён существительных множественного числа
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
Именит.п. | ы, и | ы,а,и | и |
Родител.п. | ей | ов, ей | ей |
Дательн.п. | ам, ям | ам, ям | ам, ям |
Винител.п. | ы, ей | ов, ей | ей |
Творител.п. | ами, ями | ами, ями | ами, ями |
Предлож.п. | ах, ях | ах, ях | ах, ях |
- Что нужно сделать, чтобы пользуясь таблицей проверить правильность написания окончаний существительных множественного числа? (Нужно определить склонение имени существительного, затем определить падеж и посмотреть окончание в таблице)
По этому плану проводиться проверка окончаний, которые дети написали у существительных в тексте.
- Закрепление знаний о правописании окончаний существительных множественного числа.
Запись под диктовку
Правила ухода за носом
Нельзя ковырять в носу пальцами и тем более острыми предметами.
Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
Нельзя пользоваться чужим носовыми платочками.
Нельзя вдыхать запах незнакомых жидкостей.
- Найти в каждом предложении существительное множественного числа , выделить окончание, определить падеж
10) Итог урока
- О чём говорили на уроке?
- На странице 168 найдите упражнение 164, прочитайте задания и предложения. Помогут ли вам знания, которые вы сегодня получили выполнить это упражнение?
- Зарубили ли вы на носу как писать окончания существительных?
Все правильно, вы сегодня молодцы, очень хорошо поработали. Я дарю вам стихотворение про наши замечательные носы:
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придет
Тихо спать, закрывши рот.
Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать,
День на солнце не сидеть –
Носик может обгореть!
А зимой в большой мороз
Не высовывать свой нос!
11) Домашнее задание стр.148 упр 164
12) Выставление оценок.
Литература:
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 216с
Волина В.В. Праздник Букаваря. М.:АСТ-ПРЕСС, 1995.- 384с
Интернет ресурсы:
http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/konspekt-nod-dlja-detskogo-sada-po- teme-nash-nos.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-404490.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/27/picture-70176-1451171646.png)
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-176566-1444582664.jpg)
Окончания имён существительных множественного числа.
Урок русского языка в 4 классе.УМК "Перспективная начальная школа."...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-200662-1360581284.jpg)
Презентация по русскому языку "Падежные окончания имён существительных множественного числа"
Презентация содержит материал для отработки навыков правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/15/picture-790557-1463297129.jpg)
Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа
Цели: 1.Формировать умение правильно склонять имена существительные в форме множественного числа. Закреплять знания об окончаниях существительных в разных падежах....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/08/picture-159985-1691488130.jpg)
Правописание окончаний имён существительных множественного числа.
Презентация куроку русского языка 3 класс. Тема: "Правописание окончаний имён существительных множественного числа"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/08/picture-377832-1389205945.jpg)
Урок русского языка «Правописание окончаний имён существительных множественного числа». 3 класс
Урок русского языка 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/02/picture-1409270-1701509350.jpg)
Окончания имён существительных множественного числа.
Разработка урока по русскому языку на тему "Окончания имён существительных множественного числа."...