План- конспект урока русского языка " Правописание сочетаний чк-чн" 1 класс
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Голубкова Ольга Николаевна

Правописание сочетаний чк-чн (рзработка урока)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochetanie_chk-chn.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Правописание буквосочетаний ЧК-ЧН»

ФИО (полностью)

Голубкова Ольга Николаевна

Должность

учитель начальных классов

Предмет

русский язык

Класс

1

Тема и номер урока в теме

«Правописание буквосочетаний ЧК-ЧН»

Базовый учебник

С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. 1 класс.  УМК «21 век»

Тип урока:

ОНЗ

Цель  урока: самостоятельно сформулировать правило правописания слов с сочетаниями чк-чн

Основные цели:

1) сформировать умение правильно писать сочетания ЧК-ЧН.

2) повторить согласные, гласные звуки.

3) тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, умение работать в парах, первичное умение фиксировать свое затруднение, выявлять его причину и оценивать свою деятельность на уроке.

Демонстрационный материал:

  1. лента букв;

  1. шаги для написания слов с сочетаниями ЧК-ЧН

                Найди сочетание                   Примени правило                 Напиши слово

  1. эталон:

ЧК-ЧН

                                        

 

  1. шаги плана:

Вспомнить секрет согласного Ч.

Применить секрет для выбора написания.

Сделать вывод.

Раздаточный материал:

  1. карточка с пробным заданием 1
  2. карточка для самостоятельной работы 2

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть.

− Сегодня мы с вами продолжим работу и откроем еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Сначала, выясним, что мы не знаем. Для этого надо  выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и  выяснить его причину. Затем сами построим новое знание.)

− Желаю вам успешной работы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

− С чего вы начнёте работать? (С повторения и с подготовки руки к письму.)

− На какие  2 группы делятся все звуки?

− Назовите гласные звуки, которые обозначают мягкость предшествующего согласного, твёрдость предшествующего согласного.

− Вспомните, какие согласные являются особенными. Всегда мягкими и запишите их (Ч, Щ, Й.) (Напоминалочка: «Человека Щиплет Йод» (по Т. Рик).)

− Вспомните, какие согласные являются всегда твердыми и запишите их (Ш, Ж, Ц.) (Напоминалочка: «Шёл Живой Царь» (по Т. Рик).)

  Минутка чистописания

   Написание Чч

Задание на пробное действие.

С.140 учебник, упр.3.

   Работа с карточками.

− Кто не выполнил задание?

− Что вы не смогли сделать? (Я не смог вставить пропущенную букву.)

− Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнили задание правильно?

− Укажите эталон, которым вы воспользовались.

− Что вы не смогли сделать? (Я не смог обосновать свой ответ.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить?

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем нужно или нет писать ь знак.)

  • Посмотрите еще раз на слова и скажите, между какими согласными   буквами  возникло затруднение?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель нашего урока? (Понять нужно ли писать  ь знак в сочетаниях ЧК_ЧН)

− Постараемся сами выяснить нужно или нет писать ь знак в сочетаниях чк-чн ?

 −  Ваши предложения.

1. Вспомнить всё о звуке ч.

2. Сделать вывод.

3. Сравнить вывод с учебником.

− Ребята, вспомните, что вы знаете о звуке ч (он всегда мягкий)

 − Нужно ли писать мягкий знак, если звук ч мягкий.

− Сформулируйте вывод.

5. Реализация построенного проекта

− Ребята, вспомните, что вы знаете о звуке ч (он всегда мягкий)

 − Нужно ли писать мягкий знак, если звук ч мягкий.

− Сформулируйте вывод.

– Дети хором повторяют сочетания ЧК-ЧН  пишутся без ь

 А где мы можем проверить, правильный ли мы вывод сделали? (В учебнике.) Профессор Самоваров.

 Правильно!

В результате в тетрадях должно быть записано:

 Любочка, сказочно, солнечный, речку, ёлочку, белочка, лисичка.

− Давайте отдохнем. Физкультминутка.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

− Закрепить умение писать слова с сочетаниями чк-чн  нам поможет следующее упражнение.

Его для нас приготовил профессор Самоваров.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

−  Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

Карточка 2.

Самостоятельная работа.

 Составление слов с сочетаниями чк-чн .Работа в парах.

− В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

− Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

Запишем предложения под диктовку.

 Птички клевали сочные ягоды.

 На столе ярко горела свечка.

 У Лены жили ручные ежи.

9. Рефлексия.

− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали правописание буквосочетаний чк-чн

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные карточки (Р–7). Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

  • Я знаю, правописание чк-чн
  • Я знаю, как объяснить, почему чк-чн пишутся без мягкого знака
  • В самостоятельной работе у меня всё получилось.
  • Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

Я доволен своей работой на уроке.

– Молодцы!

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

2.

«Какие звуки обозначаются буквами?»

Информационный источник сложной структуры

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTQ_023%5D.swf 

3.

«Правила написания буквосочета-ний»

Информационный источник сложной структуры

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_024%5D.swf 

4.

«Найди ошибку»

Информационный источник сложной структуры

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIG_027%5D.swf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

План-конспект урока Русского языка Правописание падежных окончаний у существительного -е,-и.

План-конспект урока Русского языка Правописание падежных окончаний у существительного -е,-и.Цель:создать положительную мотивацию на урок.Тип: Урок открытия новых знаний.Использованная технология: ТРКМ...

План - конспект урока русского языка "Правописание слов с удвоенными согласными" 3 класс

Тема: Правописание слов с удвоенными согласными.Цель: повторить и обобщить знания о словах с удвоенными согласными.Задачи:1) Систематизирование знаний о словах с удвоенными согласными.2) Расширение кр...

Конспект урока русского языка "Правописание сочетаний чк, чн, щн"

Цель урока: учить правильно произносить слова с шипящими звуками, создать условия для ознакомления учащихся с правилом написания слов с буквосочеаниями чн, чк, щн....