План- конспект урока русского языка " Правописание сочетаний чк-чн" 1 класс
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Правописание буквосочетаний ЧК-ЧН»
ФИО (полностью) | Голубкова Ольга Николаевна | |
Должность | учитель начальных классов | |
Предмет | русский язык | |
Класс | 1 | |
Тема и номер урока в теме | «Правописание буквосочетаний ЧК-ЧН» | |
Базовый учебник | С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. 1 класс. УМК «21 век» | |
Тип урока: | ОНЗ |
Цель урока: самостоятельно сформулировать правило правописания слов с сочетаниями чк-чн
Основные цели:
1) сформировать умение правильно писать сочетания ЧК-ЧН.
2) повторить согласные, гласные звуки.
3) тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, умение работать в парах, первичное умение фиксировать свое затруднение, выявлять его причину и оценивать свою деятельность на уроке.
Демонстрационный материал:
- лента букв;
- шаги для написания слов с сочетаниями ЧК-ЧН
Найди сочетание Примени правило Напиши слово |
- эталон:
ЧК-ЧН |
- шаги плана:
Вспомнить секрет согласного Ч. |
Применить секрет для выбора написания. |
Сделать вывод. |
Раздаточный материал:
- карточка с пробным заданием 1
- карточка для самостоятельной работы 2
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть.
− Сегодня мы с вами продолжим работу и откроем еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Сначала, выясним, что мы не знаем. Для этого надо выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и выяснить его причину. Затем сами построим новое знание.)
− Желаю вам успешной работы!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− С чего вы начнёте работать? (С повторения и с подготовки руки к письму.)
− На какие 2 группы делятся все звуки?
− Назовите гласные звуки, которые обозначают мягкость предшествующего согласного, твёрдость предшествующего согласного.
− Вспомните, какие согласные являются особенными. Всегда мягкими и запишите их (Ч, Щ, Й.) (Напоминалочка: «Человека Щиплет Йод» (по Т. Рик).)
− Вспомните, какие согласные являются всегда твердыми и запишите их (Ш, Ж, Ц.) (Напоминалочка: «Шёл Живой Царь» (по Т. Рик).)
Минутка чистописания
Написание Чч
Задание на пробное действие.
С.140 учебник, упр.3.
Работа с карточками.
− Кто не выполнил задание?
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог вставить пропущенную букву.)
− Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнили задание правильно?
− Укажите эталон, которым вы воспользовались.
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог обосновать свой ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить?
− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем нужно или нет писать ь знак.)
- Посмотрите еще раз на слова и скажите, между какими согласными буквами возникло затруднение?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель нашего урока? (Понять нужно ли писать ь знак в сочетаниях ЧК_ЧН)
− Постараемся сами выяснить нужно или нет писать ь знак в сочетаниях чк-чн ?
− Ваши предложения.
1. Вспомнить всё о звуке ч.
2. Сделать вывод.
3. Сравнить вывод с учебником.
− Ребята, вспомните, что вы знаете о звуке ч (он всегда мягкий)
− Нужно ли писать мягкий знак, если звук ч мягкий.
− Сформулируйте вывод.
5. Реализация построенного проекта
− Ребята, вспомните, что вы знаете о звуке ч (он всегда мягкий)
− Нужно ли писать мягкий знак, если звук ч мягкий.
− Сформулируйте вывод.
– Дети хором повторяют сочетания ЧК-ЧН пишутся без ь
– А где мы можем проверить, правильный ли мы вывод сделали? (В учебнике.) Профессор Самоваров.
– Правильно!
В результате в тетрадях должно быть записано:
Любочка, сказочно, солнечный, речку, ёлочку, белочка, лисичка.
− Давайте отдохнем. Физкультминутка.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Закрепить умение писать слова с сочетаниями чк-чн нам поможет следующее упражнение.
Его для нас приготовил профессор Самоваров.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
− Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
Карточка 2.
Самостоятельная работа.
Составление слов с сочетаниями чк-чн .Работа в парах.
− В каком месте возникло затруднение?
− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?
− У кого задание не вызвало затруднений?
− Вы все молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)
Запишем предложения под диктовку.
Птички клевали сочные ягоды.
На столе ярко горела свечка.
У Лены жили ручные ежи.
9. Рефлексия.
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали правописание буквосочетаний чк-чн
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
– У вас на партах лежат цветные карточки (Р–7). Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
- Я знаю, правописание чк-чн
- Я знаю, как объяснить, почему чк-чн пишутся без мягкого знака
- В самостоятельной работе у меня всё получилось.
- Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
Я доволен своей работой на уроке.
– Молодцы!
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
2. | «Какие звуки обозначаются буквами?» | Информационный источник сложной структуры | Видеофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af5e312-efb7-4db9-a0ef-22f5e4362106/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTQ_023%5D.swf |
3. | «Правила написания буквосочета-ний» | Информационный источник сложной структуры | Видеофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_024%5D.swf |
4. | «Найди ошибку» | Информационный источник сложной структуры | Видеофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0f12735-6ca5-4420-9f65-651c65b367dd/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BIG_027%5D.swf |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
План- конспект урока русского языка " Правописание сочетаний чк-чн" 1 класс
Правописание сочетаний чк-чн (рзработка урока)...
План-конспект урока Русского языка Правописание падежных окончаний у существительного -е,-и.
План-конспект урока Русского языка Правописание падежных окончаний у существительного -е,-и.Цель:создать положительную мотивацию на урок.Тип: Урок открытия новых знаний.Использованная технология: ТРКМ...
План - конспект урока русского языка "Правописание слов с удвоенными согласными" 3 класс
Тема: Правописание слов с удвоенными согласными.Цель: повторить и обобщить знания о словах с удвоенными согласными.Задачи:1) Систематизирование знаний о словах с удвоенными согласными.2) Расширение кр...
Конспект урока русского языка "Правописание сочетаний чк, чн, щн"
Цель урока: учить правильно произносить слова с шипящими звуками, создать условия для ознакомления учащихся с правилом написания слов с буквосочеаниями чн, чк, щн....