ь знак урок
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

 

№ урока

(этапы)

Раздел программы

Тема программы

                  Структура и содержание урока

Учебный материал к уроку

Формирование              УУД

11

«Как устроен наш язык»

Разделительный   мягкий знак (ь)

Цели урока:                                                                                                                                          

 

развитие  умения понимать функции разделительного мягкого знака (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного);

 

определение роли разделительного мягкого знака при решении практических задач (транскрипции);

 

совершенствовать умение объяснять совпадения в звуко -буквенном составе слова;

 

оценивание правильности выполнения заданий.

 

организация деятельности обучающихся по самостоятельному применению алгоритма правильного написания разделительного мягкого знака (ь);

 

Задачи урока:                                                                                            

 

уметь характеризовать функции  мягкого знака  разделительного (ь);

 

уметь определять роль разделительного мягкого знака в транскрипции;

 

учитывать степень сложности заданий и уметь оценивать возможность его выполнения

 

 

 

 

 

Учебник для  общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. Л.В.Петленко. В.Ю.Романова

 

Рабочая тетрадь

под редакцией С.В.Иванова

 Реализация                                    научно – исследовательской

деятельности.

1.

 

 

Организационный момент: организация внимания,

проверка подготовленности обучающихся к уроку

Учитель показывает белый лист бумаги , где в середине стоит чёрная точка и спрашивает           

-      Что вы видите?                1 ученик – Точку                 2 ученик – Чёрную точку                                            3 ученик – Жирную точку                                 Учитель:  Вы все увидели только точку и никто не заметил большого белого листа. Вот   этот   белый лист сегодня заполнится  вашими новыми знаниями.

 

Формирование коммуникативных

учебных действий

2.

 

 

Проверка домашнего задания: установление правильности, полноты и осознанности знаний

при выполнении заданий

Заполнение таблицы «Правописание жи- ши, ча-ща, чу-щу»

Делаем выводы о правилах правописания данных орфограмм. Приводим собственные примеры слов на данное правило (для сильных обучающихся) и для слабых – подчёркивание орфограмм изучаемых в д/з

Формирование регулятивных учебных действий

3.

 

 

Сообщение темы урока через проблемную задачу: правильно ли записаны слова на доске?

Жилё, деревя, скамя, ружё,семя

Почему неправильно? Устанавливаем тему урока: разделительный мягкий знак. Устраняем ошибки, записываем в тетрадь полученные слова Формирование познавательных учебных действий

4.

 

 

Усвоение новых знаний и способов действий

Содействовать усвоению способов действий и приведению к определённым выводам

Прочитай пары слов с обяснением

Полёт-польёт; солю-солью;

тюлени-тюленьи;

Коля-колья

Составление моделей слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком смягчающим впередистоящий согласный.  Ответ на вопрос: в каких случаях ставим разделительный мягкий знак? Проговаривание (рассуждение)правила своими словами;    закрепление-чтение в учебнике

Формирование регулятивных учебных действий

5.

 

 

Физкультминутка: слайд через проектор(сыплются слова с мягким знаком в различных позициях из облаков – дети следят глазами)

Слайд 1

Наблюдения над  местоположением ь в  различных словах.

6.

 

 

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изучаемого материала, выявить проблемы и произвести их коррекцию, подготовка обучающимися своих примеров, работа на опорном материале

Измени слова так, чтобы они обозначали  много предметов

 

Воробей -(воробьи)

ручей - (ручьи)

соловей – (соловьи)

стул – (стулья)

дерево – (деревья)

лист – (листья)

колос – (колосья)

друг – (друзья)

крыло – (крылья)

 

Распознавание мягкого знака в данном материале

Формирование коммуникативных учебных действий

Работа в парах по карточкам(коррекция знаний учителем)

Проверка – составление кластера: разделительный мягкий знак, мягкий знак, смягчающий впередистоящий согласный

7.

 

 

Обобщение и систематизация знаний

Обеспечить установление внутрипредметных и внешнепредметных  знаний, обобщённых понятий

Найти в тексте слова с разделительным мягким знаком и слова  с мягким знаком, обозначающим мягкость впередистоящего согласного.                                                                       Текст

В небе крыл..ями машет журавлиная стая. Вдалеке видны огон..ки большого города . Друз..я – мальчишки собрались на рыбалку.

Рефлексивная дискуссия                                     «За---Против» (Сколько «за», сколько «против», кто поменял мнение)

Использование сигнальных карточек

Формирование коммуникативных   и личностных учебных действий

8.

 

 

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий, выявление качества, уровня усвоения знаний и способов действий,  обеспечить развитие у обучающихся способности к оценочным действиям

Слайд 2

 

Вь?га, пят?, брат?я, варен?е, л?ёт, обез?яна, в?ёт

 

За окном громко чирикают вороб?и.

Жёлтые лист?я ковром стелются под ногами.

Самостоятельная работа( выбирают из данных вариантов сами дети)

 

Формирование  личностных учебных  действий

9.

 

 

Коррекция знаний и способов действий: провести коррекцию выявленных пробелов

Вариант 1-мягкий знак, смягчающий

впередистоящий согласный

 

Вариант 2 -

Слова с разделительным мягким знаком

Составление развёрнутой  инструкции о регулярном контроле.  «Разделительный мягкий знак пишу после согласного звука, перед гласными е ,ё, ю, я»

Формирование регулятивных учебных действий

10.

 

 

Информация о домашнем задании: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания

 

1. Рабочая тетрадь

с.23 упражнение 41

Три уровня заданий

1) лёгкий(списать и вставить разделительный мягкий знак или мягкий знак смягчающий впередистоящий согласный)

2) средней тяжести                ( придумать словосочетания с о словами)

3) творческое (рассказ из четырёх предложений с данными словосочетаниями)

 Формирование личностных учебных действий

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал к учебному процессу:  Разделительный мягкий знак – завершение научно – исследовательской деятельности. Итог.

                                                                                                         Перед е, ё, ю, я

                                                                                                          Я в корнях стою, друзья.

                                                                                                 Воробьи, семья, жильё –

                                                                                                  Перед  я, ю, и, е, ё.

                                                                                                 Воробьи, жильё, ручьи.

                                                                                                 Листья, крылья, стулья,  чьи,

                                                                                                 Колья, перья и семья,                                                                                                                                                                                      

                                                                                                 Вьюга, осенью, друзья

 

 

               Оборудование: 1. Проектор    2. Сигнальные карточки     3. Учебник     4. Рабочая тетрадь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _znak_urok.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

(этапы)

Раздел программы

Тема программы

                  Структура и содержание урока

Учебный материал к уроку

Формирование              УУД

11

«Как устроен наш язык»

Разделительный   мягкий знак (ь)

Цели урока:                                                                                                                                          

развитие  умения понимать функции разделительного мягкого знака (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного);

определение роли разделительного мягкого знака при решении практических задач (транскрипции);

совершенствовать умение объяснять совпадения в звуко -буквенном составе слова;

оценивание правильности выполнения заданий.

организация деятельности обучающихся по самостоятельному применению алгоритма правильного написания разделительного мягкого знака (ь);

Задачи урока:                                                                                            

уметь характеризовать функции  мягкого знака  разделительного (ь);

уметь определять роль разделительного мягкого знака в транскрипции;

учитывать степень сложности заданий и уметь оценивать возможность его выполнения

Учебник для  общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. Л.В.Петленко. В.Ю.Романова

Рабочая тетрадь

под редакцией С.В.Иванова

 Реализация                                    научно – исследовательской

деятельности.

1.

Организационный момент: организация внимания,

проверка подготовленности обучающихся к уроку

Учитель показывает белый лист бумаги , где в середине стоит чёрная точка и спрашивает            

-      Что вы видите?                1 ученик – Точку                 2 ученик – Чёрную точку                                            3 ученик – Жирную точку                                 Учитель:  Вы все увидели только точку и никто не заметил большого белого листа. Вот   этот   белый лист сегодня заполнится  вашими новыми знаниями.

Формирование коммуникативных

учебных действий

2.

Проверка домашнего задания: установление правильности, полноты и осознанности знаний

при выполнении заданий

Заполнение таблицы «Правописание жи- ши, ча-ща, чу-щу»

Делаем выводы о правилах правописания данных орфограмм. Приводим собственные примеры слов на данное правило (для сильных обучающихся) и для слабых – подчёркивание орфограмм изучаемых в д/з

Формирование регулятивных учебных действий

3.

Сообщение темы урока через проблемную задачу: правильно ли записаны слова на доске?

Жилё, деревя, скамя, ружё,семя

Почему неправильно? Устанавливаем тему урока: разделительный мягкий знак. Устраняем ошибки, записываем в тетрадь полученные слова Формирование познавательных учебных действий

4.

Усвоение новых знаний и способов действий

Содействовать усвоению способов действий и приведению к определённым выводам

Прочитай пары слов с обяснением

Полёт-польёт; солю-солью;

тюлени-тюленьи;

Коля-колья

Составление моделей слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком смягчающим впередистоящий согласный.  Ответ на вопрос: в каких случаях ставим разделительный мягкий знак? Проговаривание (рассуждение)правила своими словами;    закрепление-чтение в учебнике

Формирование регулятивных учебных действий

5.

Физкультминутка: слайд через проектор(сыплются слова с мягким знаком в различных позициях из облаков – дети следят глазами)

Слайд 1

Наблюдения над  местоположением ь в  различных словах.

6.

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изучаемого материала, выявить проблемы и произвести их коррекцию, подготовка обучающимися своих примеров, работа на опорном материале

Измени слова так, чтобы они обозначали  много предметов

Воробей -(воробьи)

ручей - (ручьи)

соловей – (соловьи)

стул – (стулья)

дерево – (деревья)

лист – (листья)

колос – (колосья)

друг – (друзья)

крыло – (крылья)

Распознавание мягкого знака в данном материале

Формирование коммуникативных учебных действий

Работа в парах по карточкам(коррекция знаний учителем)

Проверка – составление кластера: разделительный мягкий знак, мягкий знак, смягчающий впередистоящий согласный

7.

Обобщение и систематизация знаний

Обеспечить установление внутрипредметных и внешнепредметных  знаний, обобщённых понятий

Найти в тексте слова с разделительным мягким знаком и слова  с мягким знаком, обозначающим мягкость впередистоящего согласного.                                                                       Текст

В небе крыл..ями машет журавлиная стая. Вдалеке видны огон..ки большого города . Друз..я – мальчишки собрались на рыбалку.

Рефлексивная дискуссия                                     «За---Против» (Сколько «за», сколько «против», кто поменял мнение)

Использование сигнальных карточек

Формирование коммуникативных   и личностных учебных действий

8.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий, выявление качества, уровня усвоения знаний и способов действий,  обеспечить развитие у обучающихся способности к оценочным действиям

Слайд 2

Вь?га, пят?, брат?я, варен?е, л?ёт, обез?яна, в?ёт

За окном громко чирикают вороб?и.

Жёлтые лист?я ковром стелются под ногами.

Самостоятельная работа( выбирают из данных вариантов сами дети)

Формирование  личностных учебных  действий

9.

Коррекция знаний и способов действий: провести коррекцию выявленных пробелов

Вариант 1-мягкий знак, смягчающий

впередистоящий согласный

Вариант 2 -

Слова с разделительным мягким знаком

Составление развёрнутой  инструкции о регулярном контроле.  «Разделительный мягкий знак пишу после согласного звука, перед гласными е ,ё, ю, я»

Формирование регулятивных учебных действий

10.

Информация о домашнем задании: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания

1. Рабочая тетрадь

с.23 упражнение 41

Три уровня заданий

1) лёгкий(списать и вставить разделительный мягкий знак или мягкий знак смягчающий впередистоящий согласный)

2) средней тяжести                ( придумать словосочетания с о словами)

3) творческое (рассказ из четырёх предложений с данными словосочетаниями)

 Формирование личностных учебных действий

Дополнительный материал к учебному процессу:  Разделительный мягкий знак – завершение научно – исследовательской деятельности. Итог.

                                                                                                         Перед е, ё, ю, я

                                                                                                          Я в корнях стою, друзья.

                                                                                                 Воробьи, семья, жильё –

                                                                                                  Перед  я, ю, и, е, ё.

                                                                                                 Воробьи, жильё, ручьи.

                                                                                                 Листья, крылья, стулья,  чьи,

                                                                                                 Колья, перья и семья,                                                                                                                                                                                      

                                                                                                 Вьюга, осенью, друзья

        Оборудование: 1. Проектор    2. Сигнальные карточки     3. Учебник     4. Рабочая тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разделительный мягкий знак» урок по русскому языку во 2 классе. Образовательная система «Школа России».

Цель: Обучение правописанию слов с разделительным мягким знаком.Задачи: Рассмотреть случаи правописания слов с разделительным мягким знаком. Учить разграничивать функции мягкого знака в словах. ...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Мягкий знак. Урок литературного чтения

Буква мягкий знак. Чтение слогов, слов и предложений с мягким знаком....

Путешествие в школу дорожных знаков. Урок окружающего мира, 1 класс

Так как наша гимназия находится между двумя автобусными остановками, то до изучения данной темы, была проведена экскурсия по ул. Деповской между остановками «Берёзка» и «Школьная». Цель дан...

Тема «Знакомство с различными видами лингвистических словарей. Слово как языковый знак» . Урок по русскому языку 4 класс УМК "Перспектива"

Цель: помочь детям понять необходимость лингвистических словарей.Задачи:- познакомить с особенностями лингвистических словарей; понять их сходство и различие.-способствовать формированию умения ...


 

Комментарии

Дополнительный материал к учебному процессу: Разделительный мягкий знак