Тема «Знакомство с различными видами лингвистических словарей. Слово как языковый знак» . Урок по русскому языку 4 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель: помочь детям понять необходимость лингвистических словарей.
Задачи:
- познакомить с особенностями лингвистических словарей; понять их сходство и различие.
-способствовать формированию умения пользоваться различными словарями:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovari_4_klass_-_kopiya.docx | 28.06 КБ |
slovari_avtosohranennyy.pptx | 194.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Знакомство с различными видами лингвистических словарей.
Слово как языковый знак» .
Цель: помочь детям понять необходимость лингвистических словарей.
Задачи:
- познакомить с особенностями лингвистических словарей; понять их сходство и различие.
-способствовать формированию умения пользоваться различными словарями:
Ход урока
I. Организация класса.
II. Работа над темой урока.
1. Постановка цели урока:
- Какую тему мы начали изучать? «Слово и его значение», сегодня мы проведем урок-исследование, на котором в качестве объекта исследования выступят вот эти книги.
-Кто догадался… как их назвать одним словом? (Словари).
2. Минутка чистописания
Наш почерк должен быть понятен и читаем всеми. Для этого важно тренировать каллиграфический навык. Почему сегодня я предлагаю вам сочетание этих букв Сс?
-На минутку чистописания мы возьмем сочетание первый буквы из слова словари?
Словари ( в тетради). Назовите и выделите орфограмму. Докажите!
3. Актуализация знаний.
- У кого дома есть словари, какие? Перечислите!
- Кто уже пользовался словарем?
-В какой ситуации он вам был необходим?
- Как вы поняли, разговор на уроке у нас пойдет о словарях, а точнее…
- Прочитайте тему урока. (Слайд)
- Задайте вопрос. Все ли слова вам понятны?
-Запомните этот вопрос. Он нам пригодиться чуть позже…
4. Постановка учебной задачи.
- У моей соседской девочки, кстати, тоже ученицы 4 класса дома много словарей. Выполняя упражнение по русскому языку, ей нужно было обратиться к словарю. Она растерялась и не смогла взять нужный словарь. Я конечно ей помогла, но выслушала от нее много вопросов: «Зачем они нужны?» «Какай от них толк?» « И почему их так много?». Я ей ответила, но подумала: «А почему бы нам не найти ответы на эти и другие вопросы?» Так возникла идея провести урок-исследование.
В результате проделанной работы мы ответим на вопросы: (слайд)
Вопросы
-Что такое словари и какие словари бывают?
(Слайд)
- Как нужно ими пользоваться?
- О чем можно узнать в каждом из предложенных словарей?
5. Решение учебной задачи.
Для проведения исследования я предлагаю вам разделиться на группы. Всего 6 групп.
1 вопрос -Что такое словари и какие словари бывают?
- Ответьте на первую часть вопроса: «Что такое словарь? Ответ: Словарь- это книга.
- Прочитайте вторую часть вопроса.
- Ваше мнение?
- Что помогло вам ответить на вопрос?
-Что бы убедиться в правильности ваших высказываний, обратимся к правилу в учебнике на стр.83
Работа с правилом.
- Перечислите название словарей, о которых говорит профессор Самоваров.
-Скажите, это и все словари, как вы думаете, или есть еще какие-нибудь, например….(ответы детей).
Вывод: Словарей очень много…. А мы назвали только те, которые используются чаще всего.
2 вопрос –Как нужно пользоваться словарём?
-Что бы ответить на этот вопрос, внимательно рассмотрим словари. Возьмите словари.
- Обсудите этот вопрос в группах, пользуясь планом, который у вас есть на карточке. (напечатанная карточка)+ слайд
-Прочитай название словаря;
-Кто автор- составитель?;
-Что можно узнать из предисловия (пробегите глазами статью);
-Каким образом расположены в словаре слова, словосочетания, понятия?
(Каждая группа отвечает)
- Что объединило все эти словари?
Итак, вывод: Все словари построены по одному принципу…Слова, словосочетания, понятия расположены в алфавитном порядке…
Работа по учебнику.
Упр. 136 стр.85
Работаем прямо по заданию учебника.
1 ряд- яблоко
2 ряд-диван
3 ряд-роза
-А теперь посмотрим, что можно узнать об этих словах в различных словарях. (работа в группах).
-А как? (Составить алгоритм). Для этого восстановите последовательность. (карточки разрезаны)
Проверим (Слайд)
Алгоритм работы со словарем.
1. Какое слово (словосочетание) нужно объяснить?
2. Выбрать необходимый словарь .
3. Найти слово в словаре.
4. Зафиксировать результат поиска.
- Что получилось?
(Теперь дети ищут объяснение слов в различных словарях и зачитывают.)
-Давайте соотнесем ваши ответы с заданием учебника.
-У всех ли так получилось? Почему?
-Потому что каждый словарь имеет своё назначение и выполняя задание, мы выбираем нужный нам словарь. И в данном случае мы пользовались каким словарём? (Толковым). Вывод.
- Что этот словарь делает? Для чего он нужен?
- Кто работает с толковым словарём?
- Значение какого слова вы объяснили?
-Вот, что говорит толковый словарь об остальных словах. (Слайд)
Яблоко. Плод яблони. Антоновские, анисовые, коричные яблоки. Летние сорта яблок. Сушёные, мочёные, печёные яблоки. Компот из яблок.
ДИВАН. Предмет мебели с длинным, на несколько человек сиденьем, со спинкой, ручками или валиками. Мягкий, жесткий, кожаный, клеенчатый .
Роза. Кустарниковое растение семейства розовых с крупными душистыми цветками красных, розовых, белых или желтых тонов и со стеблями, обычно покрытыми шипами.
-Отличается ли ваше толкование, от того, что написано в словаре?
-Чем?
-Обобщу все, что вы сказали: Каждый словарь имеет своё назначение и выполняя задание, мы выбираем нужный нам словарь.
- Есть еще один пункт алгоритма работы со словарем. Найдите ему место?
- (Слайд с полным алгоритмом).
- Вспомните, какой вопрос вы задали в начале урока?
- Что значит «лингвистические словари» или «лингвистика»? (Наука о языке или языкознание).
- К какому словарю мы обратимся? (толковому).
-Найдите!
-Обратитесь еще раз к правилу на с. 83 и зачитайте, что вам говорит профессор Самоваров о каждом словаре.
-А теперь посмотрите на третий вопрос. (Мы на него ответили…)
- Как запомнить… толковый словарь- объясняет значение слова… и т.д.
- Запомнили! Вот сейчас и проверим! Закройте учебники!
- У вас есть карточки. Прочитайте задание и выполните его.
- Откройте учебники. Проверьте сами себя. Встаньте, у кого все правильно и поставьте улыбающийся смайлик, кто допустил 1-2 ошибки- серьезный смайлик, ну а у кого более трёх ошибок- грустный смайлик. Этим детям надо посоветовать внимательнее читать правило и лучше запоминать…
Соедините линиями название словаря со сведениями, который он даёт.
Фразеологический произношение слова
Орфоэпический правописание слова
Толковый значение устойчивых сочетаний
Орфографический сведения об исторических событиях
Этимологический происхождение слова
Энциклопедический толкование значения слова
Слово учителя
- Мы на уроке работали с большими словарями. Они тяжелые и не всегда бывают под рукой.
- А где под рукой каждый день словари? (В конце учебника).
-В каком словаре можно найти постановку правильного ударения в словах? (Орфоэпический словарь).
Щавель, звонит, рефлексия.
-Даны слова, надо выписать одно слово, поставить ударение и указать название словаря.
Щавель-орфоэпический словарь.
-Вот так по образцу вы выполните упр. 135. Из каждого абзаца выпишите по одному слову или словосочетанию и укажите название словаря, записав его полностью.
- Что получилось? Проверка.
Домашнее задание
Упр. 134
Итог урока.
-Ответили мы на вопросы, которые были поставлены в начале урока?
Вопросы
-Что такое словари и какие словари бывают?
- Как нужно ими пользоваться?
- О чем можно узнать в каждом из предложенных словарей?
Составьте синквейн.
Соедините линиями название словаря со сведениями, который он даёт.
Фразеологический произношение слова
Орфоэпический правописание слова
Толковый значение устойчивых сочетаний
Орфографический сведения об исторических событиях
Этимологический происхождение слова
Энциклопедический толкование значения слова
Соедините линиями название словаря со сведениями, который он даёт.
Фразеологический произношение слова
Орфоэпический правописание слова
Толковый значение устойчивых сочетаний
Орфографический сведения об исторических событиях
Этимологический происхождение слова
Энциклопедический толкование значения слова
Соедините линиями название словаря со сведениями, который он даёт.
Фразеологический произношение слова
Орфоэпический правописание слова
Толковый значение устойчивых сочетаний
Орфографический сведения об исторических событиях
Этимологический происхождение слова
Энциклопедический толкование значения слова
Какое слово (словосочетание) нужно объяснить.
Найти слово в словаре.
Зафиксировать результат поиска.
Какое слово (словосочетание) нужно объяснить.
Найти слово в словаре.
Зафиксировать результат поиска.
Какое слово (словосочетание) нужно объяснить.
Найти слово в словаре.
Зафиксировать результат поиска.
Какое слово (словосочетание) нужно объяснить.
Найти слово в словаре.
Зафиксировать результат поиска.
Какое слово (словосочетание) нужно объяснить.
Найти слово в словаре.
Зафиксировать результат поиска.
-Прочитай название словаря;
-Кто автор- составитель?;
-Что можно узнать из предисловия (пробегите глазами статью);
-Каким образом расположены в словаре слова, словосочетания, понятия?
-Прочитай название словаря;
-Кто автор- составитель?;
-Что можно узнать из предисловия (пробегите глазами статью);
-Каким образом расположены в словаре слова, словосочетания, понятия?
-Прочитай название словаря;
-Кто автор- составитель?;
-Что можно узнать из предисловия (пробегите глазами статью);
-Каким образом расположены в словаре слова, словосочетания, понятия?
-Прочитай название словаря;
-Кто автор- составитель?;
-Что можно узнать из предисловия (пробегите глазами статью);
-Каким образом расположены в словаре слова, словосочетания, понятия?
-Прочитай название словаря;
-Кто автор- составитель?;
-Что можно узнать из предисловия (пробегите глазами статью);
-Каким образом расположены в словаре слова, словосочетания, понятия?
-Прочитай название словаря;
-Кто автор- составитель?;
-Что можно узнать из предисловия (пробегите глазами статью);
-Каким образом расположены в словаре слова, словосочетания, понятия?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы Что такое словари и какие словари бывают? Как нужно ими пользоваться? О чем можно узнать в каждом из предложенных словарей?
Фразеологический Орфоэпический Толковый Орфографический Этимологический Энциклопедический
Вопросы Что такое словари и какие словари бывают? Как нужно ими пользоваться? О чем можно узнать в каждом из предложенных словарей?
Прочитай название словаря. Кто автор- составитель ? Что можно узнать из предисловия? Каким образом расположены в словаре слова, словосочетания, понятия?
Алгоритм работы со словарем 1.Какое слово (словосочетание) нужно объяснить. 2. Найти слово в словаре. 3. Зафиксировать результат поиска.
Яблоко . Плод яблони. Антоновские, анисовые, коричные яблоки. Летние сорта яблок. Сушёные, мочёные, печёные яблоки. Компот из яблок. ДИВАН . Предмет мебели с длинным, на несколько человек сиденьем, со спинкой, ручками или валиками. Мягкий, жесткий, кожаный, клеенчатый . Роза . Кустарниковое растение семейства розовых с крупными душистыми цветками красных, розовых, белых или желтых тонов и со стеблями, обычно покрытыми шипами.
Выбрать необходимый словарь .
Алгоритм работы со словарем 1. Какое слово (словосочетание) нужно объяснить? 2 . Выбрать необходимый словарь . 3 . Найти слово в словаре. 4 . Зафиксировать результат поиска.
Вопросы Что такое словари и какие словари бывают? Как нужно ими пользоваться? О чем можно узнать в каждом из предложенных словарей?
Фразеологический Орфоэпический Толковый Орфографический Этимологический Энциклопедический
Вопросы Что такое словари и какие словари бывают? Как нужно ими пользоваться? О чем можно узнать в каждом из предложенных словарей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
«Разделительный мягкий знак» урок по русскому языку во 2 классе. Образовательная система «Школа России».
Цель: Обучение правописанию слов с разделительным мягким знаком.Задачи: Рассмотреть случаи правописания слов с разделительным мягким знаком. Учить разграничивать функции мягкого знака в словах. ...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Презентация к уроку русского языка "Слово как языковый знак. Знакомство с различными видами лингвистических словарей"
Презентация к уроку русского языка "Слово как языковый знак. Знакомство с различными видами лингвистических словарей"...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»
Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...