Тема урока | Три склонения имён существительных. |
|
|
|
|
Цель урока | Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду, по наличию специфических падежных окончаний. |
|
|
|
|
Задачи | Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал .
Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца |
|
|
|
|
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
|
|
|
|
|
Основные понятия | склонение |
|
|
|
|
Ресурсы:
- основные
- дополнительные |
Рамзаева. Русский язык. 4 класс
Компьютер, индивидуальные карточки |
|
|
|
|
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа |
|
|
|
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
|
|
|
|
| Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. Объясняют смысл пословицы. | Слайд 3.
«Человек без знаний, что дерево без корней»
«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем»
- Объясните, как понимаете эти пословицы? |
| Внутренняя позиция школьника. |
II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организует повторение изученного. | Повторяют изученный ранее материал. Работая в группах- составляют кластер. | Чистописание (упр. 7 в тетради по чистописанию)
Орфографическая работа(работают по очереди на доске, контролируют правильность карточками):
Объясни вставленную букву:
В(е,и)зде, (а,о)гр(а,о)ном, ж(и,е,ы)лище, ш(а,о)ссе, с(а,о)м(о,а) лёт, п(а,о)том, н(а,о)зад, в(е,и)се(н,нн)ий, ст(о,а)рожка, здра?ствуй, д(а,о)рога.
Найди лишнее слово; раздели слова на группы.
Слайд 4.
- Прочитайте слова. Что у них общего?
Зима, земля, папа, Толя, двор, конь, окно, поле, степь, мель.
- Что знаете об имени существительном? Составьте кластер. (Работа в группах-парах )
Слайд 5. (Проверка)
- Разделите слова на три группы. По какому признаку разделили? (Путем перетаскивания дети делят слова на три группы)
Слайд 6, 7.
| Знать и уметь находить орфограммы и объяснять их.
Знать словарные слова.
Знать признаки имени существительного как части речи. | Мотивационная основа учебной деятельности;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
|
III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока. | Организует работу учащихся в изменении слов по падежам, самопроверку учащихся. В форме подводящего диалога организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию темы урока. | Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания. Сравнивают выполненную работу с образцом. Анализируют таблицу. Формулируют тему урока. | Слайд 8.
- По какому признаку разделила я эти слова?
Слайд9.
- Просклоняйте слова, данные на карточках (приложение 1). Выделите окончание. Определите их род.
Слайд 10.
- Проверьте правильность выполнения задания.
- Какого рода слова в 1 группе?
- Сравните окончания слов 1 группы в каждом падеже.
Аналогично 2 и 3 группы слов.
- По какому признаку разделили эти слова?
Слайд 11.
- Определите тему урока. (Группы склонения имен существительных) | Уметь изменять имена существительные по падежам. | анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;
подведение под понятие;
постановка и формулирование проблемы. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Познакомить с делением существительных на три группы . | В форме поводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы. | Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы. Составляют алгоритм определения склонения имен существительных. | Слайд 10.
- По каким признакам объединяли эти слова в группы? (по родам и окончаниям)
- В зависимости от рода и окончания выделяют три типа склонений. Склонение определяется по начальной форме имени существительного.
Составление схемы.
Слайд 12.
- Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению?
- Проверьте наши выводы с определением в учебнике, с. 88
Работа в парах. Составление алгоритма.
Слайд 13.
- Как определить склонение имени существительного? Впишите в карточку порядок определения склонения им.сущ. (приложение 2)
- Для чего нужно уметь определять склонение существительных? | Уметь определять склонение имени существительного. | познавательная инициатива;
структурирование знаний;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
рефлексия способов и условий действия;
построение речевых высказываний |
V. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить знания в определении склонения.
| Проводит инструктаж обучающихся. | Работают в парах по учебнику. Графически обосновывают правильность определения склонения. | Работа в парах.
Учебник с. 88, упр. 166.
Определите склонение имен существительных. Обсудите, как можно графически доказать правильность определения склонения? Какие признаки следует указать?
Проверка.
| Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | подведение под понятие;
-использование общих приемов решения задач ;
использование знаково-символических средств ;
самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
|
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.
| Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. | Формулируют задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки. | Слайд 14.
- Какое задание можно выполнить с данными словами?
Скатерть, яблоко, трамвай, печь, морковь, морковка, хозяйство, салют, съёмка, обезьяна, библиотека, квартира, роскошь, радость, агроном.
(Распределить слова в три столбика по склонениям). Графически докажите правильность определения склонения.
Проверка. Слайд 15.
| Уметь выделять грамматические признаки имени существительного и определять их склонение. | осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;
использование знаково-символических средств;
рефлексия способов и условий действия |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Цель.
Включение нового знания в систему изученного материала |
|
| Упр. 167 (используя памятку)
допиши по три слова из словаря в каждый столбик
Слайд 16.
- Вернемся к девизу нашего урока. Найдите имена существительные. Определите их склонение. | Уметь применять изученные правила. | смысловое чтение, извлечение необходимой информации;
использование общих приемов решения задач;
построение речевых высказываний;
подведение под понятие |
VIII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
|
| Слайд 17.
- Дополните кластер, который составили в начале урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Что нужно ещё раз объяснить?
-Что запомнили быстро, что с трудом?
-Сможете ли объяснить эту тему однокласснику, который отсутствует?
-Как вы это сделаете (кратко)? |
| адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
рефлексия способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
IX. Д/з. |
|
| Выучить правило, используя кластер
Упр.168 |
|
|
X |
|
|
|
|
|