Конспект открытого урока русского языка
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

 

image

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ  И КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО ТО «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОв ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

 

Урок русского языка,

проведенный в рамках педагогического марафона

«Учить и учиться»

лауреатов и победителей регионального этапа

Всероссийского конкурса  «Учитель года»

Класс: 2 – а  (УМК «Перспектива»)

Тема урока: Непроизносимые согласные.

Цель: -познакомить с новой орфограммой, способом ее проверки;

          -активизировать словарный запас;

          -развивать речь, мышление, память, самоконтроль;

          -содействовать созданию благоприятного психологического климата каждого обучающегося, воспитанию доброжелательного отношения к друг другу.

 

Оборудование: карточки с различного вида заданиями.

 

Подготовила и провела:

заместитель директора по УВР,

 учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  №12»

г. Новомосковска

Ирина Борисовна Бычкова

 

Тула 2011

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.     Включение в работу. Оргмомент.

- Слово «здравствуй» - лучшее из слов. Давайте тепло поприветствуем друг друга, поздоровайтесь руками с рядом стоящими детьми, а теперь поздоровайтесь плечиками, а теперь здороваемся спинками. Не разговариваем, а только улыбаемся. Надеюсь, что наш урок, начатый с теплого приветствия и улыбки, пройдет интересно и с пользой для каждого из вас.

 

2.     Актуализация знаний.

(на доске) Работа сердце веселит.

-Прочитайте это высказывание. Что это такое?

-Как вы понимаете ее смысл?

-Запишите в тетрадь пословицу. Обведите в кружок ту букву, которая написана на ваш взгляд красивей других. Стремитесь так писать и остальные буквы.

 

            3. Целеполагание.

-Внимательно посмотрите на свою запись. Исследуйте орфографически.

-Есть в этом предложении еще слова с безударной гласной?

-Написание какого слова мы не объяснили?

-Произнесите вслух и внимательно послушайте, как звучит это слово. Что заметили?

-Является ли буква, обозначающая согласный звук д орфограммой?

-А как можно назвать такую орфограмму? (…)

-Буквы, обозначающие звук, который не произносится в слове, называют непроизносимыми согласными.

-Может, вы догадались, о чем на уроке пойдет речь?

 

         4. Создание проблемной ситуации. Открытие нового знания.

-К слову сердце подберите слова-родственники, в которых звук д четко слышится и произносится.

(на доске открываются слова: сердце – сердечко, сердечный)

-Сколько букв в слове сердце? (у тебя…, а у тебя…, а у тебя…)

-Сколько звуков в этом слове? (у тебя…, а у тебя…, а у тебя…)

-Почему разные ответы, докажите.

-А почему мы пишем букву, если звук не произносится?

 

 

 

 

-Прочитайте слово. (двер?ца) Что заметили?

-Подберите слова-родственники (на доске открываются слова: дверца-дверь, дверной) Что заметили? Что можете сказать о написании слова дверца?.... Почему нет непроиз.согл.?

 

 

     5. Работа с учебником, рабочей тетрадью.

-Давайте прочитаем сообщение Самоварова в нашем учебнике. Проверим, совпадают наши точки зрения.

-Откройте рабочую тетрадь на с.60 упр.107. Прочитайте задание. 1 ряд выписывает слова из 1 строки, 2 ряд – из 2 строки, 3 ряд – из 3 строки. А у доски работают … .

(написать эти слова на доске)

(Проверка.) Сверьте по образцу. Почему эти слова являются проверочными?

-Давайте запишем, какие буквы обозначают в этих словах непроизносимые согласные звуки:1 ряд – д, 2 ряд – т, л, 3 ряд – в.

 

 

    6. Физминутка.

(надуваем воздушный большой шар и подбрасываем его вверх, а теперь надуем два маленьких воздушных шарика)

 

 

   7. Работа в парах.

-Прочитайте про себя слова на доске:

Гриб, сумма, сад, звёздный, касса, солнце.

-Предложите задание, которое мы можем выполнить с этими словами.

 

 

 

 

 

-А теперь вы будете работать в парах. На середине стола лежит листочек, придвиньте и положите его посередине. На изученное сегодня правило выпишите слова на листочек. Подчеркните орфограмму. Пара, выполнившая задание, встает. Ну что ж, давайте проверим. Какие слова выписали … и … ? А … и .. ? У кого возник спор? У кого другие мнения? Докажите, почему эти слова с изученной сегодня орфограммой?

-Тот, кто справился с заданием правильно, поставьте внизу листочка плюс. Поднимите руку, у кого есть плюсик?

-Посмотрите на слова, которые мы не выписали. Назовите слова с одинаковой орфограммой. Значит, на сколько групп можно было разделить все эти слова?

 

 

  8. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями.

-У каждого из вас на столах лежит лист с заданиями. Посмотрите внимательно, прочитайте эти задания. Выберите задание, которое вам наиболее интересно и вы можете с ним справиться.

-Часть заданий мы проверим сейчас, а остальное проверит с вами Наталья Ивановна. Кто выполнял задание №1?  №2? №3?

-Остановимся на задании №3. Какие слова вы выписали в 1 группу? Во вторую? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Рефлексия. Домашнее задание.

-С.126 сообщение Самоварова выучить, упр.191.

-Наш урок подходит к концу. Вы хорошо сегодня поработали, молодцы. У вас на столах остался последний листок. Закончите эти предложения. Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

Мне понравилось…

Я хочу поблагодарить за …

Я могу похвалить себя за….

Урок окончен. Спасибо за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-пословица

 

 

 

 

 

 

 

-работа – без.гл. а

-веселит – 2 без.гл. е

-сердце

 

-говорим серце, а пишем сердце

-да, является

 

 

 

-о непроиз.согл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-звук д непроизнос.

-в словах-родственниках звук четко слыш., они явл.провероч.словами

 

-пропущена буква

 

 

-здесь нет непроизносимой согл.

-ее нет в написании слов-родственников.

 

 

 

 

 

 

 

 

-звук четко слышится,  это слова-родственники

 

 

 

 

 

 

 

 

-поставить ударение, подчеркнуть орф-мы, разделить на слоги, для переноса, сост. предл., подобрать слова-родственники, проверочные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-на три группы

 

 

 

 

 

 

 

1. Раздели для переноса слова: праздник, суббота, ирис, пальто, астра.

2. Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными:____ матери лучше___ греет. ___ нечестному не товарищ. ___встанешь – мало сделаешь.  Человек  трудолюбивый самый___.  (солнца, честный, счастливый, сердце, поздно)

3. Распредели слова в два столбика: честный, прелестный, опасный, вкусный, радостный, чудесный.

 

 

Задание 1.

Раздели слова для переноса:

Праздник, суббота, ирис, сказка, пальто, мяч.

 

 

 

 

Задание 2.

Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимой согласной:

___________  матери лучше __________ греет.

___________ нечестному не  товарищ.

___________ встанешь – мало сделаешь.

Человек трудолюбивый самый __________________.

( честный, солнца, счастливый, сердце, поздно)

 

 

Задание 3.

Распредели слова в два столбика и запиши:

Честный, прелестный, опасный, вкусный, радостный, чудесный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мне понравилось на уроке …

Я хочу поблагодарить за …

Я могу похвалить себя за….

 

 

 

Мне понравилось на уроке …

Я хочу поблагодарить за …

Я могу похвалить себя за….

 

 

 

Мне понравилось на уроке …

Я хочу поблагодарить за …

Я могу похвалить себя за….

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Перенос слов» (урок-путешествие), 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, использу...

Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»   Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...