Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Структура урока:
1.Организация внимания учащихся.
2. Развитие учебной мотивации.
* Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций.
3. Стимулирование реакций обучающихся.
* Введение в речевую ситуацию и создание мотивации.
* Заучить правила.
Физкультурная минутка
4. Обеспечение обратной связи.
* Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения.
* Организация учебной и речевой деятельности по восприятию (групповая работа – проверка).
* Руководство мыслительной деятельности.
5. Гимнастика для пальцев.
6. Чистописание.
7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.
* Контроль и анализ с последующей корректировкой.
8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.
9. Обсудить домашнее задание, упр. № 85
10. Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yrok.doc | 735 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: русский язык (по системе развивающего обучения Л.В. Занкова). Класс: 1 Тема: Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Цели:
*Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
*Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь.
*Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность. *Прививать чувство ответственности за себя и своих ближних.
Форма проведения: круглый стол Оборудование: компьютер, CD диск, мультимедийный проектор, ватман, цветные карандаши, учебник «Русский язык» А.В.Полякова
Структура урока:
1.Организация внимания учащихся.
2. Развитие учебной мотивации.
* Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций.
3. Стимулирование реакций обучающихся.
* Введение в речевую ситуацию и создание мотивации.
* Заучить правила.
Физкультурная минутка
4. Обеспечение обратной связи.
* Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения.
* Организация учебной и речевой деятельности по восприятию (групповая работа – проверка).
* Руководство мыслительной деятельности.
5. Гимнастика для пальцев.
6. Чистописание.
7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений.
* Контроль и анализ с последующей корректировкой.
8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.
9. Обсудить домашнее задание, упр. № 85
10. Рефлексия.
Ход урока
- Организация внимания учащихся; на ватмане все дети отставляют отпечаток ладони (соответствующему цвету – своё настроение: жёлтый – радостное, фиолетовый – грустное)
начинать показ со слайда 5
Слайд 5
переход на слайд 6 – щелчок – текст + звук колокольчика
Учитель начинает урок со стихотворения
Слайд 6 – Внимание.
Дети садятся за парты, которые расположены по кругу.
- Развитие учебной мотивации.
Грамоте учиться - всегда пригодится!
На каком уроке можно стать грамотеем?
- На уроке русского языка. Постараемся определить тему урока.
переход на слайд 7 – щелчок через 6 секунд звук шарика, через 3 секунды звук жука автоматически
1. Нам нужно посмотреть фрагмент (слайд 7) и определить какой звук произносится?
- Давайте все вместе дружно пошипим. Пошипели?
Теперь скажите, какая тема нашего урока? Кто догадался?
-Шипящие.
2. Следующий вопрос: можно ли звуки [Ш] и [ Ж ] произнести так, чтоб они стали мягкими? Попробуйте (слайд 8, по щелчку).
Что, не получается? А какие это звуки всегда?
- Твердые.
О чём мы будем говорить на уроке?
- Работа с шипящими согласными звуками.
3. Стимулирование реакций учащихся (слайд 9, по щелчку).
Прочитайте про себя, затем один ребёнок читает вслух. Поищем из слов
другие шипящие — [Ч] и [Щ]
-[Щ] и [Ч].
Замечаете, какие они по сравнению с [Ш] и[Ж]?
- Мягкие.
Обратите внимание, какие буквы пишутся рядом с шипящими.
Приведите свои примеры.
Чайник, часы, щука, жил.
Определим в каких словах ещё встречаются наши сочетания.
Первая загадка слайд 10: отгадайте как называются животные, которые сейчас будут на экране?
Загадка выйдет автоматически
Будьте внимательны и прочитайте два первых слова в видео фрагменте.
Фрагмент через 6 сек. выйдет автоматически
Жизнь животных в Арктике связана с морем и плавучими льдами.
- Моржи. В словах жизнь животных тоже есть сочетание «жи».
А теперь вторая загадка.
переход на слайд 11 – щелчок
Щеткой чищу я кого?
И чешу ему что?
Спишите, вставьте нужные слова.
– Проверка - гиперссылка на слайд 9.
Подчеркните все шипящие и определите — какие из них мягкие, а какие —
твердые?
Что же мы узнали?
Что звуки [Ж] и [Ш] всегда твердые, а звуки [Ч] и [Щ] всегда мягкие.
Гиперссылка на слайд 12.
Теперь мы переходим к очень важному правилу грамотного письма, которое нужно просто запомнить на всю жизнь.
Кстати, запомнить легко, это почти стих: для каждой строки - щелчок
В сочетаниях жи — ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча — ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу — щу
Пишут только букву у.
Вот, ведь, как интересно получается: звуки [Ж] и [Ш] всегда твердые, но в
буквосочетании ЖИ, ШИ пишется буква И. Это новая орфограмма, которую
нужно просто заучить.
А над чем мы на уроке работали?
Гиперссылка на слайд 1, 2 можно показать слайд 3, а затем вернуться по стрелке вверх на слайд 2 и щелчок на гиперссылку слайд 13
– «Правописание буквосочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ».
Прочитать тему и цели
Физкультурная минутка
(слайд № 13 автоматически текст + щелчок – появится картинка + музыка)
Упражнения проводятся парами: каждая пара стоит лицом друг к другу, движения делать одновременно (под музыку).
Наши правые ладошки
Пусть поборются немножко.
Ну-ка, поглядим скорей,
Кто из всех борцов сильней
Ладони левые
Тоже очень смелые:
— Мы от правых не отстанем.
4. Обеспечение обратной связи
Чтобы лучше запомнить эту орфограмму, мы попробуем решить загадку в стихах.
(Слайд 14, тема выйдет автоматически, 4 строки – 4 щелчка)
Ё к и ёр _ к — колючи, но всё же
Ё к и ёр _к совсем не похожи:
ёр к при виде врагов не трево_тся,
Ё к тотчас же пытается съё_ться.
Вставив недостающие буквы, вы узнаете, что это за животные. И уже лучше запомните, что ЖИ и ШИ пишется через И.
Групповая работа на компьютере.
Обсуждение общего задания в группах (3 группы – разбивка по личностным
особенностям).
Каждая группа выполняет работу на отдельном компьютере (предварительно
получив, инструктаж работы в Word).
Анализ и проверка со слайда № 15 тема и картинки автоматически, текст по щелчку 4 раза.
О каких животных говорится в задании?
- Ёж лесной, морской ёж, ёрш (краткий разговор – игра «Найди лишнее»).
Дети прошли к своим рабочим местам.
- (работа с учебником)
Диктант с предварительной подготовкой - упражнение № 81.
Это стихи Корнея Чуковского из сказки «Краденое солнце»
(слайд № 16 тема автоматически, текст по щелчку + задание 3 раза).
Прочитайте и запомните, как пишутся слова.
Какие встречаются орфограммы? - ЧУ
Я диктую медленно, записываете то, что запомнили.
- Руководство мыслительной деятельностью
Если только захочу,
И луну я проглочу!
Убрать строчки
Для меня самое главное, чтоб вы не допустили ошибок.
Проверить со слайда – поставить строчки.
Сочетания ЧУ подчеркните.
- Гимнастика для пальцев (по щелчку слайд № 17).
- Чистописание (по щелчку слайд №18
– 5 щелчков)
- Ошибка, сейчас, задача, салат.
(определи лишнее слово, спиши только нужные слова)
Выбери из названия животных одинаковые буквы:
- Жук, ёжик.
Жк Жк Жк
Напиши их в соединении и нарисуй любое животное (ёжик, жук).
- Стимулирование прочности полученных знаний и умений.
Работа с учебником (по щелчку слайд №19)
№ 83. Прочитайте задание. Выпиши слова с сочетаниями ча, чу, жи, ши.
Чудесный, застучало, чудо, пушистое, Чуковский.
Можно закрепить - гиперссылка на слайд 12
В ходе этой работы нужно добиться того, чтоб ребята четко запомнили орфограммы Ч А с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У. Надо понимать так же, что так как звуки [Ч] и[Щ] всегда мягкие, их мягкость не надо специально обозначать на письме.
- гиперссылка на слайд 20
- Выводы и обобщения относительно достигнутых целей.
Для чего нужен был этот урок?
Что нового узнали?
Звуки [Ж] и [Ш] всегда твердые, а звуки [Ч] и [Щ] всегда мягкие буквосочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся через И. Это орфограмму, которую нужно запомнить. Следующие орфограммы — ЧА и ЩА с буквой А, ЧУ и ЩУ с буквой У.
9. Домашнее задание (слайд № 20).
Упражнение № 85. Записывать не надо, надо подумать и приготовиться к решению в классе на следующем уроке.
10. Рефлексия (слайд № 21). Ваше впечатление и настроение после этого урока? Оставь свой отпечаток – настроения.
Благодарю за урок, всем спасибо.
11. Автор (слайд № 22).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 1 классе "Шипящие согласные звуки. Слова с сочетаниями жи, ши"
Урок входит в систему уроков по теме «Звуки и буквы». Цель урока – создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала....
Урок русского языка в 1 классе «Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ» УМК "Перспектива"
Урок разработан в технологии разноуровневого обучения...
Разработка урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"
План-конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"...
«Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ»
Конспект урока во 2-м классе....
Конспект урока русского языка 2 класс УМК «Перспектива» Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ – ШИ.
Правописание ЖИ-ШИ...
Технологическая карта урока "Шипящие согласные звуки" (1 класс)
ГБОУ СОШ №152 Технологическая карта урока русского языка в 1 классе «ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» Составила: Челебова ...