«Большая буква в названиях населённых пунктов.Чудеса народных промыслов».
план-конспект урока по русскому языку по теме

Татьяна Анатольевна Бойко

Pнакомство обучающихся с правилом написания слов, обозначающих названия городов, сёл; повторение  правил написания слов, обозначающих имена, отчества, фамилии, клички животных; развитие у детей интереса к народному декоративно-прикладному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_gazetu.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе. Татьяна Анатольевна Бойко, учитель начальных классов         МАОУ «СОШ №24 с УИОП» город Старый Оскол, Белгородской области

 

1 слайд   Тема урока. «Большая буква в названиях населённых пунктов.         Чудеса народных промыслов».

        Цели.  Познакомить обучающихся с правилом написания слов, обозначающих названия городов, сёл; повторить правило написания слов, обозначающих имена, отчества, фамилии, клички животных; развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

       Тип урока. Интегрированный.

        Учебные материалы. Карточки с названиями населённых пунктов; поделки мастеров Гжели, Хохломы, Вологды, Семёново, Смоленска, Жостово, Оренбурга; физическая карта России; карточки с заданием, нарисованное дерево без листьев, листья, девиз 2 класса «Кто ничего не изучает, тот ничего не знает», сочинения детей о городе Старый Оскол, стенд

   

                                                     Ход урока

  1. Организационный момент

Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Учитель. Представьте, что вы маленькие семечки. (Дети садятся, закрывают ладошками щёки.)

  1. Садовник очень бережно относится к семечкам, поливает, ухаживает за ними. (Учитель ходит между рядами и гладит детей по головке)
  2. С первыми лучами солнца семечки начинают расти, появляются первые листочки. (Дети поднимают руки вверх)
  3. Стебелёк растёт. (Дети потягиваются, расправляют плечи)
  4. и вот наступает радостный момент: появляется первый цветок. (Дети разводят руки в стороны, показывая, как распускается цветок)
  5. Цветок распустился, он улыбается солнцу, друг другу и мне. (Музыка заканчивается)
  6. Я открыта для вас.

Я воспринимаю вас.

Мои уши слышат вас.

Мои глаза видят вас.

Мой интеллект направлен на вас.

Я всем сердцем с вами.

Между нами мир, свет, радость, любовь.

  1. Как цветы тянутся к солнцу, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. Будем прикреплять листочки на дерево.
  2. Давайте прочитаем наш девиз этого года.(Читаем с доски)

II Актуализация знаний

2 слайд. -Эпиграфом к нашему уроку будут слова замечательного советского писателя Константина Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни». (Прикрепляют листочек)

  1. Сегодня мы коснёмся тайн родного языка, научимся писать названия населённых пунктов, продолжим отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения и вспомним народные промыслы.
  2. Что сегодня за день? (Шестнадцатое ноября)
  3. Какие орфограммы в числе?

                          Гимнастика для рук

  1. Покажите ладошки. Разотрите их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте его между ладошками.

(Говорят все дети)

Вот все пальчики мои.

(Поворачиваем кисти рук)

Их как хочешь поверни -

(Хлопаем перед собой, потом за спиной)

И вот этак, и вот так -

(Руки ставим перед грудью, пальцы в замок)

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, ладони вверх)

Раз, два, три, четыре, пять -

(Делаем круговые движения кистями рук)

Не сидится им опять.

(Встряхиваем кистями рук)

  1. Пишем число и классная работа.

III. Минутка чистописания.

  1. Какие прописные буквы вы увидели в эпиграфе? (Я, К, П.)
  2. Что вы можете рассказать о них?
  3. Пропишите строчку. (Прикрепляют листочек)
  4. Найдите в эпиграфе последние предложение и спишите в тетрадь, но не спешите.(Дети ведут разговор о том, что я сказала. Находят орфограммы, характеризуют предложение, находят основу предложения, определяют части речи.) (Прикрепляют листочек)

IV. Лексическая и словарная работа.

  1. Возьмём из предложения слово язык. Что у вас ассоциируется с этим словом? Что вы о нём можете рассказать? (Прикрепляют листочек)

3 слайд. Язык — орган вкуса.            

               Язык — средство общения.

               Язык — учебный предмет.

               Язык — система знаков.

               Язык — пленный, от которого можно получить необходимые сведения.

                Язык — пламя.

  1. Составьте предложение со словом язык в каждом из значений.
  2. Запишите слово язык в тетрадь. На какую орфограмму это слово? Сколько букв и сколько звуков в этом слове? (Прикрепляют листочек)
  3. Возьмите карточку и подберите к слову язык прилагательные.

Язык –учебный предмет

Язык – средство общения

Язык – орган вкуса

Язык пламени

4 слайд. Картинки городов.

  1. А что у вас ассоциируется со словом город?(Ответы детей)
  2. Катя поработала со словарём. Чётко даёт определение.
  3. Вы сказали, что городов много. А как их отличить?
  4. Какие города вы знаете? Запишите слово город в тетрадь. На какую орфограмму это слово? Сколько букв и сколько звуков в этом слове? (Прикрепляют листочки.)
  5. Какой город является столицей нашей Родины?

5 слайд. Москва. (На карте прикрепляем)

  1. Соня провела исследование, что она выяснила.

Соня Морозова. Москва — столица России. Расположен город на материке Евразия, часть света — Европа, между реками Волга и Ока. Москва — город герой. Это многомиллионный город. Основатель города — Юрий Долгорукий. (На карте надпись)

  1. Запишите в тетрадь — город Москва (Как пишем город, как Москва?) (Прикрепляют листочек)
  2. Какой город ещё очень большой и красивый? (Санкт-Петербург. На карте прикрепляем)

6 слайд. Запишите в тетради — город Санкт — Петербург (Как пишем город, как Санкт — Петербург) (Прикрепляют листочек)

  1. А как же называется наш город? (Старый Оскол. На карте прикрепляем.)

7 слайд. Ева повела исследование о нашем городе и сейчас нам доложит.

  1. Ева. Город Старый Оскол основан в 1593 году. Самое крупное предприятие в нашем городе — ОЭМК (Оскольский электрометаллургический комбинат).Он производит самую высококачественную сталь. Это наши шефы. Спасибо им.

Мастера Старого Оскола славятся своими глиняными игрушками. (Показывает)

           -Запишите город Старый Оскол. (Как пишем город? А как Старый Оскол? (Прикрепляют листочек)

8 слайд. Памятники города

  1. А сейчас Юдина Соня прочитает стихотворение, которое она сочинила.

Соня Юдина. В этом году наш город получил высокое звание — город воинской слава. Это стихотворение я посвящаю своему любимому городу.

                                      Память бессмертна...                 

  Мы помним тех, кто погибал,

  В боях за Родину стоял,

  И тех, кто жизни не жалея

  Рванули на врага!

  Теперь от тел лишь пепел тлеет,

  Но Родина жива!

  Погибли, но как будто на устах

  Остались Родины слова.

  И говорит она: «Спасибо,

  Что спасли меня!»

(Прикрепляют листочек)

 

9 слайд. Гимнастика для глаз.

10 слайд. Давайте запишем предложение о Старом Осколе.

                    наш, город, вблизи, стоит, реки Осколец,

                              холме  на, высоком,  меловом

  Вывод. Правило стр.55. Учебник «Русский язык». Автор А. В. Полякова. 2

класс

 Алина Сотникова читает стихотворение, которое сочинила сама.

                                            Мой город

  Здесь люди руду добывают...

  Стараются очень они,

  Чтоб выглядел город любимый

  Цветочком на фоне земли.

  Милая светлая родина!

  Куда бы ни забросила жизнь,

  Город с далёкой историей

  Сердцу вовек не забыть.

    (Прикрепляют листочек)                                                                       

                                             Гимнастика для ног.

Дружно трудились,

Немного устали.

Быстро все сразу                                    1.

За партами встали.

По  дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.(Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.(Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.(Прыжки)

Стоп (Присели) немного отдохнём

И домой пешком пойдём.(Ходьба на месте)

А теперь мы сядем дружно

Нам ещё работать нужно.

11 слайд. (Изделия народных мастеров из села Гжель)

  (На столе изделия народных мастеров из села Гжель)

   Появляется купец 1 из села Гжель.

   Купец1. Недалеко из Москвы находится село Гжель. Живущие там мастера любят делать изделия из фарфора и расписывать их диковинными птицами, цветами. Все рисунки по сюжету,но одинаковые в цвете — бело — синие. Каждая поделка мастеров Гжели интересна по исполнению, радует глаз.

   Учитель.   Откуда вы к нам пожалоали?

   Купец1. Из села Гжель.

   Учитель. Что такое село?

   Купец1. Село — небольшой населённый пункт, расположенный недалеко от города. В нём обязательно есть церковь.

  Учитель. В сёлах в старину люди занимались народными промыслами.Давайте в тетради запишем: село Гжель. (Как пишем село? А как Гжель? Подчеркните заглавную букву.) А где находится это село?

   Купец1. Оно находится недалеко отМосквы.

  Учитель. Теперь покажите нам свой товар. (Купец показывает свой товар.) А из чего сделаны все эти предметы

   Купец1. Из Фарфора.

   Учитель. Чем они отличаются от других?

  Купец1. Они отличаются бело — синим цветом. Так как художники используют только одну синюю краску. (Прикрепляют листочек)

  Учитель. Красива и нежна гжельская керамика, как синее ясное небо. Откуда вы, мастер?

 12 слайд.  Мастер. Всем известно село Хохлома, которое находится рядом с Нижним Новгородом (На карте прикрепляем.) Его народные мастера изготавливают из дерева посуду: ложки, чашки, ковши. (Показывает.) Расписывают её красными, чёрными, жёлтыми и зелёными красками. Затем изделия покрывают лаком и помещают в печь, будто пироги пекут. От жары лак желтеет, и посуда становится золотистой.

  Красива, удобна деревянная посуда! Когда ешь из неё горячие щи, она рот не обжигает.  

  Учитель. Откуда вы, мастер?

  Мастер. Из села Хохлома. Запишем в тетради. (Как пишем село? А как Хохлома?)

  Учитель. Где находится ваше село?

  Мастер. Недалеко от Нижнего Новгорода. Запишем в тетради. (Как пишем город? А как пишем Нижний Новгород?) 

  Учитель. А из чего изготовлены ваши изделия?

   Мастер. Из дерева. 

  Учитель. Чем они отличаются от других?

  Мастер. Расписывают её красными, чёрными, жёлтыми и зелёными красками.

         (Прикрепляют листочек)       

  Учитель. Любо — дорого смотреть на изделия мастеров. Они прославили свои города и сёла.

 

13 слайд. Самостоятельная работа. (Из предложений выпишите названия сёл и городов)

   Город Вологда знаменит своими кружевами. На карте показывают.           (Учитель показывает кружева.)

   В селе Семёново расписывают матрёшек. На карте показывают. (Учитель показывает матрёшек.)

   Город Смоленск славится изделиями из бересты. На карте показывают. (Учитель показывает изделия из бересты.)

   В селе Жостово делают расписные подносы. На карте показывают. (Учитель показывает расписные подносы.)

   Город Оренбург славится пуховыми платками. На карте показывают. (Учитель показывает пуховые платки.) Затем проверяем.

   Учитель. Как вы написали слова: Вологда, Семёново, Смоленск, Жостово, Оренбург? Вот сколько предложений у нас получилось! И сколько чудес могут сделать простые человеческие руки!  (Прикрепляют листочек) 

 

 14 слайд. Человечки. (Рефлексия. Дети показывают своё настроение на уроке.)

  Учитель. Обратите внимание на дерево. Что можете сказать про наш урок?

 

  15 слайд. Пожелание.

  Учитель. Вы сегодня читали свои стихи, а теперь я хочу вам почитать своё стихотворение.

                                           Пожелание.

         В травке прыгает кузнечик,

         Муравей спешит в свой дом.

         Он строитель и разведчик.

         Сторож, грузчик, агроном...

         Чтобы многого добиться,

         Я желаю вам, друзья,

         Трудолюбию учиться

         У трудяги — муравья.

  16 слайд.  Спасибо за урок!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по русскому языку и изобразительному искусству "Заглавная буква в названиях населённых пунктах. Чудеса народных промыслов"

Интегрированный урок для 1 класса по русскому языку и изобразительному искусству. Содержит визитную карточку урока, самоанализ....

Большая буква в названиях стран, городов, деревень.

Правописание большой буквы в названиях стран, городов , деревень...

Большая буква в названии рек и морей.

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира знакомит детей с названиями рек и морей России, учит их правильно писать....

Большая буква в названии городов.

Презентацию можно использовать при изучении темы "Большая буква в названии городов"....

урок русского языка по теме "Большая буква в названиях городов, рек"

урок 2 класса при изучении заглавной буквы в именнах собственных...

Открытый урок по русскому языку в 1 классе по теме "Большая буква в названиях стран, городов, деревень,рек."

Урок-исследование. Дети самостоятельно работают по атласу, добывают знания, делают выводы.К уроку подготовлена презентация....