урок русского языка по теме "Большая буква в названиях городов, рек"
план-конспект урока по русскому языку по теме
урок 2 класса при изучении заглавной буквы в именнах собственных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisateli_khabarovskogo_.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень».
Цели: - учить ребят получать удовольствие от собственных, пусть даже маленьких открытий;
- развивать умение грамотно писать имена собственные;
- воспитывать умение слушать и слышать другого, выражать свои мысли и чувства.
Материал: карта Дальнего Востока, карта Комсомольского района, алфавит Портрет Н. М. Пржевальского, иллюстрация памятника Е. П. Хабарова.
Ход урока
- Организационный момент.
2. Закрепление по теме: «Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей»
- Ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с умением писать большую букву в именах, отчествах и фамилиях людей. Мы их называем?
-Дети: Именами собственными.
- Учитель: В нашем Хабаровском крае жили и трудились многие писатели и поэты, учёные и исследователи. Сейчас мы с вами запишем фамилии и имена некоторых из них.
Вы их должны найти в предложенном тексте.
А) В 1958 году, когда городу исполнилось 100 лет, на привокзальной площади поставили памятник первопроходцу Ерофею Павловичу Хабарову. (Показать памятник Ерофею Павловичу Хабарову, записать)
Б) Николаю Михайловичу Пржевальскому начальство поручило собрать сведения о числе селений на реке Уссури и о занятости местных жителей, уточнить ранее составленные карты территории. (Показать портрет, записать)
В) Поэт – дальневосточник Пётр Комаров написал:
Ни шороха, ни звука. Тишина
Осенней паутины поволока
И неба голубая вышина,
И, просека, зовущая, далёко.
Г) Здесь я родился и вырос
Здесь мой родимый край
В Нижнем течении Амура
Родина всех нанай – писал Аким Самар.
- Решив грамматическую задачу, вы узнаете фамилию дальневосточного писателя – натуралиста.
КУКУШКА ---КУШКА + ЧЕРЕНОК---ОК + КО
Кучеренко – 4сл., 9б., 9зв..
Задание: записать фамилию, звуко-буквенный анализ слова; подчеркнуть мягкие согласные.
Учитель: Знаменитый писатель – натуралист описал многих животных, обитающих в дальневосточной тайге.
- Сообщение темы и цели урока.
(На доске физическая карта Дальнего Востока)
Учитель: Что вы видите на физической карте Дальнего Востока?
Дети: На карте мы видим реки, города, озёра.
Учитель: Почему они написаны с большой буквы?
Дети: Города, сёла, деревни тоже являются именами собственными.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики
(Слово написано на доске)
Топонимика – наука, которая занимается географическими названиями.
- Сегодня только начало этого путешествия: наш путь через города, сёла, деревни.
- Упражнение в написании большой буквы в названиях городов, сел, посёлков.
А) Коллективная работа.
Как называется наша страна?
В каком крае мы живём?
Какие страны находятся недалеко от нас?
Назовите столицу России, а столицу нашего края?
Запишите предложение. Город Хабаровск – столица Хабаровского края.
Что вы знаете о Хабаровске?
(Устные ответы детей)
Б) Творческая работа.
Какой город находится недалеко от нашего сельского поселения?
(Комсомольск)
Запишите.
Как называется сельское поселение в котором мы живём?
(Хурба)
Запишите.
Что вы знаете о нашем сельском поселении?
(Устные ответы учащихся).
Назовите свой домашний адрес. Какие слова напишите с большой буквы?
(Ответы учащихся)
В) Учитель: Мы сейчас отправимся в путешествие по городам и сёлам Хабаровского края.
- Самый южный город Хабаровского края – (город Бикин)
- Самый молодой город края. Расположен он от Комсомольска – на –Амуре в 60 км. На берегах реки Амур и озера Падали. – (город Амурск)
- Возникновение этого посёлка связано с освоением Мяочанского оловорудного района. Развивался как населённый пункт Солнечного горно-обогатительного комбината. Ему исполнилось уже 30 лет. – (посёлок Солнечный)
- Административный и культурный центр района им. Лазо, расположен на берегу р. Кия. – (Переясловка)
- Этот город находится на северном берегу глубоководной бухты Ванина. – (Ванино).
- Это село основано русскими переселенцами в 1859 году. Расположено на правом берегу Амура. Является административным центром Нанайского района. – (Троицкое)
Г) Работа по учебнику с. 96 упр. 156
(Взаимопроверка)
Д) Наше путешествие приближается к концу.
Вот наш дом - наш родной Комсомольский район. (Вывешивается карта Комсомольского района, на доске записаны названия некоторых сел и поселков.)
Задание: Запишите в алфавитном порядке села и посёлки нашего района.
Молодёжный, Гайтер, Ягодный, Снежный, Новый Мир, Пивань, Картель, Бельго, Уктур.
5. Итог урока.
- Как пишутся названия стран, городов, сёл, деревень?
- Докажите почему названия стран, городов, сёл, деревень пишутся с большой буквы?
-Что нового вы узнали о Крае, в котором живем?
Д/ з стр. 96 упр. 155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.
Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....
технологическая карта урока русского языка 1 класс, тема: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"
технологическая карта урока русского языка по теме: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".Цель урока: формирование умений различать слова, обозначающих одушевленные и неодушевленные пр...
Урок русского языка по теме: "Слова, обозначающие названия признаков" 4 класс коррекционная школа
Конспект урока русского языка по теме: "Слова, обозначающие названия признаков" 4 класс коррекционная школа...
Конспект урока русского языка 2 класс ПНШ. "Слова - названия предметов. у которых нет окончаний"
Конспект урока русского языка 2 класс ПНШ....
Технологическая карта урока русского языка 2 класс.Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук...
Конспект урока русского языка Тема: Начальная форма слов-названий признаков. 2 класс . УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению начальной формы слов-названий признаков предмета. План...
презентация к уроку русского языка " Слова с буквой э. Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...