урок русского языка по теме "Большая буква в названиях городов, рек"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Герасимова Ольга Викторовна

урок 2 класса при изучении заглавной буквы в именнах собственных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pisateli_khabarovskogo_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень».

        Цели: - учить ребят получать удовольствие от собственных, пусть даже маленьких открытий;

                   - развивать умение грамотно писать имена собственные;

                   - воспитывать умение слушать и слышать другого, выражать свои мысли и чувства.

        Материал: карта Дальнего Востока, карта Комсомольского района, алфавит Портрет Н. М. Пржевальского, иллюстрация памятника Е. П. Хабарова.

Ход урока

  1. Организационный момент.

2.   Закрепление по теме:  «Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей»

- Ребята на прошлом уроке мы с вами познакомились с умением писать большую букву в именах, отчествах и фамилиях людей. Мы их называем?

-Дети:  Именами собственными.

- Учитель: В нашем Хабаровском крае жили и трудились многие писатели и поэты, учёные и исследователи. Сейчас мы с вами  запишем фамилии и имена некоторых из них.

Вы их должны найти в предложенном тексте.

А) В 1958 году, когда городу исполнилось 100 лет, на привокзальной площади поставили памятник первопроходцу Ерофею Павловичу Хабарову.  (Показать памятник Ерофею Павловичу Хабарову, записать)

Б) Николаю Михайловичу Пржевальскому начальство поручило собрать сведения о числе селений на реке Уссури и о занятости местных жителей, уточнить ранее составленные карты территории. (Показать портрет, записать)

В) Поэт – дальневосточник Пётр Комаров написал:

Ни шороха, ни звука. Тишина

Осенней паутины поволока

И неба голубая  вышина,

И, просека, зовущая, далёко.

Г) Здесь я родился и вырос

    Здесь мой родимый край

     В Нижнем течении Амура

     Родина всех нанай – писал Аким Самар.

  1. Решив грамматическую задачу,  вы узнаете фамилию дальневосточного писателя – натуралиста.

КУКУШКА ---КУШКА + ЧЕРЕНОК---ОК + КО

Кучеренко – 4сл., 9б., 9зв..

Задание: записать фамилию, звуко-буквенный анализ слова; подчеркнуть мягкие согласные.

Учитель: Знаменитый писатель – натуралист описал многих животных, обитающих в дальневосточной тайге.

  1. Сообщение темы и цели урока.

(На доске физическая   карта Дальнего Востока)

Учитель:  Что вы видите на физической карте Дальнего Востока?

Дети: На карте мы видим реки, города, озёра.

Учитель: Почему они написаны с большой буквы?

Дети: Города, сёла, деревни тоже являются именами собственными.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в мир  топонимики

(Слово написано на доске)

Топонимика – наука, которая занимается географическими названиями.

- Сегодня только начало этого путешествия: наш путь через города, сёла, деревни.

  1. Упражнение в написании большой буквы в названиях городов, сел, посёлков.

А) Коллективная работа.

Как называется наша страна?

В каком крае мы живём?

Какие страны находятся недалеко от нас?

Назовите столицу России, а столицу нашего края?

Запишите предложение. Город Хабаровск – столица Хабаровского края.

Что вы знаете о Хабаровске?

(Устные ответы детей)

Б) Творческая работа.

Какой город находится недалеко от нашего сельского поселения?

(Комсомольск)

Запишите.

Как называется сельское поселение в котором мы живём?

(Хурба)

Запишите.

Что вы знаете о нашем сельском поселении?

(Устные ответы учащихся).

 Назовите свой домашний адрес. Какие слова напишите с большой буквы?

(Ответы учащихся)

В) Учитель: Мы сейчас отправимся в путешествие по городам и сёлам Хабаровского края.

  1. Самый южный город Хабаровского края – (город Бикин)
  2. Самый молодой город края. Расположен он от Комсомольска – на –Амуре в 60 км. На берегах реки Амур и озера Падали. – (город Амурск)
  3. Возникновение этого посёлка связано с освоением Мяочанского оловорудного района. Развивался как населённый пункт Солнечного горно-обогатительного комбината. Ему исполнилось уже 30 лет. – (посёлок Солнечный)
  4. Административный и культурный центр района им. Лазо, расположен на берегу р. Кия. – (Переясловка)
  5. Этот город находится на северном берегу глубоководной бухты Ванина. – (Ванино).
  6. Это село основано русскими переселенцами в 1859 году. Расположено на правом берегу Амура. Является административным центром Нанайского района. – (Троицкое)

Г) Работа по учебнику с. 96 упр. 156

(Взаимопроверка)

Д) Наше путешествие приближается к концу.

Вот наш дом  - наш родной Комсомольский район. (Вывешивается карта Комсомольского района, на доске записаны названия некоторых сел и поселков.)

Задание: Запишите в алфавитном порядке села и посёлки нашего района.

Молодёжный, Гайтер, Ягодный, Снежный, Новый Мир, Пивань, Картель, Бельго, Уктур.

5. Итог урока.

- Как пишутся названия стран, городов, сёл, деревень?

- Докажите почему названия стран, городов, сёл, деревень пишутся с большой буквы?

-Что нового вы узнали о Крае, в котором живем?

Д/ з стр. 96 упр. 155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

технологическая карта урока русского языка 1 класс, тема: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"

технологическая карта урока русского языка по теме: "Слова-названия, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".Цель урока: формирование умений различать слова, обозначающих одушевленные и неодушевленные пр...

Урок русского языка по теме: "Слова, обозначающие названия признаков" 4 класс коррекционная школа

Конспект урока русского языка по теме: "Слова, обозначающие названия признаков" 4 класс коррекционная школа...

Конспект урока русского языка Тема: Начальная форма слов-названий признаков. 2 класс . УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по определению начальной формы слов-названий признаков предмета. План...