Большая буква в названиях стран, городов, деревень.
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Правописание большой буквы в названиях стран, городов , деревень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Закрепление умения писать большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, развитие умения писать большую букву в названиях стран, городов, деревень, развитие орфографической зоркости, речи, внимания, воспитание гордости за свою Родину, родной край.

Оборудование: карточка со словом « топонимика», карточки для сам. работы с текстом, политическая карта, карта Татарстана, иллюстрации с изображением Москвы, Красной площади, Казани, Мусы Джалиля.

  1. Орг.момент.

   Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок.

  1. Минута чистописания.

1). В Е (    ) К Н (   ).

- Прочитайте буквы.

- Какие это буквы?

- Определите закономерность и назовите пропущенные буквы.

- Пропишите эти буквы красиво, аккуратно в чередовании до конца строчки.

2). Самуил Яковлевич Маршак

- Прочитайте слова второй строчки.

- Почему эти слова написаны с большой буквы?

- Кто такой Самуил Маршак?

- Напишите эти слова. Подчеркните большую букву.

  1. Словарная работа.

      ( на доске)

Ученик. Николай. Карандаш. Алфавит. Носов. Дежурный. Незнайка.

- Прочитайте слова.

- Напишите через запятую. Подчеркните опасные места, большую букву в словах.

                    ( один у доски с комментированием)

- Запись: Ученик, Николай, карандаш, алфавит, Носов, дежурный.

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Используя имена собственные составьте предложение.

-Запись: Николай Носов написал сказку про Незнайку.

- Подчеркните большую букву.

- Назовите слово с приставкой. Выделите приставку.

- Назовите слово, которое употребляется с предлогом. Подчеркните пробел между предлогом и словом.

Вывод: Как пишутся имена, отчества, фамилии людей, имена сказочных героев?

  1. Сообщение темы урока.

                  ( на доске карты).

- На карте вы видите реки, моря, города. Это имена собственные. Сегодня мы совершим путешествие в мир «топонимики». Науки, которая занимается географическими названиями. Наш путь пройдет через города, поселки, деревни.

  1. Упражнения в написании большой буквы.

               ( коллективная работа).

  1. – Как называется наша страна?

А еще какие страны вы знаете?

- В каких странах вы отдыхаете?

- Запишите названия этих стран. С какой буквы надо писать?

Запись: Россия, Египет, Турция.

         ( один у доски).

- Подчеркните большую букву.

  1. – Назовите столицу нашей страны?

- Какие города являются столицами Египта, Турции?

- С какой буквы надо писать названия городов?

- Запишем.

 Запись: Москва, Каир, Анкара.

Подчеркните большую букву.

- Что вы знаете о Москве?

(ответы детей). Показ иллюстраций о Москве.

  1. Работа по учебнику.

Упр. 154 с. 96

-Здесь часть карты. Совершим путешествие по золотому кольцу. Это старинные русские города.

- Прочитайте  названия городов. Как написаны названия городов?

- Запишите их в алфавитном порядке.

Подчеркните большую букву.

(самостоятельно).

Проверка: один читает с места. Владимир, Кострома, Москва, Суздаль, Углич, Ярославль.

  1. – Теперь наше путешествие пролегает в нашу республику.

- Как она называется?

- Как называется столица нашей республики?

Казань- это наша гордость.

Сколько лет исполнилось Казани? (1000 лет)

Это старинный город. Здесь жил и учился В.И.Ленин, жил М.Джалиль – татарский поэт- воин, которому 15 февраля исполнилось 100 лет.

- Из Казани мы попадем в наш родной город.

- Как он называется?

- С какой буквы запишем все эти слова? Почему?

Запись: Татарстан, Казань, Альметьевск.

Подчеркните большую букву.

- Что вы можете рассказать про наш город?

Рассказ ученика.

Город Альметьевск называют городом в ромашках, но  только не потому, что стоит в степи среди цветов, а находится на ромашкинском нефтяном месторождении. В нашем городе живут люди разных национальностей. Между собой они живут в мире и согласии.

  1. а) Давайте немножко послушаем про города, которые расположены недалеко от Альметьевска. (19 городов).

 Один из самых красивых и зеленых городов Татарстана- Лениногорск . По площади зеленых насаждений он занимает первое место в республике.

Центром нефтяного машиностроения стала старинная Бугульма , культурный и научный центр нефтяного края.

Недалеко от нашего города расположен город Заинск.  Здесь расположен крупный сахарный завод.

В начале пятидесятых годов приехали на берег Камы строители. А через десять лет нефтехимики Нижнекамска  уже дали первый каучук, который сейчас поступает к шинникам.

Много воды утекло с тех пор, как на крутояре вверх по Каме поднялась деревянная крепость с шестью башнями, окруженная валом и рвом. А сейчас на этом месте прекрасный город, известный всему миру- Набережные Челны. Именно здесь по- богатырски расправил свои плечи Камаз.

Не склоняет головы перед молодыми соседями гордая Елабуга. В городе жила героиня отечественной войны Надежда Дурова, творил художник Иван Шишкин.

б) Но в нашей республике много поселков и деревень. (43 района).

- Вот они записаны на доске. Запишем названия городов и деревень по вариантам в алфавитном порядке.

- Подчеркните большую букву (самостоятельно).

Проверка.

Города: Бугульма, Елабуга, Заинск, Лениногорск, Набережные Челны, Нижнекамск.

Деревни: Габдрахманово, Елхово, Калейкино, Кичуй, Урсала, Ямаши.

  1. Наше путешествие приближается к концу.

Выполним упражнение на карточках:

- Спишите текст, исправив ошибки. Будьте внимательными.

Мы жывем в альметьевске. альметьевск  - столица нефтяников. Рядом сгородом протекает река зай.

Проверка: Смогли найти ошибки. Я потом проверю, а пока положили на середину стола.

  1. Итог. Вот и закончилось наше путешествие по нашей Родине, по Татарстану.

- Что узнали нового?

- Как пишутся названия стран, городов, деревень?

Красивы наши города, поселки, деревни. Красивы наши леса и реки, но самое прекрасное- это люди, чьими руками создается это богатство. И вы должны помочь взрослым сохранить эти богатства, эту красоту.

  1. Домашнее задание. Упражнение  155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек

Урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми ...

Открытый урок по русскому языку в 1 классе по теме "Большая буква в названиях стран, городов, деревень,рек."

Урок-исследование. Дети самостоятельно работают по атласу, добывают знания, делают выводы.К уроку подготовлена презентация....

Презентация к уроку русского языка в 1 классе "Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек"

Презентация подготовлена к открытому уроку  по русскому языку в 1 классе по УМК "Планета Знаний"....

Урок по теме "Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек»

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе. Программа "Планета Знаний"...

Большая буква в названиях городов, сел, деревень

Конспект урока по русскому языку, 2 класс...