Конспект урока «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению.» (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Булатова Анастасия Николаевна

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_02.03.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Школа : № 18
Класс : 1 «Б»
Кабинет : 1
Дата :  02.03.2017.

                   Учитель : Бойко Т.С.
                  Методист : Галиуллина  Н.К.
                  Студентка : Булатова Анастасия , 44 группа

Тема: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению.»
(Программа : Школа России)

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: познакомить с однозначными и многозначными, близкими и противоположными по значению словами; развивать речь.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся распознавать однозначные и многозначные слова; употреблять в речи близкие и противоположные по значению слова.
    Личностные: формировать познавательный интерес к новому учебному материалу, развивать устную речь,

воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В. Г. Горецкий , 1 класс; презентация.

Этап урока

Время

Содержание.
Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Метод – словесный.

Приём- беседа.

1 мин.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте

Всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь

Ребята, сейчас мы с вами сыграем в игру «Доскажи словечко» и повторим  заодно правила поведения на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать).

Слушают учителя.

Проверяют организацию своего рабочего места.

Вспоминают правила поведения на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Актуализация знаний.

Метод – словесный.

Приём- беседа.

3 мин.

Ребята, отгадайте загадки:

Встретив зайку ёж – сосед

Говорит ему: « ….»Привет!

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик,…» здравствуй !

К Осминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: « …»До свидания!

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: « …»Спасибо!

Говорит лиса Матрона

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, лиса, не жалуйся,

А скажи: « …»Пожалуйста!

На закате мотылёк

Залетел на огонёк.

Мы, конечно, рады встрече,

Скажем гостю …Добрый вечер!

Как называются слова-отгадки?(Вежливые слова)

Для чего нужны в речи вежливые слова?

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные :

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

Мотивационный этап.

Метод – словесный.

Приём- беседа.

 Метод – практический , минутка чистописания.

5 мин.

Ребята, откройте свои рабочие тетрадки. Запишите число, сегодня у нас 2 марта.

Ребята, давайте подготовим пальчики к письму.

Дружат в нашем классе

Мальчики и девочки

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать.
Ребята, сейчас у нас с вами минутка чистописания и вам надо будет написать буквы :
с, ц, е, я, м.

 букв с ц е я м 

Из каких элементов состоят эти буквы?

 Хорошо.

Записывают число.

Разминают пальчики.

Пишут буквы.

 

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

Постановка учебной задачи и её решения.

Метод – словесный.

Приём- беседа.

3 мин.

Составьте из этих  букв слово. (Месяц)

Какое значение имеет слово? (Единица времени по календарю)

Это слово имеет ещё одно значение. Вы поймёте, если отгадаете загадку.

Подрастал, подрастал,

Был рогатым – круглым стал.

Только круг, чудо-круг

Стал опять рогатым вдруг. (Месяц)

Как вы заметили, слова имеют много значений. Такие слова называют «многозначными».
Кто может сформулировать тему урока?

А какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

 Составляют слово из букв.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадку.

Слушают учителя.

Формулируют тему урока.

Ставят цели на урок.

Коммуникативные: Участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные:

Определять цель урока.

Решение частных задач.

Метод – словесный.

Приём- беседа.
Метод – практический,
приём – выполнение упражнения.

Метод – практический,
приём – выполнение упражнения.

Физ.минутка

Метод – практический,
приём – выполнение упражнения.

27 мин.

Откройте ваши учебники на 26 странице.  Рассмотрите рисунки. Назовите предметы, которые нарисованы.

Что вы можете о них сказать? Почему одним словом мы назвали несколько картинок?
Сколько значений имеет слово «колокольчик»? А слово «кисть»?
Как называются такие слова? (многозначные)
Назовите слова, которые имеют только одно значение.
Как называются такие слова? (однозначные)

Откройте свои толковые словари и дайте определение словам: колокольчик, кисть.

Составьте предложение с любым из этих слов.

Прочитайте на странице 27, на что нужно обратить внимание.
Какие слова называются однозначными?  Приведите примеры.
Какие слова называются многозначными?  Приведите примеры.
Молодцы.
Ребята, сейчас я вам назову предметы, а вы определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван). Почему?

Правильно, карандаш.

А теперь отгадайте загадку:

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (пенал)

Запишите в тетрадь слова карандаш и пенал. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Придумайте предложение с этими словами. Давайте запишем одно предложение, которое вы придумали.  А как можно связать эти новые словарные слова с темой нашего урока?( Они однозначные)

Ребята, давайте прочитаем на 29 странице  текст о происхождении слова «пенал».

Хорошо.

Ребята,  обратите внимание на упражнение №17.
Давайте прочитаем это четырёхстишье.

Молодцы.
А теперь подумайте, что обозначает слово золотой.
Хорошо, ребята.
Авторы учебника предложили вам несколько вариантов значения слова «золотой». Какой вариант выбрали бы вы? Обоснуйте свой ответ.

А какое значение подойдёт для выражения золотая рожь?

Какое значение имеет выражение золотые руки?

Ребята, а сейчас вам надо будет записать диалог между ветерком и колоском.

Хорошо.
Откройте словарь на странице 141. Как называется этот словарь?
А как называется словарь на странице 142?
Как расположены слова в этих словарях? Почему?

Вот высокая сосна, к солнцу тянется она!

(Потягивания ,  руки вверх.)

Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.(Потягивания ,  руки в стороны.)

Хорошо гулять по лесу!

Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)

Откройте учебники на 28 странице.

Прочитайте текст.

Как вы думаете, подходит этот заголовок к тексту? Обоснуйте свой ответ.
Какие значения имеют эти слова? А теперь проверим по словарю, это слова, близкие по значению, или слова с противоположным значением.
Найдите в словаре слово, близкое по значению к слову
прилежный.
Спишите заголовок. Составьте свои предложения со словами
ленивый и прилежный. Давайте запишем одно из предложений.

Молодцы!

Ребята, сейчас вы самостоятельно выполните задание.
На слайде вы видите слова. Вам надо подобрать слова с противоположным значением. В выполнении этого задания вам поможет словарь на странице 142.

Мягкий -…

Близкий - …

Сладкий - …

Холодный - …

Узкий - …

Низкий - …

Редкий - …

Звонкий - …

Давайте проверим.

Молодцы.
Были ли у вас трудности в выполнении этого задания?

Хорошо, ребята. Вы справились с заданием.

Называют предметы.

Отвечают на вопросы.

Работают с толковым словарём.

Отвечают на вопросы.

Выделяют лишнее слово.

Отгадывают загадку.

Записывают слова в тетрадь.
Ставят ударение.
Придумывают предложение.
Записывают предложение.

Читают справку о слове.

Читают текст.

Вспоминают, что обозначает слово «золотой».

Читают о значении слова «золотой».

Отвечают на вопросы.

Записывают предложения .

Работают со словарями.

Отвечают на вопросы.

Повторяют движения.

Читают текст

Отвечают на вопросы.

Составляют свои предложения со словами.

Находят слова с противоположным значением.

Анализируют свою работу.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные : самоопределение к деятельности

Итог урока.

Рефлексия.

Метод – словесный.

Приём- беседа.

3 мин.

Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок! 
Какие слова мы называем однозначными?
Какие слова мы называем многозначными?
Где мы можем узнать значение слова?

 Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

Достигли ли мы их?

Оцените свою работу на уроке по опорным словам:

Я старался...

-У меня получилось...

-Я недостаточно...

За что можете себя похвалить?

Над чем ещё надо поработать?

Достигли ли мы  цели?

 Спасибо за урок! Урок окончен!

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

Конспект урока "Однозначные и многозначные слова", русский язык, 1 класс

На современном этапе развития образования основная форма обучения в начальной школе - урок. Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова»  разработан для  учащихся 1 класса ...

Урок русского языка в 1 классе Тема: Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению.

Урок русского языка в 1  классеТема: Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению.   Тип урока: «открытия» нового знания. Цель: создат...

Конспект урока "Однозначные и многозначные слова"

Педагогическая цельСоздать условия для ознакомления с однозначными и многозначными словами, правописанием словарного слова дорога; для формирования умения объяснять значение слов и работать с толковым...