Методическая разработка урока русского языка «Определение безударных окончаний имен прилагательных»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
УМК «Гармония»
4 класс
ЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных
- развивать навык построения и анализа текста
- воспитывать умение и желание работать в коллективе, получать этическое и эстетическое наслаждение от совместного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 94
Методическая разработка урока русского языка
ТЕМА УРОКА:
«Определение безударных окончаний имен прилагательных»
УМК «Гармония»
4 класс
Выполнила
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 94
Сенюрина Галина Константиновна
Нижний Новгород
2012
ТЕМА УРОКА: «Определение безударных окончаний имен прилагательных»
ЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных
- развивать навык построения и анализа текста
- воспитывать умение и желание работать в коллективе, получать этическое и эстетическое наслаждение от совместного творчества
ХОД УРОКА:
1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
- Ребята, приложите руку к сердцу. Что вы чувствуете?
- Это бьются наши сердца..
-Иногда говорят человеку: «У вас доброе сердце!» Про каких людей так можно сказать?
-А каким человеком хочет быть каждый из вас?
- Я очень хочу,чтобы ваши желания исполнились!
- Вот с таким замечательным настроением и начнем наш урок.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
- Какой частью речи мы воспользовались, чтобы описать качества наших сердец?
- Назовите особенности имени прилагательного.
(не употребляется без имени существительного, согласуется с ним в роде, числе, падеже, входит в словосочетания и предложения украшая и уточняя речь)
- Прочитайте написанные словосочетания. Сгруппируйте их по отличительным признакам.
О храбр… воине, стар… бабушка, без хорош… лекарства, о труслив… дезертире, древн… старушка, для быстр…выздоровления
- Какие группы у вас получились?
(антонимы, синонимы, причинно-следственная связь)
- Что еще общего у этих пар словосочетаний внутри группы?
(род, число, падеж)
- Обратите внимание на пропущенные окончания и сформулируйте тему нашего урока:
« Определение безударных окончаний имен прилагательных»
- Как вы определите безударные окончания имен прилагательных?
(для этого необходимо от имени существительного, к которому относится имя прилагательное, задать вопрос и по ударному окончанию вопроса определить окончание прилагательного)
3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
-Цепочку для чистописания составьте из окончаний имен прилагательных данных словосочетаний.
-ом, ая, его, ом, яя, ого
- Имена прилагательные какого рода и в каком падеже нам встретились?
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О СКЛОНЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.
-Продолжим работу над безударными окончаниями имен прилагательных в тетради-задачнике, заполним таблицу в №248 ст.60.
- О чем предупреждает нас первая запись? Почему ее выделили авторы?
(эти окончания действительны только для имен прилагательных в единственном числе)
- Припишите к уже данным окончаниям основу.
- Какое несовпадение встречается между окончанием вопроса и имени прилагательного?
- Назовите чередование.
(учитель на доске вывешивает карточки, дети записывают чередование в тетради)
- ому-ему, ой-ей, ое-ее, ого-его, ом-ем
5. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.
- Для проверки знаний о склонении имени прилагательного выполним задание.
- Прочитайте упражнения на карточке перед вами, выберите одно из предложенных.
- Одинаковы ли задания по степени сложности?
- Оцените свою уверенность в успехе на полях карточки.
ЗАДАНИЕ №1.
Задай вопрос от имени прилагательного к имени существительному, по ударному окончанию вопроса определи окончание имени прилагательного. Впиши найденное окончание. Определи род и падеж.
на поздн… дорогу
о трескуч… морозах
для дик… зверька
пахуч… растение
о ведущ… роли
за ближн… деревней
ЗАДАНИЕ № 2.
Подбери подходящие по смыслу имена прилагательные к данным именам существительным. Поставь их в нужную форму ,определи род и падеж, выдели окончания.
Под …………..ивой, в ………….сумерках, у ……………….озера, к …………… кусту, в ……………..ненастье, ……………..растение.
Слова для справок: осенний, пахучий, плакучий, вечерний, глубочайший, колючий.
ЗАДАНИЕ № 3.
Составьте текст из данных словосочетаний не меняя их формы. Озаглавьте его. Определите род и падеж имен прилагательных.
Зимн… денек, пушист… снежинки, блестящ… ковром, маленьк… елочку, снежн… шубке.
- Проверьте свою работу. Зеленой пастой обведите еще раз значок, подтверждающий ваш прогноз успеха.
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Если вы услышите словосочетание в единственном числе, то приседают девочки, а если во множественном, то мальчики :
Веселые ребята, грустный щенок, сладкий пирог, зимние каникулы, подвижные игры, новогодняя елка, толковый словарь, новые слова, трудное задание.
7. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
-Мы подвигались и у нас хорошее настроение.
- А сейчас дежурный по словарю зачитает нам лексическое значение слова-синонима к слову «хорошее»
- Правильно, это слово ПРЕКРАСНОЕ
(записывают в тетрадь)
- Как исторически могло сложиться это слово? Приведите примеры.
(красный, значит красивый, пре – в значении «очень»)
_ Какие оттенки лексического значения этого слова упоминались в словаре?
( очень красивое, очень хорошее) Составьте предложения с каждым из лексических оттенков. Запишите.
- Иногда имена прилагательные в предложениях ведут себя как существительные.
Составьте предложение, в котором слово «прекрасное» выступало бы в роли существительного.
- Но в связи с темой урока нам слово интересно как имя прилагательное.
- С данными именами существительными запишите 6 словосочетаний поставив их во все падежные формы.
Вид, озеро, пейзаж, женщина, душа, настроение.
(взаимопроверка зеленой ручкой, по одному ученики на доске записывают все падежные формы )
8. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Поговорим о прекрасном рядом. О наших братьях меньших. О грациозных, независимых, ласковых, пушистых, игривых ,когтистых и ленивых…..
-Как же вы догадались? Я же не назвала ни одного существительного.
-Какой вид текста строится на именах прилагательных?
-Объединитесь в группы. Вместе познакомьтесь с предложенным заданием.
- В чем сложность восприятия?
- Можно ли в таком виде назвать его текстом?
Составьте из данных предложений текст, ориентируясь на падежи имен прилагательных женского рода. Они должны следовать в порядке склонения. Если прилагательное в одном и том же падеже употреблено дважды, учитывайте последовательность событий. Вставьте окончания имен прилагательных. Озаглавьте текст.
- Она произошла от дик… кошки, но неизвестно, от какой именно, потому что это было очень давно.
- Европейцы, наоборот, не дорожили даже самой красив… кошкой.
- Если домашн… кошку настигал трагический исход, то египетск… семью и всю прислугу одевали в траурн…одежду.
- Считалось, что в любой кошке заключен дьявольский дух.
- Если смерть убивала храмовую кошку, то в траур одевался целый город.
- Многие народы поклонялись домашн… и храмов… кошке.
- Домашняя кошка с давних пор живет рядом с человеком.
- Пронумеруйте правильную последовательность предложений. На доске предложено три варианта нумерации предложении в тексте. Каждая группа вписывает свой номер рядом с правильной, по их мнению, нумерацией.
2 2 4
7 6 6
1 4 1
4 7 5
2 5 2
5 3 3
6 1 7
- Зачитайте правильную последовательность предложении. Назовите свое заглавие.
- Еще раз повторите алгоритм проверки написания безударных окончаний имен прилагательных.
9. ИТОГ УРОКА.
-Урок подходит к концу. Получилось ли нашим сердцам весь урок биться вместе?
-На каких этапах урока ваши сердечки бились чаще от радости? От волнения?
- Полной уверенности в своих силах вы достигните выполнив дома задание ,над которым вместе сейчас потрудились. Запишите название текста и сам исправленный текст в тетрадь.
- Спасибо за совместный труд. Мое сердце радостно бьется вместе с вашими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока русского языка по теме: "Склонение имен прилагательных"
урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний...
Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".
Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....
конспект урока русского языка "Написание безударных окончаний имен прилагательных"
Урок развития речи...
Технологическая карта урока на тему: Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода.
Цель: уметь различать безударные окончания имен прилагательных мужского и женского рода.1. определять и формулировать цель деятельности;2. соотносить результат своей деятельности и оценивать его....
Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола"
Конспект урока по русскому языку«Правописание безударных личных окончаний глагола» 4 класс УМК «Гармония» Явкина Вал...
Разработка урока по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"
Урок-закрепление по теме "Правописание окончаний имен прилагателных"...
Конспект урока по русскому языку «Написание безударных окончаний имен прилагательных. УМК "Перспектива" 3 класс
Конспект урока по русскому языку Тема: «Написание безударных окончаний имен прилагательных» Цели деятельности учителя: формирование умения писать безударные гласные в окончаниях имен прила...