Разработка урока по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ерофеева Светлана Алексеевна

Урок-закрепление по теме "Правописание окончаний имен прилагателных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

3 класс

Тема : Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Тип урока: закрепление изученного материала

Цель: закрепить умение правильно писать родовые окончания имен прилагателных.

Планируемые результаты

Предметные:  распознавание частей речи по лексическим значениям, классификация имен прилагательных по роду, правописание родовых окончаний имен прилагательных, развитие речи;

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии  с поставленной задачей;

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, строить монологическое высказывание, осуществлять взаимный контроль;

Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

Оборудование: карточки с заданиями, наглядный материал для заданий.

Ход урока:

Этапы урока:

Содержание урока:

1. Организационный момент.

Приветствие.

Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся. Запишем в тетрадях число.....

2. Актуализация знаний.

Пора отправляться , а на пути лежит камень.

-Как вы думаете, у слова "камень"- одно или несколько лексических  значений?

(Несколько: осколок горной породы, драгоценный , заболевание)

-Как называются слова, у которых несколько значений? (Многозначные)

- Какие фразеологизмы вы слышали с эти словом?

Камень за пазухой

На сердце камень

Камень с души свалился

3. Чистописание

Камень этот старинный, когда-то  на нем были надписи,

Но все стерлось и заросло мхом, остались только эти

ОЕ, ЯЯ, ЫЙ, ИЙ,  АЯ, ОЙ,ЕЕ

-Что это за записи?

- По какому признаку их можно разбить на три группы. Запись по рядам.

 (Ребята с 1 ряда прописывают окончания прилагательных ж.р, 2 ряда- м.р., 3 ряда-ср.рода)

Проверим правильно ли вы распределили.

- Кто справился без ошибок,  ставит восклицательный знак.

Проверка.

!

4.Определение цели урока

- Как вы думаете, какую тему мы продолжим изучать?

Какую цель поставим на уроке, раз начали с окончаний?

Откроем "Аукцион". 

Расскажите об имени прилагательном  одним предложением.

Кто завершит "Аукцион", тот и победитель.

5. Работа по теме урока.

- Откуда этот  камень, мы узнаем расшифровав слово.

Вставьте пропущенные буквы, докажите правильность выбора.

рус.кая

.ремль

кр.сивое

ре.кий

рю.зак

ч.совой

 - Какое слово получилось? СКАЗКА.

- А что указывает камень в сказке? (дорогу)

- Сколько дороги обычно проходят герои, сколько испытаний? (три)  

- И мы пройдем по трем дорогам.

Мы прошли  по первой дороге.

Что мы делали в задании? Как  можно ее назвать?

 

Появляется первая дорога. "Орфография" и еще 2 перевернуты.

Отправляемся дальше.

Пройдем по второй дороге.

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

Выпишите прилагательные из предыдущего задания, подберите подходящие по смыслу имена существительные? Определите род имен прилагательных .

- От чего зависит род имени прилагательного?

- На какие вопросы отвечают прилагательные  мужского, женского и среднего  рода?

Взаимопроверка.

 -Кто справился без ошибок,  ставит восклицательный знак.

Дорога длинная, пора и отдохнуть.

!

Взаимопроверка

Физминутка.

Начнем с ходьбы. Ходьба очень полезна для здоровья.

Теперь упражнения.

Раз - подняться, потянуться.

Два- согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши 3 хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- на место тихо сесть.

- Откройте учебник на стр. 76, упр. 131.

- Какие вопросы надо разрешить, чтобы правильно написать окончания имен  прилагательных ?

?  определить род имени существительного

?  задать вопрос

?  определить род имени прилагательного

?  подобрать окончание имени прилагательного

Задание по вариантам.

1 в. -  выписать словосочетания с прилагательными мужского рода;

2 в.- выписать словосочетания с прилагательными женского рода.  Выделите окончания, запиши вопрос.

Проверим.

- Кто справился без ошибок,  ставит восклицательный знак.

Мы прошли по второй дороге.

- Как назовем эту дорогу. Какой называется раздел языка, изучающий  части речи?  "Морфология"

????

!

Проверка

Осталась дорога третья.

Появляется третья дорога.

На столах у вас карточки с предложениями.

Чтобы пройти по третьей дороге , на карточках №1

 надо  подобрать и записать прилагательные-антонимы?

- Что такое антонимы? ( слова противоположные по смыслу)

  • А у нескольких учеников задание будет сложнее.

На карточках  №2, надо подобрать прилагательные-синонимы.

- Что такое синонимы?(слова близкие по смыслу)

 - Прежде чем выполнять задание, назовем третью дорогу, изучающую слова!   "Лексика"

Карточки с заданием №1.

Стебель тонкий, а ствол_____________.

У зайца хвост короткий, а уши _____________.

Слон большой, а мышь __________.  

Ворота широкие, а калитка ______________.

Весна бывает ранняя и __________.

Настроение у человека бывает веселое и ______________.

Карточка№2.

Недалеко построили очень большой дом, просто ____________.

На пеньке сидел печальный, _______________ гном.

Радостные , ________________ песенки слышались из окна.

Наступило знойное, ______________ лето.

У Маши опрятные  и ___________________ тетради.

Сирень- это ароматный, ________________ цветок.

*  Найдите словосочетания во множественном числе, выделите окончания, запишите вопрос.

 

Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Вот мы и прошли по трем дорогам.

- Достигли ли цели урока?

- От чего зависит окончание имени прилагательного?

*

-Понравилось ли вам наше путешествие?

Если вам удалось за урок собрать 3 восклицательных знака, то рисуете солнышко, если меньше, то солнышко с тучкой, если не получилось собрать, то тучку.

Поднимите руки, у кого солнышко? солнце и тучка? тучка?

Все поработали очень хорошо, молодцы!

С. 80, упр. 138.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ в английском языке

Представлен конспект урока, направленных на повторение изученной темы "Степени сравнения прилагательных"...

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Зимующие птицы.Цели: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и ...

Методическая разработка урока русского языка «Определение безударных окончаний имен прилагательных»

УМК «Гармония»4 классЦЕЛИ: -отрабатывать у учащихся умение распознавать падежные формы имени прилагательного, закрепить алгоритм действия для выбора написания безударных окончаний имен прилагательных...

Разработка урока по русскому языку "Роль прилагательных - антонимов в речи" (4 класс). МБОУ г.Иркутска СОШ №23

Предлагаю вашему вниманию разработку урока для 4 класса "Роль прилагательных - антонимов в речи" ("Школа 2100"), который содержит конспект урока и презентацию....

Разработка урока по теме «Написание имён прилагательных

Разработка урока по теме «Написание имён прилагательных...

Разработка урока по теме "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме"

Урок разработан в соответствии с технологиями: Проблемное обучение – организация поисково-исследовательской деятельности. Технология социо-игрового обучения.Образовательная прогр...

Методическая разработка урока_2 класс_Безударная гласная в корне слова

Учебный предмет – русский языкКласс – 2Тип урок – изучение нового материалаЦель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с безударными гласными, ...