Урок обучения грамоте. 1 класс 2012 - 2013 год.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Головина Надежда Анатольевна

Тема. "Звуки человеческой речи как строительный материал слов. Способ выделения звуков в слове".2012-2013 учебный  год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Звуки речи.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюбского муниципального района     Саратовской области»

Урок обучения грамоте.

Тема. "Звуки человеческой речи как строительный материал слов.

 Способ выделения звуков в слове".

1 класс 

Учитель начальных классов

Головина Н.А.

с. Перелюб.

2012– 2013 учебный год.

Тема. "Звуки человеческой речи как строительный материал слов.

Способ выделения звуков в слове".

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель:  познакомить детей со звуками  человеческой речи как строительным материалом слов и способом выделения звуков в слове.

Задачи: 

Образовательные: сформировать представление о звуках речи; познакомить со способом выделения звуков в слове, применяя его практике ;

Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие  речи, мышления, воображения;

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах.

Планируемые результаты

Личностные:

- Проявление творческого отношения к процессу обучения;

- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные

Познавательные:

Умение:

- выделять звуки речи;

- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- обобщать полученную информацию;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение:

- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные

Умение:

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные

- усвоение правил выделения звуков речи;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, музыка.

Оборудование:

- рабочая тетрадь;

- учебник В.В.Репкин «Букварь» 1 класс. – М.: Издательство «Вита-пресс», 2011

- компьютер учителя;

- мультимедийный проектор или интерактивная доска;

Ресурсы:

- мультимедийные презентации к уроку:

Ход урока

I. Актуализация знаний.  

У. А что мы знаем о словах?

Д. Слова могут называть предметы.

– Еще слова могут называть действия.

– Признаки!

– Еще есть "служебные  слова – они помогают другим словам связываться в высказывания.

У. Как вы думаете, мы все уже знаем с вами о словах?  А что вы еще хотели бы узнать о словах? Что мы сегодня будем изучать?

II. Постановка и решение задачи урока.

У. Конечно, мы еще не все знаем о словах.

   Тема урока.  Слайд№2 

Наши друзья первоклассники Маша и Алеша тоже еще не все знают о словах. Как-то раз они шли по улице и увидели два домика: кирпичный и деревянный. Маша подумала и сказала: "Смотри, все из чего-то сделано. Вот этот домик сделан из кирпичей, а вон тот – из бревен.

 А из чего же сделаны слова?" А как бы вы, ребята, ответили на Машин вопрос? (букв)

У. Хорошо. А у кого из вас есть младшие братья и сестры, которые умеют говорить? Поднимите руки. А подумайте и скажите: когда маленький ребенок говорит слова, эти слова из чего состоят?

У. Но ведь маленькие дети еще не знают букв. Из чего же состоят слова, которые они произносят?

Слова состоят из звуков, мы их слышим.

У. Ребята, у нас два ответа на Машин вопрос. считает, что слова состоят из букв, а считает, что слова состоят из звуков.

У.  Разобраться. Давайте подумаем. Вот я сейчас говорю слова. А видите ли вы буквы?

– А где можно увидеть буквы?

Д. В книжке.

– На доске – у нас вон в том углу написаны буквы. У (стирает написанные буквы). А теперь есть буквы?

Д. Нет, вы их стерли.

У. А слова есть? Я говорю слова?

– Вы их слышите? Из чего же они состоят: из букв или из звуков, которые вы слышите?

Д. Из звуков!

У.– Ребята, звуки, конечно, бывают разные. Вот послушайте.

Учитель включает аудиозапись. Дети слушают пение птиц, шум дождя, шум мотоцикла, чтение стихотворения.

– Какие звуки вы услышали?  

Д. Мы услышали, как поют птицы, шумит дождь, шум мотоцикла.

– Как артист рассказывает стихи.

У. Чем же отличаются звуки, из которых состоят слова в стихотворении от других звуков – шума?

Д. Они четкие, мы их понимаем.

У. А почему мы их понимаем? Кто их издает, произносит?

Д. Человек.

У. Мы сказали, что слова состоят из звуков, но не из любых. Из каких же?

Слова состоят из звуков человеческого голоса или лучше сказать – из звуков человеческой речи.

У. Поднимите руки кто согласен? [м], [а]. Вы поняли что я сказала?

Мы же не произносим просто звуки [а], [б].

 Мы их как бы связываем в одно слово.

Звуки сливаются в слове, слово состоит из связанных звуков.

У. Хорошо. Итак, как же мы теперь ответим на Машин вопрос: из чего состоят слова? Ответьте хором.

Д. Из связанных звуков человеческой речи!

1.Физминутка.

III. Моделирование

У. А теперь попробуем показать наш вывод на модели слова.

Наш знакомый дядюшка Ага тоже составил модель. Он показал, что слово состоит из звуков так:

– Как вы думаете, что обозначают квадратики в этой модели?

Д. Звуки! Сделайте себе такую модель.

IV. Постановка задачи на выделение звуков в слове.

У. Мы выяснили, что слово состоит из звуков человеческой речи. А вы умеете выделять звуки в слове?

Д. Да, умеем.

– Мы в детском саду учили гласные и согласные звуки.

У. Замечательно! Откройте Букварь на с. 26. Рассмотрите картинку на середине страницы. Что здесь нарисовано?

Д. Это фотография Машиной семьи.

У. Произнесите слово "фотография". Посчитайте звуки в этом слове. Сколько звуков получилось?

У. Ну вот! А говорили, что умеете выделять звуки в слове!  Это просто или сложно?

Д. Сложно.

У. А хотите научиться выделять и считать звуки в слове правильно, без ошибок?

У. Тогда дедушка Ус научит вас этому. Он советует произносить каждый звук в слове протяжно, долго. Попробуем?

V. Звуковой анализ: выделение звуков в слове на основе заданной модели

Учитель показывает картинку, на которой нарисован сом.

У. Назовите этот предмет.

Д. Сом.

У. Дедушка Ус подсказывает нам, что в этом слове три звука.

Учитель рисует модель:

– Нам нужно услышать каждый звук в этом слове и поселить его в свою клеточку.

Учитель произносит вместе с детьми: [с-с-с-с-с о м]. Пока дети тянут первый звук, учитель заштриховывает первую клеточку. Точно так же учитель с детьми работают со вторым и третьим звуками.

– Вот мы и познакомились с каждым звуком в этом слове. А теперь поработаем так же со словом сыр. нарисуйте модель слова из трех звуков.

Дети хором под руководством учителя произносят первый звук в слове: [с-с-с-с-с ы р]. Пока тянется первый звук [с], учащиеся заштриховывают первую клеточку в своих моделях, а учитель – в модели на доске. Затем интонируется и заштриховывается второй и третий звуки.

Аналогично идет работа со словами шар, нос, мак, жук, рой пальчиком. (по Букварю, с. 27).

2.Физминутка.

- «Как их зовут?»   Соедините картинки и схемы к ним ниточками.

У вас на партах есть картинки. Выйдите в правый угол класса, те у кого в слове 5 звуков. (5)

4 звука встаньте. (5)

3  звука  сидя поднимите картинки .(15)

VII. Итог урока.

У. Чему научились на уроке?

Д. Мы научились выделять звуки. Мы составляли новые модели слов.

Что нового вы узнали сегодня о слове? Из чего состоят слова?

Д Из звуков человеческой речи. Теперь наша задача – научиться хорошо выделять звуки в самых разных словах. Спасибо вам за работу.

VI. Рефлексия.  Мы сегодня хорошо потрудились.  Кто доволен собой и своими ответами подойдите к солнышку, кто не очень к тучке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.

Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...

КТП и рабочая программа по технологии. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.

Представлены КТП и рабочая программа по предмету "Технология". УМК "Гармония". 4 класс....

Урок по русскому языку на тему: Корень слова с чередованием согласных (2 класс) 2012 - 2013

Это урок по программе Виноградовой (21 век). Мы с ребятами решали  проблемную задачу....

27.09.2013 Урок обучения грамоте: Звуки человеческой речи.

Обучение грамоте. Букварь. Репкин. Звуки речи....

Сценарий первого урока “Здравствуй, школа!” в 1 классе 2012-2013 учебного года

Тема: По дороге к знаниям. Цель:Поздравить первоклассников с началом школьной жизни. Воспитывать умение общаться и дружить.  Развивать интерес к совместной деятельности.Показать важность нов...

Конспект урока "Задача и загадка", 1 класс, 2012-2013 учебный год, УМК пнш ФГОС НОО

Он руку над партою тянет и тянет.Неужто никто на него и не взглянет?Он — весь нетерпенье: «Спросите меня!»Как будто, загнав по дороге коня,Сюда он примчался со срочным пакетом,Со срочным пакетом и точ...

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «А» классе, ГБОУ школы №695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Татьяной Витальевной 12 декабря 2013 г.

УМК «Школа России»Тема. Письмо слов и предложений с буквой Б.Тип урока: закрепление изученных букв.Цель. Упражнение в написании строчной и заглавной буквы Б, соединений с этой буквой.Задачи.1) Предмет...