Конспект урока "Задача и загадка", 1 класс, 2012-2013 учебный год, УМК пнш ФГОС НОО
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Он руку над партою тянет и тянет.
Неужто никто на него и не взглянет?
Он — весь нетерпенье: «Спросите меня!»
Как будто, загнав по дороге коня,
Сюда он примчался со срочным пакетом,
Со срочным пакетом и точным ответом.
Не нужно отметок в журнал и в дневник,
Довольно того, что он в тайну проник,
Что чудо свершилось, задача решилась...
Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!
Валентин Берестов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_-_zadacha_i_zagadka.doc | 86 КБ |
naglyadnost_k_uroku.doc | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
ЗАДАЧИ И ЗАГАДКИ
Урок математики в 1 классе
по УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель:
Буракова Ольга Михайловна
Автор учебника: А.Л. Чекин
Яя, 2013
Тип урока: Открытие новых знаний.
Методы урока: деятельностный, исследовательский
Тема: Задачи и загадки.
Цель: создать условия для понимания и сопоставления понятий «задача» и «загадка».
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
Планирование:
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- использовать речь для регуляции своего действия;
Контроль и самоконтроль:
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коррекция:
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарища по исправлению допущенных ошибок;
Оценка:
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
Саморегуляция:
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные:
Общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приемы решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера;
- осуществлять смысловое чтение;
- пользоваться учебными принадлежностями (линейкой);
- учиться работать в заданном темпе;
- соблюдать правильную осанку;
Знаково-символические:
- использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
Информационные:
- находить текст в оглавлении учебника, пользоваться заданиями и вопросами;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников (текст, рисунок, схема);
- обработка информации (определение основной информации)
- фиксация информации в заданную таблицу;
- анализ информации;
- передача информации (устным способом);
- применение информации;
Логические:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;
- сравнение;
- построение рассуждения; обобщение
Коммуникативные:
Информационное сотрудничество:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Планирование учебного сотрудничества:
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Взаимодействие:
- формулирование собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
Управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её достижения;
Личностные:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- установка на здоровый образ жизни;
- освоить личностный смысл учения, желание учиться;
- формировать желание учиться;
- личностный рост, личные достижения;
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности;
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходить из спорных ситуаций;
Ход урока
I. Создание ситуации успеха (2 мин)
Всем известно, что у нас
Самый лучший в школе класс!
- Мальчики здесь?
- Девочки здесь?
- Готовы к уроку?
- Всё ль на месте,
- Всё ль в порядке?
- Все ли правильно сидят?
- Все ль внимательно глядят?
(Ответы мальчиков и девочек хором)
- Для чего ребята необходимо соблюдать порядок на рабочем месте? (Ответы учеников)
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей и высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места».
- Где вы можете проверить правильность своей посадки? (Ответы учеников - Можно посмотреть на плакат «Сиди правильно»).
- Какой у нас урок? (Ответы учеников)
- Какие виды работ мы выполняем на уроках математики? (Ответы учеников)
- Наш девиз «Без ученья нет уменья»
- Как понимаете смысл выражение? (Ответы учеников)
- Я желаю вам хорошего настроения, чтобы в голову приходили правильные мысли, и пусть всё у нас получится. Удачи!
II. Целеполагание (2-3 мин)
- Какова была тема предыдущего урока? (Ответы учеников - «Задача. Условие и требование») (Слайд №1)
- Как мы можем это проверить? (Ответы учеников - Можно проверить тему предыдущего урока по содержанию учебника)
- Что такое задача? (Ответы учеников)
- Прочитайте записи на доске
1. У машины два передних колеса и два задних. Сколько колес у машины?
2. Два конца, два кольца, а посерединке – гвоздик. Что это?
3. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети?
4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?
- Какие записи можно назвать задачей? (1,3) Докажите. (Ответы учеников)
- Как бы вы назвали другие тексты?
- Что такое загадка? Какие у вас предположения?
- Какова проблема урока? (Чем отличается задача от загадки?)
Вывесить на доску карточки (ЗАДАЧИ, ЗАГАДКА)
- Определите тему сегодняшнего урока? «Задачи и загадки». (Слайд №2)
- Можем ли поверить на слово? (Проверим по содержанию учебника)
- Что возможно мы будем делать на уроке? Принятие цели урока, планирование деятельности.
Вывесить план работы на доску
Урок «открытие» новых знаний
Повторение пройденного
«Открытие» новых знаний
Закрепление изученного
Работа в паре, группе
Подведение итога
На протяжении всего урока учащиеся оценивают свою работу на индивидуальных карточках, где на каждом этапе урока фиксируют ЛИЧИКИ (веселые, грустные...).
Обобщение учителя
- Сегодня мы продолжим работать над понятием «задача»:
- вспомним, что такое задача;
- из каких частей она состоит;
- продолжим учиться моделировать условие задачи с помощью схем, анализировать их, делать выводы и умозаключения;
- сегодня мы будем сравнивать задачу и загадки;
- будем развивать вычислительные умения
III. Актуализация знаний (3-4 мин)
- Что такое задача?
У: Задача - математическое высказывание, состоит из двух частей?
- Из каких частей она состоит? Назовите.
- Что такое условие? Требование?
- Для чего нам нужно уметь решать задачи?
- Прежде, чем мы продолжим работу над задачей, проверим ваши вычислительные умения
- Для чего вам это нужно? Где это может пригодиться? (Ответы учеников)
Работа в паре (Слайд №3)
- Сейчас вы будите работать в парах.
Вспомнить правила работы в паре, вывесить на доску.
Работать в паре дружно.
Обращаться друг к другу по имени.
Уметь договариваться и слушать товарища.
Приходить к одному мнению.
(КАРТОЧКИ)
1 слагаемое | 4 | 7 | 9 | 3 | 5 | 2 | 1 | 6 | 8 |
2 слагаемое | 3 | 1 | 8 | 2 | |||||
Сумма | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
- Как найти неизвестное слагаемое? Дети работают в паре
- Как можно проверить данную работу? (Карточку можно проверить по числовому ряду или по «Таблице сложения»)
Самоконтроль по числовому ряду. Консультанты проверяют на своих рядах (по 2 консультанта).
Рефлексия – отчёт консультантов (анализ). Далее каждый закрашивает личико на первой полоске.
IV. Физкультминутка (1 мин).
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем то же
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
- Мы проверили вычислительные навыки. Можем ли мы перейти к исследованию новой темы? (Ответы учеников)
V. «Открытие новых знаний. (10 – 15 мин)
Решение учебной задачи. Исследование по теме. Работа в группе.
- Мы сегодня будем сравнивать загадку и задачу. А что значит сравнить?
Для этого выполним исследовательскую работу в группе (Слайд №4).
Предлагаю по желанию разбиться на группы «Загадка» и «Задача».
- Какие правила работы в группе вы знаете?
Вывесить на доску правила работы в группе:
Слышать собеседника.
Высказывать своё мнение.
Приходить к согласию.
- Перед вами тексты задач и загадок (индивидуально раздать каждому тексты задач и загадок как на доске). Они помогут вам в групповой работе.
- Ваша задача обсудить и наклеить на лист нужные высказывания.
Ребятам выдаются: карточки с пошаговым действием, разрезанные карточки с высказываниями, лист с таблицей, клей.
Задание для работы в 1 группе «Задачи»
1 шаг. Ответьте устно на вопросы.
1. Что такое задача?
2. Определи, есть ли в задаче условие?
3. Определи, есть ли в задаче требование?
4. Какую операцию выполняем при решении задачи?
2 шаг. Обсудите ответы.
3 шаг. Найдите и наклейте нужные карточки на лист.
4 шаг. Выберите человека, который будет отвечать у доски.
5 шаг. Покажите готовность группы, выбрав условный сигнал
Задание для работы во 2 группе «Загадки»
1 шаг. Ответьте устно на вопросы.
1. Что такое загадка?
2. Определи, есть ли в загадке условие?
3. Определи, есть ли в загадке требование?
4. Какую операцию выполняем при решении загадки?
2 шаг. Обсудите ответы.
3 шаг. Найдите и наклейте нужные карточки на лист.
4 шаг. Выберите человека, который будет отвечать у доски.
5 шаг. Покажите готовность группы.
(РАЗРЕЗАННЫЕ КАРТОЧКИ обеим группам)
- это математическое высказывание, состоящее из двух частей
- из него мы узнаём данные числа и что они обозначают.
- указывает, что требуется найти
- Арифметические операции
- это выражение, в котором один предмет изображается посредством другого имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство
- выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство.
- может быть в виде вопроса, но в нём не идёт речь об искомом числе, а даётся указание распознать объект
- Логические операции
ЛИСТЫ С ТАБЛИЦЕЙ
1. Задача- это
2.
3.
4.
1. Загадка- это
2.
3.
4.
Дети работают в группе.
Дети самостоятельно пытаются ответить на вопросы и наклеить на лист. Вывешиваем на доску результаты работы.
Отчет групп о работе.
Результат работы групп
1 группе (на повторение материала)
1. Задача- это математическое высказывание, состоящее из двух частей.
2. Условие - из него мы узнаём данные числа и что они обозначают.
3. Требование - указывает, что требуется найти
4. Арифметические операции
2 группе (на новый материал)
1. Загадка- это выражение, в котором один предмет изображается посредством другого имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство.
2. Условие – выражение, в котором один предмет изображается посредством другого имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство.
3. Требование – может быть в виде вопроса, но в нём не идёт речь об искомом числе, а даётся указание распознать объект
4. Логические операции
- Проверим, что у нас получилось.
- Возникали ли у вас трудности? Какие?
- Что вам помогло? (тексты задач и загадок)
- Какое умение развивали? (Ответы учеников - Умение работать в группе)
Рефлексия – Оценить работу каждой группы. Обсуждаем с учениками и выставляем в таблицу Личики на второй полоске
Критерии оценивания групп:
Договорились
Слушали друг друга
Показали готовность
Выполнили задание правильно
- Кому ещё нужно продолжить развивать данное умение? (ответы капитанов)
- Для чего нужны загадки? (Ответы учеников - Загадка развивает в человеке догадливость, сообразительность (ум)
Обобщение учителем
- Не даром в древности загадка была - средством испытания мудрости, а теперь это народная забава.
VI. Первичное закрепление (7 мин)
Фронтальный анализ по теме. Моделирование задач.
- В чём же сходство и в чём различие задач и загадок? (Ответы учеников - по алгоритму заложенном в листе с таблицей)
- Определим, где условие и требование (тексты: 3, 4).
3. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети?
4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?
Подчеркивают на доске и у себя в листочках условие красным карандашом, а требование – синим карандашом.
- Какое требование в задаче? Какое требование в загадке?
Работа в тетради.
- Запишите в тетради число.
- Смоделируйте задачу №3 (см. доску) в тетради с помощью кружков - горошин.
Моделируют задачу.
- Попробуйте смоделировать условие задачи по другому (отрезки и т.д.)
- Определите где условие, где требование и обозначьте дугами.
Выделяют дуги – условие красным, требование синим.
- Какие дуги, обозначают условие задачи?
- Какие дуги, обозначают требование?
- Запишите выражение, которым найдем искомое число (3 + 4 = 7)
- Как вы действовали?
- Что вам помогло правильно справиться с задачей?
- Кто испытал трудности?
Рефлексия – дети оценивают работу личиками на третьей строке.
Работа по учебнику (Слайд №5)
Составлять условие задачи по рисунку.
Формулировать требование.
Загадывать и отгадывать загадки.
- Сейчас мы проверим, умеете ли вы составлять задачу по рисунку №2 с.37.
- Посмотрите на рисунок, что вы можете рассказать?
- О чем будет ваша задача? (Ответы детей - Задача будет о моркови)
- Расскажите условие задачи и дополните её требованием.
- Какое правило мы должны помнить? (Требование должно быть связано с условием).
- Кто сможет смоделировать задачу самостоятельно с помощью отрезков?
- Необходимо найти целое число или его часть?
- Выполните задание. Проверьте в паре, в группе. (Динамическая пауза)
- Как действовали, выполняя модель?
- Какие умения развивали?
- Как вы думаете, для чего мальчик вырвал морковку? (Ответы детей - Съесть её).
- Что необходимо с ней сделать? (Ответы детей - Морковку необходимо помыть, чтобы не заболеть)
- Кто из вас может рассказать, какую пользу приносит нашему организму морковь? (Ответы детей – содержится витамин роста) (Чем полезна морковь для здоровья, многие догадываются – в первую очередь она обеспечивает организм ценным витамином А. Кроме того, польза моркови заключается в ее способности снижать риск возникновения тяжелого заболевания глаз – катаракты. Но мало кто знает, что морковь способна также сделать нашу кожу красивой и упругой, а волосы - блестящими и крепкими.) (Слайд №6)
- Много ли сил необходимо, чтобы вырастить такой хороший урожай моркови? (Ответы детей)
- Сейчас мы проверим, какие вы внимательные №3 с. 37
- О чем говорят условные обозначения учебника?
Ответы учеников.
Ребята отгадывают, кто спрятался за забором.
Составляют загадку и рассказывают соседу.
Меняемся в парах по часовой стрелке. (Динамическая пауза – ребята меняются парами и рассказывают друг другу свои загадки.)
- Какие умения развивали? (Ответы учеников - Умение работать в парах, составлять загадки по рисунку)
Рефлексия – дети оценивают работу личиками на четвёртой строке.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) (Слайд №7)
- Теперь вы можете отличить текст задачи от загадки.
Проведём тест.
- Сейчас я буду читать тексты один за другим. Ваша задача: если это текст задачи, то ставим ?, если загадка !
1.В одном пучке 3 морковки, а в другом 5 морковок. Сколько морковок в двух пучках?
2. У Васи было 6 груш. Три груши он съел. Сколько осталось груш?
З.Сто одёжек - все без застёжек (капуста)
4.Три гитариста, 2 пианиста, флейтист, баянист и вокалист школьным оркестром в саду выступали. Сколько детишек вы насчитали?
5. Две полоски на снегу оставлю на беге. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи).
6. На кочке сидело 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось на кочке?
7. Два кольца, два конца, посередине гвоздик (ножницы)
8. На ветке 4 вороны и столько же воробьев. Сколько всего птиц на ветке?
9.Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (осина)
10. Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели, пять румяных, наливных, два с кислинкой. Сколько их?
Выдать перфокарты.
- Проверяем в парах по слайдам (Слайды №8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
? | ? | ! | ? | ! | ? | ! | ? | ! | ? |
VIII. Рефлексия деятельности (2 мин)
- Урок подходит к завершению. Ваше впечатление о работе.
Учащиеся дополняют предложения о том, как они поработали на уроке.
Игра «Корреспондент» - ребёнок в роли корреспондента задаёт вопросы детям в классе по очереди:
- Как ты работал на уроке?
- Что оказалось наиболее интересным?
- В чём ты испытывал трудности?
- Что бы ты хотел рекомендовать учителю на будущее? (на листочке)
Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке
Я повторил…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось…
- Как мы оценим себя? Оцените работу класса по шкале.
Дети оценивают работу по шкале самооценки (выбирают нужную шкалу и ставят букву Я)
- Какую проблему ставили перед собой на урок?
- Как нам удалось решить её?
- Все ли этапы урока пройдены?
X. Итог (1мин)
Закончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Слайд №18 – Спасибо за работу на уроке!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.
Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...
КТП и рабочая программа по технологии. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.
Представлены КТП и рабочая программа по предмету "Технология". УМК "Гармония". 4 класс....
Программы ФГОС внеурочная деятельность 1 класс (2012-2013 уч.год)
Представляю Вашему вниманию: 4 программы внеурочной деятельности ( час здоровья, социальная деятельность, проектная деятельность, предметная деятельность ) для учащихся 1 класса...
Воспитательной работа в 1 классе 2012-2013 учебный год.
План воспитательной работы....
КТП литературное чтение 1 класс 2012 -2013 учебный год
Планирование в соответствии с ФГОС ....
Сценарий первого урока “Здравствуй, школа!” в 1 классе 2012-2013 учебного года
Тема: По дороге к знаниям. Цель:Поздравить первоклассников с началом школьной жизни. Воспитывать умение общаться и дружить. Развивать интерес к совместной деятельности.Показать важность нов...
Анализ работы по ФГОС 1-3 классы 2012/2013 учебный год.
В 2012/2013 учебном году перед учителями начальных классов была поставлена цель: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителя, как важнейшее условие повышения качества знани...