Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_kl.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.
Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений, разных видов и представления их в системе от простого к сложному.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования и реализует следующие цели:
Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи программы:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
1. Вспоминаем, повторяем, изучаем (35 часов)
Наша речь и наш язык (2 часа)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устно, письменной и внутренней речи.
Текст (2 часа)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 часов)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Слово и его лексическое значение (6 часов)
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова.. Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Части речи(5 часов)
Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи.
Однокоренные слова(1 час)
Понятие о родственных словах. Корень слова. Однокоренные слова. Слова, близкие по смыслу, и однокоренные слова. Слова, имеющие одинаково звучащий и пишущийся корень, но не однокоренные.
Слово и слог. Звуки и буквы (7 часов)
Слово, слог, ударение. Ударение и смысл слова. Место ударения в слове. Сильная и слабая позиции гласного звука в слове. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарем.
2. Морфология и морфемика (50 часов)
СОСТАВ СЛОВА
Общее понятие о значимых частях слова (20 часов)
Основа и окончание. Корень. Приставка. Суффикс. Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.
Разбор слова по составу. Чередование согласных в корне слова. Беглые гласные.
Правописание частей слова (30 часов)
Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок).
Правописание приставок по-, под-, от-, про-, до-, об-, на-, за-, над-, с-.
Приставка и предлог.
Разделительный мягкий (ь) и твёрдый знак (ъ).
Непроизносимые согласные. Двойные согласные.
Сложные слова.
3. Части речи (75 часов)
Общее представление о частях речи (1 час)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (30 часов)
Лексическое значение (существительные типа стол, река, дерево, туман, гроза, сон, стук, белизна и т. д.)
Основные грамматические признаки. Вопросы кто?что? Род и число существительных. Изменение существительных по числам и вопросам (по падежам). Понятие о склонении существительных. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Собственные и нарицательные.
Существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме.
Употребление существительных в речи.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19 часов)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Вопросы какая? какое? какой?. Число и род прилагательных. Изменение прилагательных по вопросам, числам, родам. Понятие о склонении прилагательных. Прилагательные с твёрдой и мягкой основами. Родовые окончания прилагательных.
Употребление имени прилагательного в речи (в предложении).
МЕСТОИМЕНИЕ (5 часов)
Общее понятие о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении.
ГЛАГОЛ (21 час)
Лексическое значение (глаголы типа бегать, читать, думать, грустить, черстветь, темнеть и т. д.). Основные грамматические признаки. Неопределённая форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время, лицо, число глаголов.
4. Повторение (10 часов)
Предложение. Словосочетание. Слово. Части речи. Состав слова. Орфограммы корня.
В результате изучения данного предмета в 3 классе учащийся должен знать:
- что такое предложение, словосочетание, слово;
- что такое части и звуки речи, их употребление в предложении;
- главные члены предложения - подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения;
- что такое логическое ударение в предложении и предложение с интонацией перечисления;
- строение основы слова;
- что такое окончание и основа слова;
- правила написания и способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова, особенности чередования согласных звуков и беглых гласных в корне слова;
- правила написания приставок и предлогов;
- правила написания частицы не с глаголами, слов с разделительным твёрдым знаком;
- правила написания непроизносимых согласных в словах и слов с удвоенными согласными;
- что такое сложные слова, способы их образования.
Учащийся должен уметь:
- работать самостоятельно с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками;
- определять части речи, устанавливать связь между главными и второстепенными членами предложения;
- выделять в основе слова корень, приставку, суффикс, разбирать слово по составу;
- проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова;
- писать раздельно предлоги со словами;
- правильно писать приставки и суффиксы;
- определять род, число, падеж существительных и прилагательных; число, время, лицо глаголов;
- писать не с глаголами;
- писать слова с непроверяемыми гласными и согласными.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1,2 ЧАСТЬ, 3 КЛАСС
АВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ
учитель 3 «В» класса Стойкова С.А.
№ п/п | дата | тема | характеристика деятельности учащихся | Страницы учебника |
I триместр |
03.09.12 | Вводный урок. Наша речь и наш язык. Определение темы и главной мысли текста. | Знакомство с учебником; определение темы и главной мысли текста; работа над многозначностью слова «язык». | с. 3-4 |
04.09.12 | Письменная и устная речь. Ее значение в жизни. | Составление текста по иллюстрации в учебнике; работа над смыслом пословиц; соотнесение смысла высказываний и поэтических строк разных авторов. | с.5-6 |
05.09.12 | Текст. Признаки текста. | Выявление характерных признаков текста; беседа о птицах; прослушивание пения курского соловья. | с. 7-8 |
06.09.12 | Упражнение в распознавании вида текста. | Повторение известных видов текстов, выявление их основных признаков; упражнение в распознавании вида текста. | с. 8-9 |
07.09.12 | Предложение, его назначение и признаки. | Определение границ предложений; работа со знаками препинания (игра «Дорога умников и умниц»); восстановление деформированного текста | с10-14 |
10.09.12 | Упр-е в распознавании и построении предложения разных по интонации и цели высказывания. | Обсуждение смысловой нагрузки предложений и их отличий в зависимости от цели высказывания; | с. 15-18 |
11.09.12 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | Наблюдение над употреблением в речи обращений, обособление их запятыми; работа с фрагментами сказок (установление авторства, названий) | с. 20-21 |
12.09.12 | Главные и второстепенные члены предложения. | Определение основы предложения; распространение и конструирование предложений; работа с таблицей | с. 22-24 |
13.09.12 | Распространенные и нераспространенные предложения | Систематизация знаний в ходе работы над таблицей; расстановка знаков препинания в зависимости от цели предложения; определение границ предложений; | с. 24-27 |
14.09.12 | Словосочетание. Связь слов в словосочетании | Знакомство с понятием «словосочетание»; выделение главного и зависимого слова; игра «Командиры». | с. 27-28 |
17.09.12 | Контрольный диктант. | Практическое применение знаний и умений |
18.09.12 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Упражнение в написание слов и предложений с безударной гласной проверяемой ударением и парной согласной |
19.09.12 | Словосочетание и предложение. Обобщение знаний. | Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Употребление большой буквы в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. | с. 28-30 |
20.09.12 | Простое и сложное предложение (общее понятие). | Беседа об осени; разграничение понятий «простое» и «сложное» предложения; письмо по памяти; работа с синонимами | с. 30-32 |
21.09.12 | Союзы в сложном предложении. | Беседа по сказкам А.С.Пушкина; словесное рисование; комментированное письмо; работа в парах по расстановке знаков препинания. | с. 32-33 |
24.09.12 | Составление сложных предложений из двух простых. Обобщение знаний о предложении. | Характеристика предложений; составление схемы предложения; подбор предложений к заданным схемам; работа с памяткой | с. 35-35 |
25.09.12 | Слово и его лексическое значение. | Подбор синонимов и антонимов; составление предложений; работа со словарями. | с. 35-37 |
26.09.12 | Упражнение в распознавании лексических групп слов в речи. | Слова однозначные и многозначные; переносное значение слов; работа со словарями. | с. 37-40 |
27.09.12 | Омонимы. | Выяснение лексического значения омонимов; работа с пословицами; чтение стихотворения «Омонимы» Я.Козловского, разбор; ознакомление со словарём омонимов. | с. 40-42 |
28.09.12 | Слово и словосочетание. | Работа над структурой словосочетания; составление словосочетаний; работа с синонимами, антонимами, омонимами. | с. 42-44 |
01.10.12 | Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). | Объяснение значения фразеологизмов; составление словосочетаний; комментированная запись словосочетаний; знакомство с фразеологическим словарём. | с. 44-46 |
02.10.12 | Р/р Подробное изложение с языковым анализом текста | Обсуждение структуры изложения, фрагментов частей текста; работа над трудными словами |
03.10.12 | Анализ изложений. Части речи. | Анализ ошибок в работах; грамматическая сказка «Части речи»; загадки о частях речи; работа с таблицей. |
04.10.12 | Части речи. Имя существительное. Местоимение. | Сопоставление существительного и местоимения; составление текста – описания; упражнение в замене существительных местоимениями. | с. 47-51 |
05.10.12 | Части речи. Имя прилагательное. | Наблюдение над ролью прилагательных; игра «Узнай»; составление загадки, используя сравнительные обороты. | с. 52-53 |
08.10.12 | Части речи. Глагол. | Обучение постановке вопросов к глаголам; сравнение отрывка по Н. Богословскому (упр.103) со сказкой «Про Храброго зайца…»; изменение глаголов по вопросам | с. 53-54 |
09.10.12 | Имя числительное как часть речи. Словарный диктант. | Знакомство с новой частью речи; распределительный диктант; составление ответов на вопросы. | с. 54-56 |
10.10.12 | Однокоренные слова. | Анализ ошибок; составление рядов однокоренных слов, толкование значения; грамматическая сказка «Корень». | с. 56-58 |
11.10.12 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. | Грамматическая сказка «Почему Жук прогнал Паука»; игра «Слог за слогом» (цепочка слов); обозначение безударного гласного звука буквой. | с. 59-60 |
12.10.12 | Правописание безударных гласных в корне слов. Интегрированный урок с литературным чтением. | Работа с пословицами; подбор слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши; орфографическая зарядка. . |
15.10.12 | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. | Опасности письма, связанные с парной согласной; тренажёр «Парные согласные»; творческое преобразование слов | с. 61-64 |
16.10.12 | Разделительный мягкий знак. | Беседа о безопасном взаимодействии с компьютером; выборочный диктант; звуко-буквенный анализ слов; правила переноса слов. | с. 64-65 |
17.10.12 | Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами | Письмо по памяти; работа в парах; разные виды грамматического разбора; работа с текстом | с. 66-67 |
18.10.12 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Слово и слог» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами |
19.10.12 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Перенос слов | Деление слов на слоги. Восприятие на слух и правильное произношение слов. Правила переноса. |
22.10.12 | Однокоренные слова. Корень слова. | Беседа о лесе и его пользе; работа со словарём однокоренных слов в учебнике; подбор однокоренных слов; игра «Яблоневый сад» | с. 68-70 |
23.10.12 | Сложные слова. | Работа над лексическим значением слов; подбор сложных слов; из пары слов образовать сложные слова. | с. 71-72 |
24.10.12 | Формы слова. Окончание. | Беседа об особенностях осины; работа с пословицами; письмо по памяти; разграничение понятий «форма слова» и «однокоренные слова» | с. 73-75 |
25.10.12 | Окончание и его роль в слове, в словосочетании и в предложении. | Обучение способу выделения окончания в слове; изменение формы слова в зависимости от предлога; Знакомство с понятием «нулевое окончание». | с. 76-77 |
26.10.12 | Контрольная работа за I четверть | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. |
29.10.12 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Анализ речевых и орфографических ошибок; |
30.10.12 | Обобщение знаний о корне и об окончании как значимых частях слова. | Подбор однокоренных слов; составление предложений; работа с деформированным текстом |
31.10.12 | Приставка. Общее понятие. | Знакомство с понятием «приставка»; работа с антонимами; образование слов с помощью приставок | с. 78-80 |
01.11.12 | Приставка – значимая часть слова. | Наблюдение над значением приставки в слове; упражнение в образовании слов при помощи приставок; работа с загадками; подбор антонимов | с. 81-82 |
02.11.12 | Суффикс. Общее понятие. | Беседа «Города России. Курск»; сопоставление определения суффикса и приставки; знакомство с некоторыми суффиксами русского языка | с. 83-85 |
12.11.12 | Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффикса. | Знакомство со значением суффиксов; звукобуквенный разбор слова глазки; словесное рисование | с. 85-87 |
13.11.12 | Образование слов с помощью суффиксов. | Составление предложений с данными словами; работа со скороговоркой; образование слов с помощью суффикса; словарный комментированный диктант | с. 87-89 |
14.11.12 | Обобщение и систематизация знаний о составе слова | Работа над значением слова словообразование; подбор слов с данной частью слова; знакомство со школьным словообразовательным словарём; работа над понятием «основа слова» | с. 89-90 |
15.11.12 | Контрольная работа по теме «Состав слова» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами |
16.11.12 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Разные способы проверки правописания слов. Выделение значимых частей слова. |
19.11.12 | Р./р. Обучающее изложение. | Формирование умений и навыков письменной передачи текста. |
20.11.12 | Работа над ошибками. Состав слова. Перенос слов. | Восполнение пробелов в знаниях. |
21.11.12 | Разбор слов по составу | Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова; развитие умения разбирать слова по составу; развитие орфографической зоркости. | с. 91-92 |
22.11.12 | Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе по составу Обобщение знаний | с. 92-93 |
23.11.12 | Общее представление о правописании частей слова. | Работа со словами в переносном значении; работа с пословицами; образование слов с удвоенными согласными (путешествие, длина, окно, сказать, след). | с. 94-96 |
26.11.12 | Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. | Викторина «Что вы знаете о России?»; соотнесение рисунков и предложений; устный орфографический диктант с последующей записью слов. | с. 96-98 |
27.11.12 | Р./р. Подробное изложение текста на основе зрительного восприятия и языкового анализа текста. | Беседа по содержанию; подбор к тексту названия; работа с каждой частью текста; словарно - орфографическая подготовка; работа с трудными словами |
28.11.12 | Анализ изложений. Правописание слов проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. | Анализ ошибок; алгоритм действия при проверке написания безударной гласной в корне; подбор проверяемого и проверочного слова; словесное рисование | с. 98-100 |
29.11.12 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Словарный диктант. | Составление текста из деформированных предложений; объяснительный диктант; Тест «Правописание слов с безударными гласными в корне». | с. 100-101 |
30.11.12 | Наблюдение над словами с буквосочетаниями –ере- -оро-, -оло-. | Подбор слов с сочетаниями –оро-, -оло-, -ере- и их запись; словарно - орфографическая минутка; нахождение и объяснение значений старославянских слов | с. 102-103 |
II триместр |
03.12.12 | Проверочный диктант. Контрольный | Контроль ЗУН |
04.12.12 | Работа над ошибками. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.
| Беседа о погоде сегодняшнего дня; построение синонимического ряда слов по нарастанию явления (пороша, снегопад, метель, вьюга); разбор сложного предложения по членам предложения; составление алгоритма для решения орфографической задачи. | с. 104-106 |
05.12.12 | Упражнение в написании слов с парными по глухости - звонкости согласными в корне. | Составление рассказа на основе впечатлений и стихотворного текста; работа с фразеологизмами; устный орфографический диктант | с. 106-107 |
06.12.12 | Упражнение в написании слов с парными по глухости – звонкости согласными и безударными гласными в корне. | Работа с антонимами; работа в парах; воспроизведение названий литературных произведений по автору и предложению | с. 108-109 |
07.12.12 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | Сопоставление правил написания слов с парными по глухости – звонкости согласными и непроизносимыми согласными; ознакомление со словами, имеющими сочетание сн; подбор синонимов и антонимов | с. 110-112 |
10.12.12 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | Составление рифмовок; составление предложений с данными словами; распределительный диктант. | с. 112-113 |
11.12.12 | Р./р. Обучающее сочинение. Контрольный | Составление и запись рассказа |
12.12.12 | Работа над ошибками. Сопоставление правил о правописании корня. | Сравнительный анализ правил; распределительный диктант; работа над продолжением текста | с. 214-215 |
13.12.12 | Двойные согласные. | Объяснение лексических значений слов; обсуждение этимологии слов; работа с алфавитом. | с. 115-116 |
14.12.12 | Р/р. Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». | Обмен впечатлениями; ответы на вопросы; обсуждение структуры описательного текста; словарно – орфографическая работа |
17.12.12 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. Правописание слов с двойными согласными. | Анализ речевых ошибок; комментированная запись слов с двойными согласными; упражнение в изменении форм слов. | с. 117 |
18.12.12 | Правописание суффиксов и приставок. | Упражнение в узнавании приставок и суффиксов; ознакомление с правописанием суффиксов –ик-, -ек-; подбор слов к схемам | с. 118-119 |
19.12.12 | Упражнение в правописании суффиксов. | Работа с деформированными предложениями; работа с загадками, составление собственных загадок; оттенки, вносимые суффиксами; правописание суффикса –ок- | с. 120-122 |
20.12.12 | Контрольная работа |
21.12.12 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Закрепление полученных знаний по теме. Выполнять работу над ошибками. |
24.12.12 | Правописание слов с приставками. | Составление текста по рисунку; упражнение в образовании родственных слов при помощи приставок; письмо по памяти | с. 123-124 |
25.12.12 | Упражнение в правописании значимых частей слова. | Толкование слова салат; обмен рецептами салатов; работа с пословицами; дополнение слов приставками по смыслу | с. 124-125 |
26.12.12 | Упражнение в правописании значимых частей слова. | Работа с орфографическим тренажёром; подбор слов к заданным схемам, составление схем к заданным словам; работа в парах | с. 125-126 |
27.12.12 | Приставки и предлоги. | Разграничение понятий «приставка» и «предлог»; составление словосочетаний; работа с фразеологизмами | с. 127-128 |
09.01.13 | Правописание приставок и предлогов. | Редактирование и составление словосочетаний; тест «Приставки и предлоги». | с. 128-129 |
10.01.13 | Разделительный твёрдый знак. | Организация учебного диалога по изучению темы урока; составление рассуждения на тему «Зачем ежу иголки?»; речь разговорная и литературная | с. 130-131 |
11.01.13 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | Составление словосочетаний; словесное рисование по сказкам А.С.Пушкина; комментированная запись слов; звукобуквенный анализ слов с разделительным Ъ
| с. 132-133 |
14.01.13 | Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками. | Дифференциация правописаний; разделительный диктант; работа с пословицами; составление рассказа к пословице. | с. 134-135 |
15.01.13 | Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками. | Обсуждение: что означает слово объявление? Анализ объявлений; составление объявлений; работа с текстом (заглавие, части, орфограммы) | с. 135-138 |
16.01.13 | Части речи. Обобщение знаний. | Общее знакомство с частями речи русского .языка; обобщение и систематизация знаний по изученным частям речи; распределительный диктант; выборочное письмо | с. 3-6 |
17.01.13 | Контрольное списывание. | Списывание текста с расстановкой знаков препинания в конце предложения.. Восприятие на слух и правильное произношение слов. |
18.01.13 | Работа над ошибками. Понятие об имени существительном как части речи. | Беседа о зиме; подбор однокоренных слов к слову снежинка; определение лексических значений многозначных слов; классификация имён существительных. | с. 6-9 |
21.01.13 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Начальная форма. | Знакомство с понятием «начальная форма» им.существительного; образование одних частей речи из других; работа с устаревшими словами; работа со словарями | с. 9-14 |
22.01.13 | Р./р. Обучающее подробное изложение повествовательного текста. | Беседа по содержанию каждой части, подбор заголовка, работа с трудными словами, с лексической заменой повторяющихся слов. |
23.01.13 | Анализ изложений. Собственные и нарицательные имена существительные | Анализ ошибок; беседа о Москве; расшифровка скороговорок; составление предложений | с.15-17 |
24.01.13 | Изменение имён существительных по числам. | Наблюдение над изменением им.сущ. по числам; распространение предложений; работа над образными средствами языка (сравнение, олицетворение) | с. 17-19 |
25.01.13 | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. | Наблюдение над литературным и разговорным языком; работа с деформированным текстом; письмо по памяти прозаического текста. | с. 20-21 |
28.01.13 | Род имён существительных. | Приём определения рода им.сущ.; классификация им.сущ.; работа в парах - продолжение рифмовок. | с. 22-24 |
29.01.13 | Определение рода имён существительных в косвенных падежах. | Подбор слов к данным схемам; составление словосочетаний; работа с загадками; письмо по памяти | с. 24-26 |
30.01.13 | Имена существительные общего рода. | Объяснительно – распределительный диктант (по родам); «Найди лишнее слово»; составление предложений к рисункам | с. 27-28 |
31.01.13 | Контрольный диктант с грамматическим заданием на тему «Имя существительное» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами, определение числа и рода им.сущ. |
01.02.13 | Работа над ошибками. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | Организация учебного диалога по изучению новой темы; запись слов буквами по звуковым моделям; работа с синонимами | с. 28-29 |
04.02.13 | Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук. | Словесное рисование; работа с синонимами; словесное рисование; работа над образными средствами языка | с. 30-32 |
05.02.13 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Разграничение написаний разделительных ь и ъ знаков; подбор слов по заданному плану; составление предложений к рисункам |
06.02.13 | Сочинение по репродукции картины И.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | Соотнесение фрагмента сказки и изображения; обсуждение известных иллюстраций художника к др.сказкам; словарно-орфографическая работа; формирование умения пользоваться цитатами при написании творческой работы |
07.02.13 | Анализ сочинений. Изменение имён существительных по падежам. | Анализ речевых и орфографических ошибок; восстановление стихотворных строк; работа с таблицей – изменение сущ. по падежам | с. 34-35 |
08.02.13 | Определение падежа имени существительного. Несклоняемые имена существительные. | Составление алгоритма определения падежа; работа с пословицами; составление предложений; несклоняемые им.сущ. | с. 36-39 |
11.02.13 | Именительный падеж имён существительных. | Словесное рисование; работа с деформированными предложениями; письмо по памяти | с. 40-42 |
12.02.13 | Родительный падеж имён существительных. | Комментированный словарный диктант с определением рода им. сущ.; работа со скороговорками и загадками. | с. 42-45 |
13.02.13 | Дательный падеж имён существительных. | Игра «Угадалочка» (по басням И.А.Крылова); работа с фразеологизмами; работа с деформированным текстом | с. 46-47 |
14.02.13 | Винительный падеж имён существительных. | Разграничение В.п. и И.п. существительных; объяснительный диктант; работа с многозначными словами | с. 48-50 |
15.02.13 | Р./р. Подробное изложение повествовательного текста. | Выделение частей текста; самостоятельное составление плана; анализ планов; орфографическая подготовка |
18.02.13 | Анализ изложений. Упражнение в распознавании изученных падежей имён существительных. | Комментированный диктант; разграничение В.п. и Р.п. существительных; работа со схемами. | с. 50-52 |
19.02.13 | Творительный падеж имён существительных. | Наблюдение над признаками, по которым можно определить сущ. в Т. п.; смысловой отбор слов для составления предложений; работа над образными средствами языка (сравнение) | с. 53-54 |
20.02.13 | Предложный падеж имён существительных. | Работа с устаревшими словами, пословицами; составление предложений по замыслу. | с. 55-56 |
21.02.13 | Обобщение знаний о падежах имён существительных. | Анализ ошибок; составление сообщения по таблице; разграничение понятий «начальная форма» и «косвенные падежи». | с. 57-58 |
25.02.13 | Контрольное списывание. | Списывание текста. Уметь правильно и грамотно записывать предложенный текст без замен и пропусков букв. |
26.02.13 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах существительных. | Работа со словарными словами; объяснительный диктант; тренажёр «Падежи им.сущ.»; игра «Мяч по кругу». | с. 59-60 |
27.02.13 | Обобщение об имени существительном (тест) | Обобщение знаний об имени существительном. | с..60-61 |
28.02.13 | Понятие об имени прилагательном как части речи. | Письмо по памяти поэтических строк; определение роли имён прилагательных в речи; работа над выразительными средствами языка (эпитеты). | с. 62-64 |
III триместр |
01.03.13 | Связь имён прилагательных с им. сущ.. Сложные прилагательные (общее представление). | Обсуждение внешнего облика птиц, подбор образных средств языка; образование сложных им.прилагательных; анализ текста – описания по картине «Царевна – Лебедь» | с. 65-66 |
04.03.13 | Р./р. Сочинение по репродукции картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень». | Рассматривание репродукции и обмен впечатлениями; беседа по картине; составление словосочетаний; лексико - орфографическая работа |
05.03.13 | Анализ сочинений. Упражнение в подборе и правописании имён прилагательных. | Беседа о просторах России, о её столице – Москве; работа с физической картой; работа по словообразованию. | с. 67-68 |
06.03.13 | Р./р.Художественное и научное описание (общее знакомство). | Определение темы, типа и стиля речи; сравнение описательных текстов; составление текстов по данным словосочетаниям |
07.03.13 | Изменение имён прилагательных по родам. | Объяснительный диктант; наблюдение над изменением прил. по родам; работа с опорной схемой; составление словосочетаний | с. 70-73 |
11.03.13 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных по родам. | Нахождение различий в лексическом значении прилагательных; составление словосочетаний; работа с синонимами и антонимами. |
12.03.13 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | Комментированная запись предложений и полный разбор; образование однокоренных прилагательных; работа над составлением словосочетаний | с. 74-76 |
13.03.13 | Контрольный диктант за
| Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Имя прилагат.: значение и употребление. Согласование с именем существительным. Изменение им.прилагат по родам и числам. |
14.03.13 | Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по числам. | Построение синонимичных рядов оттенков, их градация; толкование слов; письмо по памяти. | с. 78-79 |
15.03.13 | Изменение имён прилагательных по числам. | Творческая работа с текстом (составление начала и концовки); работа со словарём антонимов; составление и разбор сложных предложений. | с. 80-81 |
18.03.13 | Обобщение и систематизация изученного материала. | Тест « Изменение имён прилагательных»; продолжение предложений по аналогии; составление объявления. |
19.03.13 | Р./р. Краткое изложение повествовательного текста. | Составление плана рассказа; анализ частей и сокращение частей; краткий пересказ текста; орфографическая подготовка |
20.03.13 | Упражнение в определении падежа имён прилагательных. Начальная форма . | Правописание окончаний –ого-, его- работа с пословицами; письмо по памяти; определение начальной формы им.прил. | с. 82-84 |
21.03.13 | Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи. Словарный диктант. | Образование прилагательных при помощи суффикса – еньк; работа с фразеологизмами; составление побудительных предложений | с. 84-86 |
22.03.13 | Р./р. Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками». | Беседа по картине; обсуждение содержания и структуры текста; работа с опорными словами |
01.04.13 | Анализ сочинений. Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном. | Анализ сочинений; распространение предложений; работа с синонимами и антонимами; работа над словообразованием | с. с. 86-87 |
02.04.13 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное. | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Имя прилагательное: значение и употребление. Согласование с именем существительным. Изменение им.прилагат. по родам и числам. |
03.04.13 | Анализ контрольной работы. Обобщение знаний об имени прилагательном. (тест) | Обоснование правильного написания слов; подбор примеров на эти правила; редактирование словосочетаний | с. 88-89 |
04.04.13 | Личные местоимения (общее представление). | Наблюдение над взаимосвязью и взаимозаменяемостью им.сущ и местоимениями; письмо по памяти. | с. 90-92 |
05.04.13 | Личные местоимения третьего лица. | Распространение предложений; обсуждение проблемы экологического равновесия в мире; грамматические загадки. | с. 92-94 |
08.04.13 | Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. | Словарный диктант с определением рода имён существительных; составление предложений к иллюстрациям; переносное значение слов | с. 94-95 |
09.04.13 | Обобщение знаний о местоимении. Ознакомление особенностью текста – письма. | Упражнение в правильном употреблении местоимений; переносное значение слов; обсуждение темы «Человек – это Вселенная»; составление текста в парах | с. 95-96 |
10.04.13 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. |
11.04.13 | Работа над ошибками. Понятие о глаголе как части речи. | Составление нераспространённых и распространённых предложений; восстановление определения глагола; подбор синонимов | с. 97-99 |
12.04.13 | Упражнение в определении лексического значения глагола. | Словарный комментированный диктант; работа с пословицами; Мини – сочинение «Мои мечты» | с. 99-100 |
15.04.13 | Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. | Работа со словами в переносном значении; дописать пословицы подходящими по смыслу словами; подбор к сущ. однокоренных глаголов. | с. 101-102 |
16.04.13 | Р./р. Подробное изложение повествовательного текста. | Выделение частей текста; самостоятельное составление плана; анализ планов; орфографическая подготовка |
17.04.13 | Анализ изложений. Глаголы в неопределённой форме. | Анализ ошибок; сравнение значений пар глаголов; работа со словарём синонимов | с. 103-105 |
18.04.13 | Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. | Преобразования частей речи по заданному плану; работа с антонимами; соотнесение смысловой нагрузки с фразеологическим оборотом. | с. 105-106 |
19.04.13 | Р./р.Сочинение по серии сюжетных картинок. | Ответы на вопросы; обсуждение заголовка; обсуждение содержания текста; словарно-орфографическая работа |
22.04.13 | Анализ сочинений. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. | Анализ речевых и орфографических ошибок; работа над словообразованием; наблюдение над глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминологии); беседа по русской .народной сказке «Сивка-бурка» | с. 106 |
23.04.13 | Изменение глаголов по числам. | Нахождение сравнений в стихотворении, однокоренных слов; упражнение в редактировании текста; работа с глаголами - синонимами | с. 107 |
24.04.13 | Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа. | Беседа на тему «Ледоход. Половодье»; наблюдение над многозначными глаголами; работа с деформированным текстом | с. 108-109 |
25.04.13 | Изменение глаголов по временам. | Письмо по памяти; работа с таблицей «Времена глаголов»; изменение глаголов по временам (игровой приём «Грибочки») | с. 110-112 |
26.04.13 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Число и время глагола» | Проверка знаний о глаголе |
26.04.13 | Работа над ошибками. Упражнение в определении времени глагола. | Работа с текстом – рассуждением; самостоятельное составление текста (устно); дополнение предложений местоимениями | с. 113 |
29.04.13 | Правописание окончания глагола 2 лица единственного числа. | Наблюдение над окончанием глагола 2 лица ед.числа в ходе организации учебного диалога; беседа о малых жанрах устного народного творчества и самобытности языка; работа с пословицами, загадками, русскими .народными песнями | с. 114-115 |
30.04.13 | Упражнение в изменении глаголов по временам. | Работа над лексическим значением глаголов; составление устного текста на тему «Дома я – помощник»; дополнение пословиц глаголами. | с. 116-119 |
02.05.13 | Р./р. Подробное изложение повествовательного текста. | Работа с текстом и иллюстрацией; подбор заголовка; составление плана; орфографическая подготовка | с. 120 |
03.05.13 | Анализ изложений. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | Анализ ошибок; наблюдение над синонимичным рядом глагола сиять; составление нераспространенных предложений; объяснительный диктант | с. 121-122 |
06.05.13 | Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. | Работа с деформированным текстом; наблюдение над взаимосвязью лексического значения и правописанием глаголов | с. 123-125 |
07.05.13 | Частица не с глаголами. | .Рассуждения на тему «Каким должен быть друг»; «Орфоэпическая зарядка»; составление предложений по замыслу и аналогии | с. 125-128 |
08.05.13 | Обобщение и систематизация знаний о глаголе. (тест) | Работа с загадками; выборочное письмо; работа над продолжением предложений по замыслу; работа с памяткой | с. 128-130 |
13.05.13 | Обобщение и систематизация знаний о глаголе. | Выборочный диктант; письмо по памяти; работа с образными средствами языка. | с.131-142 |
14.05.13 | Текст и предложение как единицы языка и речи. Словарный диктант. | Беседа о Дне Победы; составление текста на тему «У Вечного огня»; комментированная запись стихотворных строк |
15.05.13 | Слово и его лексическое значение. Словосочетание. | Тренажёр «Орфограммы 3 класса»; составление и изменение словосочетаний по замыслу; работа с деформированным текстом |
16.05.13 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. |
17.05.13 | Работа над ошибками. Состав слова. Разбор слов по составу. | Разбор слов по составу; обоснование правильности написания корня в словах4 употребление вежливых слов (приём театрализации) |
20.05.13 | Основа предложения. Сложное предложение. | Составление и распространение предложений; работа над образными средствами языка; лексическое значение слов |
21.05.13 | Правописание суффиксов, приставок в словах и окончаний имён прилагательных. | Обсуждение рассказа К.Паустовского «Барсучий нос»; восстановление текста; переносное значение слов |
22.05.13 | Обобщение и систематизация изученных орфограмм. | Тренажёр «Орфограммы 3 класса»; составление гнёзд однокоренных слов; работа с устаревшими словами; работа со словарями |
23.05.13 | Обобщение и систематизация изученных орфограмм. | Выборочный диктант; распределительное письмо; творческое преобразование различных единиц речи |
24.05.13 | Итоговый урок. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | Обобщение знаний в форме игры на закрепление изученных правил. |
В учебно – методический комплект «Школа России» входят:
1.Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3класс - Ч. 1, 2. –М.: «Просвещение» 2011г.
2.Канакина В.П. Русский язык Рабочая тетрадь 3 класс – Ч.1, 2. –М. «Просвещение», 2011г.
3.Канакина В.П.Русский язык Методическое пособие 3 класс – М. «Просвещение», 2011г.
4.«Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М. «Просвещение» 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...