Урок русского языка во 2-м классе (1-4)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка во 2-м классе (1-4)
(Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
Никитина Светлана Юрьевна
Тема: "Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков ".
Цели : Умение детьми определять в разных частях слова позиционное чередование звуков. Умение анализировать отношение "звук - буква". Осознание детьми основного закона русского языка. Умение выделять в словах орфограмму сильной и слабой позиции, ее решение путем приведения звука к сильной позиции; развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, память, речь.
Оборудование: Раздаточные карточки с пропуском орфограмм слабой позиции, тетради, учебники, орфографические словари, фломастеры.
На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-м классе (1-4)
(Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
Никитина Светлана Юрьевна
Тема: "Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков ".
Цели : Умение детьми определять в разных частях слова позиционное чередование звуков. Умение анализировать отношение "звук - буква". Осознание детьми основного закона русского языка. Умение выделять в словах орфограмму сильной и слабой позиции, ее решение путем приведения звука к сильной позиции; развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, память, речь.
Оборудование: Раздаточные карточки с пропуском орфограмм слабой позиции, тетради, учебники, орфографические словари, фломастеры.
На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.
Ход урока.
I. Организационный момент
У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и "Классная работа".
II. Чистописание
У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой "о". Напишите в тетрадях одну строчку.
Дети выполняют задание в тетрадях.
III. Работа по повторению
У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?
Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.
У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?
Д. В других частях этих слов такие орфограммы проверить нельзя, т. к. эти части в родственных словах могут быть разными.
Ошибкоопасное место - это место, когда мы слышим один звук, а пишем другую букву.
У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?
Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой
позиции, т.е. на него не падает ударение.
Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков "волшебников".
У. А что это за волшебные звуки?
Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й'] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не "волшебник", то возникает ошибкоопасное место.
Д: Например, в слове шу__ка, встретились два согласных звука, они вступили в игру - "командует" второй согласный глухой – [к] Он, как бы оглушает впереди стоящий согласный.
У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.
Д. Дети хором произносят [шупка].
У. Кто согласен с рассуждениями?
Д. Дети фиксируют свое мнение, показывая пальчиками: да "+",
нет " -".
У. Все показывают "+", а один ребенок " -". Почему ты не согласен с детьми?
Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.
У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.
Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].
Д. Можно мне доказать?
У. Доказывай. Иди к доске.
Д. У нас, в корне слова, встретились рядом два согласных.
Второй согласный звук [к], он как бы оглушает впереди стоящий
согласный. Когда мы произносим, то слышим звук [ п ], он в
слабой позиции. По закону русского письма - слабую позицию
согласного проверяю по сильной [шубы], => и в слове шубка
я напишу букву "б", шубка.
У. А какое это чередование?
Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].
У. А кто может найти слово, в котором
происходит озвончение согласного звука?
Д. Затрудняемся.
Д. У меня есть записка от мамы с "просьбой ...", мне кажется, что когда мы произносим это слово - [ проз'ба], то слышим звук [ з'], а написала мне мама – просьба.
У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).
Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з' / /с'].
У. На доске запись (звуковая модель слов).
[ проз'ба], [ПРАС'И Т' ]
У. Какие звуки чередуются?
Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з' / /с' ].
VI. Работа с Учебной тетрадью № 2.
Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.
У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.
Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.
I группа: «Редька горькая, а морковь________________».
СЛА__К__Я
/ \ / \ / \
ТД ОА ЯА
II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».
ЖИ__К__Е
/ \ / \ / \
ТД АО ИЕ
III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».
ЛЕ__К__Й
/ \ / \
ХГ ЕИ
IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».
У_К_Я
/\ /\
СЗ АЯ
V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»
МАЛ_НЬК__
/ \ /\ / \
ИЕ ОЯ ЯА
Дети выполнили задание в группах и от каждой команды выходят к доске по одному человеку со своими карточками - ответами. Остальные группы проверяют, дополняют представителей от каждой команды.
У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?
Д.Только те, которые находятся в основе слова.
У.Почему?
Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.
У.А где не можем проверить?
Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание.
У нашей команды было слово сла_ кая (ягода)
Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок,
сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая.
Дети показывают пальчиками "+" (согласны).
Д: У нас было слово ж__к_е. Жидкое – орфограмма сильной позиции и, проверяли по правилу: жи - ши пиши с и. Орфограмма слабой позиции в корне слова, мы подобрали проверочное слово жиденький.
Вторая слабая позиция в окончании, проверяем словом,
в котором звук в окончании находится в сильной позиции: жидк_е- молодое.
Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.
После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.
V. Работа над звуковой «оболочкой» слова
У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.
Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.
Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.
Д.Третий звук [ р] - в сильной позиции, т.к. это звук "волшебник", он всегда будет в сильной позиции.
Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.
Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.
У. Что можно сказать о шестом звуке? (произнесите хором)
дети (хором) - [маркофка]
Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.
У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?
Д. (у доски) составляют схему:
V_VVV_V_, м_рко_ка, звук [к] в сильной позиции, а звук [а] в слабой . Пишется слово мор-ков-ка, т.к. оно относится к словарному слову и можно посмотреть в словаре.
У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.
Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.
IV. На доске звуковая модель слов: [ХАД' И Т '], [Г Р АЧ' И], [ Ш Ы Н А], [3' И М Л' А], [Р' Э П А], [С В' И Ч' А]
У:- Проверим задание.
К доске выходят два человека и записывают:
Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)
Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча
Д. Слабая позиция в окончании:
шина
репа
Д. Мы выписали в свой столбик слова (перечисляет): ходить -
ход, грачи - грач, земля - земли, свеча - свечи. Пишу букву по сильной позиции.
У.Дети вы согласны с работой?
Д. У меня получилось два слова: шина, репа.
У. Спасибо.
VI. Работа с учебной тетрадью.
У. В книге А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" сова жила в великолепном замке "Каштаны". Под звонком у нее были объявления:
Прошу нажать если не аткрывают Сава |
| Прошу падергать если не аткрывают Сова |
- Почему в двух объявлениях одни и те же слова написаны по-разному ?
Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.
Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай 'ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).
Д.Есть еще ошибка, пишется Сова, слабая позиция в корне. Проверяем словом - совы.
У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).
Д.Не согласны как сова написала, слово прошу. Слабая позиция в корне слова, можно проверить - просим. Пишется буква о.
- Нашли еще одну ошибку, в слове [пад 'оргат ']. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.
Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).
Прошу нажать если не аткрывают Сава |
| Прошу падергать если не аткрывают Сова |
У.Вы нашли все ошибки?
Д. Все.
У.Запишите эти объявления на пустых строчках.
I вариант – записывает первое объявление.
II вариант - записывает второе объявление.
У. Урок закончен. А как вы поняли, над чем мы работали ?
Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.
Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.
VII. Домашнее задание.
У. Спасибо за урок.
Литература:
М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2010 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-м классе (1-4)
(Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
Никитина Светлана Юрьевна
Тема: "Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков ".
Цели : Умение детьми определять в разных частях слова позиционное чередование звуков. Умение анализировать отношение "звук - буква". Осознание детьми основного закона русского языка. Умение выделять в словах орфограмму сильной и слабой позиции, ее решение путем приведения звука к сильной позиции; развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, память, речь.
Оборудование: Раздаточные карточки с пропуском орфограмм слабой позиции, тетради, учебники, орфографические словари, фломастеры.
На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.
Ход урока.
I. Организационный момент
У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и "Классная работа".
II. Чистописание
У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой "о". Напишите в тетрадях одну строчку.
Дети выполняют задание в тетрадях.
III. Работа по повторению
У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?
Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.
У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?
Д. В других частях этих слов такие орфограммы проверить нельзя, т. к. эти части в родственных словах могут быть разными.
Ошибкоопасное место - это место, когда мы слышим один звук, а пишем другую букву.
У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?
Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой
позиции, т.е. на него не падает ударение.
Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков "волшебников".
У. А что это за волшебные звуки?
Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й'] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не "волшебник", то возникает ошибкоопасное место.
Д: Например, в слове шу__ка, встретились два согласных звука, они вступили в игру - "командует" второй согласный глухой – [к] Он, как бы оглушает впереди стоящий согласный.
У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.
Д. Дети хором произносят [шупка].
У. Кто согласен с рассуждениями?
Д. Дети фиксируют свое мнение, показывая пальчиками: да "+",
нет " -".
У. Все показывают "+", а один ребенок " -". Почему ты не согласен с детьми?
Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.
У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.
Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].
Д. Можно мне доказать?
У. Доказывай. Иди к доске.
Д. У нас, в корне слова, встретились рядом два согласных.
Второй согласный звук [к], он как бы оглушает впереди стоящий
согласный. Когда мы произносим, то слышим звук [ п ], он в
слабой позиции. По закону русского письма - слабую позицию
согласного проверяю по сильной [шубы], => и в слове шубка
я напишу букву "б", шубка.
У. А какое это чередование?
Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].
У. А кто может найти слово, в котором
происходит озвончение согласного звука?
Д. Затрудняемся.
Д. У меня есть записка от мамы с "просьбой ...", мне кажется, что когда мы произносим это слово - [ проз'ба], то слышим звук [ з'], а написала мне мама – просьба.
У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).
Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з' / /с'].
У. На доске запись (звуковая модель слов).
[ проз'ба], [ПРАС'И Т' ]
У. Какие звуки чередуются?
Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з' / /с' ].
VI. Работа с Учебной тетрадью № 2.
Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.
У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.
Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.
I группа: «Редька горькая, а морковь________________».
СЛА__К__Я
/ \ / \ / \
ТД ОА ЯА
II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».
ЖИ__К__Е
/ \ / \ / \
ТД АО ИЕ
III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».
ЛЕ__К__Й
/ \ / \
ХГ ЕИ
IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».
У_К_Я
/\ /\
СЗ АЯ
V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»
МАЛ_НЬК__
/ \ /\ / \
ИЕ ОЯ ЯА
Дети выполнили задание в группах и от каждой команды выходят к доске по одному человеку со своими карточками - ответами. Остальные группы проверяют, дополняют представителей от каждой команды.
У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?
Д.Только те, которые находятся в основе слова.
У.Почему?
Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.
У.А где не можем проверить?
Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание.
У нашей команды было слово сла_ кая (ягода)
Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок,
сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая.
Дети показывают пальчиками "+" (согласны).
Д: У нас было слово ж__к_е. Жидкое – орфограмма сильной позиции и, проверяли по правилу: жи - ши пиши с и. Орфограмма слабой позиции в корне слова, мы подобрали проверочное слово жиденький.
Вторая слабая позиция в окончании, проверяем словом,
в котором звук в окончании находится в сильной позиции: жидк_е- молодое.
Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.
После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.
V. Работа над звуковой «оболочкой» слова
У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.
Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.
Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.
Д.Третий звук [ р] - в сильной позиции, т.к. это звук "волшебник", он всегда будет в сильной позиции.
Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.
Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.
У. Что можно сказать о шестом звуке? (произнесите хором)
дети (хором) - [маркофка]
Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.
У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?
Д. (у доски) составляют схему:
V_VVV_V_, м_рко_ка, звук [к] в сильной позиции, а звук [а] в слабой . Пишется слово мор-ков-ка, т.к. оно относится к словарному слову и можно посмотреть в словаре.
У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.
Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.
IV. На доске звуковая модель слов: [ХАД' И Т '], [Г Р АЧ' И], [ Ш Ы Н А], [3' И М Л' А], [Р' Э П А], [С В' И Ч' А]
У:- Проверим задание.
К доске выходят два человека и записывают:
Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)
Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча
Д. Слабая позиция в окончании:
шина
репа
Д. Мы выписали в свой столбик слова (перечисляет): ходить -
ход, грачи - грач, земля - земли, свеча - свечи. Пишу букву по сильной позиции.
У.Дети вы согласны с работой?
Д. У меня получилось два слова: шина, репа.
У. Спасибо.
VI. Работа с учебной тетрадью.
У. В книге А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" сова жила в великолепном замке "Каштаны". Под звонком у нее были объявления:
Прошу нажать если не аткрывают Сава |
| Прошу падергать если не аткрывают Сова |
- Почему в двух объявлениях одни и те же слова написаны по-разному ?
Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.
Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай 'ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).
Д.Есть еще ошибка, пишется Сова, слабая позиция в корне. Проверяем словом - совы.
У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).
Д.Не согласны как сова написала, слово прошу. Слабая позиция в корне слова, можно проверить - просим. Пишется буква о.
- Нашли еще одну ошибку, в слове [пад 'оргат ']. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.
Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).
Прошу нажать если не аткрывают Сава |
| Прошу падергать если не аткрывают Сова |
У.Вы нашли все ошибки?
Д. Все.
У.Запишите эти объявления на пустых строчках.
I вариант – записывает первое объявление.
II вариант - записывает второе объявление.
У. Урок закончен. А как вы поняли, над чем мы работали ?
Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.
Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.
VII. Домашнее задание.
У. Спасибо за урок.
Литература:
М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2010 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка с презентацией 2 класс по системе Занкова(А. В. Полякова) Тема урока: "Имя существительное"
разработка урока 2 класс по системе Занкова в соответствии с ФГОС...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)
Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся...
Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"
Обобщающий урок по русскому языку по теме: "Русская азбука, или алфавит"...
Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».
Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...
Конструирование заданий , направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте и уроках русского языка во 2-м классе.
Одно из основных требований к обучению согласно ФГОС НОО - это формирование у учащихся универсальных учебных действий, которое в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных уче...
Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.
Формировать УУД:- Личностные УУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...