Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные существительные"
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Чередниченко Татьяна Ивановна

Урок для 3 класса. Разработан в виде исследования. Перед началом урока ставится проблемный вопрос. На протяжении всего урока дети делают открытия и находят ответ на проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odushevlennye_i_neodushevlennye_sushchestvitelnye.rar2.11 МБ

Предварительный просмотр:

                                               Урок русского языка в 3 классе.

Тема: одушевленные и неодушевленные существительные.

Цель: формирование знаний об одушевленных и неодушевленных существительных.

Задачи:

1. Продолжить формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание и пополнять словарный запас.

3. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: раздаточные карточки с заданием, презентация на компьютере, карточки-памятки.

Ход урока.

I. Организация класса на урок.

Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме «Одушевленные и неодушевленные существительные». Проведем исследование по вопросу: (дети читают вопрос, записанный на доске)  «Всегда ли совпадает  деление на одушевленные и неодушевленные существительные с делением всего существующего в природе на живое и неживое».

II. Минутка чистописания.

- Какие слова вы будите прописывать в тетради? На какие соединения надо обратить внимание при письме (кукла и мишка, мячик).

- Пишем в тетради.

Обобщение: оценивание двух учеников.

Будьте внимательны,  соединения, которые мы разбирали, нам встретятся на уроке.

III. Актуализация знаний.

Слайд.

Как, одним словом назвать эти слова. - Как вы считаете одушевленные эти существительные или неодушевленные? Докажите. Проведем  мини-исследование. Возьмем  куклу, мишку и мячик. Что надо применить  в исследовании (формулу).

Запись в тетрадях и на доске.

И.п. (кто?) (что?) куклы, мишки, мячики.

Р.П. (кого?) (чего?) кукол, мишек, мячиков.

В.п. (кого?) (что?) кукол, мишек, мячики.

Что заметили? куклы и мишки -  одушевленные, а мячик - неодушевленный. Как вы думаете почему?   Они не живые, но одушевленные. Вот такие есть нюансы в русском языке. Назовите детские игрушки, которые не живые, но одушевленные (снеговик, петрушка, неваляшка, матрешка, бумажный змей, зайка…)

Скажите, какое открытие вы сделали? Запись на доске.

Вывод: существительные, которые уподоблены человеку или животным – одушевленные.

Физминутка  для глаз. (презентация)

-Сейчас мы сделаем еще одно открытие.

Слайд.

Леший, растение, русалка, ангел, неваляшка, домовой.

Письмо по памяти.

 Прочитайте. К какой части речи они относятся? Почему? Орфографический разбор слов и соединений.

Запишите слова по памяти. Проверка. Найдите лишнее слово. Почему? (мифические герои, уподоблены человеку). Откуда они пришли к нам? Тогда сказочные герои одушевленные или неодушевленные существительные?

Вывод: какое открытие вы сделали?

Вымышленные, мифические и сказочные герои всегда одушевленные (на доске)

Продолжаем делать открытия.

Слайд.

Назовите предметы. Напишите названия этих предметов в две группы.

Проверка. Почему? (Предметы игры в шахматы, предметы игры в дурака)

Одушевленные или неодушевленные эти предметы? (Не живые, но одушевленные) Почему? (Использование формулы и уподоблены человеку)

Вывод: какое открытие вы сделали?

Фигуры некоторых игр всегда одушевленные существительные.

Словарная работа.

- Прочитайте слова, записанные  на доске.

Соловей, хозяйка, хозяин, заяц, шофер, учитель, народ.

(слова на доске с пропущенными безударными гласными и подчеркнуть соединения).

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы,  разделите на слоги и поставьте ударение.

Проверка: один ребенок вставляет на доске, остальные правильность показывают знаком.

Обобщение:

- К какой части речи относятся эти слова? Почему? Какие это слова?  Чтобы правильно написать слова с безударной гласной в корне слова, непроверяемую ударением, что надо сделать? Найдите и подчеркните лишнее слово. Почему?  (Народ- неодушевленное)

Обозначает совокупность живых существ. Назовите еще подобные слова (стая, войско, толпа, армия, ребята) Все эти слова относятся к неодушевленным существительным.

Вывод. Какое открытие вы сделали?    Существительные, обозначающие совокупность живых существ – неодушевленные.

Назовите лексическое значение слова.

(Группа людей, у которой свой язык, территория, культура. Население какой-либо страны.)

Запишите слово народ. Подберите синонимы.  (Население, толпа)

Физминутка (презентация)

Слайд.

Составьте предложение (на доске)

Мышь нашла кусочек сыра и съесть его решила. Запись с комментированием. Синтаксический разбор. Лексическое значение слова. Определение одушевленности слова мышь.

Письмо под диктовку.

Папа купил мне лазерную компьютерную мышь. Определение одушевленности слова мышь. Почему одно слово, а категория одушевленности разная?

Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают одушевленными и неодушевленными. Они меняют свое лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

V. Закрепление изученного материала.

Слайд.

 Спишите предложения и определите одушевленность выделенных слов и подчеркните соединения.

Стоит пнем, дураком, ни о чем не заботясь. Я этого старого колпака еще долго помнить буду.

-Выделите все орфограммы.

В первом предложении пень – одушевленное или неодушевленное. Почему?  ( Пень – это неодушевленное существительное, но в предложении обозначает живое существо – человека, поэтому одушевленное) Во втором предложении тоже колпак обозначает живое существо – человека.

Вывод: неодушевленные существительные склоняются как одушевленные, если обозначают живых существ.

VI. Подведение итога урока.

Назовите все открытия которые вы сделали на уроке. Ответьте на главный вопрос урока.

Деление на одушевленные и неодушевленные существительные не совпадает  с делением всего существующего в природе на живое и неживое.

Слайд.

VII.Рефлексия.

Интересно или скучно было на уроке? Чему вы научились на уроке?

Слайд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевленные существительные"

Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок открытия нового знания. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс...

Тема урока "Окончания одушевленных и неодушевленных существительных"

Для системы развивающего обучения характерный принцип - "от учеников". "Идти от учеников" впрцессе познания - это значит организовывать коллективный поиск....

Урок на тему Одушевленные и неодушевленные существительные

Открытый урок для учащихся 3 классов на тему " одушевленные и неодушевленные существительные"...

Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные существительные" в 3 классе

Конпект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные существительные" в 3 классе содержит подробное описание урока, его частей, работы на каждом этапе урока с описанием видов деяте...

Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные существительные" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленнные существительные" для 3 класса с использованием заданий сайта Учи.ру....