Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные существительные"
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме
Урок для 3 класса. Разработан в виде исследования. Перед началом урока ставится проблемный вопрос. На протяжении всего урока дети делают открытия и находят ответ на проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odushevlennye_i_neodushevlennye_sushchestvitelnye.rar | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: одушевленные и неодушевленные существительные.
Цель: формирование знаний об одушевленных и неодушевленных существительных.
Задачи:
1. Продолжить формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание и пополнять словарный запас.
3. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.
Оборудование: раздаточные карточки с заданием, презентация на компьютере, карточки-памятки.
Ход урока.
I. Организация класса на урок.
Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме «Одушевленные и неодушевленные существительные». Проведем исследование по вопросу: (дети читают вопрос, записанный на доске) «Всегда ли совпадает деление на одушевленные и неодушевленные существительные с делением всего существующего в природе на живое и неживое».
II. Минутка чистописания.
- Какие слова вы будите прописывать в тетради? На какие соединения надо обратить внимание при письме (кукла и мишка, мячик).
- Пишем в тетради.
Обобщение: оценивание двух учеников.
Будьте внимательны, соединения, которые мы разбирали, нам встретятся на уроке.
III. Актуализация знаний.
Слайд.
Как, одним словом назвать эти слова. - Как вы считаете одушевленные эти существительные или неодушевленные? Докажите. Проведем мини-исследование. Возьмем куклу, мишку и мячик. Что надо применить в исследовании (формулу).
Запись в тетрадях и на доске.
И.п. (кто?) (что?) куклы, мишки, мячики.
Р.П. (кого?) (чего?) кукол, мишек, мячиков.
В.п. (кого?) (что?) кукол, мишек, мячики.
Что заметили? куклы и мишки - одушевленные, а мячик - неодушевленный. Как вы думаете почему? Они не живые, но одушевленные. Вот такие есть нюансы в русском языке. Назовите детские игрушки, которые не живые, но одушевленные (снеговик, петрушка, неваляшка, матрешка, бумажный змей, зайка…)
Скажите, какое открытие вы сделали? Запись на доске.
Вывод: существительные, которые уподоблены человеку или животным – одушевленные.
Физминутка для глаз. (презентация)
-Сейчас мы сделаем еще одно открытие.
Слайд.
Леший, растение, русалка, ангел, неваляшка, домовой.
Письмо по памяти.
Прочитайте. К какой части речи они относятся? Почему? Орфографический разбор слов и соединений.
Запишите слова по памяти. Проверка. Найдите лишнее слово. Почему? (мифические герои, уподоблены человеку). Откуда они пришли к нам? Тогда сказочные герои одушевленные или неодушевленные существительные?
Вывод: какое открытие вы сделали?
Вымышленные, мифические и сказочные герои всегда одушевленные (на доске)
Продолжаем делать открытия.
Слайд.
Назовите предметы. Напишите названия этих предметов в две группы.
Проверка. Почему? (Предметы игры в шахматы, предметы игры в дурака)
Одушевленные или неодушевленные эти предметы? (Не живые, но одушевленные) Почему? (Использование формулы и уподоблены человеку)
Вывод: какое открытие вы сделали?
Фигуры некоторых игр всегда одушевленные существительные.
Словарная работа.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
Соловей, хозяйка, хозяин, заяц, шофер, учитель, народ.
(слова на доске с пропущенными безударными гласными и подчеркнуть соединения).
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, разделите на слоги и поставьте ударение.
Проверка: один ребенок вставляет на доске, остальные правильность показывают знаком.
Обобщение:
- К какой части речи относятся эти слова? Почему? Какие это слова? Чтобы правильно написать слова с безударной гласной в корне слова, непроверяемую ударением, что надо сделать? Найдите и подчеркните лишнее слово. Почему? (Народ- неодушевленное)
Обозначает совокупность живых существ. Назовите еще подобные слова (стая, войско, толпа, армия, ребята) Все эти слова относятся к неодушевленным существительным.
Вывод. Какое открытие вы сделали? Существительные, обозначающие совокупность живых существ – неодушевленные.
Назовите лексическое значение слова.
(Группа людей, у которой свой язык, территория, культура. Население какой-либо страны.)
Запишите слово народ. Подберите синонимы. (Население, толпа)
Физминутка (презентация)
Слайд.
Составьте предложение (на доске)
Мышь нашла кусочек сыра и съесть его решила. Запись с комментированием. Синтаксический разбор. Лексическое значение слова. Определение одушевленности слова мышь.
Письмо под диктовку.
Папа купил мне лазерную компьютерную мышь. Определение одушевленности слова мышь. Почему одно слово, а категория одушевленности разная?
Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают одушевленными и неодушевленными. Они меняют свое лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
V. Закрепление изученного материала.
Слайд.
Спишите предложения и определите одушевленность выделенных слов и подчеркните соединения.
Стоит пнем, дураком, ни о чем не заботясь. Я этого старого колпака еще долго помнить буду.
-Выделите все орфограммы.
В первом предложении пень – одушевленное или неодушевленное. Почему? ( Пень – это неодушевленное существительное, но в предложении обозначает живое существо – человека, поэтому одушевленное) Во втором предложении тоже колпак обозначает живое существо – человека.
Вывод: неодушевленные существительные склоняются как одушевленные, если обозначают живых существ.
VI. Подведение итога урока.
Назовите все открытия которые вы сделали на уроке. Ответьте на главный вопрос урока.
Деление на одушевленные и неодушевленные существительные не совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.
Слайд.
VII.Рефлексия.
Интересно или скучно было на уроке? Чему вы научились на уроке?
Слайд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Одушевлённые и неодушевленные существительные"
Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". Урок открытия нового знания. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс...
имя существительное. 2 класс. одушевленные и неодушевленные существительные (презентация для интерактивной доски)
К уроку во 2 класссе для интерактивной доски...
Тема урока "Окончания одушевленных и неодушевленных существительных"
Для системы развивающего обучения характерный принцип - "от учеников". "Идти от учеников" впрцессе познания - это значит организовывать коллективный поиск....
Урок на тему Одушевленные и неодушевленные существительные
Открытый урок для учащихся 3 классов на тему " одушевленные и неодушевленные существительные"...
Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные существительные" в 3 классе
Конпект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные существительные" в 3 классе содержит подробное описание урока, его частей, работы на каждом этапе урока с описанием видов деяте...
Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные существительные" 3 класс
Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленнные существительные" для 3 класса с использованием заданий сайта Учи.ру....
Технологическая карта урока. Тема "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка. 3 класс. УМК "Школа России"...