Тема урока "Окончания одушевленных и неодушевленных существительных"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Газизова Лилия Шамсутдиновна

Для системы развивающего обучения характерный принцип - "от учеников". "Идти от учеников" впрцессе познания - это значит организовывать коллективный поиск.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Окончания одушевленных и неодушевленных существительных.

Цели урока: 

  • усвоить значение одушевленности – неодушевленности и средства его выражения, расширить знания о планетах;
  • повысить интерес к русскому языку, создать на уроке эмоциональное состояние;
  • обогатить речь новыми словами, научить детей делать выводы.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, опорные таблицы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети:

А хочу на зорьке встать.
Солнце первым повстречать, крикнуть:
– С добрым утром, солнце!
И оно мне улыбнется,
И я хочу улыбнуться.

– Давайте и мы улыбнемся друг другу:
– Доброе утро вам, улыбчивым лицам.

II. Вступительное слово учителя

4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли, весть об этом облетела все страны. Спустя 51 лет мы отправляемся в путешествие в Солнечную систему. За нашим полетом будут следить гости, так что не подведите.
Космическое задание вашего полета: исследовать окончания винительного падежа в единственном и множественном числах и сделать
вывод – через какие грамматические формы выражается одушевленность-неодушевленность существительных.

– Я буду управлять вашим полетом на космодроме «Имя существительное». Итак, мы находимся на стартовой площадке.
– Внимание! Внимание! Всем приготовиться к запуску!
– Есть приготовиться к запуску!
– Пристегнуть ремни!
– Есть пристегнуть ремни!
– Включить контакты!
– Есть включить контакты!
– 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!
– Ура! Ура! Ура!

Поднимается ракета,
Чертит небо ярким светом,
Оказались на орбите.

– Ура! Летим!
– Скорость нашего полета 28000 км в час.

На экране появляется Солнечная система и звуковая запись через мультимедийный проектор с рассказом о планетах, вращающихся вокруг своей оси.

 Второй кадр появляется на экране.

– Перед вами планета Меркурий. Это самая близкая к Солнцу планета. По размеру намного меньше Земли, по размеру и массе она схожа с Луной. Из-за близости к Солнцу па поверхности планеты +400 градусов. Она предлагает вам записать число и тему урока в своих записных книжках и провести зрительный диктант.

III. Зрительный диктант 

  • Синенькая шубенка покрыла весь мир. (Небо)
  • Красная девушка ходит по небу. (Солнце)

– Продолжаем игру-путешествие. (На экране появляется планета Венера.)

Планета Венера получила свое название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче всех звезд и хорошо видна невооруженным глазом. На поверхности планеты +500 градусов. Она предлагает следующее задание: прочитать текст и найти существительные винительного падежа.

Ученики читают текст задания 308-го и выписывают существительные винительного падежа.

Совершая (что?) путешествия, можно облететь (что?) Землю

– На какие вопросы отвечают существительные винительного падежа? (Существительные винительного падежа отвечают на вопросы что? кого? на кого? во что? на что? когда? куда? какой?)

IV. Физминутка

– Продолжаем путешествие по Солнечной системе. Перед нами планета Марс. (На экране появляется планета Марс). Марс – это красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, получил название в честь древнегреческого бога войны. Средняя температура на ней – 70 градусов.

– Планета Марс предлагает просклонять слова мужского рода космонавт и скафандр в единственном и множественном числах.

Ед.ч.

скафандр                                            космонавт
скафандра                                          космонавта
скафандру                                          космонавту
скафандр                                            космонавта
скафандром                                        космонавтом
о скафандре                                        о космонавте

Мн. ч.

скафандры                                         космонавты
скафандров                                        космонавтов
скафандрам                                        космонавтам
скафандры                                         космонавтов
скафандрами                                     космонавтами
о скафандрах                                     о космонавтах

– Какой набор окончаний у них? Одинаковы   ли окончания у этих слов? (Ответы учеников)
– Это указывает на какое различие?
– Может форма винительного падежа указывает на живой или неживой предмет только в словах мужского рода? Попробуем просклонять существительные женского рода.

Ед.ч.                    Мн.ч

планета             планеты 
планеты            планет
планете             планетам
планету             планеты
планетой          планетами
о планете          о планетах

женщина                 женщины
женщины                женщин
женщине                 женщинам
женщину                 женщин
женщиной               женщинами
о  женщине             о женщинах

– Проверьте, одинаковы ли окончания винительного падежа в единственном числе в таких словах: небо и животное. А во множественном числе?
– С каким падежом сходна форма винительного падежа у слов, называющих неживые предметы? А у слов, называющих живые предметы?

V. Вывод делают сами учащиеся

– Форма винительного падежа у слов, называющих неживые предметы, совпадает с формой именительного падежа и  в единственном и множественном числах. Форма винительного падежа у слов, называющих живые предметы, совпадает с формой родительного падежа в обоих числах или только во множественном числе.

V. Чтение правила по учебнику

– Планета Марс предлагает закрепить новую тему по заданию 418. Составить и написать предложения, дописав и выделив окончаний слов, отвечающих на вопросы кого? что?

(На экране появляется планета Земля)

– Дети, вас ждет планета Земля. Юные космонавты,  вы побывали в планетах земной группы и хорошо справились с космическом заданием. Сделайте вывод: чему вы научились  в игре-путешествии?

– Внимание! Внимание! Всем приготовиться к спуску!
– Есть приготовиться к спуску!
– Всем отстегнуть ремни!
– Есть отстегнуть ремни!
– Открыть люки!
– Есть открыть люки!
– Вы достойно прошли испытание, в полете доказали, что много знаете, умеете.

VI. Оценивание ответов учащихся

VII. Домашняя работа: задание 419, дописать окончания существительных и повторить окончания одушевленных и неодушевленных существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одушевленные и неодушевленные существительные

Данная презентация относится к уроку по русскому языку в 3 классе по программе "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на дистанционном сайте "Продленка"...

Урок по теме "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок для 3 класса. Разработан в виде исследования. Перед началом урока ставится проблемный вопрос. На протяжении всего урока дети делают открытия и находят ответ на проблему....

Одушевленные и неодушевленные существительные

Различие одушевленных и неодушевленных существительных...

Урок на тему Одушевленные и неодушевленные существительные

Открытый урок для учащихся 3 классов на тему " одушевленные и неодушевленные существительные"...

Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные существительные" в 3 классе

Конпект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные существительные" в 3 классе содержит подробное описание урока, его частей, работы на каждом этапе урока с описанием видов деяте...

Конспект урока "Одушевленные и неодушевленные существительные" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленнные существительные" для 3 класса с использованием заданий сайта Учи.ру....