" Ударные и безударные окончания имен существительных 1скл., 2 скл., 3скл."
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МАОУ Барыбинская средняя общеобразовательная школа
Урок-путешествия по русскому языку в 4 классе
на тему «Ударные и безударные окончания имен существительных 1скл., 2скл., 3скл.»
Учитель Медведева Любовь Николаевна
30.11.2009г.
г. Домодедово мкрн. Барыбино
Тема урока: Ударные и безударные окончания имен существительных 1скл., 2скл.,3скл.
Цель: на основании понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания
окончаний имен существительных; развитие орфографических навыков, разбора
слов; воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: карта-путешествия, карточки со словами, памятка, карточки с
упражнениями по чистописанию, учебник.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Чистописание.
У каждого ребенка индивидуальная карточка с упражнениями по чистописанию.
3.Изучение нового материала.
Учитель читает стихотворение.
Есть много интересных слов, их знаете давно.
Вот, например, собака, стол, часы, жираф, кино.
И долго можно говорить про разные предметы,
Возьмем слова утюг, пенал, котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить
Писать, читать, произносить.
- О какой части речи говорится в этом стихотворении?
- Что обозначает имя Существительное? Какие имена существительные мы относим к 1скл., 2 скл., 3 скл.? Привести примеры.
У. Сейчас мы отправимся в необыкновенное путешествие в город Существительное. Улицы этого города имеют разные названия: улица Мужской род, улица Женский род, улица Средний род, улица 1 склонения, улица 2 склонения, улица 3 склонения. На каждой улице есть автобусные остановки для пассажиров. В целях экономии времени каждому из вас дается «проездной билет» - памятка-алгоритм «Как определить склонение, падеж и написать безударные окончания имен существительных». ( у каждого ребенка памятка).
1.Поставить имя существительное в начальной форме(именительный падеж единственного числа)
2.Определить склонение существительного.
3.Определить падеж существительного.
4.Вспомнить окончания этого склонения в нужном падеже.
У.: Перед тем как отправиться в путь, напишите буквы в окончание имен существительных по падежам (у каждого ребенка карточка со словами разных склонений: конфета, поле, ночь)
падежи | слова | ||
конфета | поле | ночь | |
Именительный | |||
Родительный | |||
Дательный | |||
Винительный | |||
Творительный | |||
Предложный |
У.: Во время путешествия по г. Существительному мы узнаем, как пишутся безударные окончания имен существительных. Итак, в путь.
Первая остановка «Проверяйка». Проверка букв, которые вы написали в карточках(буквы пишутся на доске). Составить и записать с этими словами 3 предложения.
- Следующая остановка «Думайка». Выполнение самостоятельно упр. 184.
- Остановка «Проверяйка». (Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями).
У.: На этой остановке случилось непредвиденное. Один из пассажиров потерял «проездной билет», наверное потому,что в самостоятельной работе были допущены ошибки. Мы тронемся в путь, если ответим на дополнительный вопрос. Назовите в этом упражнении слова с безударной гласной в корне проверяемой ударением.
- Следующая остановка «Словознайка». Словарная работа. Записать отгадки и определить склонение имен существительных.
а) Едет конь стальной рычит, сзади плуги волочит. (трактор)
б) Асфальтированна скоростная дорога. (шоссе)
в) Чтобы было где писать, в школе нам нужна …. (тетрадь)
г) Кто альбом раскрасит наш – ну, конечно, …. (карандаш)
д) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)
е) Угадайте, что за шапка, меха целая охапка,
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (заяц)
Ж) Деревянная дорога, вверх идет она отлога,
Что ни шаг – то овраг. (лестница)
з) Когда спело: душисто, румяно, золотисто,
Будто медом налилось, видны семечки насквозь.(яблоко)
- Остановка «Проверяйка». Если существительное 1 скл. – прыжок, 2 скл. – присесть, 3 скл. наклон вперед.
- Остановка «Дополняйка». На доске записаны предложения. Списать их и дописать пропущенные окончания имен существительных.
До пристан. нас довезли на машин. . К рек. бегут ребята. По лесной тропинк. идут туристы.
- Остановка « Распределяйка». Записать имена существительные в три столбика по падежам.
У собаки, в тетради, в городе, без пальто, к опушке, в книге, на полке, к лошади, у матери.
-Остановка «Запоминайка». Диктант- игра «Кто больше запомнит и правильно запишет».
а) Весна, осина, береза. б) Цветок, пушок, полет. в)Улица, трава, зелень.
Проверка: прочитать слова 1 скл., 2 скл., 3 скл.
4. Домашнее задание.
Упражнение № 181.
5. Итог урока.
Вот и подошло к концу путешествие по городу Существительному. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю благополучно завершить поездку. Я благодарю вас всех. Жители города Существительного – три склонения имен существительных,- довольны, ведь вы чаще всего верно определяли безударные окончания имен существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных
Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...
"Правописание ударных и безударных окончаний имён существительных".
урок закрепления...
Конспект урока «Ударные и безударные окончания имён существительных»
Урок русского языка предназначен для проведения в 4 классе....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Ударные и безударные окончания имён существительных"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Ударные и безударные окончания имён существительных" с приложениями к уроку....
Урок русского языка в 3 классе "Ударные и безударные окончания имён существительных"
Учащиеся повторяют алгоритм правильного написания безударного окончания имени существительного...
Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударные и безударные окончания имён существительных" 4 класс УМК "Школа России"
Урок русского языка в соответствии с ФГОС НОО...